Реферат на тему: «Роль психологии как науки и ее вклад в формирование клинических основ дефектологии» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Реферат на тему: «Роль психологии как науки и ее вклад в формирование клинических основ дефектологии»

2020-11-19 1293
Реферат на тему: «Роль психологии как науки и ее вклад в формирование клинических основ дефектологии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психология (от греч. русйе — душа, 10205 — наука, учение) — наука о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Очевидно, что для более полного раскрытия этого определения требуется обращение к таким понятиям, как психика и сознание.

Психика (от греч. рзусй Ко; — душевный) — активная и пристрастная форма отражения субъектом свойств и закономерностей объективной реальности и своей собственной жизнедеятельности, возникающая, развивающаяся и функционирующая в различных видах внешней и внутренней деятельности субъекта.

Основными функциями психики являются ориентация субъекта в мире и регуляция на этой основе его (субъекта) деятельности.

Еще более сложно определение сознания, поэтому мы не будем сейчас приводить его в полном объеме. Скажем только, что сознание — высшая форма психического отражения, возникающая лишь в человеческом обществе и опосредствованная различными “психологическими орудиями” (языком, другими знаковыми системами, т.н. перцептивными эталонами и др.).

Гораздо проще обстоит дело с самим термином “психология”, который как уже указывалось, можно буквально перевести как “наука о душе”. В Хрестоматии в тексте А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского “История психологии — особая отрасль знания” излагаются споры историков науки о том, кто именно является автором этого термина, зафиксировавшего фактически первое представление о предмете психологии. Однако самым интересным является то, что в тот момент, когда этот термин был создан (на рубеже ХVI и ХVII вв.), психология как наука встала перед необходимостью нового определения предмета психологии — им в ХVII в. было названо сознание, понимаемое тогда как совокупность явлений внутреннего мира субъекта (позже мы убедимся, что это лишь одно из определений сознания; в других психологических концепциях сознание может пониматься и поэтому определяться совершенно иначе).Данные явления предлагалось изучать эмпирически (т.е. опытным путем) с использованием метода интроспекции особого способа познания человеком своего сознания, который заключается в якобы “непосредственном” восприятии его феноменов и законов.Ниже мы специально проанализируем необходимость такого перехода от одного предмета психологии к другому и к соответствующей новой методологии исследований, а впоследствии убедимся, что в психологии переходов подобного рода было немало. Так, возникшее в США в начале ХХ в. психологическое направление — бихевиоризм провозгласило предметом психологии не явления сознания как феномены внутреннего мира субъекта, а поведение как то, что “внешне наблюдаемо” и может быть поэтому изучено объективно. В психоанализе основным предметом исследования стали различные проявления бессознательного, а в возникшей на рубеже 50—60-х гг.ХХ в. гуманистической психологии в качестве предмета изучения называлась целостная личность в ее уникальном своеобразии.

Возникли и другие принципиально новые подходы к определению предмета, методологии и задач психологической науки, в том числе и в нашей стране. Поэтому основной задачей нашего курса является рассмотрение и анализ возникавших в истории психологии определений предмета психологии и приближение к наиболее современному его определению (что не означает, конечно, “окончательному” — психологическое познание, как и любое научное познание вообще, бесконечно).

Отчаявшись однозначно определить предмет психологии, многие психологи вообще отказались от рассмотрения этой проблемы и иногда шутливо говорят так: “Психология — это то, чем занимаются психологи”. Неудовлетворительность этого “определения” совершенно очевидна, однако для нас оно не столь бессмысленно, как представляется, — оно дает повод поговорить о различных задачах, которые психологи могут и должны решать в различных сферах материальной и духовной жизни общества. При этом они взаимодействуют с представителями других наук, которые работают в тех же сферах. Наиболее подробно этот вопрос освещен в опубликованном в Хрестоматии тексте В.А.Иванникова “Отрасли психологии”, поэтому мы отсылаем читателя к нему. Здесь же ограничимся самыми беглыми замечаниями.

Психология имеет тесные связи практически со всеми иными научными дисциплинами. Наиболее давние — с биологическими науками и, в частности, с медициной. Ряд отраслей психологии поэтому объединяется в группу, носящую название “медицинская психология”. В эту группу входит прежде всего патопсихология, которая занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психических и личностных нарушений в основном при различных психических заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Нейропсихология занимается изучением “вкладов”, которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.п.) вносят в протекание психической деятельности, а также диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных “локальных” поражениях мозга.

Тесно связана с биологическими науками и зоопсихология, изучающая особенности поведения и психического отражения животными мира на разных ступенях эволюции. Психофизиология занимается нейрофизиологическими механизмами психических процессов.

В последние годы усиливаются связи психологии с гуманитарными и общественными науками. Так, социальная психология изучает конкретные закономерности деятельности и психического отражения людей, обусловленные включением их в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Этнопсихология занимается изучением проблем национально-культурной обусловленности психики людей (национальный характер, этнические стереотипы и др.). Историческая психология имеет своим предметомконкретно-исторические особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.