Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента

2021-04-19 74
Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Данные, полученные в ходе внедрения разработанной методики в педагогический процесс дошкольного учреждения № 105 г. Минска, позволяют утверждать, что процесс коррекции нравственно-эмоциональной сферы личности дошкольников проходит в игровой деятельности эффективно. Она помогает педагогу осуществлять косвенное управление им и при этом учитывать эмоционально-личностные и творческие особенности ребенка, побуждать его к общению, самовыражению и самопознанию, осуществлять педагогическое взаимодействие на основе сопереживания, сотрудничества и сотворчества.

Об эффективности использования игровой деятельности для коррекции нравственно-эмоциональной сферы личности дошкольников свидетельствуют данные наблюдений, которые показывают положительную динамику уровня нравственной культуры в экспериментальной группе (см. таблицы 2.4, 2.5).

 

Таблица 2.4 - Уровень нравственной культуры дошкольников

Показатели

Уровень развития, %

 

высокий

средний

низкий

  КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Знания и представления (о нормах морали, нравственных основах жизни, сущности гуманных качеств и др.) 70 90 20 10 10 0
Нравственные качества 50 60 40 40 10 0
Нравственное поведение 40 60 60 40 0 0
Культура межличностных отношений и совместной деятельности 30 60 60 40 10 0
Нравственные чувства 50 60 50 40 0 0

 


Таблица 2.5 - Динамика уровня нравственной культуры дошкольников

Показатели

Уровень развития, %

 

высокий

средний

низкий

  КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Знания и представления (о нормах морали, нравственных основах жизни, сущности гуманных качеств и др.) 0 +30 0 -20 0 -10
Нравственные качества 0 +10 0 0 0 -10
Нравственное поведение +10 +30 0 -20 -10 -10
Культура межличностных отношений и совместной деятельности 0 +30 0 -20 0 -10
Нравственные чувства 0 +10 +10 0 -10 -10

 

Таким образом, личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании детей дошкольного возраста способствует повышению эффективности воспитательной работы.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была установлено, чтодошкольники, как в экспериментальной, так и в контрольной группе обладают невысоким уровнем нравственной воспитанности. При этом показатели в обеих группах отличаются незначительно. Решать эти проблемы целесообразно с использованием личностно-ориентированного подхода, на основе равнопартнерских отношений участников педагогического процесса. Широко в экспериментальной работе использовались игровая деятельность, которая помогает педагогу осуществлять косвенное управление воспитательным процессом и при этом учитывать эмоционально-личностные и творческие особенности ребенка, побуждать его к общению, самовыражению и самопознанию, осуществлять педагогическое взаимодействие на основе сопереживания, сотрудничества и сотворчества. При этом в целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо добиваться как можно более активного включения родителей в воспитательный процесс учреждения дошкольного образования, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса.

Результаты контрольного эксперимента показали, что при использовании личностно-ориентированного подхода в нравственном воспитании дошкольников значительно повышается уровень развития нравственно-эмоциональной сферы детей.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Личностно ориентированный подход в воспитании представляет собой методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Воспитание в процессе использования личностно-ориентированного подхода осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничество. При этом используются такие методы и приемы как изучение узловых событий жизни ребенка; педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; эмпатическое принятие ребенка - таким, какой он есть; совместное с ребенком проектирование этапов его дальнейшего развития; адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; вовлечение его в педагогические и жизненные события; раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития.

В основе личностно-ориентированного подхода - приобретение и осознание ребёнком собственного опыта, проявление себя в качестве субъекта общения, деятельности, познания. Быть субъектом - значит свободно определять свои цели, быть активным, инициативным, возлагать на себя ответственность за результаты своей деятельности. С убъект-субъектная позиция взрослых предполагает соответствующее отношение к ребёнку как равноправному партнёру, инициатору самостоятельной творческой деятельности, уникальной личности, обладающей индивидуальностью, неповторимостью, как к человеку, имеющему собственные цели, потребности, интересы, которые необходимо учитывать, не ограничивая возможности дальнейшего развития.

Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании детей дошкольного возраста способствует повышению эффективности воспитательной работы.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была установлено, чтодошкольники, как в экспериментальной, так и в контрольной группе обладают невысоким уровнем нравственной воспитанности. При этом показатели в обеих группах отличаются незначительно. Решать эти проблемы целесообразно с использованием личностно-ориентированного подхода, на основе равнопартнерских отношений участников педагогического процесса. Широко в экспериментальной работе использовались игровая деятельность, которая помогает педагогу осуществлять косвенное управление воспитательным процессом и при этом учитывать эмоционально-личностные и творческие особенности ребенка, побуждать его к общению, самовыражению и самопознанию, осуществлять педагогическое взаимодействие на основе сопереживания, сотрудничества и сотворчества. При этом в целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо добиваться как можно более активного включения родителей в воспитательный процесс учреждения дошкольного образования, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса.

Результаты контрольного эксперимента показали, что при использовании личностно-ориентированного подхода в нравственном воспитании дошкольников значительно повышается уровень развития нравственно-эмоциональной сферы детей.

 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.