Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-04-18 | 143 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция № 2 «Этнопедагогика в контексте основных этнологических понятий (этнос, народ, нация)»
Цель: Раскрыть такие понятия как: «этнос», «этногенез», «субэтнос», «суперэтнос». Рассмотреть причины происхождения, развития и исчезновения, а также фазы этногенеза, отличительные признаки этноса. Познакомить студентов и добиться усвоения значения теории этноса для развития этнопедагогики.
План:
1. Общее понятие об этносе.
2. Основные тенденции этнического развития (основные теории о сущности этноса):
– Понятие этноса, теория этноса, разработанная Л.Н. Гумилевым.
– Теория этноса Ю.В. Бромлея как первая серьезная попытка целостного всестороннего осмысления феномена этноса.
– Системно-статистическое теория этноса.
– Информационная теория этноса.
3. Этнический мир России.
Ключевые слова: «этнос», «этногенез», «субэтнос», «суперэтнос», теория этноса, этнические свойства и их характеристика, нация, национальные отношения, этнические самосознание.
Самостоятельная аудиторная работа по теме учебной дисциплины
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности | |||||||||||||||
1 | Общая (единое задание для каждого студента группы) | Построение обобщающей таблицы по результатам прослушивания части лекции «Теории возникновения и развития этносов»
| Заполненная таблица | |||||||||||||||
2 | Групповая | |||||||||||||||||
3 | Индивидуальная |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме учебной дисциплины
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения | Форма отчетности |
1 | Общая (единое задание для каждого студента группы) | Выписать фазы этногенеза по Л.Н. Гумилеву | 4-я неделя семестра | Проверка выполнения задания на следующем семинаре |
2 | Групповая | |||
3 | Индивидуальная | Опираясь на доступные источники информации, заполнить таблицу «Этнолингвистический портрет России» | 4-я неделя семестра | Проверка заполнения таблицы |
4 | По выбору студента | Выполнение проекта «Этнические маркеры Кирова и Кировской области» (проявление элементов этнопедагогики в искусстве, быту и др.) | 4-я неделя семестра | Выступление студента на семинаре |
ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РОССИИ
Название языковой семьи | Её группы (если имеются) | Народы группы | Территория их проживания | Примечания |
Индоевропейская | ||||
Алтайская | ||||
уральско–юкагирская | ||||
северо–кавказская | ||||
чукотско–камчатская | ||||
эскимоско–алеутская | ||||
картвельская | ||||
афразийская | ||||
сино–тибетская | ||||
австрало–азиатская |
Форма текущего контроля
Фронтальная мини-дискуссия по представленным ниже вопросам.
Материалы текущего контроля:
Найдите ответы на вопросы:
· Какова роль этногенеза в зарождении этнопедагогической мысли?
· Как соотносятся понятия «этногенез» и «антропогенез»?
· Объясните связь пассионарности и этногенеза в концепции Л.Н. Гумелёва.
· Каковы основные стадии жизни этноса по Гумелёву?
· В чём основные различия в понимании этноса и этногенеза в концепции Л.Н. Гумелёва и Ю.В. Бромлея?
· В каких значениях может употребляться понятие «народ»?
· Раскройте сущность научного понятия «нация».
|
· На основе изучения литературы по теме дайте описание следующих научных понятий: «этнос» – «этническое воспитание»; «народ» – «народное воспитание»; «нация» – «национальное воспитание».
· Чем можно объяснить повышение интереса к аборигенным народам и их культурам в современной науке и общественном сознании?
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме
Основная литература:
1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. Глава 2.
2. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина, Р.З. Хайркллин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 532 с. – серия: Бакалавр. Академический курс.
3. Крысько В.Г. Этническая психолгия: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во Юрайт, 2014. – 359 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. (Книга доступна для чтения в электронной библиотечной системе biblio-online.ru.)
4. Кукушин В.С. Этнопедагогика. учебное пособие / В.С. Кукушин. – 2 изд., испр. и доп. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭКС, 2013. – 432 с. Введение, параграф 1.
5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.
6. Садохин А.П. Основы этнологии: учебное пособие / А.П. СТ.Г. Грушевич. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 354 с. Режим доступа в Интернет: http://www.biblioclub.ru/book/119009/.
Дополнительная литература:
1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
2. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. № 7.1988.
3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М: Рольф, 2000.
4. Садохин, А.П. Основы этнологии: учебное пособие для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 351 с..
5. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004 – Глава 1. П. 1.1.
6. Платонов Ю.П. Психология национального характера: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Платонов. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 240 с. Раздел 3, Глава 7–11.
7. Базунов Е.П. Происхождение человека современного типа как формы Разума и его будущее: монография / Е.П. Базунов. – СПб.: Алетейя, 2012. – 163 с. Режим доступа в Интернет: http://www.biblioclub.ru/book/119621/
|
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Оборудование каб. 109 корпус 2 ВятГГУ – Проектор Epson EB-X14G, Ноутбук Lenovo G5030, Усилитель ВВК AV320Т с микрофоном Panasonik, портреты педагогов-классиков и современных ученых, внесших вклад в становление и развитие этнопедагогики.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!