Тема 3.2. Другие жанрово-стилевые направления ЭМК XX века и современности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 3.2. Другие жанрово-стилевые направления ЭМК XX века и современности

2021-03-17 89
Тема 3.2. Другие жанрово-стилевые направления ЭМК XX века и современности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познакомить учащихся с генезисом других жанрово-стилевых направлений ЭМК ХХ века и современности на примере жанрово-стилевых направлений. Дать представление о ведущих музыкантах, коллективах – представителях этих жанрово-стилевых направлений. Сформулировать основные понятия, терминологию музыкального языка этих направлений. Выработать умения характеризовать жизнь и творчество, специфику исполнительской стилистики, особенности музыки других стилевых направлений ЭМК ХХ века и современности на примере творчества ведущих музыкантов, коллективов по технологии. Познакомить с аутентичным исполнительством и реконструкцией, обработками музыки этих направлений профессиональными музыкантами современности. Познакомить с передовыми взглядами искусствоведов о тенденциях развития современной мировой музыкальной эстрады. Научить творчески применять полученные знания на практике.   Соул, фанк, реггей, диско, «Новая волна» (1950 -1970х г.). Этническая музыка. Поп – музыка (1950-2000е г.г.). Рэп, рэйв (с кон. 1970х г.). Альтернативная музыка (1985-95е г.г.) Соул (матоун–стиль, мемфис–саунд) – (англ. soul - душа) – 1. Название всей афроамериканской фольклорной музыки, связанной с блюзовой традицией. 2. Стиль вокальной афроамериканской музыки, возникший после Второй мировой войны (50-е г.г.) на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга. Соул в исполнении как чёрных, так и белых артистов стал очень влиятельным стилем в мировой поп-музыке, его элементы используются практически всеми исполнителями, за исключением наиболее альтернативных. Наиболее известные исполнители – Арета Франклин, Рей Чарльз, Роберт Флак, Джо Кокер, Уитни Хьюстон, Стиви Уандер, Мэрайа Кэрри, Селин Дион, Майкл Болтон. Матоун-стиль (англ. motown) – соул-стиль конца 50-х и 60-х г.г. ХХ века в США, характеризующийся танцевальностью, некоторой гармонической изощрённостью, ориентацией на публику больших городов, на стандарты белой поп-музыки, и более того, в значительной степени – на белую аудиторию, оставаясь в то же время в рамках соул. М.-с. нередко характеризуют как поп-соул или поп- госпел. История развития этого стиля связана с деятельностью звукозаписывающей фирмы «Motown» в Детройте. Наиболее популярные исполнители: певец и автор песен Смоуки Робинсон (из группы «Miracles»), группа «Supremes» (с солисткой Дайяной Росс), «Temptations», «Commodors», «Four Pops». Среди «звёзд» - вокалистов, постоянно записывавшихся на «Motown», - Глэдис Найт, Марвин Гей, Стиви Уандер, Лайонел Ричи, Майкл Джексон. Мемфис-саунд – (англ. Memphis sound) – разновидность т.н. мемфисского соул-стиля конца 50-х и 60-х г.г. ХХ в. в США, отличающегося особым подходом к аранжировке и технике записи, который характеризуется активным присутствием секции духовых в оркестровке, сочетанием типичных для кантри-вестерн линий баса с манерой фортепианного аккомпанемента в стиле госпел. История развития и популяризация этого соул-стиля связана с деятельностью фирмы «Stax» в Мемфисе. Наиболее яркие представители фирмы «Stax» - певцы Оттис Реддинг, Айзек Хейз, Уилсон Пикет, Руфас Томас, Альберт Кинг, дуэт «Sam and Dave».   Фанк, фанк(и)-рок -  (с кон. 1950- 60х г.г., англ. Fank(y)-rock) – афроамериканская танцевальная музыка (танцевальная разновидность соула) с выделенными ударными, для которой характерны минимальная мелодичность и активное синкопирование. Традиции Ф.-р. восходят к несложным композициям Джеймса Брауна начала 1960-х г.г., прослеживаются в музыке таких групп, как «Booker T/ And MG`s», «Sly And The Family Stone», «Ohio Players», «Parliament Funkadelic» и др.. Ф.-р. с более простым ритмом стал основой ритмической структуры стиля диско. В конце 70-х г.г. Ф.-р. превратился в своего рода пренебрежительный термин – в среде профессиональных музыкантов мелодическая убогость компенсируется ритмическими выкрутасами. Эпитет «фанки», т.е. «посредственный», «незатейливый», сейчас часто используют английские и американские критики при рецензировании пластинок. Таким образом, в своём первоначальном значении термин «фанк» практически исчез из обихода, хотя использование элементов этого стиля в композициях последних лет говорит о том, что музыкальное долголетие Ф.-р. обеспечено: в середине 70-х фанком заинтересовались белые музыканты,  а в начале 80-х он, вытеснив с танцполов диско, практически господствовал в мировой поп-музыке; фанк-бум утих к началу 90-х, однако элементы стиля к этому времени проникли практически во все области поп- и рок-музыки. Фанк – важнейшая составляющая современной музыкальной моды. Представители: Джордж Майкл, «Level 42», «Shakatak», «Earth», «Wind and Fire», «Kool and The Gang», «The Temptations», Майкл Джексон.   Реггей /регги/ (к сер. 1970х г.) – (англ. reggae) – стиль сформировался на Ямайке (Вест-Индские острова) на базе ритм-энд-блюза, соула и калипсо. Первоначельно представлял собой гимны последователей растафарианства, однако начиная с 1973 г. регги заинтересовал многих белых рок- и поп-музыкантов: уже в этом году композиции в ритмах регги написали «The Rolling Stones» и «Led Zeppelin». Лишившийся религиозной подоплёки регги стал очень популярен по всему миру к концу 70-х, удерживая свои позиции в поп-музыке до сих пор. Происхождение термина «Р.» объясняют по-разному: 1) связывают его с английскими словами «рэггид-ритм» (англ. regged rhythm – рваный, истрёпанный ритм); 2) связывают с жаргонным названием уличной женщины в Кингстоке (столице Ямайки) – «стреггей» (streggae); 3) «регга» (regga) – негритянское племя в Таганьике, говорящее на языке банту. В музыкальном обиходе слово «Р.» впервые появилось в 1968 г. в связи с группой «Mytals», диск которой так и назывался: «Do the Reggae». Признанным королём Р. является певец и автор песен Боб Марли (настоящее имя – Роберт Неста Марли). Используемый состав – электрогитара, бас-гитара, ударные, электроорган, иногда – группа духовых инструментов. Основные особенности Р. – умеренный темп, размер 4/4, акценты в аккомпанементе на 2-й и 4-й доле, синкопированный рисунок баса (сильные доли такта игнорируются или сдвигаются), брейки на высоких тонах или тимбалес. Известнве исполнители – Боб Марли (лидер группы «Bob Marley and the Wailers»), Джимми Клифф, Ли Пери, Питер Тош, группы с Ямайки «Toots and the Maytals», «Burning Spear», «Big Youth» и др..  Диско (начало 1970-х г.г.) – (англ. - Disco) –  танцевальная ритмическая музыка, развившаяся из соул и фанки в середине 1970-х г.г. в США. Приобрела широкое распространение на молодёжных дискотеках. Пик распространения и популярности Д.м. приходился на 70-е г.г.. Европейский вариант дискомузыки – «Евродиско» (Eurodisco), значительно повлиявший на дальнейшее развитие поп-культуры. Д.м., несмотря на свою ритмичность, громкость и кажущуюся энергичность, стала музыкой для психически более вялой аудитории, не способной по-настоящему отвечать на энергетический напор хард-рока или фанки. Д.м. исчезли какие-либо намёки на социальные, расовые и любые другие проблемы в текстах, и она превратилась, образно выражаясь, в чисто прикладное явление, аналогичное красивым обоям или кафелю в ванной. Роль гитары в Д.м. сведена к нулю. На основе монотонного аккомпанемента с ровными ударами «бочки» (большого барабана) на каждую четверть, безо всяких синкоп и т.н. «сбивок», звучат струнные, духовые и вокальные группы. Одним из важных факторов перерастания массовой танцевальной музыки в диско было появление синтезаторов, секвенсеров, поначалу создавших в звучании Д.м. особую ритмическую структуру, а затем и подменивших все натуральные инструменты, включая ритм-секцию (бас-гитару и барабаны). Д.м. была впитана практически всеми известными направлениями, в результате чего появился ряд суррогатов, являющихся, по сути дела, сильно разбавленными растворами своих оригиналов – диско-джаза, диско-рока, диско-фанки, диско-классики, техно-диско и т.д.. Среди наиболее популярных оригинальных исполнителей Д.м. – группы «Boney M», «Silver Conventions» (ФРГ), «ABBA» (Швеция), «Soul City Orchestra», «Taste of Honey», певицы Глория Гейнор, Дайяна Росс, Донна Саммер (США) и др.. Дискотека (англ. discotheque) – 1. Форма организации досуга молодёжи. Прослушивание музыки с комментариями т.н. диск-жокея (ди-джея). Музыка в Д. обычно сопровождается световыми эффектами, демонстрацией слайдов и т.д.. Программы Д. могут иметь тематический характер, но чаще – развлекательный, с танцами и пением. 2. Собрание граммофонных пластинок, компакт-кассет, лазерных дисков. Одной из функций первых дискотек была проверка на публике новых записей. В дальнейшем такие места стали называться дискотеками или сокращённо – диско. В настоящее время в смысле Д. чаще используется термин «фонотека». «Новая волна» 1970х г. – (англ. new weve) – общий термин для обозначения новых стилей, возникших в США и Европе в 1977-1984 г.г., определяющим фактором которого стал научно-технический прогресс в производстве электромузыкальных инструментов и музыкальных компьютеров, возникшее с процессом становления новой, постпанковской культуры, с профессионализацией множества полусамодеятельных рок-групп. На 70 процентов «волна» - прямое последствие панка, на 30 – глэм-рока и британского авангарда начала 70-х («The Police»). Под понятие «новая волна» в принципе подпадает что угодно, от Боба Марли до постпанк-рокабилли «The Stray Cats», но в более традиционном понимании – это наиболее известные английские группы начала 80-х, работавшие в стилях синти-поп, неоромантизм, соул-фанк: «Duran Duran», «Adam and The Ants», «Depeche Mode», «Spandau Ballet», «Eurythmics», «The Human League», «The Culture Club», «Omd», «Level 42», «Ultravox». Европейскую «волну» достойно представляли «A-ha», американскую – «Blondie» и «The Cars». После 1987 г. большинство групп «волны» впало в затяжной кризис, часть из них распалась, и лишь самые выдающиеся представители стиля успешно вошли в 90-е. Этническая музыка /на примере творчества  «Deep Forest», «Ravi Shankar», «Enigma», «Dead Can Dance»,  Enya, «Троiца», «Latino» и др. / Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Терминология. Английский термин «world music» (музыка мира) относится ко всей музыке, не История. Классическая музыка. Обращение западной цивилизации к экзотическим для неё традициям народной музыки и музыки других цивилизаций уверенно прослеживается начиная с музыки барокко. Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки. При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака, написавшего «Славянские танцы» под влиянием народной музыки народов Центральной Европы и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки негров и аборигенов Северной Америки. На классической, а позднее джазовой сцене XX века музыкальная архаика утверждается как самостоятельное направление в виде неофольклоризма. «Танец семи покрывал» из оперы Р. Штрауса «Саломея» называют одним из первых и самых ярких образцов авторской эстетизации фольклора. В 1913 году Игорь Стравинский поэтизировал язычество в балете «Весна священная», который явился своеобразным манифестом неофольклоризма. Его влияние заметно сказалось на произведениях Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина и других в России, а за рубежом — Бартока и Кодая в Венгрии, Мартину в Чехии, де Фалья в Испании, Вила-Лобоса в Бразилии, Чавеса в Мексике и многих других. XX век. Большое влияние этническая музыка (особенно музыка Востока) оказала на таких американских композиторов XX века, как Генри Коуэлла, Джона Кейджа, Лу Харрисонa и Аланa Хованессa. В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар. В ту же эпоху широкую популярность приобрел относимый в англоязычной культуре к «мировой музыке» стиль регги, берущий начало в духовной музыке Ямайки, и его крупнейший исполнитель Боб Марли. В 1980-х годах на Западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. Пересечение с такими стилями, как:  рок-музыка, поп-музыка, электронная музыка, экспериментальный эмбиент. В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Народные ансамбли. Инструменты. Этнический вокал. Поп – музыка (1950-2000е г.г.) – (англ. pop music, сокращ. от popular music – общедоступная, популярная музыка) – 1. Понятие, охватывающее разнообразные стили, жанры и направления массового музицирования, установившееся к 1960-м г.г.. П.-м. стала возможной с наступлением эпохи массовых коммуникаций – звукозаписи, радио, телевидения, кино. 2. Современная П.-м. имеет характерные субкультурные и контркультурные тенденции, обращённость в основном к молодёжной аудитории, оппозиционно настроенной по отношению к официальной культуре. В значительной части она проникнута духом нонконформизма, нарочито декларирует противостояние хорошо налаженной коммерческой музыкальной индустрии (хотя сама отнюдь не чужда коммерциализации); в своём бытовании опирается в немалой мере на полупрофессиональные и непрофессиональные («андеграунд») формы музицирования; отличается пристрастием к использованию средств прямого и максимально интенсивного воздействия на сенсомоторную сферу психики; к гипертрофированному культу брутальной ритмической энергии, к сплаву песенно-танцевального начала с элитарно-авангардистскими амбициями и стремлением к освоению новейших достижений звуковой инженерии (электроинструменты, электронный синтез звука) и др.. Вместе с тем современная П.-м. в конечном счёте неизбежно интегрируется в «истэблишмент» мировой «массовой культуры». П.-м. поставлена на поток индустрии развлечений; в связи с этим возникла поп-индустрия – пропагандистская, рекламная, с выпуском плакатов, маек, значков и т.п.. /творческие портреты музыкантов по выбору/ Рэп (с кон. 1970х г.): характеристика стилевого направления на примере творчества ведущих музыкантов. Рэп (англ. rap, rapping "стук, удар; выкрик") — мелодизированный речитатив, обычно на фоне однообразного остинато. Исполнитель рэпа называется рэ́пером. Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп, поэтому термин (особенно в бытовом разговоре) часто используется как синоним понятия «хип-хоп». Однако рэп как речитатив присутствует не только в хип-хоп-музыке, но и в других жанрах: многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп; достаточно часто, особенно в связи с высокой популярностью, рэп используется в поп-музыке, образуя поп-рэп; в рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного R-n-B также нередко используют рэп в своих композициях. Рэп отличается от устной поэзии тем, что рэп обычно исполняется с музыкальным сопровождением и подчинён музыкальному ритму, а не стихотворному размеру. Рэп обычно исполняется в битами, обычно с диджеем, тёрнтейблистом, битбоксером или исполняется а капелла без сопровождения. Этимология. История. Термин «хип-хоп». Хип-хоп-музыка. Музыка хип-хоп достаточно разнообразна. Она может быть проста, но в то же время интересна и мелодична. Её основу составляет бит — ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (англ. backbeat): клэп (англ. clap) — однократный звук, похожий на хлопок; снэр, снейр (англ. snare) — звук ведущего барабана, чёткий и короткий. Также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей). Также важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) — англ. kick drum. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп-музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты). Интересные факты. Хип-хоп (музыкальный жанр). Направление: популярная музыка. Истоки: фанк, диско, соул, регги, spoken word, блюз. Место и время возникновения: 1974 год, Нью-Йорк; Годы расцвета: 1990-е — настоящее время. Производные: ритм-н-блюз, нью-джек-свинг, рэпкор, рэп-метал, ню-метал, кранккор, реггетон, евродэнс, трип-хоп, абстрактный хип-хоп. Примеры хип - хопа: Grandmaster Flash & The Furious Five - The Message, The Sugarhill Gang - Rapper's Delight, Eminem – Stan.. Хип-хоп (англ. Hip-hop) — музыкальный жанр, сочетающий рэп (ритмичный речитатив) с электронным битом, сэмплами и прочим музыкальным сопровождением в исполнении ди-джея. Хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» стилей, таких как поп-рэп, до агрессивных — хардкор-рэп, хорроркор. Тематика текстов бывает различной, от лёгкой и непринуждённой (например, в клауд-рэпе) и даже комедийной (комедийный хип-хоп) до рассказа о социальных проблемах (осознанный хип-хоп) или жизни преступного мира (гангста-рэп). Существует также фристайл, в котором исполнитель импровизирует текст на ходу, и инструментальный хип-хоп без текстов совсем. История. Жанрово-стилевые направления. Поджанры. Хип-хоп в кинематографе.  Рэйв (с кон. 1970х г.) – (англ. rave – бессвязная речь, неистовство, увлечение) – одно из направлений популярной музыки, появившееся в Англии в конце 1980-х г.г. в результате слияния стилей рэп и индастриал. Черты: быстрый темп, громкий монотонный аккомпанемент, речитативного характера вокал; состав ансамбля – электрогитары, бас-гитара, синтезаторы, вокал.   Техно-поп (англ. techno - pop) – разновидность коммерческой музыки, при создании которой используются жанровые готовые компьютерные шаблоны (диско, рэп, рок и др.), где не требуется больших творческих усилий для создания аранжировок (фонограмм) к песням. Черты: механистичность, использование синтезированных «детских», «игрушечных» тембров и обилие звукошумовых эффектов. Другие направления:  эмбиент, транс, нью – эйдж, хардкор, интеллиджент данс мьюзик.   Альтернативная музыка (1985-95е г.г.):  грандж (англ. grunge – рок-стиль, возникший в г. Сиэтле (США) в 1990-х г.г.; инструментальный состав – 2 электрогитары, бас-гитара, ударные и вокал; основная особенность Г. – противопоставление коммерческой «ухоженной» поп-музыке, в результате – простые гармония и ритм, огрубленные тексты песен. Наиболее известные в этом стиле группы «Nirvana», «Pearl Jam» и др..),   индастриал – (англ. – industrial – промышленный, индустриальный) – одно из направлений рока, появившееся в середине 80-х г.г. ХХ века в США. Инструментальный состав – электрогитары, бас-гитара, ударные и вокал. Черты: быстрый темп, громкий монотонный аккомпанемент, обработанный звуковыми эффектами для придания ему жуткого нереального тембра вокал. Известные исполнители: группы «The Revolting Cocks», «KMFDM», «Nine Inch Nails». Другие направления – кроссовер, лоу-фай. Современные тенденции развития мировой музыкальной эстрады. Прослушивание/видеопросмотр, анализ музыкальных произведений Учащийся: описывает генезис других жанрово-стилевых направлений ЭМК ХХ века и современности, характеризует эти направления; формулирует основные понятия, терминологию музыкального языка этих направлений; имеет представление о жизни и творчестве ведущих музыкантов, коллективов - представителей жанрово-стилевых направлений этого времени; владеет умениями характеризовать особенности музыки, исполнительской стилистики ведущих музыкантов, коллективов этих направлений по технологии;  называет произведения других жанрово-стилевых направлений ЭМК ХХ века и современности и классифицирует аутентичное исполнительство и реконструкцию, обработки рока профессиональными музыкантами современности; высказывает суждение о тенденциях развития современного мировой музыкальной эстрады; творчески применяет полученные знания на практике.    

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.