Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-03-17 | 126 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Задание 44. Австрия. Моцарт. Оперы. Реквием.
На прошлом уроке мы слушали инструментальные произведения Моцарта, а сегодня пришел черед
вокальной музыки. Сначала – песня. У Моцарта их немного, песни занимают не главное место в его
творчестве. Одна из самых известных – «Тоска по весне»:
«Приди, о май, и снова пусть рощи оживут, под шум ручья лесного фиалки расцветут!
С каким бы наслажденьем фиалку я сорвал! С каким бы упоеньем по лугу я гулял!
Ах, лишь бы рощи эти цвели опять пышней! Ах, милый май, мы, дети, зовём тебя скорей!
Пусть солнце нас балует, фиалка пусть цветёт, кукушка пусть кукует, и соловей поёт!»
А теперь перейдем к операм. Всего у Моцарта 17 опер, одну мы уже немного знаем –
«Волшебную флейту». Давайте споем песенку Папагено из этой оперы: «Известный всем я птицелов, я
вечно весел - тра-ла-ла! Меня все знают -- стар и млад -- хоть я не знатен, не богат. Умею птичек я ловить
— на дудочку их приманить. И потому я весел так, что птички все в моих руках!»
Опера «Свадьба Фигаро» по сюжету является продолжением оперы «Севильский цирюльник». Помните
главных героев? Граф Альмавива, Розина и Фигаро. Действие «Свадьбы Фигаро» происходит через
несколько лет после «Севильского цирюльника», и Фигаро здесь уже не парикмахер, а личный слуга графа.
В этой опере мы узнаем, как граф «отблагодарил» Фигаро за то, что когда-то он помог ему жениться на
Розине. Здесь появляются новые персонажи: невеста Фигаро Сюзанна и паж Керубино ( паж – юноша,
который служил в богатом доме, выполняя несложные поручения). За кое-какие проступки граф решает
выгнать Керубино и отправить его в армию. Все понимают, что это очень жестокое наказание: ведь юный
паж совершенно не приспособлен к военной службе.
Ну а Фигаро в своей знаменитой арии насмешливо напутствует его:
«Мальчик резвый кудрявый, влюбленный, Адонис, женской лаской прельщённый,
Не довольно ль играть и смеяться, не пора ли мужчиною стать.
Надо с детством тебе распрощаться, час настал – должен ты воевать!»
Не забывайте, «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро» -- это оперы-буффа.
Еще одна опера Моцарта – «Дон Жуан». Как ни странно, действие ее тоже
происходит в Севилье, хотя к историям про Фигаро она не имеет никакого отно-
шения. В начале оперы главный герой, Дон Жуан, убивает отца девушки, которая
ему нравится. Странное начало, скажете вы. Продолжение будет не менее стран-
ное. В конце оперы, случайно оказавшись на кладбище, он видит могилу этого че-
ловека и приглашает статую, стоящую на могиле, придти на ужин. И статуя при-
ходит! Чем все закончится, мы узнаем в самом конце обучения в школе. А пока,
оказавшись на деревенской свадьбе, Дон Жуан решает поухаживать за невестой,
крестьянкой Церлиной. Слушаем дуэт Дон Жуана и Церлины:
«-- Ручку, Церлина, дай мне, в домик с тобой пойдем.
Всё сохранится в тайне, мы будем там вдвоём.
-- Поднять не смею взора, не знаю, что сказать.
Послушать ли синьора, иль лучше убежать?»
Самое последнее произведение Моцарта – «РЕквием». Это не опера: «Реквием» -- заупокойная месса (му-
зыка, написанная для службы в церкви по случаю похорон). «Реквием» исполняют хор и оркестр на латин-
ском языке. «Реквиемы» писали многие композиторов, но у Моцарта – самый знаменитый. В нем несколько
частей, одна из самых известных – «Лакримоза» («слезная»). А само слово «реквием» означает «покой».
Самостоятельное чтение: Однажды к Моцарту пришел человек,
одетый в черную одежду, который отказался назвать свое имя и зака-
зал Моцарту «Реквием». Композитор принялся за работу, хотя уже
плохо себя чувствовал. Он понимал, что умирает, и ему казалось, что
он пишет «Реквием» для себя. Моцарт умер, не успев дописать эту му-
зыку, а закончил ее его ученик. Кем же был этот загадочный «черный
человек», мы узнаем через год. На рисунке – «Моцарт перед смертью».
Вопросы к уроку: 1. Сколько у Моцарта песен, какое место они за-
нимают в его музыке? 2. А сколько опер? 3. Назовите самые известные
оперы Моцарта. Расскажите, что происходит в каждой из них
(«Волшебная флейта» -- задание № 2 в 1-м кл.). 4. Что такое опера-буффа? Мы знаем 3 оперы- буффа.
Какие? А как называется вид оперы в «Волшебной флейте»? 5. Узнайте самостоятельно, когда были
написаны «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро». Вам ничего тут не кажется странным?
5. Что вы знаете о «Реквиеме»? 6. А что за история с «черным человеком»?
Слушаем: Моцарт: Песенка Папагено из оперы «Волшебная флейта», Ария Фигаро из оперы
«Свадьба Фигаро», Дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы «Дон Жуан», «Реквием: Лакримоза»
Задание 45. Австрия. Шуберт. Баллада.
Мы продолжаем путешествие по Австрии. Вскоре после смерти Моцарта в этой стране родился композитор, который прожил еще более короткую жизнь – всего лишь 32 года! Моцарт был знаменит, хотя, как мы знаем, не всегда его музыку современники принимали и понимали. А вот Франц ШУБЕРТ так и умер практически неизвестным. Его слава началась
только после смерти. Возможно, это связано с тем, что Шуберт не писал оперы – самый популярный жанр того времени.
Г лавный жанр Шуберта – это песня. Как, скажете вы, неужели тогда люди не любили песни?! А это смотря какие люди. Бедняки – крестьяне, рабочие – конечно, любили. Они пели песни на родном, н емецком языке, с простым аккомпанементом. Богатые же люди любили оперы, а к песням относились свысока, презрительно: это ведь музыка бедняков! К тому же в то время было принято писать вокальную музыку только на итальянском языке, а немецкий счи-тался совсем неподходящим для пения. Но Шуберт очень любил песни! И он хотел, чтобы его песни понимали все австрийцы, а не только богатые и образованные люди, знавшие итальянский язык. Поэтому Шуберт писал песни на немецком языке, и мелодии их очень похожи на народные австрийские и немецкие. При этом в его песнях часто довольно сложный фортепианный аккомпанемент, который играет очень важную роль!
Всего у Шуберта около 600 песен. Одна из самых знаменитых – «Лесной царь». Она написана на стихи великого немецкого поэта Гёте. Шуберт написал ее в 18 лет, и если бы это была его единственная песня, ее одной хватило бы, чтобы считать его великим композитором! Как жаль, что современники Шуберта этого не поняли! ….Итак, представьте: ночь, темный лес, стремительно скачет конь, на нем – мужчина с ребенком. Мальчик тяжело болен, он стонет, бредит, отец торопится довезти его до дома…
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник; обняв, его держит и греет старик.
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"- "Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".-"О нет, то белеет туман над водой".
"Дитя, оглянися; младенец, ко мне; веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи; из золота слиты чертоги мои".
"Родимый, лесной царь со мной говорит: он золото, перлы и радость сулит". –
"О нет, мой младенец, ослышался ты: то ветер, проснувшись, колыхнул листы".
"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать, играя, летая, тебя усыплять".
"Родимый, лесной царь созвал дочерей: мне, вижу, кивают из темных ветвей". –
"О нет, все спокойно в ночной глубине: то ветлы седые стоят в стороне".
"Дитя, я пленился твоей красотой: неволей иль волей, а будешь ты мой". –
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать; уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".
Ездок оробелый не скачет, летит; младенец тоскует, младенец кричит; ездок погоняет, ездок доскакал............
Это не просто песня: она написана в особом жанре – баллады. БАЛЛАДА – песня с драматическим или фантастическим сюжетом, обычно с неожиданным концом.
Самостоятельное чтение: родился Шуберт в деревне Лихтенталь недалеко от Вены. Отец его был учителем в деревенской школе. В детстве у Шуберта был прекрасный голос, и в 11 лет его отдали в конвикт – школу-интернат в Вене. Воспитанники конвикта пели в императорском придворном хоре, учились музыке и общеоб-разовательным предметам. Преподавал в конвикте знаменитый в то время композитор Антонио Сальери, итальянец по происхождению. Юный Шуберт уже тогда начал писать песни, и Сальери был этим очень недо-волен. Он признавал талант мальчика, но считал, что Шуберт тратит его понапрасну.
В конвикте Шуберт так увлекся музыкой, что совсем забросил общеобразовательные предметы. Особенно тяжело давались ему математика и латинский язык. В конце концов, он понял, что не сможет сдать выпускные экзамены, и ушел из конвикта.
Отец был страшно рассержен и решил, что Шуберт будет работать у него в школе помощником учителя. Эта работа совсем не подходила ему: деревенские мальчишки не слушались юношу, к тому же постоянно думающему только о музыке. Отец был в бешенстве: он не хотел, чтобы Шуберт стал музыкантом. В конце концов они окончательно рассорились, и Шуберт уехал в Вену, не получив от отца ни копейки денег…
Вопросы к уроку: 1. Что общего у Шуберта и Моцарта и чем они отличаются. 2. Как относились к песне до Шуберта? 3. Сколько у Шуберта песен? 4. Чем песни Шуберта похожи на народные, а чем отличаются? 5. Что такое «баллада»? 6. Что вы знаете о песне «Лесной царь»? Что изображает в ней партия фортепиано? 7. Где родился Шуберт и кем был его отец? 8. Где учился Шуберт? 9. Кто такой Сальери? 10. Существует знаменитая легенда о Моцарте и Сальери. Узнайте, о чем эта история. 11. Правда ли, что Шуберт успешно закончил конвикт? 12. Что вы скажете об отношениях Шуберта с отцом?
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!