Психопатология как научное направление — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Психопатология как научное направление

2020-11-19 802
Психопатология как научное направление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие современной психиатрии определяется двумя противоположными, но и взаимодополняющими тенденциями, а именно:

· глобализацией подходов, соответственно унификацией понятийного аппарата, классификационных критериев, принципов профессиональной деятельности;

· нарастающей информационной избыточностью многообразных данных, научных фактов и находок, в той или иной мере отвечающих современной доктрине доказательной медицины.

Противоречивость этих тенденций, в свою очередь, побуждает исследователей и практиков к поиску единой концепции, которая позволила бы объединить оба этих направления. Неслучаен поэтому возрастающий интерес к теоретическим основам психиатрии - психопатологии, философии, этике, культурологии, общей и социальной психологии, истории психиатрии и медицины

Понимание общей психопатологии как общего учения о психических болезнях, как раздела общей патологии человека, признается не всеми. Известный психопатолог Ясперс, правильно считающий, что общая психопатология — это учение об общих закономерностях психических болезней, вместе с тем рассматривает общую психопатологию как совершенно отдельную самостоятельную науку, не входящую в общее учение о болезнях человека. Ясперс считает, что общая психопатология — это наука, а частная психиатрия — диагностика, лечение — практика. Он разъединяет общее и частное учения, противопоставляет их, что является абсолютно неправильным.

Общая психопатология возникла в результате изучения отдельных заболеваний, обобщения данных этого изучения. Она зародилась в конце ХУШ века в учении о психических болезнях итальянского психиатра Киаруджи, первым высказавшего мысль о едином психозе. В концепции единого психоза содержится обобщение закономерностей, свойственных отдельным психическим заболеваниям. Говоря о едином психозе, о закономерностях развития единого психоза, Киаруджи совершил первое обобщение особенностей течений отдельных психических заболеваний и этим положил начало общему учению о психических болезнях.

 

Реферат на тему: «Научная дисциплина психиатрия»

 

Психиатрия – клиническая дисциплина, изучающая распространение, клинику, диагностику и лечение психических заболеваний, их этиологию, патогенез, организацию психиатрической помощи, социальные аспекты (вопросы реабилитации, психопрофилактики психических болезней и т. д.).

Ряд аспектов этой клинической дисциплины лежит за рамками профессиональной компетенции психолога (к примеру, вопросы фармакотерапии), другие же, напротив, весьма важны и это, в первую очередь, умение вычленять признаки психического расстройства в ходе консультативной практической работы, навык формулировки психологического и психолого-педагогического заключения при направлении на врачебную консультацию, формирование профессиональной настороженности при встрече с бредовыми и галлюцинаторными синдромами, признаками зависимостей и т.п.

Традиционно психиатрию подразделяют на общую психиатрию (общую психопатологию, семиотику психических заболеваний), исследующую основные, свойственные многим психическим заболеваниям, закономерности проявлений и развития патологии психической деятельности (например, бред, галлюцинации, депрессию и т. п.), принципы классификации, методы исследования; и частную психиатрию (частную психопатологию), изучающую клинику, диагностику, лечение отдельных психических заболеваний, их этиологию и патогенез, организационные и социальные вопросы.

Накопление, дифференциация знаний в области Психиатрии, сближение ее с другими дисциплинами привело к выделению ряда специализированных разделов, имеющих свой предмет изучения и методы исследования. Принято различать общую и частную П. Общая П. (общая психопатология) включает общие вопросы диагностики, исследует условия, закономерности развития, проявление и течение психических болезней, частная П. изучает отдельные нозологические формы. В частной П. выделяют следующие разделы: эндогенные психические болезни (шизофрения, шизоаффективные психозы, маниакально-депрессивный психоз); симптоматические психозы; наркологию (наркомании, алкоголизм); пограничную, малую, П. (неразвитые формы нервно-психических заболеваний, гл. обр. неврозы и психопатии). Такие разделы и отрасли знаний, как патофизиология, электрофизиология, иммунология, биохимия, патоморфология, генетика психических болезней, психиатрическая эпидемиология, психофармакология, психотерапия, психогигиена, психопрофилактика, психиатрическая эндокринология, применение хирургических методов в психиатрии имеют интердисциплинарный характер.

Большими самостоятельными разделами П. являются детская психиатрия, гериатрическая психиатрия, военная психиатрия, судебная психиатрия.

Современная психиатрия

Современная психиатрия опирается на комплексные методы исследования (называемые в психиатрии мультидисциплинарными), обеспечивающие всестороннее изучение психических болезней с использованием достижений биологических наук и различных разделов теоретической и клинической медицины. Это способствует познанию этиологии и патогенеза психических болезней, вскрытию их биологической сущности, механизмов развития, роли в нем генетических и социальных факторов в противовес ранее господствовавшей теории психогенеза. Последняя продолжает, однако, оказывать влияние на П., особенно за рубежом. Крайним выражением теории психогенеза является антипсихиатрическое течение, представители к-рого рассматривают психическую болезнь не как болезнь, а как форму существования человека.

Комплексный подход в исследовании психических болезней, направленный на изучение их этиологии п патогенеза, особенно характерен для 70—80-х гг. 20 в. Его внедрение в работу крупных исследовательских коллективов стало возможным благодаря развитию эпидемиологии неинфекционных заболеваний, генетики, неинфекционной иммунологии, появлению новых методов исследования мозга (нейрофизиологических, нейроанатомических и других), которые, в свою очередь, были развиты на основе достижений естествознания (биологии, физики, математики и т. п.).

Детская психиатрия

Детская психиатрия является одним из разделов П. наряду с гериатрической, судебной и военной. По характеру расстройств, к-рыми занимается детская П., она принципиально не отличается от П. взрослых. Однако особенности возраста видоизменяют клин, картину и течение психических болезней в детском возрасте; постепенно детская психиатрия все больше приобретает характер самостоятельной клин, дисциплины, подобно педиатрии, детской хирургии, детской невропатологии и др.

До 19 в. было распространено мнение, согласно к-рому вообще не допускалась возможность психической болезни в детском возрасте, поскольку душевная болезнь как «наказание за грехи» не может возникнуть в этом «наиболее невинном периоде жизни». С начала 19 в. подобная точка зрения постепенно преодолевалась, однако еще долгие годы считалось, что у детей можно наблюдать психические расстройства только в виде слабоумия.

Во многих странах детская психиатрии, как самостоятельная дисциплина не существует. Психическими расстройствами у детей занимаются либо врачи-психиатры, которые лечат взрослых больных, либо психологи (психоаналитики) и педагоги-дефектологи. Значительное развитие детская П. получила в некоторых странах — США, Англии, Франции, ФРГ. Швейцарии, Австрии, Швеции, Японииг а также в социалистических странах, особенно в ГДР.

Социальная реадаптация и реабилитация психически больных детей и подростков требуют учета наряду с нозологическими особенностями заболевания,, уровня онтогенетического развития больных. Поэтому организация психиатрической помощи детям и подросткам должна быть дифференцированной (в зависимости от характера заболевания и дефекта) и ступенчатой (в зависимости от возраста пациента). В организации такой многопрофильной помощи детям и подросткам с психическими нарушениями участвуют органы здравоохранения, народного образования и социального обеспечения.

Гериатрическая психиатрия

Гериатрическая психиатрия — учение о психических болезнях позднего возраста. Отдельные клин, описания поздних психозов были опубликованы уже в конце 19 в., однако в самостоятельную область гериатрическая П. стала выделяться в 60—80-х гг. 20 в. в связи с демографическим сдвигом в сторону постарения населения и ростом числа пожилых психически больных. Многие исследователи по традиции продолжают выделять предстарческие (инволюционные) и старческие психические болезни (см. Пред старческие психозы, Старческие психозы). Психиатры определяют возрастные границы предстарческого периода неоднозначно: от 45 до 65 и от 45 до 75 лет. В геронтологии старческий возраст начинается после 75 лет; люди в возрасте старше 90 лет считаются долгожителями. В зарубежной литературе поздним считают возраст начиная с 65 лет.

По вопросу о частоте и распространенности психических болезней позднего возраста в мед. литературе имеются значительные разногласия, которые обусловлены не только различием изучаемых контингентов больных, но и существенными расхождениями в диагностической оценке этих психозов. По данным М. Г. Щириной с соавт. (1975), С. И. Гавриловой (1977), частота отдельных форм психических болезней среди больных в возрасте старше 60 лет представлена следующим образом: рано начавшиеся и продолжающиеся до старости болезни наблюдаются более чем у половины больных; у остальных отмечена манифестация психических расстройств после 45 лет; примерно 1/3 больных страдает возрастными, т. е. наблюдающимися исключительно в позднем возрасте психическими болезнями, которые распределяются следующим образом: предстарческие психозы — ок. 1%, психические расстройства в связи с церебральным атеросклерозом — ок. 23%, сенильные и пресенильные деменции — 5,4%. Некоторые формы психических расстройств в старости выпадают из поля зрения психиатров. Отдельные эпидемиол. обследования населения позднего возраста показали, что среди неучтенных врачами лиц старческого возраста (проживающих дома), страдающих психическими нарушениями, преобладают больные с нерезко выраженными непсихотическими сосудистыми заболеваниями и легкими депрессиями.

 

 

Реферат на тему: «Основные понятия психиатрии»

 

Диагностика психических заболеваний невозможна без методологического определения понятий. В общем подходе к диагностике душевных расстройств различают целый ряд понятий:

Определение понятия “норма” (психическая норма) наиболее сложное и противоречивое. Наверное, правильнее говорить о патологии и болезни, чем искать четкое определение нормы. В широком и узком смысле применяются понятия “норма”, “здоровье”, а также “патология” и “болезнь”. Понятие “здоровье” шире, чем понятие “норма”; последнее предполагает лишь идеальное состояние оптимального функционирования. “Патология” не всегда означает “болезнь” (например, полидактилия), так как здоровье не исключает патологию, не достигающую степени заболевания. Конечно, в таких случаях более уместно говорить о “практическом здоровье”.

В психиатрии нередко отождествляют понятия “психическое заболевание” и “психоз”. Однако,при корректном подходе к терминологической проблеме надо помнить, что психозы составляют только часть психических заболеваний и обозначают выраженные качественные расстройства психической деятельности (бред, галлюцинации, помрачение сознания и т. п.). Так, шизофрения является психическим заболеванием, но только обострение заболевания может быть названо психозом.

К психическим заболеваниям относятся и неврозы, проявляющиеся преимущественно количественными и неглубокими качественными (фобии, сенестопатии и т. п.) нарушениями психической деятельности. Возможны и другие легкие психические расстройства (например, астенический или невротические синдромы при гипертонической болезни, атеросклерозе), расстройства личности (психопатии, акцентуации характера), в том числе обусловленные органическими поражениями головного мозга, интоксикациями и т. п.; умственное недоразвитие (олигофрении).

Диагностика психических расстройств начинается с выделения ведущих симптомов, складывающихся в синдром, синдромы в нозологическую клиническую единицу — в болезнь. Без правильной диагностики невозможна правильная терапевтическая стратегия и тактика, реабилитационные и реадаптационные мероприятия. А без них невозможно правильное лечение, выздоровление, а следовательно, от них зависит судьба, а нередко и жизнь больного.

Выделение признаков болезни (симптомов) — первый этап диагностики. Признак болезни — понятие клиническое, он связан, с одной стороны, с непосредственным восприятием врачом ее отдельных свойств и качеств у конкретного пациента. Выделение отдельных признаков и качеств у конкретного больного отражает эмпирически, чувственный уровень познания.

Но выделение симптомов только начало диагностического процесса, далее следует их классификация, группирование, познание их взаимосвязи, т. е. они подвергаются клиническому анализу; терминологическому типированию и систематизации (выделению синдрома) — второй этап диагностики.

На третьем этапе диагностики формируется представление о синдромогенезе, синдромокинезе, синдромотаксисе. На этом уровне синдромы клинического уровня сопоставляются с синдромами соматического, неврологического, иммунологического, метаболического и других уровней и формируют не только клиническую “картину болезни”, но и раскрывают многие звенья патогенеза, что позволяет объединить их в диагностическую гипотезу.

На четвертом этапе, на основании диагностической гипотезы идет уточнение как клинических, ранее “незамеченных” или невыявленных симптомов, так и параклинических феноменов, т. е. сопоставление причинно-следственных связей между особенностями психопатологической симптоматики и возможными этиопатогенетическими факторами — эндогенными, экзогенными, психогенными, следовыми, личностными, позволяющими не только провести завершающую диагностику, но и выстроить полностью обоснованную терапевтическую тактику.

На пятом этапе происходит анализ особенностей видоизменения симптоматики (усиление, углубление или послабление, смена ведущих синдромов) в процессе течения и лечения заболевания. Наконец, на последнем этапе уточнение диагноза по данным катамнестических наблюдений, установление возможных изменений личности, определение прогноза, выработка социальных и реадаптационных мероприятий, вторичной и третичной профилактики.

Симптом — начало всех начал в клинической медицине и в психиатрии, в частности. Симптом — это единичный, частный признак нарушения функций организма в общем клиническом проявлении психического заболевания, неблагополучия в психической сфере человека. Еще известный немецкий психиатр К. Крафт- Эбинг писал: “Отдельный симптом и его подробный анализ не могут привести нас к желаемой цели — к распознаванию болезни. Отдельный симптом приобретает значение только в совокупности и взаимосвязи с остальными симптомами — в симптомокомплексе”. Целостное, качественно новое представление о характере болезненного процесса может дать только синдром (совокупность симптомов, базирующихся на единых патогенетических механизмах).

По этиологической принадлежности выделяют следующие группы психических заболеваний:

1. Эндогенные — хромосомные, наследственные или с наследственным предрасположением (мультфакториальные) болезни, патогенез которых формируется, в основном, изначально внутренними механизмами, сформированными генетически.

2. Экзогенные, при которых этиологический фактор, действуя из внешней среды (инфекции, интоксикации, механические травмы и др.), при взаимодействии с организмом вызывает его повреждение, в том числе головного мозга, обусловливая патогенез болезни.

3. Психогенные, где этиологическим фактором выступает психотравма — взаимодействие с личностью с неприемлемой для нее ситуацией в системе межличностных отношений.

Диагноз есть отражение наших знаний и умений на данном этапе науки. До сих пор остаются справедливыми слова С. П. Боткина: “Диагноз больного есть более или менее вероятная гипотеза, которую необходимо постоянно проверять... Могут появиться новые факты, которые могут изменить процесс или увеличить его вероятность”. Правильная диагностика — это правильная терапия и социально-реабилитационный процесс в психиатрии.

Овладение принципами диагностики невозможно без овладения семиотикой психических болезней — общей психопатологией — психиатрической “азбукой”, которая является базисом диагностического процесса.

 

 

Реферат на тему: «Научная дисциплина нервные болезни.Клиническая дисциплина неврология»

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.