Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-02-05 | 74 |
5.00
из
|
Заказать работу |
В самый худший из моментов моей жизни, когда тоска
стала невыносимой, и все, казалось, потеряло смысл,
протянутая мне рука придала мне силы
чтобы бороться и подняться из пропасти
Рука, которая мне больше всего была нужна,
рука моей жены, умершей год назад,
она являлась в моих снах и просто говорила..
«Не могу видеть тебя таким...»
Патрик Дженнингс
Работа с горем может считаться завершенной, когда человек оказывается способен думать об умершем без острой боли. Когда он сможет вновь направить свои эмоции на жизнь и на живых Когда он станет способен адаптироваться к новым ролям Когда он будет хотя бы в течение непродолжительного времени испытывать спокойствие, благодарность и умиротворение.
Тем не менее, даже в этот момент остается еще один этап существования горя.
Пострубцевание.
Период после.
Я прошел весь путь слез. От начала и до конца. По чему же мне чего-то не хватает?
Потому что после окончания процесса горя потеря не забывается.
Когда наступает день рождения ушедшего или годовщина свадьбы, или день рождения внука, или рождество, в каждый из этих моментов вновь оживает вся история, шрам слегка краснеет и даже начинает немного болеть.
Речь идет о «реакциях годовщины», как они определяются в литературе. Я предпочитаю называть их «воспоминание шрама», потому что все происходит так, словно не я сам, а его внезапная боль напоминает мне о прошлом. Хотя с каждым годом шрамы напоминают о себе все более слабыми голосами, иногда проходит довольно много времени прежде чем они перестают напоминать нам о потере Думаю есть некоторые очень памятливые шрамы, которые болят всегда.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГОРЯ
Сколько времени длится нормальное горе?
Существует ли норма времени для горя?
Книги отвечают положительно, пациенты утверждают, что нет.
А я привык верить пациентам.
На самом деле если норма и существует, то она весьма изменчива и подвержена влиянию столь многих обстоятельств, что предсказать ее невозможно. У каждого человека свое время.
А вот минимальные периоды, как мне кажется, существуют.
Предполагать, что кто-то способен закончить работу с горем потери любимого человека менее чем за один год, очень трудно, просто неправдоподобно
Почему я произвольно называю один год?
Потому что в течение года многое происходит в первый раз А то что впервые, всегда болезненно, и первый раз это первый раз.
Первый год обычно бывает, хотя это нас и удручает, мучительным каталогом премьер новых скорбей.
И каждая из этих премьер действует, как небольшой временной тоннель... потому что человек возвращается вновь и вновь к пережитому. Хотя, к счастью, с каждым разом путь возвращения становится более знакомым. Почти всегда второе рождество менее болезненно, чем первое
Возможно, естественные периоды времени соотносятся с тем, что утверждали наши бабушки:
Один месяц наивысшей скорби,
Шесть месяцев глубокого траура,
Один год полутраура,
Двадцать четыре месяца соблюдения ограничений.
Эти периоды достаточно сходны с психологическими периодами, указываемыми теми, кто прошел путь потери очень близкого человека
Первый месяц невыносим, следующие полгода очень трудные, первый год в целом весьма сложен, после него начинается некоторое ослабление. Не следует забывать, что если я до последнего момента прожил почти всю свою жизнь с сознанием что рядом находится другой, то горе от его отсутствия становится началом новой истории
В связи с описанным выше (тем, что называется синдромом первого раза) я сказал бы что горе, связанное со смертью дорогого человека, никогда не может длиться меньше целого года и, возможно, если что-то еще не повлияет, не более двух с половиной лет.
Я также считаю, что, если по истечении первого года состояние человека остается на уровне первого дня, возможно, было бы правильно попросить о помощи. Порой необходимо, чтобы кто-то сопровождал человека в его работе с горем, хотя помощь может выразиться только в том, что он укажет, где именно нет выхода из лабиринта.
Объединения двух человек, возможно, не вносят свой вклад в базу научных данных и не находятся под психотерапевтическим наблюдением. Они не ставят перед собой никаких профессиональных задач, но мне они напоминают одно чудесное место из дзенской притчи.
Чен-Ху заблудился в лабиринте. Из центрального зала выходили пятьдесят троп За неделю он исследовал только девять из них.
— Если мне не повезет, — сказал он себе, то я умру раньше, чем найду верный путь
Только он это подумал, как встретил Шин цзу Они не были знакомы, но Чен поверил, что это ответ на его мольбу.
— Какое счастье, что я тебя встретил, сказал Чен, — я совершенно заблудился. Ты подскажешь, где здесь выход?
— Я тоже заблудился, — ответил Шин
— Бот невезение, — проговорил Чен, встречаешь кого-то, а он ни на что не годится
- Почему ты говоришь, что я не гожусь? — спросил Шин
-- Ты же сказал, что тоже заблудился... — ответил Чен
— Думаю, ты уже прошел несколько тропинок и не нашел выхода Я уже прошел двенадцать, вместе мы сейчас знаем намного больше о лабиринте, чем до нашей встречи, а это, несомненно, лучше, чем ничего.
Трудно предсказать, сколько времени займет процесс восстановления. Некоторые смогут пройти его за несколько месяцев, для других потребуются годы. Период времени зависит от многих сопутствующих переменных, которые создают различные модели. Интенсивность привязанности к умершему (тип связи), сила первоначального шока, наличие/отсутствие предварительного огорчения (относится к случаям тяжелых продолжительных болезней и прогнозируемой смерти), характеристики скорбящего (склонность к страданиям, неуверенность в себе, заниженная самооценка, избыточное терзание самого себя; предшествующая душевная болезнь или физическая неполноценность; предшествующие неразрешенные эпизоды горя; неспособность выражать свои чувства), сопутствующие кризисы (одновременно возникшие сложные проблемы); многочисленные обязанности (воспитание детей, экономические трудности и тп), возможности получения социальной поддержки, характеристики смерти (внезапная/ожидаемая), социально-экономическое положение и религиозность вот некоторые из факторов, которые влияют на продолжительность горя. Так что вполне закономерно, что периоды восстановления у разных людей разные
Люди, постоянно занимающиеся системной терапией, утверждают, что наша жизнь функционирует как система, в которой каждая шестерня связана с другими, и, если изъять одну шестерню, вся система изменится.
Пациенты говорят: «Ничто не бывает так, как раньше». И они правы.
Переустроить жизнь — значит понять, что я буду делать с этой новой ситуацией с точки зрения духовной и эмоциональной, а также более банальной материальной.
Возможно, мне придется взять на себя функции, которые были возложены в течение всей жизни на ушедшего, скажем, управление денежными и имущественными вопросами. Взять на себя ведение дома, заняться семьей, процедурами наследования и новым проектом своей жизни.
Это означает заняться вещами, которые в данный момент мне не нравятся. Это ужасная задача, но я обязан выполнить ее, одновременно, по мере сил, занимаясь интериоризацией образа потерянного
Поэтому вот задачи горя:
Разработать
Встретиться вновь
Найти новое место
Три препятствия, которые необходимо преодолеть, потому что если не выполнить одну из задач, то придется идти в гору с трупом на спине.
Несомненно, есть вещи, которые помогают в пути, и есть такие, которые осложняют путь. Ритуалы — это то, что облегчает путь.
Я всегда был их противником. Они казались мне абсурдными, в особенности те. которые сопровождают смерть.
Дело в том, что человечество постепенно освобождалось от обрядов и вырабатывало все более деликатное отношение к смерти. Смерть является табу, запретным и одновременно преисполненным благоговения актом, тем, о чем нельзя говорить и чего нельзя касаться
Раз в одну или две недели в консультации звонит телефон..
Кто-то говорит: умер такой-то (дядя, свекровь, бывший муж) Нужно ли идти на похороны?
Умер дедушка, позволить ли детям приходить на ночное бдение?
Умерла мать племянницы, что сказать детям?
Как будто есть сомнения в том, следует ли детям знать правду о смерти
Словно нужно лгать им о вымышленной вечности, чтобы они не узнали правду, потому что они слишком маленькие и ранимые
То, чего мы пытаемся добиться, скрывая от наших детей смерть, не имеет названия, мы не можем понять, какие последствия будет иметь для них предположение о том что бессмертие возможно.
А это все связано с отдалением от ритуалов. Ритуалы созданы для того, чтобы обучать и адаптировать человека к разнообразным вещам Одна из них — это примирение со смертью и согласие на работу с горем
Ритуалы дают возможность признать, что мертвец мертв, и придают законную силу публичному выражению горя, что, как мы уже видели ранее, крайне важно для процесса.
Общаясь со своими пациентами, я понял, что ритуалы очень важны. Я узнал от одной своей пациентки, что она ходит на кладбище каждое воскресенье. Она навещает могилу своего мужа. Помню, я весьма простодушно спросил: «Донья Ракель, так ли уж нужно ходить каждое воскресенье, может, порой можно и пропустить?» Она мне ответила: «Я бы и не против, доктор, знаю, вы хотите мне помочь, но не получается. Прежде чем прийти к вам, я попробовала перестать навещать могилу, но, если я не схожу на кладбище в воскресенье, мне потом всю неделю плохо». Я принял серьезный вид и изрек: «Вам плохо, потому что у вас возникает чувство вины». Ракель понимающе посмотрела на меня и сказала: «Нет, доктор, почему я должна чувствовать себя виноватой, мой муж умер два года назад. Но знаете, что происходит: я иду туда, сижу на скамье, плачу, разговариваю с ним несколько минут и ухожу. В течение недели я не плачу, только по воскресеньям. Но когда я перестаю ходить по воскресеньям, то плачу целыми днями. Кладбище предоставляет мне место и пространство для плача».
Это произвело на меня впечатление, я понял, что ошибался. Если установить пространство, время и место для вступления в контакт с болью, -- то это срабатывает. Это ритуал, который направляет и защищает. Ритуал, который обозначает достойное место и время для искреннего проявления чувств, чтобы они не прорывались где угодно и когда угодно.
В этом вся суть. Суметь отказаться.
Пока он со мной, я владею им.
Когда его у меня нет, его больше нет.
Уйдет?...это его решение?...очень хорошо.
Останется?...это его решение?...очень хорошо.
Но когда он со мной, мне приятно, что он со мной.
Это так. Я этого не скрываю.
Я проживаю отношения со своими друзьями со всей интенсивностью. И если однажды мои друзья решат уйти, то я наверняка скажу им «я этого не хочу», но наверняка получу ответ «все равно я ухожу»...и я отпущу его.
Один из моих лучших друзей живет в Нью-Йорке. Должен сказать, что я очень переживал из-за его отъезда. Прошло двадцать лет, видимся мы редко, иногда разговариваем по телефону, я продолжаю любить его, возможно, даже больше, чем раньше, но сейчас... я могу отпустить его... потому что он всегда со мной.
Если бы мы могли это увидеть, увидеть преемственность в себе! Если бы мы могли осознать, насколько трансцендентны мы сами, то, возможно, смогли бы переживать потери с другим менталитетом, с другого ракурса, с новым отношением, с любопытством и возбуждением, какое испытывает перед всяким новым явлением тот, кто его не боится.
Если путь не пройден полностью, потому что путник решил остаться в какой-то его точке, если он медлит и никак не приблизится к конечному пункту или же он потерял верное направление, то тогда мы ведем речь о патологическом горе.
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ГОРЕ
Как можно догадаться, так мы называем горе, которое отдаляется от благотворной работы с потерей. Мы можем определить его как прерывание (добровольное или нет) процесса нормального горя. Если мы сопоставим его с нашей метафорой, то можно сказать, что это процесс рубцевания, при котором рана никогда не закрывается.
Большинство патологических вариантов горя происходят вследствие одного из четырех отклонений.
Скорбь не начинается вообще, или задерживается на одном из этапов, или прогрессирует до определенной точки и отскакивает на предшествующий этап, или же застревает в попытках избежать какого-либо из этапов.
Впрочем, следует сказать, что некоторые очень конфликтные виды горя являются результатом нездорового сочетания или чередования ряда этих механизмов.
Важно четко определить, что болезненное состояние не появляется по причине присутствия горя, а появляется вместе с горем. Это очень существенная разница, поскольку она указывает на то, что патологическое горе всегда является выражением предшествующей патологии, точнее, это значит, что какое-то осложнение существовало раньше, а затем вышло на свет вместе с процессом горя.
Специалисты говорят о различных типах болезненного горя.
Отсутствующее горе: человек, который должен пережить процесс, настолько сопротивляется или находится в состоянии такого глубокого шока, что не может выйти из первого этапа. Потеря отрицается, сублимируется или скрывается в состоянии полного смятения перед окружающим миром, которое никак не может завершиться.
Конфликтное горе: происходит в тех случаях, когда человек, не отдавая себе отчета, использует ситуацию горя в качестве оправдания или аргумента для оправдания других конфликтов; например, чтобы не брать на себя ответственность за свою жизнь.
Задержанное горе: горе, незавершенное до момента разрешения внутреннего конфликта, вызванного потерей. Типичный случай, характерный для людей, которые обнаруживают в случае потери родственника столь противоречивые чувства (любовь — ненависть или грусть — облегчение), что не знают, радоваться или печалиться.
Непомерное горе: ситуация, при которой эмоции выливаются через край, порой выходя за пределы собственной целостности или целостности третьих лиц. Когда люди, перенесшие потерю, совершают самоубийство, то в этом всегда находит свое выражение их попытка бежать от реальности, так как они считают, что не могут вынести такую чрезмерную боль.
Хроническое горе: это случай, когда процесс циркулирует бесконечно, никогда не заканчиваясь. Человек, переживающий потерю, придает новый смысл процессу скорби и поддерживает его с помощью своих неврозов. Многие пациенты с хронической скорбью полагают, что завершение процесса работы с горем отдалит их от неясных воспоминаний о том, кого уже нет.
Все реакции плохой адаптации к горю являются патологиями, требующими почти всегда специализированного терапевтического подхода, в особенности, когда они усугубляются, как это часто бывает, значительными психическими расстройствами, такими, например, как нарушение социальной интеграции (агрессивность, замкнутость, зависимость), употребление наркотиков или алкоголя, симптомы глубокой депрессии, аномальное поведение по отношению к местам и вещам усопшего, часто повторяющиеся мысли о собственной смерти и вызывающая демонстрация отсутствия огорчения.
Поскольку в большинстве случаев те, кто оказываются в подобном состоянии, не способны сами поставить себе диагноз, основная помощь окружающих должна заключаться в том, чтобы деликатно и мягко привести пациента к осознанию того, что с ним происходит, и убедить в необходимости профессиональной помощи. Это вдвойне важно для людей, у которых состояние непрерывной скорби отягощает их болезненное состояние и затрудняет лечение. Продолжительное состояние горя порой требует весьма сложного подхода, включая медикаментозное лечение.
Особого подхода требует выявление патологии (или ее отсутствия), выражающейся в отсутствии сильной боли перед лицом смерти или развода, или потери, любого типа. Не всегда отсутствие явного и демонстративного горя есть патология..
Сесилия говорила мне:
— Когда мы развелись, я была так рада, что мне это удалось, 51 даже не помню, чтобы я огорчалась по этому поводу. Мои подруги говорят мне, что я отрицаю горе, и это меня беспокоит...
Хуан Карлос говорил мне:
— После того как дедушка пролежал почти год в интенсивной терапии, его смерть оказалась скорее благословением, чем несчастьем. Я иногда чувствую себя бесчувственным чудовищем...
Эта и другие схожие фразы часто звучат в психотерапевтической консультации.
Я их называю жалобой
«тех, кто чувствует себя плохо потому, что не чувствует, себя плохо»
Во многих случаях при разводе явное горе не присутствует, но это не следствие патологии, потому что истинное горе сформировалось до окончательного решения.
Нечто аналогичное происходит при продолжительных агониях умирающего, зачастую окружающие чувствуют облегчение, потому что процесс горя был пережит еще до смерти больного.
В других случаях больной неимоверно страдает, и тогда после его смерти в чувствах близких людей сливаются горе потери и доля неизбежного облегчения, связанного с окончанием страданий больного, а также собственной боли при виде его страданий.
В подобных случаях речь идет не об истинном отсутствии горя, а о преждевременном горе.
Как мы видим, путь скорби имеет множество оттенков и особенностей, но в конечном счете он один и тот же; меняются времена, интенсивность, акцентирование какого-либо аспекта, но всегда присутствует процесс горя, и горе всегда является следствием потери. Если горе не проявляется и не было преждевременного горя, то можно предположить, что какой-то механизм защиты блокирует связь с болью.
Мне довольно часто приходится принимать в консультации женщин, жалующихся на своего мужа, который не разделяет с ней боль от смерти их общего сына. Дело в том, что мы, мужчины, всегда пытаемся защититься от боли, делая вид, «будто нам безразлично», а поскольку обществом нам предназначена роль неутомимых добытчиков, то мы в основном погружаемся в работу.
В течение некоторого времени защита может срабатывать, но если она сохраняется длительное время, то сдерживаемая боль начинает проявляться в других формах: это могут быть плохое настроение, агрессивность, соматические симптомы, дурные пристрастия и т.п.
На противоположном конце находятся те, кто не решается войти, потому что им не хватает смелости выйти.
Эти безутешные странники по пути слез не способны отказаться от присутствия того, кого уже нет. Как в случае Констанцы, они не позволяют себе отпустить прошлое и осознать одиночество, принесенное потерей.
ЭТАПЫ ХРОНИЧЕСКОГО ГОРЯ
В любом месте, где горе прерывается, шрам не образуется, и скорбь не находит исцеления. Восстановление после раны заключается в том, что организм прибегает к ретракции коагулята, помните? Именно с этого действия начинается процесс регенерации тканей. Когда коагулят уменьшается в размере и края раны сближаются, новая ткань начинает прорастать изнутри, и начинается процесс исцеления.
Мы еще не говорили о том, что ты наверняка помнишь, — в это время любая рана покалывает. Она уже не болит, но когда сгусток втягивается внутрь, — то ощущается покалывание. С философской точки зрения это всего лишь незначительная боль, но все-таки боль. В обезболивании нет необходимости, но хочется ее почесать.
Осторожно... если сорвать корочку, то рана вновь начнет кровоточить, и мы опять будем отброшены назад.
Это и есть патологическое горе, горе, при котором раны никогда не рубцуются.
В больнице можно увидеть людей, чьи раны не заживают в течение двух-трех лет. Трудно понять почему, но если спросить, то окажется, что, придя домой, они срывают корочку, потому что она мешает, жжет, она безобразна. И все начинается снова, и рана никогда не рубцуется.
Опасно пытаться убежать от боли и отчаяния. Опасно не хотеть проживать эти чувства, потому что, пытаясь избежать этого этапа, мы срываем корочку и возвращаемся назад, и тогда горе может стать хроническим.
Проходит пятнадцать лет, двадцать лет, и человек каждый раз возвращается назад, потому что настолько боится скорби, что бежит от нее в гнев, в отрицание, он опять становится ребенком, погружается в свое чувство вины, бежит назад, в любую сторону, лишь бы не было этой бесконечной печали, только бы не оказаться опять перед руинами. И если мы ничего не делаем, чтобы покончить с этим порочным кругом, то снова и снова возвращаемся назад, заменяем боль страданием и в нем и остаемся. И что же нужно сделать? Точнее, что не нужно делать? Не нужно расчесывать рану, надо решиться и прожить боль (зуд, жжение) этапа безмерной печали, позволить течь реке жизни, поверить, что вы достаточно сильны, чтобы перенести душевную боль.
Я имею в виду, что нужно продолжать борьбу за достижение конца пути. Вспоминаю одну историю, которая всегда заставляет меня смеяться. Позвольте рассказать ее вам, чтобы немного разрядить атмосферу столь болезненной темы.
Один, нищий по воле случая оказался у двери постоялого двора. На огромной вывеске можно было прочитать его название «Постоялый двор “Святой Георгий и Дракон”.
Представьте, на дворе метель, нищий голоден и совершенно замерз, а денег у него ни гроша. Он стучит в дверь. Она открывается, на пороге стоит сеньора с неприветливым лицом и спрашивает:
— Что надо?
Нищий говорит:
— Я голоден и замерз...
— Деньги есть? — кричит женщина.
— Нет, денег нет. — Бум! Дверь с треском захлопывается перед самым его носом.
Бедняга в отчаянии.
Он уже готов уйти, но решает попытаться еще раз.
Опять стучит в дверь.
— А сейчас что надо? — спрашивает сеньора.
— Я хотел бы попросить, пожалуйста...
— Здесь не подают милостыню, здесь деньги зарабатывают. Это постоялый двор, не знаешь, что это такое? Если денег нет, сюда не пускают! А если есть нечего, помирай!
Бум! Дверь снова захлопнулась.
Он готов уйти, но решает попытаться еще раз.
Он опять стучит в дверь и говорит...
— Послушайте, сеньора, простите...
— Простите! Если не уйдешь, я вылыо на тебя ведро холодной воды. Убирайся отсюда!
Бум! Дверь снова захлопнулась.
Нищий, опустив голову, продолжает свой путь.
Дойдя до угла, он поднимает голову и вновь видит вывеску «Постоялый двор “Святой Георгий и Дракон”.
Он решает вернуться. В последний раз стучит в дверь.
Хозяйка кричит из-за двери:
— Что опять нужно?
Нищий отвечает:
— Послушайте, могу ли я вместо вас поговорить со Святым Георгием?
Я думаю, мы должны заняться этим, осмыслить это, понять, как, где, каким образом все происходит, разыскать людей, найти пути для того, чтобы встретиться с самым лучшим, что в нас есть.
А лучшее, что в нас есть, это борьба, желание идти вперед, жажда жизни, несмотря на необходимость преодолевать боли и страхи, повторяю, жить стоит.
ТРЕТИЙ ВЫХОД
Мы уже видели, как за отсутствием горя или за вечным страданием может скрываться решение не проживать горе вообще. Бегство в форме отказа, замена боли на страдание — это два из трех отклонений, благодаря которым человек может затеряться на пути слез.
Третий «изыск», используя термин Берна[8], — это нежелание отпускать того, кого нет, идеализируя его.
Это отклонение наступает вскоре после стадии отчаяния, и его можно спутать с верной тропой отождествления.
По наблюдениям в консультационной практике этот тип поведения выглядит следующим образом: идеализируя умершего, человек утверждает, что никто не может делать то-то и то-то, как делал он, или вообще никто не сможет сделать; что в этом он был великолепен, а в том непревзойдён... и если он что-то и делал плохо, то это было незначительно, никто уже и не помнит.
Все, что делал покойничек, было восхитительно, а если и не делал ничего хорошего, то на самом деле я просто этого не замечал.
Гардель с каждым днем поет все лучше, Родриго стал святым, Фавалоро стал мучеником, а Гиль да смотрит на нас с небес и всех нас опекает.
Их необходимо увековечить, чтобы они нас не покинули, не оторвались от нас, чтобы мы смогли их не отпустить.
Это опасный выход, настоящий побег в будущее, который открывает нам возможность застыть на мысли о том, что, пожалуй, нам не надо завершать свое горе, потому что идеализация памяти умершего сохранит его живым.
Для определения этого состояния используется неприятный технический термин мумификация потери. Это похоже на фильм ужасов, где бальзамируют труп, сажают его за стол и каждый день подают ему еду, утверждая, что он здесь. Это место папы, это бабушки, а это дяди Хуана, кроме него здесь никогда никто не сидел.
Благотворный выход из этого состояния состоит в принятии того факта, что усопший во многих отношениях был изумительным человеком, во многих других не очень, а в некоторых такое же дерьмо, как и другие.
Придется признать, что каждый из нас (а умерший также один из нас) обладает как необыкновенными качествами, так и пороками, что в каждом из нас присутствует как хорошая часть, так и порочная.
Придется осознать, что каждый человек, любая вещь, любая ситуация, любое место имеют как привлекательные стороны, так и те, что мне не нравятся.
Почему порой то, чего уже нет, оказывается настолько привлекательным?
Неожиданно все вызывавшие отвращение недостатки свелись к минимуму и не кажутся такими уж важными, а все хорошее стало единственным, потрясающим и несравненным.
Это и есть идеализация. Отрицание всего дурного, присущего потере, и превознесение всего хорошего. По отношению к людям порой происходит отрицание человеческого и обожествление ушедшего.
На протяжении двадцати лет своей практики я наблюдал весьма неприятные явления, связанные с идеализацией. На моих глазах человек, который несколько месяцев назад желал, чтобы грузовик переехал этого типа, позже страстно отрицал все мерзкое и порочное, что было в покойнике.
Идеализация функционирует, как своеобразная разновидность магии, наделяющей покойника чертами, которых у него в действительности не было, и избавляющей его от всего дурного. Идеализировать значит лишать человеческих качеств, и, как и в отношении живых, это способ неприятия. Если я примирюсь, значит, должен буду с тобой расстаться, должен буду согласиться с тем, что ты был таким, каким ты был на самом деле, и с тем, что сейчас тебя нет. И наоборот, если я тебя идеализирую, то в этом нет необходимости, я возношу тебя на такую высоту, где не видно уже никаких земных качеств, тогда мне не нужно отказываться от тебя, я тебя мумифицирую, делаю святым, а память о тебе превращается в культ. Часто случается, что умершего идеализирует вся семья. Бессмыслица... но внешне все в порядке, ведь мы так единодушны...
Но на самом деле это также не срабатывает, и рано или поздно выясняется, что разговоры о непорочной чистоте были ложью, и удар оказывается более жестоким, чем сама смерть.
А бывает и хуже. Ложь превращается в «семейную тайну», и отсутствующий становится неприкосновенным. Совершенный образ сохраняется, и оставшиеся чувствуют себя униженными, а идущие следом — презираемыми. Никто не сможет сравниться с неприкосновенным образом умершего, и новый избранник мамы, например, будет считаться невыносимым и никчемным ничтожеством.
К сожалению, смерть никоим образом не делает того, кто умер, лучше, несмотря на веру в о вознесение и очищение душ. Мне кажется, очень важно суметь простить покойника, не забывая при этом, каким он был при жизни. Простить значит не требовать уплаты по долгам, но не забывая при этом, кто их не заплатил.
Суть в том, чтобы продолжать борьбу и стремиться к достижению контакта с истинным образом. А для этого надо принять произошедшее.
Был когда-то остров, где обитали все человеческие чувства и эмоции. Там, конечно же, сосуществовали страх, ненависть, мудрость, любовь, печаль... Все они были там..
Однажды Знание созвало всех обитателей острова и сообщило:
— У меня для вас плохая новость: остров погружается в воду.
Все чувства, обитавшие на острове, отозвались:
— Нет, не может быть! Мы живем здесь с незапамятных времен!
Знание повторило:
— Остров погружается в воду.
— Но этого не может быть! Ты ошибаешься!
— Знание почти никогда не ошибается, — ответило Знание. — Если я говорю, что погружается, значит, действительно погружается.
— Но что же нам теперь делать? — спрашивали они друг у друга.
Тогда Знание ответило:
— Конечно, каждый может поступать как захочет, но я советую вам найти способ покинуть остров... Постройте корабль, лодку, плот или что-нибудь еще, на чем вы сможете уплыть, потому что тот, кто останется на острове, исчезнет вместе с ним.
— А ты не можешь помочь нам? — спросили они все вместе, потому что верили в его способности.
— Нет, — сказало Знание, — мы с Предусмотрительностью построили самолет, и, как только наш разговор закончится, мы улетим на ближайший остров.
Чувства закричали:
— Нет! Нет! Что будет с нами?
Произнеся свои слова, Знание вместе со своей спутницей поднялось на борт самолета, где уже находился безбилетный пассажир Страх, который, не будь дураком, заранее спрятался в двигателе, и они покинули остров.
Все чувства занялись постройкой лодки, корабля, парусника... Все...кроме Любви.
Любовь была так связана с каждым уголком острова, что сказала:
— Покинуть этот остров... после всего, что я здесь пережила... Как я могу оставить хотя бы это деревце? Ах... сколько всего здесь пережито...
И, пока чувства занимались сооружением средств спасения, Любовь взобралась на каждое дерево, вдохну- да аромат каждой розы, ушла на пляж и бросилась на песок, как она делала в былые времена. Она прикоснулась к каждому камню... погладила каждую веточку...и с простодушием, присущим любви, принялась размышлять: «Может, остров уйдет под воду на какое-то время... а потом опять всплывет...»
Но остров... остров уходил все глубже и глубже...
Однако Любви и в голову не приходило начать что- то строить, горе ее было так велико, что она могла только стонать и оплакивать то, что теряла.
Она еще раз потрогала все камешки на берегу... растянулась на песке... и опять окунула, ноги в воду...
И остров с каждым днем понемногу опускался и опускался...
Наконец, пришел день, когда остался только маленький островок твердой земли; все остальное было полностью покрыто водой.
Именно в этот момент Любовь осознала, что остров на самом деле уходит под воду. Она поняла, что если не покинет остров, то любовь навсегда исчезнет с лица Земли. Перепрыгивая через лужи, Любовь поспешила в бухту, находившуюся в самой высокой части острова. Она шла в надежде увидеть кого-либо из своих товарищей и попросить их взять ее с собой.
Оглядывая море, она увидела проплывавший мимо корабль Богатства, и начала подавать ему знаки. Богатство немного приблизилось к бухте.
— Богатство, у тебя такой большой корабль, не можешь ли ты перевезти меня на ближайший остров?
И Богатство ответило:
— Я так нагружено деньгами, сокровищами и драгоценными камнями, что у меня не найдется для тебя места, извини... — и оно, не оглядываясь, продолжило свой путь.
Любовь продолжала вглядываться вдаль и увидела Тщеславие па роскошном корабле, великолепно украшенном подвесками, мрамором и живыми цветами всех оттенков, оторвать от него взгляд было невозможно.
Любовь привстала на цыпочки и закричала:
— Тщеславие... Тщеславие... Возьми меня с собой!
Тщеславие посмотрело на Любовь и сказало:
— Яс радостью взяло бы тебя с собой, но... У тебя такой вид!.. Ты выглядишь так неприятно... ты такая грязная и неопрятная!... Извини, но думаю, ты изуродуешь мой корабль — и оно уплыло.
И когда Любовь подумала, что больше уже никто не проплывет мимо, она увидела последнюю маленькую лодочку, в которой сидела Грусть.
— Грусть, сестра, — сказала она, — ты так хорошо меня знаешь... ведь ты возьмешь меня с собой?
И Грусть ответила:
— Я взяла бы тебя с собой, но мне так грустно, что я предпочитаю плыть в одиночестве, — и, не сказав больше ни слова, удалилась.
Бедняжка Любовь наконец поняла, что из-за своей привязанности к тому, что так любила, она теперь исчезнет в океане.
Тогда она уселась на последнем маленьком кусочке своего острова и стала ждать конца... И вдруг Любовь услышала, что кто-то ее зовет:
— Эи-эи-эи...
Незнакомый старичок подавал ей знаки с лодки.
Любовь удивилась:
— Ты меня зовешь?
— Да, да, — ответил старичок, — тебя. Поднимайся в лодку, я спасу тебя.
Любовь посмотрела на него и попыталась объяснить:
— Дело в том, что я осталась...
— Понимаю, — сказал старичок, не давая ей договорить, — забирайся в лодку.
Любовь поднялась в лодку, и они вместе начали грести, удаляясь от острова, который через несколько минут полностью ушел в воду и исчез навсегда.
Когда они приплыли к соседнему острову, Любовь поняла, что она жива и будет жить дальше благодаря этому старичку, который, не произнеся ни слова, исчез так же загадочно, как и появился.
Тут Любовь встретила Мудрость и спросила ее:
— Я его не знаю, а он меня спас... Как это может быть? Никто даже не заметил, что у меня нет лодки, а он мне помог, и я даже не знаю, кто он...
Мудрость посмотрела ей в глаза и сказала:
— Время. Да, Любовь, это Время, только оно способно помочь, когда боль потери заставляет тебя думать, что дальше продолжать уже невозможно.
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!