Психолого-педагогические основы использования личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Психолого-педагогические основы использования личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста

2021-04-19 76
Психолого-педагогические основы использования личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Личностно-ориентированный подход к воспитанию

Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста

. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития нравственно-эмоциональной сферы личности дошкольников

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе нравственного воспитания дошкольников

Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущая тенденция развития современной науки - её обращение к своим мировоззренческим истокам, "возвращение" к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста её духовного потенциала. Отличительная особенность современной Беларуси - её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду.

На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения.

Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией.

Объект исследования - воспитание дошкольника.

Предмет исследования - личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольника.

Целью курсовой работы является изучение особенностей использования личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольника.

Задачи исследования:

- раскрыть личностно-ориентированный подход к воспитанию;

описать особенности использования личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста;

разработать содержание и приемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе личностно-ориентированного подхода.

Методологическая основа: положения совремнной психологии об эмоционально-личностном развитии дошкольника.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение теоретических представлений по проблеме исследования.

2 Метод наблюдения.

Методики "Ателье", "Строитель".

Эмпирическая база: дети старшего дошкольного возраста, всего 20 человек (из них 11 девочек, 9 мальчиков).


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Личностно ориентированный подход в воспитании представляет собой методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Воспитание в процессе использования личностно-ориентированного подхода осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничество. При этом используются такие методы и приемы как изучение узловых событий жизни ребенка; педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; эмпатическое принятие ребенка - таким, какой он есть; совместное с ребенком проектирование этапов его дальнейшего развития; адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; вовлечение его в педагогические и жизненные события; раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития.

В основе личностно-ориентированного подхода - приобретение и осознание ребёнком собственного опыта, проявление себя в качестве субъекта общения, деятельности, познания. Быть субъектом - значит свободно определять свои цели, быть активным, инициативным, возлагать на себя ответственность за результаты своей деятельности. С убъект-субъектная позиция взрослых предполагает соответствующее отношение к ребёнку как равноправному партнёру, инициатору самостоятельной творческой деятельности, уникальной личности, обладающей индивидуальностью, неповторимостью, как к человеку, имеющему собственные цели, потребности, интересы, которые необходимо учитывать, не ограничивая возможности дальнейшего развития.

Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании детей дошкольного возраста способствует повышению эффективности воспитательной работы.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была установлено, чтодошкольники, как в экспериментальной, так и в контрольной группе обладают невысоким уровнем нравственной воспитанности. При этом показатели в обеих группах отличаются незначительно. Решать эти проблемы целесообразно с использованием личностно-ориентированного подхода, на основе равнопартнерских отношений участников педагогического процесса. Широко в экспериментальной работе использовались игровая деятельность, которая помогает педагогу осуществлять косвенное управление воспитательным процессом и при этом учитывать эмоционально-личностные и творческие особенности ребенка, побуждать его к общению, самовыражению и самопознанию, осуществлять педагогическое взаимодействие на основе сопереживания, сотрудничества и сотворчества. При этом в целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо добиваться как можно более активного включения родителей в воспитательный процесс учреждения дошкольного образования, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса.

Результаты контрольного эксперимента показали, что при использовании личностно-ориентированного подхода в нравственном воспитании дошкольников значительно повышается уровень развития нравственно-эмоциональной сферы детей.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

 

Цель проведения:выявить уровень сформированности у ребенка нравственных качеств личности (доброты, внимательности к людям, правдивости, вежливости, общительности, щедрости, отзывчивости, справедливости, жизнерадостности, ответственности).

Инструкция: прочитайте внимательно каждый вопрос и в случае положительного ответа (да) присвойте 1 балл; в случае отрицательного ответа (нет) - 0 баллов; если затрудняетесь ответить (не знаю или когда как) - 0,5 балла.

Вопросы:

. Добрый ли ваш ребёнок?

. Внимательный ли ваш ребёнок?

. Правдивый ли ваш ребёнок?

. Вежливый ли ваш ребёнок?

. Общительный ли ваш ребёнок?

. Щедрый ли ваш ребёнок?

. Отзывчивый ли ваш ребёнок?

Всегда ли готов прийти на помощь к другим?

. Справедливый ли ваш ребёнок?

. Жизнерадостный ли ваш ребёнок?

. Ответственный ли ваш ребёнок?

Выводы об уровне развития

баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Личностно-ориентированный подход к воспитанию

Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста

. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития нравственно-эмоциональной сферы личности дошкольников

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе нравственного воспитания дошкольников

Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущая тенденция развития современной науки - её обращение к своим мировоззренческим истокам, "возвращение" к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста её духовного потенциала. Отличительная особенность современной Беларуси - её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду.

На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения.

Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией.

Объект исследования - воспитание дошкольника.

Предмет исследования - личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольника.

Целью курсовой работы является изучение особенностей использования личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольника.

Задачи исследования:

- раскрыть личностно-ориентированный подход к воспитанию;

описать особенности использования личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста;

разработать содержание и приемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе личностно-ориентированного подхода.

Методологическая основа: положения совремнной психологии об эмоционально-личностном развитии дошкольника.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение теоретических представлений по проблеме исследования.

2 Метод наблюдения.

Методики "Ателье", "Строитель".

Эмпирическая база: дети старшего дошкольного возраста, всего 20 человек (из них 11 девочек, 9 мальчиков).


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.