Слушаем: Штраус-сын. Вальс «На прекрасном голубом Дунае». — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Слушаем: Штраус-сын. Вальс «На прекрасном голубом Дунае».

2021-03-17 103
Слушаем: Штраус-сын. Вальс «На прекрасном голубом Дунае». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                           «Пиццикато-полька». Полька «Трик-трак».

                Задание 48. Австрия. Штраус. Польки. Оперетты.

Когда Штраусу было 30 лет, его пригласили на гастроли в Россию. Он выступал в Павловске – пригороде Петербурга. Павловск и Петербург соединяла первая в России железная дорога, и здесь построили большой вокзал. В то время вокзал предназначался для гуляний богатой публики. Штраус был приглашен в качестве рекламы вокзала. Ему предложили боль-шой оклад. Приехав в Россию и увидев роскошную жизнь знат-ной публики. Штраус написал родным: «Живут лишь в России!». Его концерты проходили с огромным успехом. Композитору так понравился теплый прием, что еще в течение 10 лет он продолжал дирижировать в Павловске в летние сезоны. Здесь он пережил и незабываемую любовь. Но об этом не сейчас…  

Кроме многочисленных танцев, Штраус писал и оперетты. Если хорошо прислушаться, многие вокальные номера в его опереттах построены на ритмах вальса и польки. Главный герой оперетты «Цыганский барон» -- Шандор Баринкай. Когда-то его изгнали с родины вместе с отцом. Отец умер на чужбине, а Шандор, спустя много лет, вернулся в родные места. Но на месте родового замка лишь руины – развалины. Жить Шандору негде, и он находит приют в таборе цыган.

 Ну и, конечно, какая оперетта без любви? Ведь юная цыганка Саффи так хороша! Но как Шандору, потомку знатного рода, жениться на цыганке?! Правда, в конце оперетты выясняется, что Саффи… Тсс…. Это пока секрет!  А еще в опереттах часто бывает не одна любовная линия, а две. Вот и здесь: свиноторговец Зупан не любит цыган и хочет их прогнать. У него есть дочь, которая любит бедного работника, а отец хочет выдать ее за судью.  В общем, целых две интриги, которые, как и положено в оперетте, должны закончиться хорошо! «Хочу всех вас друзья обнять ведь я на родине опять! Всё так же ярки небеса, всё те же старые леса. И дальний водопад звеня, как встарь приветствует меня. Всё так же полдень зноем дышит, всё те же аисты на крыше.

Шатры, кибитки, балаган, богатство пестрое цыган, что с незапамятной поры обходят замки и дворы.

 Чтоб нам о будущем гадать и дамой пиковой пугать. Да!...

 Да, прошло много лет, Я объехал весь свет, но нигде, верьте мне, не был счастлив вполне».      

В отличие от «Цыганского барона», действие которого происходит в деревне, в оперетте «Летучая мышь» мы оказываемся в Вене. Коммерсант Айзенштайн на охоте случайно ранил лесничего. За это он должен 8 суток отсидеть в тюрьме. Его друг, директор театра Фальк, уговаривает Айзенштайна поехать вечером на бал-маскарад. А тюрьма ведь никуда не денется, правда? В тюрьму можно и утром отправиться...   Конечно, жене Айзенштайна, Розалинде, говорить ничего не надо: пусть думает, что муж собирается в тюрьму. Но вот беда: она случайно подслушала этот разговор и решила проучить мужа. Розалинда тоже поедет на бал и муж ее не узнает – ведь это же маскарад! Что-то маловато интриги для одной оперетты, скажете вы?

Это еще не все: служанка Адель страстно желает стать актрисой. Она тоже едет на бал, конечно, не в качестве служанки… И чтобы вы не заскучали, здесь будет еще рябчик, собака, часы и, разумеется, тюрьма, которую почему-то раскачивают заключенные….      Да, а при чем же тогда летучая мышь?

«Ах, я уже тоскую, скажите, почему сесть с мужем не могу я в имперскую тюрьму? Без мужа эти стены покажутся тюрьмой. Мой милый, мой бесценный! За что, о Боже мой! И в горе непритворном за утренним столом казаться будет черным мне кофе с молоком! Одной за стол садиться, ходить, гулять одной, все время ждать, томиться, ах! За что, о Боже мой! За что, за что, о Боже мой! За что, за что, о Боже мой! За что, о Боже мой!»

  Самостоятельное чтение: история взаимоотношений отца и сына Штраусов – одна из самых необычных в мире искусства. Штраус-отец запрещал сыну заниматься музыкой. Впрочем, это-то как раз не редкость: ведь музыка в то время считалась ненадежным и непрестижным занятием. Очень многим композиторам приходилось преодолевать сопротивление своих родителей. Но Штраус-старший не разрешал сыну заниматься музыкой из-за ревности! Да-да, он боялся, что сын станет более знаменит, чем он сам. В общем, так и случилось: сначала Штраус-младший тайком брал уроки игры на скрипке, потом основал свой оркестр, а потом его слава затмила отца. При этом отец всячески мешал его продвижению, «ставил палки в колеса»! Чего только не бывает на свете… Правда, Штраус не держал зла на отца: после его смерти он издал все его произведения. Ну а сам он умер из-за «Летучей мыши»: уже немолодого композитора пригласили продирижировать на праздновании 25-летия этой оперетты. Штраус так разгорячился на концерте, что, выйдя потом на улицу, простыл, заболел воспалением легких и умер.

Вопросы к уроку: 1.ЗачемШтрауса пригласили в Россию? 2. Назовите самые знаменитые оперетты Штрауса. О чем они? (Если не можете запомнить героев, расскажите, не называя их имена). 3. Чем необычны отношения отца и сына Штраусов? 4. Какую роль сыграла «Летучая мышь» в смерти Штрауса? 5. Что такое оперетта и кто был ее основателем? (задание № 30)

  Слушаем: Штраус-сын: Польки «Анна», «На охоте»,

                Куплеты Баринкая из оперетты «Цыганский барон», Терцет из оперетты «Летучая мышь».

                                     Задание 49. Австрия. Кальман. Оперетты.

Композитор Имре Кальман жил 100 лет назад. Он был венгерским евреем. В то время Венгрия принадлежала Австрии, поэтому большую часть жизни Кальман провел в Вене, и все его оперетты написаны на немецком языке. Но свою родину – Венгрию композитор никогда не забывал, и в его музыке часто слышатся мелодии венгерского танца чардаша.

Одна из самых знаменитых оперетт Кальмана – «Принцесса цирка» (иногда ее называют «Мистер Икс»). Никто не знает, что за человек выступает в цирке под именем Мистера Икс: ведь он никогда не снимает маску…                                                            «Снова туда, где море огней, снова туда с тоскою своей, светит прожектор, фанфары гремят, публика ждёт, будь смелей, акробат. Со смертью играю, смел и дерзок мой трюк. Всё замирает, всё смолкает вокруг. Слушая скрипку, дамы в ложах вздохнут, скажут с улыбкой - храбрый шут. Да, я шут, я циркач… Так что же? Пусть меня так зовут вельможи, как они от меня далеки, далеки, никогда не дадут руки. Цветы роняют лепестки на песок, никто не знает, как мой путь одинок. Сквозь дождь и ветер мне идти суждено, нигде не светит мне родное окно. Устал я греться у чужого огня, но где же сердце, что полюбит меня? Живу без ласки, боль свою затая, всегда быть в маске - судьба моя!».

«Эй, гусар! Эй, гусар! Песни пой и веселись, пока не стар! Эй, гусар! Эй, гусар! Знай, что время охлаждает в сердце жар. В любви все, безусловно, мы успехом избалованы, и если нам красавица нравится, долго мы не ждем. Откладывать признания нет смысла, нет желания. Одной лишь нежной фразою Сердце сразу мы в плен берем. Эй, гусар! Эй, гусар! Веселись, пока не стар! И знай, что... Время идёт, забывать о том нельзя. Надо прожить нашу молодость не зря. Смело в любви счастье лови, помни, что ты недаром называешься гусаром! Время идёт, ждать не будет нас оно, дважды прожить нашу жизнь нам не дано. Помни, гусар - счастья не жди, счастью навстречу иди»

  В оперетте «Королева чардаша» («Сильва») главный герой -- Эдвин влюбляется в певицу кабаре (ресторана). Его знатные родители в ужасе! Такой брак для них невозможен! Тем более, они уже подыскали сыну невесту из хорошей семьи. Ну и что, что они не любят друг друга? …Все внезапно меняется, когда оказывается, что мать Эдвина…                                           «Раз, два, три, раз, два, три, и снова раз и два. Начинается урок, хватит баловства. Раз, два, три, раз, два, три, и снова раз и два. Вам пойдет наверно впрок тренировки час. Я желаю, чтобы с вас не сводили глаз. Чтобы весь огромный зал в честь балета напевал: Да... Без женщин жить нельзя на свете, нет! В них солнце мая, в них любви рассвет, тут нежный взгляд – признанье там, как солнце луч, приятны нам. Без женщин жить нельзя на свете, нет, в них солнце мая, в них любви рассвет. Трудно сдержать мне слово и я влюблюсь в вас снова, в вас, каждый раз, хоть на час»         

«Эй, цыган, сыграй, прошу я, мне напев любой, лишь не пой про страсть большую, про любовь не пой. Дай мне в чардаш огневой окунуться с головой, чтоб забилось сердце - Будет лучше так!Чтоб забилось сердце буйной песне в такт. Эй, друг любезный, мы жи-вем только раз, эй, друг любезный, дорог нам каждый час, эй, друг любезный, пусть печаль мчится вдаль, на нее время тратить жаль!

   Действие оперетты «Фиалка Монмартра» происходит в Париже. Монмартр – район, где жили бедные студенты, художники и писатели. Герои оперетты сами написали оперетту «Карамболина», но в день премьеры исполнительница главной роли сбежала. Кто же сможет ее заменить?                

«Веселится и ликует весь ночной Монмартр, всюду море ослепительных огней. Для веселья здесь не надо ни вина, ни карт, расплатиться можно песенкой своей. Там свидание - и уже роман, ничего, что пуст карман. Здесь банкир-любой поэт и ничего, что денег нет, расплатиться можно песенкой своей, и её подхватят тысячи людей. Карамболина, Карамболетта, ты пылкой юности мечта, Карамболина, Карамболетта, твоя любовь с моей навек слита. Улыбкой нежной, чуть-чуть небрежной ты сердце каждого пленишь. Карамболина, Карамболетта, у ног твоих лежит блистательный Париж!»

    В оперетте «Баядера» восточный принц Раджами влюбился в певицу парижского варьете Одетту. Внезапно она узнает, что на его родине их брак будет недействителен….         

 «Если вы хотите быть современным, вам придётся изучить непременно танцы те, что нам принёс двадцатый век, хоть похож в них на гориллу человек. В этих танцах так везёт кавалеру, Аполлон или урод он к примеру, ну, а даме - всё равно, она готова танцевать, если он галантно сможет ей сказать... Ах, мадмуазель, станцуем шимми, чтобы не считали нас такими, дико старомодными, смешными все подряд. Шимми - это самый модный танец, к нам его завёз американец, а придумал шимми сумасшедший, говорят! Правильно про это нам сказали: шимми раньше дикари плясали, а теперь танцует в каждом зале весь Париж... Шимми, шимми - это стало модно, модно вытворять чего угодно - делай, что угодно, как угодно - никого не удивишь!»

Героине оперетты «Графиня Марица» надоели поклонники и она решает отделаться от них. Увидев на афише с опереттой «Цыганский барон» имя свиноторговца Зупана, она объявляет, что выходит замуж за этого человека. Но, к ее изумлению, однажды приезжает настоящий Зупан, готовый на ней жениться…     

    «Не смейтесь, Марица, я жажду жениться, хозяйкой ко мне войдёте в дом. Я понял, я знаю - влюбился, пылаю, и ставлю в известность Вас о том. Влюбились? Не шутка? Горите как жутко. Сожжёте меня таким огнём! Но, видя подобное сгоранье, даю Вам испытанье: немножко подождём. Да и правда, я выражаюсь худо, но Вас лелеять буду в краю моём. Поедем в Вараздин, где всех свиней я господин, ах, ради Ваших глаз, поедем хоть сейчас! Там столько чудных дней среди моих родных полей счастливей всех вдвоём мы проживём В чудесном том краю, в родном моём краю припас я для жены колбас и ветчины. Поедем в Вараздин, где всех свиней я господин скорей со мной поедем в край родной!

  «Суждено всю жизнь цыгану налегке скитаться, песня звонкая и танец – все его богатство. Вместо дома – лес да поле, вместо крыши – небо, с колыбели честь и воля нам дороже хлеба! Бойко скрипка заиграет старый мотив - у цыгана замирает сердце в груди. Позабыв про все тревоги дальних дорог, сами в пляску рвутся ноги, не чуя ног – да-да-да! В час разлуки, в час печали, в горести час только старый добрый чардаш вылечит нас! Лейся, скрипки голос звонкий, голос души, - эх! - Пой же с нами вместе и пляши!»

Самостоятельное чтение: в юности Кальман мечтал писать серьезную музыку. Но его симфонии не пользовались успехом. Однажды он в отчаянии воскликнул: «Когда-нибудь я опущусь до оперетты!». И первая же написанная им оперетта так понравилась публике, что судьба Кальмана была решена.  

 Слушаем:  Кальман. Оперетта «Принцесса цирка»: Ария мистера Икс, Гусарская песня.

              Оперетта «Сильва»: Песенка Бони, Цыганская песня.

              «Карамболина» из оперетты «Фиалка Монмартра».

              «Шимми» из оперетты «Баядера».

               Оперетта «Марица»: Дуэт Зупана и Марицы, Песня старого цыгана.

                                        Задание 50. Германия. Бах. Орган. Токката.

После продолжительного пребывания в Австрии мы отправляемся в Германию. Эти страны – «родственни-ки»: их объединяет немецкий язык. Но есть между ними и отличия: издавна Германия славилась серьезной музыкой, обращенной к богу. Долгое время жители этой страны даже к опере относились неодобрительно, а уж оперетту вообще считали греховным развлечением.

 Самый знаменитый немецкий композитор – Иоганн Себастьян БАХ. Это один из величайших композиторов в мире, а возможно, и самый великий. Правда, если бы об этом услышали современники Баха (а жил он 300 лет назад), они бы очень удивились: ведь при жизни композитора мало кто знал. Бах всю жизнь прожил в Германии, много раз переезжая из города в город. Почти все время он работал в церкви: органистом или кАнтором (руководителем церковного хора).  

Орган – любимый инструмент Баха. Это один из самых древних инструментов – далекий предок органа появился еще в Древней Греции около двух тысяч лет назад. Современный орган – огромный инструмент. Самое главное в нем – трубы, именно в них рождается звук. В больших органах около 30 тысяч труб, самые длинные – 10 метров, самые короткие – несколько сантиметров. Трубы сделаны из дерева и разных металлов, благодаря этому орган может менять тембр – окраску звука. Но как же в трубах получается звук? Неужели в них дуют люди? Нет, конечно! В старинных органах был мех – особое устройство, с помощью которого накачивали воздух. Сейчас эту работу делает электронасос. Когда органист нажимает на клавишу, воздух попадает в трубу, и она начинает звучать. Для того чтобы управлять таким количеством труб, одной клавиатуры мало, поэтому в органе три или четыре клавиатуры, а в самых больших – 7! Но самая интересная клавиатура – ножная, на ней звучат басовые звуки. И поэтому ноты для органа пишутся не на двух нотных станах, а на трех!  

Одно из самых знаменитых органных произведений Баха – ТОККАТА и ФУГА ре минор. Что такое «фуга», мы узнаем на следующий год, а вот «токката» -- это сложное, виртуозное произведение для клавишных инструментов. Послушайте, как мощно и величественно звучит орган. Это целый водопад звуков! Как будто кто-то произносит очень серьезную, возвышенную и яркую речь… Может быть, это сам бог обращается к нам с небес…                                                                                                                                                          

Вы, наверное, думаете, что все свободное от музыки время Бах проводил в молитвах? Нет, у него было мно-го и жизненных хлопот, были и радости в его жизни, иначе бы он не написал свою знаменитую «ШУТКУ»!

Самостоятельное чтение: род Бахов издавна славился в Германии своими музыкантами. Все предки Баха, начиная с прадеда, занимались музыкой. Родители Баха умерли, когда ему было 10 лет, и мальчика взял на воспитание старший брат, который был церковным органистом. Говорят, однажды маленький Иоганн Себасть-ян нашел у брата ноты с новой музыкой, которую он очень хотел играть. Но брат был очень строг, он считал, что мальчику еще рано играть эти пьесы, и закрыл тетрадь в шкаф на ключ. Тогда маленький Бах ночью тайком через решетку в дверце шкафа вытащил ноты и при свете луны начал их переписывать. Говорят, на то, чтобы переписать всю тетрадь, понадобилось несколько месяцев -- бессонных ночей и испорченного зрения. И вот, когда работа была почти закончена… Впрочем, окончание мы узнаем на следующий год (и ни в коем случае, ни за что не ищите эту историю в Интернете! Это стррррашная тайна!!!).

Можно ли жизнь Баха назвать счастливой? Не знаю, судите сами: его первая жена умерла, Бах женился еще раз, всего у него родилось 20 (!) детей, из них 10 умерли в детстве (для того времени обычная история). Чтобы содержать такую огромную семью, Бах очень много работал, но все равно денег постоянно не хватало… Но са-мое печальное – его современники не подозревали, что рядом с ними живет подлинный музыкальный гений, Баха знали как хорошего органиста, а его музыку считали скучной. А уж церковное начальство зачастую отно-силось к Баху и вовсе неуважительно! При жизни из всей его музыки было напечатано всего лишь несколько произведений, в конце жизни Бах ослеп, смерть его прошла совершенно незамеченной. Но самое страшное – после смерти Бах был забыт почти на сто лет! А вспомнили его благодаря одному нам знакомому композитору.

Вопросы к уроку: 1. Что общего у Австрии и Германии и чем они отличаются? 2. Что вы знаете об органе? У органа и рояля больше общего или отличий? 3. Что такое «токката»? 4. Что вы знаете о предках Баха, его детстве, его семье? Когда он жил, кем работал? В какие страны ездил Бах? Что думали о нем его современники? А какого композитора тоже забыли после смерти? На сколько лет? И, кстати, почему бы вам не узнать, кто вспомнил Баха? 5. Как вы думаете, а сам Бах знал, что он гений?

Слушаем: Бах Токката ре минор, «Шутка».

     

                                               Задание 51.

Бах прожил 65 лет и написал очень много музыки, но при его жизни было напечатано всего лишь несколько его произведений. Все остальные сохранились только в рукописях, что-то оказалось утеряно, и до сих пор музыковеды иногда находят неизвестные произведения Баха.   

   Бах не писал ни опер, ни балетов. У него очень много органной музыки, произведений для оркестра, а также для КЛАВИРА. В те времена клавиром называли все клавишно-струнные инструменты. Мы уже знаем  клавесин и фортепиано. Правда, фортепиано во времена Баха только-только изобрели, оно было еще несовершенным, и Баху новый инструмент не понравился. Но зато у клавесина было много «родственников». Один из них – КЛАВИКОРД. Он меньше клавесина, и у него не крючки, а металлические пластинки прижимают струну. Звук у клавикорда более певучий, чем у клавесина, но очень тихий. Поэтому играли на нем не в больших концертных залах, а в маленьких помещениях и чаще всего использовали для домашнего музицирования. И у клавесина, и у клавикорда было множество разновидностей: спинет, чембало, кильфлюгель, вёрджинел.        

Самое знаменитое клавирное произведение Баха – «ХТК» («Хорошо темперированный клавир»). Разумеется, что означает слово «темперированный» -- стрррашная тайна. Даже не пытайтесь узнать самостоятельно – это очень-очень-очень сложно. Могу только сказать, что «ХТК» состоит из прелюдий и фуг, написанных во всех тональностях. Знакомство с фугой у нас еще впереди, а вот ПРЕЛЮДИЯ наконец-то дождалась своего часа! Итак, с давних пор прелюдией называли небольшую вступительную пьесу. Обычно прелюдия исполнялась перед большим и сложным произведением. Кстати, перевод этого слова – «перед игрой». Но уже во времена Баха прелюдии бывали и самостоятельными пьесами. Одна из самых известных прелюдий Баха из «ХТК» -- №1, до-мажор. Когда-нибудь мы узнаем, какое необыкновенное превращение произошло с этой музыкой через сто лет после смерти Баха.    

Сегодня мы должны познакомиться еще с одним очень важным музыкальным понятием -- ПОЛИФОНИЯ.

Это не название произведения, а способ написания музыки. Слово «полифония» означает «многоголосие».  

Мы привыкли к тому, что в музыке есть мелодия и аккомпанемент. Конечно, мелодия важнее. А что, если сыграть одновременно несколько разных мелодий без аккомпанемента? Вот это и будет полифония – одно-временное звучание нескольких мелодий, голосов. Среди них нет главного – они все равноправны. Бах был высочайшим мастером полифонии – до сих пор его полифонические произведения считаются непревзойден-ным образцом. Так получилось, что после смерти Баха полифония сразу вышла из моды, и восторжествовал привычный нам музыкальный склад: мелодия с аккомпанементом. Может быть, поэтому Бах был сразу забыт..

Мы уже знаем, что у Баха выросло 10 детей. Четверо его сыновей стали известными музыкантами. Для обучения своих детей Бах написал много небольших и несложных пьес, в том числе и полифонических. К ним принадлежит и сборник ИНВЕНЦИЙ. Инвенция (в переводе – «выдумка, изобретение») – небольшая полифоническая пьеса, в ней только два голоса, и мелодия, которая звучит в верхнем голосе, повторяется потом в нижнем. Кстати, фуга – «старшая сестра» инвенции. 

Так получилось, что в один год с Бахом в Германии родился Георг Фридрих Гендель – тоже великий композитор. Как и Бах, он играл на органе, писал много полифонической музыки и музыки для церкви. Один из главных жанров церковной музыки в то время – ОРАТОРИЯ. Это большое произведение для хора и оркестра, звучит оратория обычно два-три часа. Самая знаменитая оратория Генделя – «МессИя». Слово это означает «спаситель». Почему «спаситель»? Когда-нибудь узнаем…

Самостоятельное чтение: отец Генделя был хирургом и запрещал сыну зани-маться музыкой: он хотел, чтобы тот стал юристом. Поэтому маленький Гендель тайком от отца играл на клавесине на чердаке. Уже в молодости Гендель уехал в Италию, а потом в Англию и прожил там бОльшую часть жизни. У него не было ни жены, ни детей, зато было много денег. Гендель был прославленным при жиз-ни композитором и работал для самого английского короля. Он был с почестями похоронен в Вестминстерском аббатстве – самой главной церкви Англии, где хоронят только самых великих людей. Кроме ораторий, он написал много опер.

Бах и Гендель никогда не встречались, хотя и собирались сделать это, но что-то помешало. В конце 20 века один немецкий драматург написал пьесу «Несостоявшаяся встреча» о том, как бы это могло произойти. Мы когда-нибудь посмотрим фильм по этой пьесе «Ужин в четыре руки».       

Вопросы к уроку: 1. Чего не писал Бах? 2. Что такое «клавир», «клавикорд», «полифония», «прелюдия», «инвенция», «оратория»? 3. Из чего состоит «ХТК»? Попробуйте посчитать, сколько всего тональностей? 4. В конце жизни у Баха и Генделя была одна и та же очень серьезная болезнь. Какая? 5. Что общего (немного) и в чем отличия (очень много) у Баха и Генделя?                                                                                           Слушаем: Бах: Прелюдия до мажор из «ХТК», инвенция фа мажор. Гендель «Аллилуйя» из оратории «Мессия».

                              Задание 52. Германия. Бетховен. Венские классики. Каприччио.

Сегодня мы знакомимся с великим немецким композитором Людвигом  ван Бетховеном. Он родился около 250 лет назад в маленьком городке под названием Бонн. В возрасте около 20 лет Бетховен переехал в столицу Австрии Вену и прожил там до конца жизни. Он был знаком с Гайдном и Моцартом. Этих трех композиторов так и называют: «венские классики».

Одно из самых знаменитых произведений Бетховена – «К Элизе». Ноты этой пьесы были найдены уже после смерти композитора. Долгое время музыковеды пытались узнать, кому была посвящена эта музыка: ведь среди его знакомых не было девушек с таким именем. Возможно, из-за неразборчивого почерка Бетховена, имя было прочитано неправильно… К сожалению, эта тайна так и осталась нераскрытой: рукопись бесследно исчезла.   

Зато прекрасно известна история о том, как появилась пьеса с названием «Ярость из-за потерянного гроша». Однажды, прогуливаясь по улице, Бетховен обратил внимание на бедно одетого мальчика, который искал что-то на дороге. Мальчик всхлипывал, размазывая слезы по грязному лицу, бегал с места на место, то и дело наклонялся, пытаясь отыскать потерю в уличной пыли. На вопрос Бетховена он ответил, что потерял грош, который ему дал отец, чтобы купить немного еды в лавке. И если он не найдет эту монетку, отец его непременно прибьет. Мальчик был и смешон и жалок. Бетховен решил помочь ему: вместе они искали пропавший грош, но все было напрасно.

Тогда композитор решил дать мальчику … нет, не грош, а целый гульден! Это гораздо более крупная монета! Увидев просиявшее от радости лицо ребенка, Бетховен добавил еще один гульден. Мальчик, не помня себя от счастья, убежал, а Бетховен, придя домой, написал эту забавную пьесу. Она звучит в очень быстром темпе, суетливо, нетерпеливо, музыка все время возвращается к одной мелодии, как мальчик в этой истории крутится на одном месте… Это произведение написано в жанре каприччио – так называются виртуозные пьесы с неожиданными эффектами.

Несмотря на то, что Бетховен был знаменитым композитором, перед которым преклонялась вся Вена, грустных историй в его жизни было много. Одна из них – знаменитая история о несчастной любви. Бетховен, как и все пианисты в то время, много преподавал. Однажды он влюбился в свою ученицу, 16-летнюю дочь графа, Джульетту Гвиччарди, и попросил ее руки у ее отца. Но граф с негодованием отказал Бетховену – ведь композитор был человеком простого происхождения, а дочь графа могла выйти замуж только за аристократа. Бетховен был в ярости – он считал, что все люди равны! Памятником этой любви стала знаменитая «Лунная» соната, посвященная Джульетте Гвиччарди. В медленной 1-й части сонаты выражена скорбь и тоска от невозможности счастья.   

Но вскоре после этого Бетховена ожидал самый страшный удар судьбы. И с этого момента борьба, противостояние с судьбой стало главным в его жизни и его музыке. Его знаменитая 5-я симфония начинается с темы судьбы. «Так судьба стучится в дверь» -- сказал Бетховен об этом мотиве. Однажды, в особо горькую минуту, он даже хотел покончить с собой, но все-таки передумал, написав: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем ей согнуть меня не удастся!»

Самостоятельное чтение: отец Бетховена был алкоголиком. Он решил сделать из мальчика «второго Моцарта», чтобы зарабатывать на нем деньги. Часто, приходя домой ночью с компанией пьяных друзей, отец поднимал маленького Людвига с кровати и заставлял его играть на клавесине, стоя босыми ногами на холодном полу. В 12 лет Бетховен был вынужден бросить школу и пойти работать: ведь отец пропивал все деньги… Вы, конечно, хотите узнать, какой же удар судьба нанесла Бетховену? С ним случилось самое страшное, что может быть с музыкантом: в 26 лет Бетховен начал глохнуть. Он обращался к врачам, но ничего не помогло: через несколько лет композитор окончательно оглох. Но он продолжал писать музыку!

Бетховен резко отличался от обычных людей: он часто был раздражителен и резок в разговоре, почти всегда небрежно одет и непричесан. В его комнате обычно был ужасный беспорядок: вперемешку валялись ноты, одежда, остатки еды. Сам он выглядел так странно, что когда однажды к нему на урок привели 9-летнего Карла Черни (будущего автора этюдов, которые играют все пианисты), маленький Черни, увидев Бетховена, испуганно сказал отцу: «Папа, это Робинзон Крузо?»

Вопросы к уроку: 1. Что вы знаете о жизни Бетховена? 2. Кого называют «венскими классиками»? Встречались ли они все одновременно? 3. Что вы знаете о самых знаменитых произведениях Бетховена?

4. Что такое «каприччио»? 5. Что не так в «Лунной» сонате? 6. Какая тема была самой главной в музыке Бетховена? 7. Сколько симфоний у Бетховена? Сравните с количеством симфоний у Моцарта и Гайдна.            8. О чем говорит история с Черни? Если вы до сих пор не знаете, кто такой Робинзон Крузо, срочно узнайте!!!

Слушаем: Бетховен: «К Элизе», Каприччио «Ярость из-за потерянного гроша»,

                   «Лунная соната» (1 часть), Симфония № 5 (1 часть).

     

Задание 53. Германия. Скерцо. Мендельсон. Дюка.

Сегодня мы познакомимся с новым жанром – СКЕРЦО. Это итальянское слово в переводе означает «шутка». Скерцо – инструментальный жанр, так называют пьесы веселого, шутливого, жизнерадостного характера. Скерцо всегда звучит в быстром темпе.

Композитор Феликс Мендельсон написал музыку к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Мы уже слушали знаменитый «Свадебный марш», а сегодня познакомимся со «Скерцо», рисующим волшебное царство Оберона, повелителя легкокрылых эльфов и фей:    «Волшебной, лунною порой

В лесу порхает нежный рой на крылышках прозрачных.

И светлячками огоньки в лучах мелькают, у реки,

В речных долинах мрачных.

Лесной таинственный народ веселый водит хоровод на лунных паутинках.

Звенят повсюду голоса, блестит холодная роса на тоненьких травинках.» 

Еще одно сказочное, фантастическое скерцо написал французский композитор Поль ДюкА. Эта музыка создана на сюжет баллады Гёте «Ученик чародея».

Вот пересказ этой баллады:

Старый маг и волшебник ушел на прогулку. Его юный ученик решил испытать свои познания в волшебстве. Ему нужно натаскать воду. И вот, произнеся заклинание, он приказывает метле взять ведра, спуститься к реке и наполнить большой чан.

Однако, наполнив его до краев, метла продолжает свое дело. Вода уже выливается из чана, грозит затопить весь дом! Испуганный ученик пытается остановить усердную метлу, но все его попытки заканчиваются неудачей: он забыл слова нужного заклинания!

В отчаянии ученик хватает топор и разрубает метлу пополам. Но становится только хуже: каждая половинка метлы продолжает носить воду. К счастью, на пороге появляется старый учитель, он произносит нужное заклинание и восстанавливает порядок.

Начинается это скерцо тихим, таинственным звучанием – композитор показывает нам жилище чародея. А дальше – негромкая, но очень деловитая и решительная музыка рисует метлу, принявшуюся за работу. Постепенно звучание становится громче – воды все больше, в оркестре появляются завывания – ужас ученика от содеянного. Но вот все обрывается – метла разрублена пополам. Тяжело ворочаются ее половинки, встают на ноги – и принимаются за работу! Музыка достигает кульминациисамого яркого места, вершины в развитии. Темп ускоряется – все быстрее прибывает вода. Внезапно наступает тишина – приходит старый чародей. Возвращается таинственное звучание начала пьесы – он произносит заклинание, вода быстро уходит. И – неожиданный яркий аккорд в конце – как назидание всем недоучкам!

Самостоятельное чтение: Поль Дюка родился около 150 лет назад. Он очень критично относился к своей музыке, даже уничтожал рукописи, поэтому многих его работ не сохранилось. «Ученик чародея» -- самое известное его произведение.

Вопросы к уроку: 1. Что такое скерцо? Это вокальный жанр? В каком темпе и характере звучит скерцо?

2. Вспомните, что происходит в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»? Названия каких трагедий

  Шекспира вы знаете? Что вы знаете о жизни Мендельсона? (задание № 5 из первого класса)

3. Что происходит в балладе «Ученик чародея»? Как это нарисовано в музыке?

4. Мы уже знакомились с жанром баллады. Что это за жанр?

Что общего у баллады из задания № 45 и баллады «Ученик чародея»? А чем они отличаются?

5. Что вы знаете о Поле Дюка?

6. Послушайте первые пять пьес «Детского альбома П.И. Чайковского.

  Какие из них написаны в жанре скерцо?

7.  Какая пьеса из «Картинок с выставки» Мусоргского написана в жанре скерцо?  

  8. Как вы думаете, что такое «скерцино»?

Слушаем: Мендельсон. «Скерцо» из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь»;

                Дюка. Симфоническое скерцо «Ученик чародея».

    Задание 54. Германия. Шуман. Фортепианный цикл.

   Немецкий композитор Роберт Шуман родился около 200 лет назад, как и Феликс Мендельсон. Детство его прошло в небольшом городке ЦвиккАу. С юности у Шумана было два увлечения – музыка и литература. Отец поддерживал его увлечение искусством, а мать считала, что Роберт должен получить уважаемую и приносящую доход профессию.

Отец умер, когда Шуману было 16 лет, и по настоянию матери Роберт отправился в Лейпциг, учиться на юриста в университете. Очень скоро он понял, что эта профессия его нисколько не привлекает. Но бросить учебу Шуман не мог: ведь своего дохода у него не было, он жил на деньги матери. Правда, с музыкой Роберт не расставался, он брал частные уроки у знаменитого педагога Фридриха Вика. У Вика была маленькая дочь Клара, которая прекрасно играла на рояле.

Так прошло несколько лет… Но вот однажды произошло событие, изменившее жизнь Шумана: в Лейпциг приехал Паганини! Услышав игру гениального скрипача, Шуман понял: его призвание – музыка! Он решил стать «Паганини фортепиано»! Но для этого надо очень много заниматься, а учеба в университете отнимала почти все время… Шуман пишет письмо матери, где умоляет ее разрешить ему бросить учебу, чтобы полностью посвятить себя музыке. Он клянется, что через три года станет знаменитым пианистом, будет давать концерты и сможет сам зарабатывать себе на жизнь! Самое удивительное, что мать согласилась!

Шуман ушел из университета, и посвятил себя ежедневным многочасовым занятиям на фортепиано. Чтобы быть ближе к своему учителю, он даже поселился в доме Фридриха Вика… Все шло хорошо, но…Роберта подвело нетерпение! Он хотел стать виртуозом как можно быстрее и, чтобы разработать руку, использовал хиропласт. С помощью этого приспособления пианисты пытались увеличить растяжку пальцев.

Однажды Шуман слишком сильно потянул пальцы, рука начала болеть, он обратился к врачам, но никто не смог ему помочь. Нет, играть-то он мог, но стать виртуозом ему уже было не суждено. Шуман был в отчаянии! Что он скажет матери! К счастью, есть такое выражение: «Если закрываются одни двери, значит, открываются другие». Очень скоро Роберт понял, что он может сочинять музыку! Правда, его произведения были настолько необычны, что публика их совсем не понимала. Но Шумана это нисколько не смущало… Он собрал вокруг себя несколько единомышленников, они часто собирались в кафе, спорили до хрипоты, обсуждали новую, романтическую музыку. Шуман даже основал музыкальный журнал, в котором боролся за новое искусство. Правда, почти все статьи он писал сам под двумя псевдонимами: «Эвзебий»


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.