Семинар 1. «Место этнопедагогических знаний в формировании общей культуры человека и социального педагога» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семинар 1. «Место этнопедагогических знаний в формировании общей культуры человека и социального педагога»

2021-04-18 369
Семинар 1. «Место этнопедагогических знаний в формировании общей культуры человека и социального педагога» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интерактивное занятие

План

1. Обобщение и систематизация основных понятий и категорий этнопедагогики как междисциплинарной области знания.

2. Этнопедагогическое знание в окружающей нас жизни.

3. Государственные документы образовательной политики, регулирующие вопросы этнокультурного образования: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.

Ключевые понятия семинара: этнопсихология, народная педагогика, этнопедагогика, объект и предмет этнопедагогики, этнос, этническое самосознание, целостный воспитательный процесс, диалог культур, этнопедагогическая концепция, общая культура человека, социальный психолог, нравственный идеал народной педагогики.

Ход семинара

1. Работа с этнологическим словариком (повторение терминов этнопедагогики по интеллект-схеме).

2. Мини-дискуссия «Этнопедагогическое знание в окружающей нас жизни» с обсуждением вопросов и проблем: «этнический парадокс» – глобализация и единая культура или сохранение самобытности и социально-культурной специфики отдельных этносов–народов? этнокультурное-поликультурное или национальное образование? практика народного воспитания – теория этнопедагогики: сходство и различие?

3. Работа с текстами документов: Образовательная политика в этнокультурном ракурсе.

 

Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
1 Общая Работа с этнологическим словариком Проверка конспекта в портфолио студента
2   Индивидуальная Работа с текстами документов: Образовательная политика в этнокультурном ракурсе. Подготовка интеллект-карты в программе Хmind по содержанию документа Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации: Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988 Обсуждение ответов, определение наиболее полного и дидактически ценного с точки зрения современных подходов к образованию и обучению
3 Групповая Обсудите вопросы в группах и найдите на них ответы 1. Из приведенного перечня наук выберите те, которые изучают этнопедагогическую тематику:  
Этнография Конфликтология Экология
Этнопсихология Культурология Правоведение
Этносоциолгия Политология Философия
Этология Этноэтика Этнология
Эстетика История Логопедия

 

2. Из нижеперечисленных факторов кружком выделите те, которые способны объяснить общность педагогических культур различных народов:

– общность исторических условий развития разных народов,

– общность целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческие и духовно-нравственные ценности,

– общность основ народной психологии,

– общность географических условий,

– взаимовлияние педагогических традиций разных народов.

 

3. Ниже приведены суждения. Одни из них правильные, другие – нет. Определите верные и неверные высказывания, о чем отразите информацию в ниже представленной таблице:

Суждения Да Нет
1. Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 г. академиком Г.Н. Волковым    
2. Этнопедагогика собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в этносоциальном (семейном укладе, быте) и этнокультурном опыте (религии, сказках, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, поговорках, играх, игрушках, традициях и т.д.)    
3. Культуры народов делятся на отсталые и передовые    
4. На рубеже ХХ и ХХI века этнопедагогика стала университетской наукой и её стали преподавать как учебную дисциплину    
5. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействует воспитанию человека    
6. Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая связь    
7. Этнопедагогика – междисциплинарная отрасль знаний    
8. С одной стороны, классическая педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методический инструментарий научной педагогики    
9. У каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение    

 

Мини–дискуссия по теоретически вопросам

 

Задания для мини–дискуссии:

«Педагогика требует от человека качеств, близких к материнским». (М.О. Кнебель). Обоснуйте справедливость этой мысли. Какие качества педагога, можно сопоставить с требованием к народному идеалу.

 

Прокомментируйте педагогическую идею народной узбекской пословицы: "Делай то, что учитель говорит, не делай то, что учитель делает". Какие особенности развития личности учитывал народ, создав эту пословицу. Вспомните своих педагогов, какие их поступки расходились с их словами.

 

Прокомментируйте пословицы: «Знания не тяжесть – их не носить за спиной». «За труд возьмись, будет жизнь», «Работящим рукам – цены нет». Добавьте свои, современные варианты.

 

Прокомментируйте высказывание Г.Н. Волкова: «Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов». Назовите некоторые "находки" этнопедагогики, на которые педагогическая наука не обращала внимание, несмотря на их очевидную воспитательную ценность.

Меня зовут Алиса, а…

– Какое глупое имя! – нетерпеливо прервал ее Шалтай. – Что оно значит?

– Разве имя должно что-то значить? – проговорила Алиса с сомнением.

– Конечно, должно, – ответил Шалтай-Болтай и фыркнул. – Возьмем, к примеру, мое имя – оно выражает мою суть! Замечательную и чудесную суть! А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно. Ну просто чем угодно!

Задание: Как в народной культуре происходил выбор имени ребенка? Какова его педагогическая ценность? Знаете ли Вы значение своего имени? Можете ли Вы сказать в честь кого, или по какой причине состоялся выбор Вашего имени?

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплине:

 

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
1 Общая (единое задание для каждого студента группы) Подготовка к следующему семинару № 2 «Элементы истории этнопедагогики» Найти в доступных источниках информацию о научном вкладе в развитие этнопедагогики классиков педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и отечественных ученых, внесших вклад в становление и развитие этнопедагогики Г.Н. Волкова, С. Г. Виноградова, Ш.М–Х. Арсалиева. ответить на вопросы: – Какими идеями народной педагогики данный педагог-просветитель обогатил этнопедагогику? – Каковы наиболее значимые педагогические труды данного педагога? Каким проблемам этнопедагогики они посвящены? – Подготовиться к выступлению на 3–5 мин на занятии об этих ученых 3 неделя семестра Выступление на следующем семинаре на 3-5 минут, заполненная обобщающая таблица
2 Индивидуальная      
3 По выбору студента (студент выбирает задание из предложенного перечня) 1. Представить в виде образов-рисунков сущность Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации или ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/420/. 2. Написание статьи для публикации в сборнике студ. работ по проблемам применения этнопедагогического знания в современном образовательном пространстве 3 неделя семестра Презентация продуктов деятельности на следующем семинаре

 

Форма текущего контроля

Фронтальное обсуждение ответов на вопросы.

Участие в мини-дискуссии.

Индивидуальное представление интеллект-карты в программе Хmind по содержанию документа Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.

Материалы текущего контроля:

Найдите ответы на вопросы:

– Почему народная педагогика выступает основой гуманистической и индивидуальных образовательных парадигм?

– Какова связь между этнопсихологией, народной педагогикой, этнопедагогикой?

– Каков Нравственный идеал народной педагогики (её цель)?

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)

Основная литература:

1. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 320 с.

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. (Глава 1.)

3. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс. Гл.1, п. 1.1, 1.2.

4. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2011. Раздел 1. Тема 1, п.1.1., 1.3, 1.4.

5. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации: Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988.

6. ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/420/

7. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.

 

Дополнительная литература:

1. Болбас В.С. О понятиях и терминах этнопедагогики // Педагогика. – № 1. – 2001. – С. 41–45.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. Гл.1.

 

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, программа Хmind для демонстрации интеллект-карты «Этнопедагогика» (см. Лекцию № 1 выше).

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.