Познакомить учащихся с жанрово-стилевыми направлениями джаза 2-ой половины ХХ века.
Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений.
Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка джаза этого периода.
Выработать умения характеризовать жизнь и творчество, специфику исполнительской стилистики, особенности музыки джаза этих направлений на примере творчества ведущих музыкантов, коллективов по технологии.
Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками джаза этих направлений профессиональными музыкантами ХХ века и современности.
Научить творчески применять полученные знания на практике.
| Характеристика стилей: би – боп, биг-бэнд-боп, прогрессив, хард-боп, фанки, соул, кул-джаз, боссанова-джаз, модальный джаз, фри-джаз, «Третье течение», джаз-рок, фьюжн. Виртуозы-инструменталисты - основоположники школ современного джаза. Би-боп – первый значительный стиль современного джаза. Происхождение термина. Исторические и социальные предпосылки появления стиля. Важнейшие тенденции, свойственные данному стилю /модернизация блюзовых традиций, сольная импровизация, новаторство в области мелодики, фразировки, гармонического языка и формы/.
«Клуб Минтона» в Нью – Йорке. Творческие портреты /по выбору/ Д. Гиллеспи, Ч. Паркера, Т. Монка, Ч. Кристиана, К. Кларка.
Эволюция би – бопа в 1940е годы. Большой оркестр Д. Гиллеспи.Латиноамериканские ритмы. Афро – кубинский джаз. Развитие гитарного исполнительства. Босса-нова /А. К. Жобим, Чарли Бёрд, С. Гетц, Л. Альмейда и блюзовая гитара У. Монтгомери/. Стиль «прогрессив» - один из стилей концертного джаза, возникший в 1-й половине 40-х годов на основе традиций свингового биг-бэнда. Продолжение эксперимента в области афро-кубинского джаза. Оркестры В. Германа, С. Кентона, Г. Эванса, Дж. Рассела.
Кул – джаз /холодный джаз/. Предпосылки его возникновения в конце 40-х годов.Влияние творчества Бейдербека, Янга, негритянских джазменов-боперов. Радикальное изменение «настроения» джазовой музыки с приходом стиля «кул». Усложнение гармонического языка, полифонизация фактуры. Основополагающая роль белых джазовых музыкантов в разработке данного стиля. Ансамбли 50-х годов / М. Дэвиса, квартеты Д. Брубека, Дж. Маллигена, «MJQ» («Модерн джаз квартет»). Их роль в развитии полифонического стиля в джазе.
Хард – боп / букв. твёрдый, жёсткий боп/. Обращение ведущих молодых джазменов к жанрам афро-американского фольклора /воздействие ритм-энд-блюза/. Квинтет Х. Сильвера, «Сонни» Ролинс, «Джаз-мессенджерс» А. Блейки. Фанки – стиль (англ. fanky – уклончивый, терпкий, пряный) – исполнительская манера игры, разработанная музыкантами хард-бопа. Ф.-с. родственен архаической культовой негритянской музыке и джазовому стилю «соул», ориентирующемуся на традиции блюза и афро-американского фольклора; ему свойственны: экспрессивная хот-манера звукоизвлечения, интенсивное блюзовое интонирование, сквозной офф-бит, экстатичность. Ведущие представители: А. Блейки, квинтет Х. Сильвера, А. Блэйки, квинтет братьев Эддерли.
Стиль «соул» (англ. soul jazz) – разновидность хард-бопа в малых группах и больших оркестрах /Куинси Джонс, Оливер Нельсон/; яркие представители - саксофонист Бенни Голсон, корнетист Нат Эддерли, пианист Бобби Тимонс.
«Третье течение». Д. Льюис, М. Джексон и «Модерн джаз квартет». Стремление к синтезу композиторского и исполнительского начал. Гюнтер Шулер.
Авангардистские школы в джазе 1960х годов. Фри – джаз /Свободный джаз. Причины возникновения. Характерные черты стиля. Авангардистские формы джаза. О. Коулмен, С. Тейлор, А. Шепп, Ч. Мингус, Дж. Колтрейн и их роль в развитии современного джаза и рок-музыки/. Модальный джаз. Творческий портрет Майлса Дэвиса.
Джаз – рок и фьюжн. Формирование джаз-рока на основе джаза и рок-музыки. Ведущие представители. Стилевое направление «фьюжн» /сплав, слияние/. Его возникновение в 70-е годы в результате синтеза джаз-рока, элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора.
Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений
| Учащийся:
описывает генезис джаза 2-ой половины ХХ века, характеризует жанрово-стилевые направления;
формулирует основные понятия, терминологию музыкального языка джаза 2-ой половины ХХ века;
имеет представление о жизни и творчестве ведущих музыкантов, коллективов этого времени;
владеет умениями характеризовать особенности музыки, исполнительской стилистики ведущих музыкантов этих направлений по технологии;
называет джазовые произведения и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки джаза 2-ой половины ХХ века профессиональными музыкантами ХХ века и современности;
творчески применяет полученные знания на практике.
|