Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-02-05 | 73 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Разреши себе почувствовать себя хорошо, смеяться с друзьями, шутить. Это твое право, и если ты, не нарушая своего собственного ритма, испытаешь моменты удовольствия, то тебе это очень поможет. Вспомни, что любимый человек, которого нет с тобой, всегда желал тебе самого лучшего. Плохие моменты приходят сами по себе, но создание приятных моментов в твоей власти. Начнем с того, что после потери жизнь продолжается, и нужно обратить внимание на знаки, признаки и возможности, окружающие нас. Ты можешь не воспользоваться ими, если нет желания, но не переставай видеть их.
ОБУЧЕНИЕ
Переносить горе — значит также научиться жить без чего-либо, без кого-то, жить по-другому.
Надо научиться принимать новые решения в отношении самого себя, научиться выполнять задачи, которые раньше брал на себя другой, найти новые формы общения с семьей и друзьями. Научиться жить в отсутствие чего-то. Порой это обучение отделяет тебя от других людей, печаль требует порой умения жить, не делая то, что ты умел делать раньше. Опыт во многих случаях весьма жестокий учитель. Начни свою жизнь сначала. Не в другой раз.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Мысль о том, что же такое смерть, настолько отвлеченная, что в жизни каждого может означать совершенно разные вещи. Важно не совпадение позиций по отношению к смерти, а то, чтобы каждый определил свое отношение к ней. Есть множество вещей, которые можно оставить неразрешенными, но есть четыре или пять, которые необходимо «упорядочить»:
гендерная идентичность,
философская позиция,
отношения со своими стариками,
жизненный проект,
отношение к смерти.
Что происходит после смерти? Как можно узнать, если никто этого не знает?
|
Независимо от вашей позиции, могу вас заверить, что после смерти с вами произойдет то, во что вы верите.
В сущности все равно.
Если вы верите в реинкарнацию, хорошо; если вы верите, что попадете на небеса или в преисподнюю, хорошо; если считаете, что потом вообще ничего не будет, хорошо. Можно верить во что угодно. Но ваша позиция должна быть определена.
Вуди Аллена однажды спросили, верит ли он в жизнь после смерти. Аллен ответил, что не знает, что он очень занят, пытаясь узнать, удастся ли ему еще пожить до того, как наступит смерть.
ДЕЛИТЬСЯ ПРИОБРЕТЕННЫМИ ЗНАНИЯМИ
Когда часть пути уже будет пройдена, поделись своим опытом с другими. Расскажи им, что не надо преуменьшать значение потери, не надо пренебрегать этим путем. Рассказав о том, чему ты научился, поделившись опытом, ты окажешь помощь другим людям, стремящимся к исцелению, ты облегчишь их путь и сделаешь более приятным свой собственный.
ДЕСЯТЬ «НЕТ»
СПРЯТАТЬСЯ
Никогда не закрывай свое сердце для боли. Изучай и проявляй возникающие эмоции, но не подавляй их.
Не пытайся показать себя сильным, не держи все внутри. Со временем боль ослабнет. Найти форму и позволить себе чувствовать и выражать боль, грусть, ярость, страх потери — вот что всегда облегчает нам путь. Пройти весь путь от начала и до конца — это основное условие, без исполнения которого раны не смогут закрыться и исцелиться. И этот путь называется путем слез. Разреши себе плач. Ты заслуживаешь право плакать, когда тебе это нужно. Возможно, ты перенес жестокий удар, жизнь преподнесла тебе сюрприз, окружающие не смогли понять тебя, близкий человек ушел, оставив тебя в одиночестве. Нет ничего более уместного, чем вернуться к способности оплакать свое горе, пожаловаться на свое несчастье, пошмыгать носом над своим бессилием. Не скрывай свою боль. Поделись происходящим с родными, близкими друзьями... Плач, так же, как и смех, является исключительно человеческой привилегией. Плач действует как клапан, освобождающий от непомерного внутреннего давления, вызванного потерей. Мы можем заняться этим в одиночестве, если таков наш выбор, или разделить боль со своими товарищами, идущими тем же путем. Когда печали разделяются с другими, их тяжесть уменьшается. Когда душа болит, нет ничего лучше, чем заплакать.
|
Не храни все в себе из страха быть надоедливым или побеспокоить кого-то. Найди тех людей, кому ты мог бы излить свою душу. Нет ничего более неуместного и порочного, чем препятствовать выражению эмоций глупыми представлениями о своем предполагаемом мужестве, направленном на защиту ближнего.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ
Многие из идущих этим путем настолько заняты своими внутренними процессами, настолько поглощены своим горем, что совершенно не обращают внимания на собственное тело. По истечении нескольких дней было бы полезно принять решение об установлении на несколько недель определенного режима: вставать в одно и то же время, питаться по расписанию, ложиться спать в определенное время... а потом продолжить его. Постарайся нормально питаться и не злоупотребляй табаком, спиртным и медицинскими препаратами. На самом деле, если в подобном состоянии потребуется прием какого-либо лекарства, оно должно быть назначено врачом и ни в коем случае не приниматься по совету доброжелательных родственников, друзей и соседей. В любом случае лучше не блуждать в поисках профессионала, который согласится выписать рецепт на психотропные препараты, лишь бы «не чувствовать»,
они могут не помочь, а, напротив, придать твоему состоянию затяжной характер.
НЕ СПЕШИ
Прохождение пути требует времени, а, как известно, время излечивает все.
Но внимание, одного времени будет недостаточно.
Реально может помочь то, что каждый сам делает со временем.
Не ожидай чего-то чудодейственного. Будь готов к рецидивам. Неожиданное событие, посетитель, годовщина, рождество вернут тебя к начальной точке
Ты не можешь оплакивать то, что произойдет завтра, как и продолжать плакать о том, что было вчера. Сегодня плачь о том, что происходит сегодня, завтра будет другой плач.
Используешь ли ты сегодняшний день чтобы признать, что ты в горе, чтобы согласиться, что потерянное мертво и никогда к тебе не вернется?
|
Используешь ли ты сегодняшний день чтобы интенсивно прочувствовать свои эмоции и выразить боль, символизирующую для тебя эту потерю?
Используешь ли ты этот день, чтобы научиться жить без этого любимого человека?
Используешь ли ты этот день чтобы вновь обрести уверенность в себе?
Живи каждый день только одним днем
ЗАБЫТЬ О ВЕРЕ
Существуют вещи, с которыми одному человеку не справиться. Даже вся помощь, которую ты можешь получить, может оказаться неспособной поддержать тебя в нужном состоянии.
Многие считают, что обращение со своими проблемами к Богу оказывает успокаивающее действие и облегчает тяжелое бремя, лежащее на сердце
В своем исступлении в первые моменты мы прежде всего взываем к Богу, но также благотворным может быть обращение к церкви, храму или беседа со священником
В этот момент не следует просить, чтобы все вернулось назад и произошло, как нам хотелось бы нужно просить, чтобы Бог помог нам принять перемены и увидеть другие возможности
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ
Не истязай себя. Переживаемые тобой эмоции могут быть очень сильными и неприятными (наверняка так и есть), но важно не забывать, что они преходящи.. Самый трудный момент скорби обычно наступает через несколько месяцев после потери, когда окружающие начинают говорить тебе, что уже пора забыть и прийти в себя Сохраняй терпение. Не торопись. Будь верен себе, уважай свое время и пространство. Никогда не упрекай себя в том, что уже должен был бы чувствовать себя лучше Твое время это твое время. Помни, что худший враг траура — это отсутствие любви к себе
БОЯЗНЬ СОЙТИ С УМА
Мы все способны испытывать сильнейшие чувства в связи с нашим горем, но это не должно приводить тебя к потере психического равновесия. Грусть, гнев, чувство вины, смятение, подавленность и даже мысль о смерти являются обычными для большинства людей после значительной потери или смерти дорогого человека.
Необходимо испытать боль и все сопутствующие ей чувства: печаль, ярость, страх, вину... Найдутся люди, которые скажут тебе: «Нужно быть сильным». Не обращай на них внимания. Не нужно ничем быть или перестать чем то быть. Не нужно давать объяснения или просить разрешение, или испытывать вину из-за своей непоследовательности
|
Твоя душа была искалечена и сейчас огорчается из за того, что ей чего-то не хватает
ПОТЕРЯТЬ ТЕРПЕНИЕ
Несмотря на сказанное выше, не следует быть слишком требовательным к окружающим
Не обращай внимания на попытки некоторых людей внушить тебе, как ты должен себя чувствовать и как долго; не все способны понять, что ты переживаешь. Они по-дружески пытаются помочь тебе забыть твою боль и делают это с добрыми намерениями, чтобы не видеть твоей грусти, — будь терпелив, но не пытайся угождать им. Лучше немного отдалиться и найти тех, кто может позволить тебе «чувствовать себя плохо» или без опаски дать выход чувствам, когда это потребуется. Как бы то ни было, может, будет лучше, если в течение какого-то времени ты больше будешь думать о намерениях тех, кто тебя окружает, чем о том, что они говорят. Иногда случается, что те, кого мы считали наилучшими попутчиками, не могут разделить наши чувства. Они так плохо переносят чужую боль, что мешают твоему процессу и задерживают твое продвижение к конечной точке пути. В любом случае не раздражайся на них за это.
САМОДОСТАТОЧНОСТЬ
Не переставай просить помощи. Не разрывай свою связь с другими, хотя они в данный момент и не идут по тому же пути. Тебе нужно их присутствие, поддержка, мысли, внимание. Предоставь своим друзьям и близким возможность находиться рядом с тобой. Все, кто тебя любят, хотели бы помочь тебе, хотя большинство из них не знает, как это сделать. Некоторые опасаются показаться слишком назойливыми. Другие считают, что причиняют тебе боль, напоминая о потере. Тебе нужно чтобы тебя выслушали, а не высказывали свое мнение о том, что тебе следует делать, чувствовать или решать. Не пребывай в ожидании их помощи и уж точно не надейся, что они догадаются об этом. Проси о том, что тебе нужно. Наиболее мудрым и адекватным является тот, кто обладает сознанием,и смелостью, чтобы попросить о помощи, когда она необходима.
НЕ ПРИНИМАЙ ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ
Решения о продаже дома, увольнении с работы, переезде на новое место будут искушать тебя на первых этапах пути. Спокойствие. Это важные решения, которые следует принимать в состоянии полной ясности, а не тогда, когда нас переполняет неизбежное смятение. В большинстве случаев ничего не потеряно, и лучше всего перенести подобные решения на более позднее время.
По этой же причине в первое время после потери кажется не очень целесообразным начинать отношения с новым партнером, заводить ребенка, ускорять свадьбу. Потом мы можем пожалеть об этом.
|
Есть срочные дела, которые нельзя откладывать, но стоит соблюдать правила и не пересекать мосты, еще не приблизившись к ним.
ЗАБВЕНИЕ
Не следует забывать того, что произошло. Наоборот помни. Без надрыва, но и не убегая от действительности.
Горе позволяет найти для твоего близкого место, которое он заслуживает среди сокровищ твоего сердца.
Оно дает тебе возможность думать о нем и не чувствовать пронзительной боли
Вспоминать с нежностью и чувствовать, что время проведенное с ним или с ней, было подарком судьбы
И это применимо ко всем потерям. Работа с горем придает смысл всему, что ты пережил с того момента как почувствовал потерю.
Положа руку на сердце следует признать что любовь со смертью не заканчивается.
В некоторой степени ты уже не будешь тем же каким был до своей значительной потери потому что она неизбежно тебя изменит, но ты можешь сделать так чтобы это была перемена к лучшему.
Хочу закончить эту главу вот такой историей.
Каждую ночь рыбак выходит на берег забросить сети, зная, что под утро рыба приближается, чтобы полакомиться мидиями. Сети он ставит до наступления рассвета.
Он входит в воду босиком и с наполовину развернутой сетью.
В эту ночь, входя в воду, он натолкнулся ногой на что-то очень твердое.
Ощупав предмет, он обнаруживает что то похожее на камни, завернутые в мешок.
С раздражением думает: «Кто этот идиот, бросающий такое в воду на пляже?». И затем поправляет себя: «На моем пляже».
«А я такой рассеянный, каждый раз буду на них натыкаться...». Он прекращает растягивать сеть, достает из воды меток и выносит его на берег, а затем снова уходит в воду с сетью
Еще очень темно и, вернувшись, он уносит мешок подальше от берега, а при этом думает: «Сам я идиот»
Он достает нож, разрезает мешок и ощупывает содержимое. Это несколько камней размером с апельсин, тяжелых и округлых
Рыбак думает «Кто тот идиот, что складывает камни в мешок, чтобы забросить их в воду?»
Он берет один камень, взвешивает в руке и бросает в море
Через несколько секунд он слышит всплеск.
Достает другой и снова бросает.
Еще один в другую сторону, а потом сразу два — два всплеска. Старается забросить подальше и, повернувшись спиной к воде, бросает изо всех сил.
Так он развлекается, прислушиваясь к звукам, рассчитывая время падения, бросая по одному камню, по два, с закрытыми глазами, бросает и бросает.
Наконец начинает подниматься солнце.
Рыбак нащупывает в мешке последний камень.
Он готовится забросить его как можно дальше, но тут первые лучи солнца освещают его, и рыбак замечает на нем золотистые проблески.
Он опускает руку и рассматривает камень. Сквозь слой тины и ржавчины виден блеск: Человек начинает тереть камень краем одежды, блеск становится сильнее Он удивленно ощупывает его и понимает, что это металл. Он продолжает очищать шар песком и своей рубашкой и наконец понимает, что перед ним чистое золото. Кусок литого золота размером с грейпфрут. Его радость гаснет, когда он думает, что все остальные камни также были золотыми.
Он думает «Какой же я дурак. У меня в руках был мешок, полный золотых самородков, а я их всех побросал в воду, забавляясь звуком их падения»
Он начинает плакать и горевать из-за утраченных камней, обзывает себя неудачником кретином, идиотом...
Начинает мечтать, где бы раздобыть водолазный костюм, а еще лучше группу водолазов, которые при свете дня обыскали бы морское дно и рыдает пуще прежнего...
Солнце уже взошло.
Он обнаруживает камень в своей руке и осознает что если бы солнце начало свой восход несколькими секундами позже или же он быстрее совершил бросок то так никогда бы и не узнал, какое сокровище находился ь в его руках.
Наконец, он осознает, что у него в руке сокровище и оно само по себе является огромным богатством для такого рыбака, как он
Он осознает, что удача в том, чтобы обладать сокровищем, которое у него еще есть
Хорошо бы всегда быть настолько мудрым, чтобы не оплакивать те камни, которыми мы беспечно пренебрегли, те вещи, что унесло море, чтобы мы на самом деле были готовы увидеть блеск тех камней, которыми обладаем, и смогли наслаждаться ими до конца своей жизни
ГЛАВА 5. ЭТАПЫ ПУТИ
Предположим, кто-то поранился. Здоровый молодой человек играл в футбол босиком со своими друзьями. Получив пас, который можно превратить в гол, он наступил на что-то — острое, камень, кусок стекла или жестяную банку. Юноша продолжает свой бег, ведет мяч и, несмотря на боль, бьет изо всей силы по мячу, забивает гол, и его команда выигрывает матч. Все ликуют, а он садится на траву, осматривает ногу, видит кровь и рану на пятке.
Что обычно делается, чтобы рана благополучно зажила?
Каковы этапы заживления раны?
Обычно поначалу кажется, что столь незначительный инцидент не имеет значения, и все продолжается, как ни в чем не бывало. Мальчик продолжает бегать с мячом, женщина продолжает нарезать хлеб острым ножом, столяр не замечает раны, пока капля крови не упадет на дерево. Иногда даже и кровь не всегда выступает, происходит сужение сосудов, торможение нервных стимулов, наступает период оцепенения, но механизм защиты действует тем быстрее, чем значительнее рана. Мгновенно возникает острая, сильная и кратковременная боль, иногда чрезмерная, это первая реакция организма, сигнализирующая о том, что что -то произошло.
А затем кровь течет из раны, чем тяжелее рана, тем больше крови.
Кровь идет до тех пор, пока организм естественным путем не прекращает кровотечение. В ране образуется тампон из фибрина, тромбоцитов и кровяных телец: коагулят, который, помимо всего прочего, препятствует кровотечению.
Когда коагулят возникает, то начинается более длительный этап процесса заживления. Коагулят стягивается, подсыхает, затвердевает и втягивается внутрь. Он превращается в то, что мы попросту называем «корочкой».
Через некоторое время новые ткани, образующиеся изнутри, выталкивают «корочку» наружу, она отделяется и отпадает.
Рана уже практически не болит, не кровоточит, она излечена, но остается след от пережитого: шрам.
Этапы исцеления нормальной раны
I. Вазоконстрикция
II. Острая боль
III. Кровотечение
IV. Коагулят
V. Стягивание коагулята
VI. Реконструкция тканей
VII. Шрам
Таков в общей сложности нормальный процесс эволюции резаной раны. Если один из этих этапов пропущен, что-то может пойти не так. Например, если у пациента с более или менее значительной режущей раной кровь не появляется, то это тревожный сигнал. Кто-то подумает: «О, повезло, нет потери крови», но на самом деле это шоковое состояние, и пациент может умереть.
И естественно, чем больше рана, тем продолжительнее, неприятнее и опаснее становится каждый этап. Всегда, чем серьезнее рана, тем дольше она не зарубцовывается, тем вероятнее риск осложнений. Если на одном из этапов процесс выздоровления затягивается, то это всегда чревато проблемами.
В любом случае все это я рассказываю не для того, чтобы продемонстрировать процесс заживления резаной раны, а по той причине, что я недавно обнаружил большое сходство, которое каждый может проанализировать на своем собственном опыте, — это сходство между этапами развития ран и внешне очень сложной ситуацией работы с горем.
Страдание, как мы уже говорили, является нормальной реакцией на определенный стимул, на рану, которую мы называем потерей. Дело в том, что смерть любимого существа — это рана, расставание с родительским домом — рана, переезд в другую страну — рана, разрыв брака — рана. Фактически каждая потеря функционирует как прерывание непрерывности повседневной жизни, так же как порез является нарушением целостности кожи.
Если нам понятен процесс заживления раны, то можно попытаться уяснить, что происходит при работе с горем. Так как человек — это единый организм, то мы увидим, что шаги прохождения эмоционального оздоровления в основном идентичны, если не полностью подобны исцелению раны. В качестве примера возьмем смерть дорогого человека.
Когда мы узнаём о смерти кого-то очень дорогого, то прежде всего говорим «не может быть».
ОТРИЦАНИЕ И НЕПРИЯТИЕ
Это ошибка, думаем мы, не может быть, нет, говорим мы себе, все произошло слишком внезапно, я этого не ждал, ведь все было так хорошо...
Этот первый этап называется этапом недоверия.
И даже если бы о смерти было заранее объявлено, все равно весть о ней в первый момент вызывает шок. Наступает оцепенение, когда ты не чувствуешь боли, неожиданный удар приводит тебя в состояние растерянности, ты не понимаешь, что тебе говорят. Безусловно, чем более неожиданно наступила смерть, чем более поразительна ситуация, тем более глубоким будет состояние смятения и более продолжительным период недоверия.
Во всем этом заключен определенный смысл, аналогичный состоянию оцепенения при ране, «экономичности» реакции рубцевания. Если происшествие незначительно, то и последствия пройдут быстро, так как организм защищается. Что ж, психика также защищает себя, на всякий случай оценивая, не было ли произошедшее ошибкой, вдруг ты просто что-то не понял, защитная реакция порождает недоверие, и мы впадаем в состояние растерянности, дистанцируясь от ситуации.
И так, как мы видим, начинается цикл переживания, отхода от него и контакта. Невозможно перейти непосредственно от восприятия к действию или от восприятия к контакту, должен произойти процесс, должно пройти какое-то время. И это необходимое время достигается с помощью небольшого замораживания, состояния шока, отсутствия реакции.
Таким образом, в принципе на короткое время все эмоции человека, его восприятие, его ощущение жизни оказываются абсолютно парализованными, наступает момент отрицания, неприятия, период перехода от паралича к желанию убежать туда, где ничего этого нет, желание проснуться и узнать, что все это было не более чем сном.
Этот этап может длиться одно мгновение, несколько минут, несколько часов или дней, как это происходит при нормальном горе, или же может превратиться в жесткое неистовое неприятие. У детей это явление порой достигает полного абсолюта. В то время как окружающий мир и семья эволюционируют, ребенок пребывает в убеждении, что ничего не произошло, он парализован в этой ситуации и отрицает все произошедшее, так как не понимает, каким образом пропустить через себя все это. Иногда это происходит во время бдения у гроба с детьми в возрасте 10, 12, 15 лет и даже старше. Со стороны кажется, что они полностью осознают все, что происходит, но ведут себя как не в чем ни бывало, и люди задают себе вопрос:
«Он не любил своего дедушку, свою мать, своего брата?»
Родственники отвечают:
«Очень сильно любил, мы все удивлены».
Они находятся на этапе неприятия. Иногда это принимает форму патологического отрицания, а чаще всего является нормальной защитной реакцией перед лицом чего-то ужасного, это не слишком осознанная попытка НЕ сойти с ума.
Для ясности я называю это отрицанием, хотя в действительности основным в этот момент является не отрицание, а состояние растерянности. Человек ничего не понимает, не осознает того, что происходит, и хотя внешне выглядит вполне адекватным, на самом деле он не полностью воспринимает все происходящее.
Когда удается пересечь этот этап неверия, ничего другого не остается, как вступить в контакт с острой болью через ее осознание. Боль от смерти дорогого человека на этом этапе подобна молнии. После всех наших попыток игнорировать ситуацию нас внезапно охватывает полное осознание того, что этот человек умер. И тогда ситуация выходит из-под контроля, накрывает нас, и огромный эмоциональный удар внезапно выливается в молниеносный взрыв.
Этот болезненный взрыв является вторым этапом нормального горя и называется «регрессией».
Почему мы называем его «регрессией»?
Потому что человек плачет как ребенок, стучит ногами, издает душераздирающие крики, и в этих проявлениях отсутствуют разум и чувство меры. Мы ведем себя как пятилетние дети. Слова не звучат, нет ничего осмысленного, единственное, что происходит, — это непрерывный эмоциональный взрыв. Пытаться взывать к нашему разуму в эти моменты так же бесполезно, как пытаться объяснить четырехлетнему ребенку, почему машина переехала его любимого лягушонка.
На этом этапе также не существует никакой возможности, чтобы человек, пребывающий в горе, прислушался к нам. Дело в том, что на первом этапе он испытывает шок от известия, все отрицая, все отвергая, он растерян, а затем эмоции начинают бить через край, все самое примитивное выливается наружу, — нет никакой возможности вступить с ним в контакт, так как он весь охвачен иррациональной болью.
Точно так же с физической раной, — вначале я ничего не почувствовал, а затем внезапно боль подала сигнал.
Я неожиданно понял, что у меня болит, и начал истекать кровью.
Вот так же, когда эмоции бьют через край, я начинаю истекать кровью.
И кровь течет не из-за грусти, потому что с появлением крови наступает третий этап, он начинается с осознания того, что произошло, и именуется этапом ярости.
Я плакал, кричал, всхлипывал, ползал по полу, я проделал все то иррациональное, что связывало меня с бесконечной болью, я попытался отрицать то, что происходило; и сейчас неотвратимо, иногда быстрее, иногда медленнее, иногда занимая больше времени, иногда меньше, наступает момент ярости.
Ярость всегда груба, очень груба. Иногда она проявляется как ненависть, иногда она скрыта, но всегда наступает момент, когда мы сердимся.
На кого? Это зависит от обстоятельств.
Иногда мы злимся на тех, кого виним в смерти: врачей, которые не смогли спасти, того типа, который вел грузовик по встречной и столкнулся с машиной, пилота разбившегося самолета, авиакомпанию, сеньора, продавшего квартиру, в которой затем случился пожар, сломавшуюся машину, сорвавшийся лифт и т.д. и т.п. Мы рассержены на всех, потому что хотим думать, что есть кто-то, на кого можно возложить ответственность за случившееся.
Или же мы сердимся на Бога. Если мы не находим виноватого или, наоборот, находим его, то начинаем сердиться на Бога.
Иди, возможно, мы сердимся на жизнь, на себя, на другого, на прошлое, на кого-то, но в любом случае всегда существует мгновение, когда нас охватывает гнев. Сейчас мы гневаемся на этого, а потом на другого.
Или нет. Вместо этого или кроме этого, мы злимся на того, кто умер. Мы приходим в ярость, потому что он нас покинул, ушел, его нет с нами, потому что он оставил нас именно сейчас, потому что он умер в самый неподходящий момент, когда мы не были к этому готовы, мы не хотели этого, сейчас нам больно, это тревожит, осложняет жизнь, потому что, черт побери! Потому что это крах, потому что, потому что, особенно потому, что он оставил нас в одиночестве, мы остались без него или без нее.
Порой, когда умирает мать, сын может сердиться на отца, потому что тот пережил ее. Я могу быть сердит на старшего брата моего отца, потому что он жив, а мой отец умер.
Все дело в том, что независимо от причин: внешних обстоятельств, Бога, религии, соседа и кого-то, кто совершенно не имеет этому отношения, — я в любом случае злюсь.
Я впадаю в ярость, основанную на весьма иррациональных мотивах.
Я сержусь на всякого, кто повинен в моем ощущении потери.
Не имеет значения, насколько это оправдано, но я злюсь.
Но почему же я сержусь?
На самом деле я знаю, что другие не виновны в том, в чем я их обвиняю. Дело в том, что у ярости своя функция, как и у кровотечения.
Ярость нужна для достижения некоторых целей, подобно тому, как кровотечение нужно для обеспечения продолжения процесса.
Функция гнева заключается в том, чтобы связать нас с реальностью, вывести из кошмарного состояния упадка и подготовить к последующей жизни. Его функция заключается в том, чтобы покончить с неконтролируемой подавленностью, а также защитить нас на некоторое время от боли ожидающей нас грусти.
Однажды я написал небольшой рассказик на основании истории, которую услышал как-то в Испании, а через много лет узнал, что эта история также вдохновила Халиля Джебрана[7].
Мой рассказ называется «Грусть и ярость», я включил его ранее в одну из моих книг.
Для тех, кто с ним не знаком, вот его краткое содержание:
Однажды к волшебному пруду пришли купаться грусть и ярость.
Они вместе приблизились к берегу, сняли одежды и вошли в воду.
Ярость, как всегда беспокойная и торопливая, быстро искупалась и выскочила на берег. Но так как ярость почти всегда слепа, то она схватила, не глядя, что подвернулось, и таким образом облачилась в одежды грусти. Одетая как грусть, ярость как ни в чем не бывало удалилась. Грусть, спокойная и безмятежная, никуда не торопясь, потому что она вообще никогда не торопится, еще довольно долго купалась, затем ей, видимо, надоело, она вышла на берег и тут обнаружила отсутствие своей одежды. Больше всего грусть не любит быть обнаженной, и ей ничего не оставалось, как надеть то, что было — одежды ярости. В таком виде она продолжила свой путь. Говорят, когда мы иногда видим человека в гневе, безжалостного, беспощадного и слепого от ярости, то нам кажется, что он сильно рассержен, но если внимательно присмотреться, можно обнаружить, что ярость — это только маска, а за ней скрывается грусть.
Ярость, которая появляется здесь на третьем этапе, скрывает приближающуюся грусть. Грусть пока еще не показывается, потому что организм пока готовится к тому, чтобы перенести ее. Ярость препятствует ее появлению, и если все развивается нормально, то ярость пройдет. Но мы уже видели: чтобы остановить кровь, необходимо закрыть рану. Нужно что-то, что прекратит кровотечение. Иначе пациента ждет смерть. Если же пациент продолжает пребывать в ярости, то он умрет от изнеможения, растерзанный ею.
Что-то должно остановить кровь, что-то должно выполнить роль тампона, стать коагулятом. Производное, созданное из той же субстанции, что и ярость, которое ее тормозит и замещает, называется вина.
В естественном процессе работы с горем появляется вина.
И на этом этапе мы начинаем чувствовать свою вину. Вину за то, что я рассердился (вот он умер, а я тут поношу его всякими словами). Вину за то, что я сержусь на других людей. Вину перед Богом. Вину за то, что не смог предотвратить эту смерть, И мы начинаем говорить себе вот такие глупости:
...почему я посоветовал ему купить это...
...если бы я не дал ему свою машину...
...если бы я не оплатил ему билет, он бы не поехал в Европу...
...нужно было отправить его к врачу...
...если бы я был более настойчив, его можно было бы спасти...
...если бы я был рядом с ним, он бы не умер...
...может, он звал меня, а меня не было...
Почему мы делаем это?
Потому что знаем, что нам предстоит, и пытаемся защититься. Появляются мысли о том, как спастись от ощущения бессилия, которое наступает потом.
Обвиняя себя, мы как бы декларируем, что я мог бы предотвратить это. Кстати, мы также виним себя за все то, что не смогли сделать:
что я не рассказал тебе, и ты никогда этого не узнал,
я никогда не говорил тебе о том, что так хотел сказать,
я не дал тебе то, что мог бы дать,
я не бывал с тобой столько времени, сколько мог бы,
я не делал приятные для тебя вещи, а мог бы,
я недостаточно оберегал тебя,
за все то, что мы могли бы сделать вместе и не сделали, а тебе так хотелось.
Я не могу сердиться на тебя за то, что ты лишил меня возможности сделать все это, потому что ярость уже прошла, и рана затягивается, и сейчас в течение некоторого времени на меня давит вина.
Но вина — это еще и оправдание, это еще и механизм.
Вина, как я уже неоднократно указывал, является самоуправляемым вариантом досады, это отражение ненависти. Потому я и утверждаю, что она сформирована из того же материала, что и ярость, как сгусток крови состоит из того же материала, что и кровь. Вина непродолжительна, потому что она вымышлена, но если она остается, мы застреваем во всеобъемлющей лживой и требовательной части горя.
Но если мы ничего не делаем, что могло бы нас задержать, происходит естественное втягивание сгустка внутрь, как на ране. Я ухожу внутрь, вновь становлюсь сухим. И вступаю в следующий этап, самый ужасный из всех, этап отчаяния.
Этап отчаяния является этапом истинной грусти.
Он самый устрашающий. Большая часть всего предшествующего происходила, чтобы избежать его наступления, чтобы задержать наше прибытие сюда.
Именно в нем заключено наше бессилие, осознание, что уже ничего сделать нельзя, что дорогой нам человек неотвратимо мертв и его не вернуть.
Что бы я ни думал, во что бы ни верил, в мир будущего, в мир после, в вечный мир, в то, что он где-то находится и смотрит на меня и что мы когда-нибудь встретимся, в итоге, на что бы я ни надеялся, здесь и сейчас я ничего не могу сделать. И ко мне приходит бессилие.
И словно этого недостаточно, меня там поджидает другой ужасный призрак, одиночество. Одиночество быть без него, в пространствах, которые опустели.
Мы соединяемся со своими внутренними пространствами пустоты.
Нас охватывает ясное ощущение, что что-то потеряно навсегда.
В мире не так уж много окончательных вещей, за исключением смерти.
А сейчас нужно осознать все это.
После того как мы прошли весь этот путь, теперь нужно отступить, уйти внутрь. Нужно привыкнуть к этому ощущению, ощущению вечности его отсутствия.
Мы осознаем, что так, как было, никогда уже не будет, и пока мы еще не готовы предвидеть, как все будет в будущем.
И наступает абсолютное понимание... ощущение полного краха... как будто это опустошенный город... как будто внутри меня что-то разрушено... как город после бомбардировки. (Вспоминаю фотографии Варшавы после разгрома нацистов, нет ничего целого, все в развалинах.) Так и я себя чувствую, внутри одни обломки.
Это самый трудный момент пути. В честь этого этапа и дано название пути слез. Это этап всеобъемлющей грусти, отсутствия энергии, этап болезненной и разрушительной печали.
Это не депрессия, хотя и похоже, конечно, похоже.
Чем похоже? Бездействием. Депрессия возникает именного тогда, когда я признаю себя неспособным превратить эмоции в действие. Иногда страдающие депрессией не испытывают грусти, у них депрессия, но они не грустны. А эти грустны, не знаю, есть ли у них депрессия, может, да, может, нет, но то, что действительно присутствует, так это отчаяние. Они действительно доведены до отчаяния.
Но это не тревожная безутешность. Когда мы встречаем подобных людей и смотрим в их глаза, то понимаем: что-то произошло, в них что-то умерло. Находиться рядом с человеком в такие моменты весьма печально. Печально, потому что мы понимаем и сочувствуем ему. Потому что мы «сострадаем», точнее, мы «страдаем вместе с» этим человеком. Это закономерно, потому что в действительности умерла частица того человека, которую он носил внутри себя.
Попытки вырваться из этой отчаянной ситуации бесконечны. Это совсем не значит, что мы сходим с ума, но на этом этапе вполне вероятны некоторые странные ощущения и переживания:
Мы просыпаемся ночью от голоса покойника, разговаривающего с нами.
Мы слышим стук двери и думаем, что он вошел.
Мы верим, что в толпе людей в метро увидели умершего.
Мы слышим шум на кухне, будто он, как обычно, печет блинчики.
Мы неожиданно слышим на улице музыку, которую он обычно слушал.
Мы обнаруживаем пропавший бумажник в месте, где он никак не мог оказаться.
Хотя мы понимаем, что этого не может быть, но у нас создается впечатление, что он среди нас. Благодаря этому процветают спириты и прочие личности, ловко пользующиеся подобными ситуациями, знающие, что охваченные горем люди очень уязвимы.
Речь в данном случае безусловно идет о псевдогаллюцинациях, которые вполне естественны, но все же должны заставить нас задуматься о своем умственном здоровье.
Например, у меня нет сомнений относительно запахов, присущих людям, вещам и местам, я помню запахи дома моей бабушки, запах связан у меня с воспоминаниями, все это кажется вполне реальным. Если я возвращаюсь в дом своей бабушки и узнаю запах, то в этом ничего таинственного, это запах места, которое я ассоциирую со своей бабушкой. А теперь, если я оказываюсь в месте, где моя бабушка никогда не бывала, и чувствую ее запах, вероятно, это запах, который заставляет меня вспомнить о ней, но если я буду объяснять это тем, что моя бабушка там побывала или находится в данный момент, то, наверное, это говорит о том, что мое эмоциональное состояние сыграло со мной плохую шутку. Дело в т<
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!