Слушаем: русские народные песни «Светит месяц», «Коробейники», «Степь да степь кругом». — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Слушаем: русские народные песни «Светит месяц», «Коробейники», «Степь да степь кругом».

2021-03-17 109
Слушаем: русские народные песни «Светит месяц», «Коробейники», «Степь да степь кругом». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                     Задание 59. Русский романс (лирический и бытовой).                 

РОМАНС – самый любимый жанр в русской музыке в 19 веке. Романс любили все: бедные и богатые, знатные аристократы и простые люди. В нем можно выразить любовь и ревность, разлуку и верность, горе и надежду – чувства, которые волнуют людей во все времена. Обычно романсы просты для исполнения, в них несложная вокальная партия и не очень трудный аккомпанемент. Аккомпанировали романсу на фортепиано или гитаре.

Одним из самых знаменитых русских романсов стал «Я встретил вас». Написан он на слова великого поэта Ф.И. Тютчева. Поэт написал эти стихи в 67 лет и посвятил их Амалии Крюденер. В молодости он был влюблен в нее, но она не ответила ему взаимностью. И только на склоне лет Амалия навестила Тютчева, заставив его вспомнить  былое чувство… До сих пор так и не известно точно, кто написал мелодию этого романса. «Я встретил вас — и все былое в отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое — и в сердцу стало так тепло...»

Романсы, в которых воспеваются чувства, называют лирическими. Но бывают и другие, они показывают обычную жизнь людей, часто очень непростую и даже трагическую. Такие романсы называют бытовыми. К бытовым относится романс «Нищая» А.А. Алябьева на стихи французского поэта БеранжЕ.

«Зима, метель, и в крупных хлопьях При сильном ветре снег валит. У входа в храм, одна, в лохмотьях, Старушка нищая стоит…И подаянья ожидая, Она все тут с клюкой своей, И летом, и зимой, слепая!.. Подайте ж милостыню ей!
Сказать ли вам, старушка эта Как двадцать лет тому жила! Она была мечтой поэта, И слава ей венок плела. Когда она на сцене пела, Париж в восторге был от ней. Она соперниц не имела, Подайте ж милостыню ей!!
Бывало, после представленья Ей от толпы проезда нет. И молодежь от восхищенья Гремела «браво» ей вослед. Вельможи случая искали Попасть в число её гостей; Талант и ум в ней уважали. Подайте ж милостыню ей……….......»    

 Интересно, а романс «Красный сарафан» А.Е. Варламова лирический или бытовой?

«Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не входи, родимая, попусту в изъян.

 Рано мою косыньку на две расплетать. Прикажи мне русую в ленту убирать!

 Пускай непокрытая шелковой фатой, очи молодецкие веселит собой!
То ли житье девичье, чтоб его менять, торопиться замужем, охать да вздыхать!
Золотая волюшка мне милей всего! Не хочу я с волюшкой в свете ничего!
 --Дитя моё, дитятко, дочка милая! Головка победная, неразумная!

Не век тебе пташечкой звонко распевать, легкокрылой бабочкой по цветам порхать. Заблекнут на щеченьках маковы цветы, прискучат забавушки, стоскуешься ты!»
А вот два романса А.С. Даргомыжского. «Шестнадцать лет» на ст. ДЕльвига.

 «Мне минуло шестнадцать лет, Но сердце было в воле; Я думала: весь белый свет, весь белый свет – Наш бор, поток и поле. К нам юноша пришел в село: Кто он, отколь, не знаю, Но всё меня к нему влекло, к нему влекло, Всё мне твердило: знаю! Куда пойду – и он за мной. На долгую ль разлуку? Не знаю! Только он с тоской, ах, он с тоской Безмолвно жал мне руку. «Что хочешь ты? – спросила я, – Скажи, пастух унылый». И с жаром он сказал: «Люблю, люблю тебя!» И тихо назвал милой. И мне б тогда «люблю» сказать! Но слов найти не знала, На землю потупила, потупила взгляд, Краснела, трепетала! Ни слова не сказала я, За что ж ему сердиться? За что покинул он, покинул он меня? И скоро ль возвратится?»        

                                      «Старый капрал» на ст. Беранже.

«В ногу, ребята, идите, полно, не вешать ружья! Трубка со мной... проводите в отпуск последний меня. Был я отцом вам, ребята, вся в сединах голова... Вот она - служба сол-дата! В ногу, ребята! Раз! Два! Грудью подайся! Не хнычь, равняйся! Раз! Два! Раз! Два!
Я оскорбил офицера. молод и он оскорблять старых солдат. Для примера Должно меня расстрелять. Выпил я... Кровь заиграла... Дерзкие слышу слова - Тень императора встала... В ногу, ребята! Раз! Два!

Ты, землячок, поскорее к нашим стадам воротись; нивы у нас зеленее, легче дышать... Поклонись храмам селенья родного... Боже! Старуха жива! Не говори ей ни слова... В ногу, ребята! Раз! Два!
Трубка, никак, догорела? Нет, затянусь еще раз. Близко, ребята. За дело! Прочь! не завязывать глаз. Целься вернее! Не гнуться! Слушать команды слова! Дай Бог домой вам вернуться…»

Вопросы к уроку: 1. Почему романс был любимым жанром в России в 19 веке?

2. Чем отличается лирический романс от бытового? К какой из этих категорий принадлежит каждый из прослушанных нами романсов? 3. Какой из них является диалогом? 4. Вспомните, где родился романс и что означает это слово? (зад. № 35). 5. Один из этих романсов – баллада. Какой?

Слушаем: Русский романс «Я встретил вас».  Алябьев «Нищая». Варламов «Красный сарафан».  

              Даргомыжский «16 лет», «Старый капрал»

               Задание 60. Россия. Глинка – основоположник русской музыки.                                                                                                            

   Сегодня мы познакомимся с композитором, который стал основоположником русской классической музыки. Это Михаил Иванович Глинка. Когда-то мы уже слушали его «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Глинка жил 200 лет назад. А разве, спросите вы, до него русской музыки не было? Была-то была, но… Так получилось, что профессиональные музыканты в России появились поздно – примерно 250 лет назад. К тому времени в Европе уже существовали сложившиеся композиторские школы, особенно в Италии.

Начинающие русские композиторы учились у итальянских преподавателей, «впитывая» при этом итальянскую музыку. Начиная писать свои произведения, они обычно следовали итальянским образцам. К тому же богатые люди, которые заказывали музыку и платили за нее деньги, не любили народное искусство, с презрением относились к русским песням, танцам, народным инструментам.

    А вот Глинка еще в детстве полюбил народные песни, несмотря  на недовольство своего отца, который считал, что мальчик не должен слушать пение крепостных крестьян. Вот так Глинка с детства «впитал» русскую музыку. Став взрослым, он сначала попытался, как и все, писать в итальянском стиле, но быстро понял, что это не его путь. Глинка осознал, что он должен писать музыку по-русски, чтобы показать всем красоту русских мелодий.

   Глинка написал множество романсов, некоторые из них очень похожи на народные песни. В основе ро-манса «Жаворонок» - простая, безыскусная мелодия, а пение жаворонка изображается в партии фортепиано.

Глинка не был концертирующим пианистом, но он прекрасно играл на фортепиано, которое, как вспоминали слушатели, «пело» под его пальцами. Примером этого может служить Ноктюрн «Разлука»: какая в нем проникновенная и печальная мелодия! 

Но главная заслуга Глинки – рождение первой русской оперы. Побывав в молодости в Италии, на родине оперы, композитор решил написать оперу не о принцах и королях, как было принято в то время, а о русском народе, о простом крестьянине Иване Сусанине. Через несколько лет мы увидим, как прошла премьера оперы, каким шоком для зрителей был момент, когда открылся занавес, и они увидели на сцене не королевский замок, а русскую деревню. Своих чувств  зрители не скрывали: они, не стесняясь, смеялись над композитором и певцами. Можно представить, что испытывал в это время Глинка! Но сила его музыки была такова, что к концу представления зал был покорен!

Опера «Иван Сусанин» основана на реальном событии, которое произошло около 400 лет назад: спасение царя Михаила Романова от польских захватчиков. Сусанин согласился провести поляков к царю, но завел их  в глухой лес, откуда они не смогли выбраться. Да, Сусанин погиб, но Глинка решил закончить оперу сценой на Красной площади в Москве, где под звуки величественного хора «Славься» к народу выходит юный царь: закончилось Смутное время, начинается эпоха царствования династии Романовых.   

Самостоятельное чтение: к сожалению, несмотря на успех «Ивана Сусанина», высшее общества так и не приняло музыку Глинки. Например, премьера «Руслана и Людмилы» окончилась провалом. Лишь небольшая группа друзей поддерживала композитора, а остальные постоянно ставили ему в пример итальянскую музыку. И только после смерти Глинки отношение к русской музыке изменилось. Как говорится, правда в жизни всегда торжествует, иногда только жизни не хватает…

  Вопросы к уроку: 1. Какова роль Глинки в русской музыке? 2. Что было с музыкой в России до Глинки?

3. Что в детстве Глинки повлияло на его становление как композитора?

4. Какие препятствия пришлось преодолеть Глинке на его пути? 

5. А о чем все-таки романс «Жаворонок»? Где мы уже встречались с этой птичкой?


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.