Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-04-19 | 95 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одной из задач дошкольного образования является воспитание личности ребёнка, развитие её творческого потенциала, способностей, выявление признаков одарённости. Образовательный стандарт дошкольного образования включает социально-нравственное и личностное направления развития, которые реализуются через образовательные области: "Социализация", "Развитие личности" (базовый компонент дошкольного образования).
Например, в старшем дошкольном возрасте формируются:
• осознание воспитанниками своих возможностей, достижений; оценка своих поступков с позиции общих ценностей: добро - зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо (представления о себе);
• умение оценивать чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей (представления о других);
• умение прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям;
• ориентировка воспитанника на мотивацию своего поведения в соответствии с нравственными и моральными ценностями человека: гуманность, доброжелательность, справедливость, сопереживание;
• развитие произвольного поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др.), самоконтроля (самоэффективность и самоконтроль) [].
С учётом современных требований педагогам необходимо видеть основную цель образования в изучении ребёнка как неповторимой индивидуальности; в создании оптимальных условий для его становления, личностного развития; в поддержке на пути самоопределения и самореализации. Радикально обеспечить эту цель можно через образовательный процесс, который, сохраняя свою структуру (организацию, содержание, средства), должен строиться по принципиально другой технологии - личностно-ориентированной.
|
Сущность личностно-ориентированного подхода состоит:
• в наличии различных видов учреждений дошкольного образования;
• в признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости;
• в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений [].
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает определенную позицию педагога:
• оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;
• отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;
• опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию [].
Чтобы понять сущность личностно-ориентированного подхода, рассмотрим отличительные особенности личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей, которые представлены в следующей таблице.
Таблица 1.1 - Сравнительный анализ личностно-ориентированной и учебно-воспитательной модели
Учебно-дисциплинарная модель | Личностно-ориентированная модель |
Детство - это этап подготовки к будущей жизни. Основная функция учреждения дошкольного образования - подготовка ребёнка к школе | Признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Основная функция учреждения дошкольного образования - охрана жизни и здоровья ребёнка |
Приоритетом дошкольного образования является образовательная программа. Основная задача педагогических работников - реализовать образовательную программу | Приоритетом дошкольного образования является взаимодействие педагогических работников с детьми. Основная задача - содействовать максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности |
Ребёнок рассматривается как объект приложения сил воспитательной системы. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине | Ребёнок - главное действующее лицо образовательного процесса, субъект деятельности, которого характеризуют избирательность, активность, инициативность, ответственность |
Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг взрослого "Делай, как я!" | Ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в условиях сотрудничества. Взрослый исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития |
Воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством ограничений, "внушений" | Воспитывать - значит содействовать приобщению ребёнка к миру человеческих ценностей. Поощрение хорошего в поведении и игнорирование оценки отрицательного |
Приоритетные способы общения: наставления, нотации, ограничения, наказания. Тактика взаимодействия: диктат и опека | Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и внимательно относиться к его чувствам и эмоциям. Тактика взаимодействия - сотрудничество |
Взрослый сам разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых | Взрослый побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Прямое обучение определённым программой знаниям, умениям и навыкам, что подразумевает копию "школьной модели фронтальных занятий". Приоритетные формы работы - фронтальные. Ориентир на "вооружение ребёнка знаниями, умениями и навыками" | Переход от прямого обучения знаниям, умениям и навыкам к формированию возможности приобретать их и использовать в жизни. Приоритетные формы работы - индивидуальные и подгрупповые. Ориентир на собственные открытия ребёнка |
Взрослый обучает всех детей установленной сумме знаний, умениям и навыкам. Убеждение: ребёнок обучается лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого. Усвоение опыта взрослых - наиболее ценный способ развития | Взрослый способствует эффективному накоплению каждым ребёнком собственного опыта. Убеждение: ребёнок обучается самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития - приобретение им собственного опыта |
Взрослый определяет задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания | Взрослый предлагает детям на выбор различные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску решения этих заданий |
Взрослый старается заинтересовать детей в том материале, который предлагает сам | Взрослый стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор материала |
Взрослый проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы) | Взрослый проводит индивидуальную работу с каждым ребёнком. Индивидуализация распространяется на каждого ребёнка; от педагога ожидаются большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего |
Взрослый планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу | Взрослый помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
Взрослый оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки | Взрослый поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
Доминирующий способ проведения занятий - прямое воздействие взрослого на ребёнка, вопросноответная форма взаимодействия | Прямое обучение не является основной формой организации занятий. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. Интеграция разных видов деятельности на занятиях |
Достижения ребёнка оцениваются исходя из групповых стандартов (норм) | Достижения ребёнка оцениваются как результат сравнения с самим собой |
Овладение знаниями считается обязательным программным требованием и жёстко контролируется. При этом зачастую игнорируются интересы ребёнка, главное - формирование ответственности, настойчивости, дисциплинированности | Игра в сочетании с необходимыми объяснениями - прямого воздействия взрослого - образует специфическую форму обучения детей - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих форм обучения |
В обучении используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний "среднего" ребёнка | Используется дидактический материал, соответствующий уровню развития и способностям каждого ребёнка |
Стимулируется активность группы | Стимулируется активность каждого ребёнка с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей |
Взрослого не интересуют способы познания, а важны конечные или промежуточные результаты обучения | Взрослый помогает детям осознать способы познания мира, организует обсуждение и обмен способами познания |
Игра используется как приложение к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями | Игра является основной формой организации детской жизни, основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом |
Воспитатель обычно проводит с детьми игру так же, как и занятие: определяет тему, отводит каждому участнику место и даёт роль, предписывает и регламентирует действия | Развивающие игры, свободные от навязанной взрослыми "сверху" тематики и регламентации действий |
|
|
|
В основе личностно-ориентированного подхода - приобретение и осознание ребёнком собственного опыта, проявление себя в качестве субъекта общения, деятельности, познания. Быть субъектом - значит свободно определять свои цели, быть активным, инициативным, возлагать на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Субъект-субъектная позиция взрослых предполагает соответствующее отношение к ребёнку как равноправному партнёру, инициатору самостоятельной творческой деятельности, уникальной личности, обладающей индивидуальностью, неповторимостью, как к человеку, имеющему собственные цели, потребности, интересы, которые необходимо учитывать, не ограничивая возможности дальнейшего развития [].
Признание воспитанника субъектом приводит к необходимости изменения отношения к каждому ребёнку на уровне принятия трёх основных постулатов:
• непредсказуемости индивидуального поведения (признание права каждого ребёнка на индивидуальный выбор и соответственно отказу взрослого в праве на жёсткий прогноз и целенаправленное управление ребёнком);
|
• ценности личности (отказ от разделения детей по критерию "хороший - плохой" в плане оценки их способностей);
• уникальности индивидуальных возможностей (готовность принять ребёнка именно как другого человека, наделённого своими особыми, присущими только ему качествами и имеющего индивидуально своеобразный потенциал его развития) [].
Субъект-субъектная позиция взрослых предполагает соответствующее отношение к ребёнку как равноправному партнёру, инициатору самостоятельной творческой деятельности, уникальной личности, обладающей индивидуальностью, неповторимостью, как к человеку, имеющему собственные цели, потребности, интересы, которые необходимо учитывать, не ограничивая возможности дальнейшего развития.
Каждая группа уникальна по своему составу, по формирующемуся у детей субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком вне детского сада, в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания окружающего мира. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процессов обучения и воспитания.
Индивидуальные особенности, которые воспитатель должен выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, потребности и способности, интересы, темперамент и характер, уровень развития, стиль обучения. В группе всегда есть дети, отличающиеся от сверстников быстротой и креативностью мышления, умением организовать свою деятельность, готовностью помочь другим детям. Для них нужны сложные задания, требующие творческого подхода. Один ребёнок сразу приступает к выполнению заданий, другому необходимо подумать; одному нужна поддержка взрослого, другой работает автономно; одного достаточно приободрить, помочь советом, другому необходимо оказать практическую помощь. Это признаки различия в стилях обучения, в организации работы. Умение распознавать различия в поведении детей и индивидуальные особенности их личности позволят воспитателю лучше понять и принять каждого ребёнка, помочь детям решить их проблемы такими путями, которые соответствовали бы их индивидуальному стилю обучения. Личностно-ориентированный подход к обучению обеспечивает баланс между потребностями личности и группы. Элементы общих знаний доводятся до детей косвенно, когда они делают выбор, реализуя собственные интересы, решая свои задачи. Свободный выбор - это возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат либо сосредоточиться на процессе. Делая свой собственный выбор (содержания и способа деятельности, партнёрства, материалов, места работы и др.), каждый ребёнок действует по своему усмотрению, в своём темпе, получая свои результаты. Право выбора раскрепощает детей, снимает у тревожных детей чувство страха. От воспитателя требуется умение создать развивающую среду, стимулирующую активность детей, готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Вместо привычных указаний, что и как дети должны делать, педагог помогает им реализовать их собственные планы в организованном обучении, совместной и самостоятельной деятельности.
Воспитателю необходимо не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес и умение самостоятельно добывать и применять знания, необходимо таким образом организовать образовательный процесс, чтобы, с одной стороны, сохранялась возможность для самостоятельности и активной самореализации детей, с другой - целенаправленно наполнить его развивающим образовательным содержанием, которое ребёнок осваивает под руководством воспитателя. Всё это возможно при использовании личностно-ориентированных технологий в педагогическом процессе.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!