Слушаем: Глинка «Жаворонок», ноктюрн «Разлука», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Слушаем: Глинка «Жаворонок», ноктюрн «Разлука», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

2021-03-17 97
Слушаем: Глинка «Жаворонок», ноктюрн «Разлука», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                 Задание 61. Балакирев. «Могучая кучка».  Бородин.

    Мы помним, что Глинка так и не получил настоящего признания широкой публики при жизни. Поддерживала его только небольшая группа друзей. Но за два года до смерти он познакомился с юношей, которому суждено было стать продолжателем его главного дела – развития русской музыки. 19-летний Милий Балакирев приехал в Петербург из Нижнего Новгорода. Он уже успел поучиться в университете на математическом факультете, но бросил математику, решив посвятить себя музыке.

У Балакирева были феноменальные музыкальные способности: услышав произведение один раз, он тут же мог его сыграть. Как и многих будущих композиторов, в детстве его учила мать, а в 10 лет он немного зани-

мался у знаменитого тогда педагога ДюбЮка. Всего лишь 10 полученных у Дюбюка уроков (на большее не хватило денег) дали Балакиреву правильные приемы игры, и в будущем он стал первоклассным виртуозом.

Приехав в Петербург, юноша вскоре стал модным пианистом, очаровывавшим своей игрой богатых дам. Но очень скоро Балакирев понял, что такая жизнь – не для него! Встреча с Глинкой изменила его судьбу: он понял, что его долг – посвятить себя русской музыке. Но «один в поле – не воин», и Балакирев решил найти единомышленников. Постепенно он собрал вокруг себя нескольких молодых людей: двух офицеров, будущего моряка и ученого-химика. Все они были музыкантами-любителями –то есть занимались музыкой только в свободное от службы и работы время: немного играли на фортепиано и сочиняли небольшие пьесы и романсы.

Своей необыкновенной интуицией Балакирев увидел в этих никому тогда не известных юношах талант и решил сделать все, чтобы они стали композиторами. Для начала нужно было их убедить в том, что они могут и должны писать настоящую русскую музыку, а не легкомысленные подражания модным  итальянским композиторам. Балакирев был настоящий лидер: сила его убеждения была такова, что двое из них даже бросили свое основное занятие, чтобы полностью посвятить себя музыке. 

Проблема была в том, что все они были мало образованы в музыке: ни музыкальных школ, ни консерваторий в России тогда не было. И Балакирев взялся за дело: по вечерам впятером они собирались у кого-нибудь на квартире и изучали теорию музыки, гармонию, проигрывали музыку Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена, и, конечно, Глинки – в общем, все, что написали к тому времени великие композиторы. Вскоре участники кружка уже писали свою музыку и приносили ее на суд Балакирева. Придирчиво прослушивая эти произведения, он порой вычеркивал целые страницы … Но постепенно мастерство композиторов становилось все увереннее, и через несколько лет каждый из них стал настоящим профессионалом.  

Такова история появления «МОГУЧЕЙ КУЧКИ» -- знаменитого кружка русских композиторов, писавших музыку о России, ее истории, о нелегкой жизни русского народа. А такое необычное название кружку дал Стасов – критик и друг «Могучей кучки» -- он помогал ее участникам, пропагандировал их музыку, защищал от недоброжелателей, а их поначалу было немало…  

Сегодня мы познакомимся с музыкой одного из участников «Могучей кучки». Александр Порфирьевич Бородин написал всего лишь одну оперу, 16 романсов и две с половиной симфонии... Один из его романсов --            

«Спящая княжна». «Спит, спит в лесу глухом, спит княжна волшебным сном, спит под кровом тёмной ночи, сон сковал ей крепко очи...»   

Действие единственной оперы Бородина «Князь Игорь» происхо-дит очень давно – 800 лет назад! Она рассказывает о неудачном походе русского князя на степных кочевников-пОловцев. Войско князя разбито и он вместе с сыном попадает в плен. Предводитель половцев – хан Кончак, хвастаясь своим могуществом, устраивает для Игоря праздник – половцы пляшут и поют перед ним. Среди них и пленные девушки-невольницы: «Улетай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша, туда, где мы тебя свободно пели, где было так привольно нам с тобою».

Самостоятельное чтение: Всю жизнь Бородин проработал химиком, он был «прародителем» пластмассы. Бородин учился в Медико-хирургической академии и потом сам в ней преподавал. На музыку оставалось очень мало времени, хотя одно химическое изобретение помогло ему в написании музыки… Кстати, вообще-то его должны были звать Александр Лукич Гедианов (если попросите, я, может быть, раскрою все секреты…).

  Вопросы к уроку: 1.Запомните историю создания «Могучей кучки». Какова была главная цель этих композиторов? 2. Запомните фамилии участников «Могучей кучки».  3. Чем романс «Спящая княжна»  отличается от всех историй о спящих красавицах? 4. Что вы знаете об опере «Князь Игорь»? 5. Как вы думаете, чем жизнь Бородина отличается от жизни всех известных нам композиторов?

Слушаем: Бородин «Спящая княжна», Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь».

                                                        Задание 62. Римский-Корсаков.

   Сегодня наша история – о самом «сказочном» русском композиторе.

С Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым мы уже немного знакомы. В первом классе мы слушали фрагменты его опер «Снегурочка» и «Садко». Кроме этого, из 15 опер Римского-Корсакова по сказкам написаны «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и «Кощей Бессмертный».

    Одно из самых знаменитых в мире оперных интермеццо (небольшая оркестровая пьеса в опере)«Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане». Этот крошечный номер, звучащий чуть больше минуты, исполняется сейчас не только на всех инструментах, но даже и вокалистами. Виртуозы всего мира соревнуются, кто исполнит «Полет шмеля» за самое короткое время. С помощью хроматической гаммы композитор показал назойливое и настойчи-вое жужжание шмеля, в которого Царевна-Лебедь превратила Гвидона, чтобы он смог слетать к своему отцу Салтану, не знавшему, что сын жив.

  Вы, конечно, помните три чуда, которые были в городе Леденце на острове Буяне: белка, грызущая орешки и напевающая песенку, тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором и Царевна-Лебедь, у которой «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В опере «Сказка о царе Салтане» «Три чуда» -- это оркестровое вступление к последнему действию.  

   Начинается каждое чудо со звучания фанфар, призывающих к вниманию. Волшебную белочку изображает флейта, играющая песню «Во саду ли, в огороде». Затем в музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря. А в третьем чуде композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.

     А знаете ли вы сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь»? Они повествуют о суровом персидском царе Шахриаре, который казнил всех своих жен. И только красавица Шахерезада избежала этой участи: каждую ночь она начинала рассказывать сказку, а утром останавливалась на самом интересном месте. В следующую ночь Шахерезада заканчивала историю и начинала новую…

Римский-Корсаков создал на этот сюжет… нет, не оперу, а симфоническую сюиту «Шахерезада». В сюите 4 части, первая из них называется «Море и Синдбадов корабль». Начинается музыка с темы Шахриара – грозного и жестокого владыки. Следом появляется тема Шахерезады – по-восточному томная, прихотливо изгибающаяся, она звучит у солирующей скрипки с аккомпанементом арфы. Первая сказка – о Синдбаде-мореходе. И конечно, здесь появляется тема моря, сначала спокойная, а потом все более бурная. Тема Шахерезады объединяет всю сюиту: она звучит в начале каждой части.

 

Самостоятельное чтение: Римскому-Корсакову повезло: его музыка почти сразу начала пользоваться успехом у публики. Поэтому его, как известного композитора, пригласили преподавать в Петербургскую консерваторию. Начав работу, Римский-Корсаков пришел в ужас: он понял, что сам плохо знает музыкальную теорию. Ведь сам композитор в консерватории не учился: в его молодости в России их не было. Тогда Николай Андреевич, будучи уже солидным человеком, начал ходить на лекции вместе с юными студентами. Как он говорил: «Поступив в консерваторию профессором, я стал самым усердным ее учеником». …Правда, через 35 лет его уволили, да так, что скандал получился на всю Россию. Но об этом – не сейчас…

Вопросы к уроку: 1. Ч то мы знаем о детстве и юности Римского-Корсакова  (Задание № 3 и 4 из первого

                                     класса)? Заодно вспомните, о чем оперы «Снегурочка» и «Садко»?

      2. Сколько опер у Римского-Корсакова? Какие из них сказочные? А какие написаны по А.С. Пушкину?

      3. Какое оперное интермеццо мы знаем? На какой гамме оно основано?

        4. Что изображено в пьесе «Три чуда»? Это вступление к опере?

      5. Какие ошибки во фразе: «Опера «Шахерезада» написана на сюжет индийской сказки «Тысяча ночей»?

      6. Какие темы звучат в первой части «Шахерезады»? Какая из них объединяет все произведение?

      7. Где работал Римский-Корсаков? Что в этом необычного? Почему в его музыке часто встречаются

              картины моря? В какое содружество русских композиторов он входил?

Слушаем: Римский-Корсаков «Полет шмеля» и «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»,

                                                       «Шахерезада».

                                           Задание 63. Мусоргский.  

  Из всехучастников «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский прожил самую трагическую жизнь. В молодости он был блестящим гвардейским офицером, прекрасно играл на фортепиано отрывки из итальянских опер, восхищая окружавших его дам…. Но однажды Мусоргский познакомился с Даргомыжским и понял, что музыка должна показывать настоящую ПРАВДУ жизни. «Великим учителем музыкальной правды» назвал он Даргомыжского.  Мусоргский решил посвятить себя музыке и ушел в отставку.. Друзья отговаривали его от такого шага – ведь средств к существованию у него не было. Музыка Мусоргского была довольно необычна и не всегда понятна даже его товарищам по «Могучей кучке». А уж недоброжелатели совсем ее не принимали!

 Одним из немногих его друзей был художник Гартман … Последние годы Мусоргского были трагичны: одиночество, безденежье и равнодушие к его музыке привели к смерти композитора в 42 года… 

  У Мусоргского не было семьи и детей, но, по воспоминаниям его знако-мых, он очень хорошо умел ладить с детьми. Приходя в гости к друзьям, он сразу же находил общий язык с малышами. Мы с вами знаем несколько фортепианных циклов, написанных для детей, а у Мусоргского есть вокальный цикл «Детская». В нем 7 песен, но песни эти очень необычны. Каждая песня – это маленькая музыкальная сценка: в одной девочка укачивает куклу, в другой просит няню рассказать сказку, в третьей молится на ночь, перечисляя огромное количество родственников и знакомых. А вот мальчик скачет верхом на деревянной лошадке… Одна из самых известных песен – «В углу»: «--Ах ты, проказник! Клубок размотал, прутки растерял! Ахти! Все петли спустил! Чулок весь забрызгал чернилами! В угол! В угол! Пошёл в угол! Проказник!

--Я ничего не сделал, нянюшка, Я чулочек не трогал, нянюшка! Клубочек размотал котёночек, И пруточки разбросал котёночек. А Мишенька был паинька, Мишенька был умница. А няня злая, старая, У няни носик-то запачканный; Миша чистенький, причёсанный, А у няни чепчик на боку. Няня Мишеньку обидела, Напрасно в угол поставила. Миша больше не будет любить Свою нянюшку, вот что!»

Но, к сожалению, не у всех детей есть детская комната и няня…. Очень часто благополучные и обеспеченные люди не хотят видеть страдания бедняков, равнодушно проходя мимо. Мусоргский близко к сердцу принимал невзгоды простых людей и в музыке показал их тяжелую жизнь. Вот песня «Сиротка»:

«Барин мой миленький, Барин мой добренький! Сжалься над бедненьким горьким бездомным сироточкой! Баринушка! Холодом, голодом греюсь, кормлюся я. Бурей да вьюгою в ночь прикрываюся. Бранью, побоями, страхом, угрозой добрые люди за стон голодный мой потчуют! В чашу дремучую от людей спрячусь я. Холод докучливый из лесу вытолкнет. Нет моей силушки! Пить, есть захочется! Барин мой миленький, Барин мой добренький! С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь! Барин мой миленький, Барин мой добренький! Сжалься над горьким сироточкой!»

Знаменитая симфоническая картина  «Рассвет на Москве-реке» рисует тихое, туманное утро спящего города, который вот-вот разбудят крики петухов и звон церковных колоколов.

Еще одна симфоническая картина – «Ночь на Лысой горе». По преданию, в Иванову ночь (конец июня) ведьмы собираются на Лысую гору и устраивают там шабаш. Музыка рисует и полет ведьм, и их неистовую пляску, и наступление утра, когда вся эта нечисть пропадает.                                                 

  Вопросы к уроку: 1. Под влиянием какого композитора Мусоргский изменил свою жизнь? 2. Как вы думаете, почему современникам Мусоргского очень понравился цикл «Детская» и не понравилась песня «Сиротка»? 3. Детские песни Мусоргского написаны для исполнения детьми? 4. Какие мы знаем детские фортепианные циклы? А какой композитор писал вокальные циклы? 5. Какой фортепианный цикл Мусоргского мы знаем? (зад. № 6 из 1 кл.) Почему композитор его написал? Какие пьесы из этого цикла мы слушали? 6. Вспомните «Пляску смерти» Сен-Санса (зад. № 31). Что общего у нее с одним из произведений Мусоргского и в чем отличие?

  Слушаем: Мусоргский. Песни: «В углу» из цикла «Детская», «Сиротка».

                                     Симфонические картины: «Рассвет на «Москве-реке», «Ночь на Лысой горе»  

     

                               Задание 64. Чайковский. Пастораль.

С Петром Ильичом Чайковским мы с вами уже знакомы. В первом классе мы слушали «Детский альбом», смотрели балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Все три балета Чайковского -- одни из самых известных и любимых во всем мире.

   А вот среди 10-ти опер Петра Ильича самые знаменитые – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». В опере «Евгений Онегин» главный герой – богатый скучающий молодой человек из-за глупой ссоры убивает на дуэли друга, Владимира Ленского,  и отказывается от любви простой скромной девушки – Татьяны Лариной. Правда, через несколько лет, увидев ее – теперь блестящую даму в столичном обществе, он понимает, что нашел свою любовь. Но уже поздно -- она замужем: «Я другому отдана и буду век ему верна!».

   В опере «Пиковая дама» погибает и главный герой Герман и его возлюбленная Лиза. В отличие от Евгения Онегина, Герман беден и очень хочет разбогатеть, иначе он не сможет жениться на Лизе – ведь она внучка и наследница богатой старухи графини. Добыть денег Герман пытается с помощью игры в карты. Но, как вы понимаете, карты никогда до добра не доведут…

В любой, даже самой трагической опере, обязательно есть светлые, безмятежные эпизоды. Чайковский час-то выстраивает драматургию оперы (чередование сцен) по контрасту: трагедия становится еще ярче, если ей предшествовала светлая сцена. Да и зритель немного передохнет – ведь непрерывное нагнетание напряжения смотреть и слушать тяжело! В опере «Пиковая Дама» таким отдыхом для глаз и ушей стала «Пастораль».

      В 18-м веке «ПАСТОРАЛЬ» -- небольшое театральное представление с пением и танцами для развлечения богатых людей. Слово «пастораль» означает «пастушеский». В этом представлении обязательно разыгрывались сюжеты из деревенской жизни, а героями были пастухи и пастУшки.

Но самое главное – эта жизнь была выдуманная! Ведь по-настоящему жить в деревне, целый день работать в поле или пасти стадо очень нелегко. Но зрители «пасторалей» не хотели ничего знать о бедах, проблемах и несчастьях: ведь им не надо было в поте лица зарабатывать на жизнь.

  Поэтому пастухи и пастушки в этих представлениях хорошенькие, нарядные и беззаботные, они весело поют и танцуют на фоне прелестной природы и даже овечки в их стаде беленькие, чистенькие и с бантиками.

В опере «Пиковая дама» герои «Пасторали» -- пастушка

Прилепа и пастушок Миловзор. Правда, есть еще богач Златогор, и Прилепа должна выбрать, за кого ей выйти замуж – за любимого, но бедного или за нелюбимого, но богатого.

У героев «говорящие» имена:  слово «Прилепа» произошло от слова «лепота» (красота) и означает «прекрасная».  «Пастораль» в «Пиковой даме» -- это «опера в опере»:  герои «Пиковой дамы» сами смотрят представление. Почему с таким напряженным вниманием следят они за этим нехитрым «любовным треугольником»? Не потому ли, что и Лизе предстоит выбор: ведь и у неё есть богатый жених…

Ну а пока слушаем знаменитый «Дуэт Прилепы и Миловзора»:

«- Мой миленький дружок, любезный пастушок, о ком я воздыхаю и страсть открыть желаю, ах, не пришел плясать.

  - Я здесь, но скучен, томен, смотри, как похудал! Не буду больше скромен, я долго страсть скрывал!

- Мой миленький дружок, любезный пастушок, как без тебя скучаю, как по тебе страдаю, ах, не могу сказать!

- Давно тебя любя, соскучил без тебя, а ты того не знаешь и здесь себя скрываешь от взора моего, от взора моего»

  Самостоятельное чтение: родился Чайковский недалеко от нас, в Пермской области, в городе Воткинск.  В 10 лет его отправили в Петербург, в Училище правоведения. Мальчик очень тяжело пережил разлуку с родителями, писал им трогательные письма, в которых были такие строчки: «Дорогие маменька и папенька! Целую ваши ручки столько раз, сколько капель в море…». Особенно сильно он скучал о матери, которая умерла, когда ему было 14 лет…

Вопросы к уроку: 1. Что такое «пастораль»? 2. Назовите героев известных вам опер Чайковского.

                            Расскажите сюжеты этих опер. Почему Чайковский строит драматургию опер по контрасту?

       3. Сможете ли вы рассказать сюжеты балетов Чайковского? Какую «революцию» в балете он совершил?

           Почему в детстве его называли «стеклянным мальчиком»? (задания № 7, 8, 9 из первого класса)

       4. Можете ли вы вспомнить, для кого Чайковский написал «Детский альбом» и сколько в нем пьес?

       5. В каком учебном заведении учился Чайковский? Сколько лет ему было, когда у него умерла мать?

       6. А как сейчас называется профессия правоведа?    


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.