Средства массовой коммуникации: телевидение — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Средства массовой коммуникации: телевидение

2020-12-08 166
Средства массовой коммуникации: телевидение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития.

Важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратится в реальность благодаря утверждению всемирного телевидения.

Современное электронное ТВ имеет весьма специфическую техническую особенность: если радиоволны (длинно- и средневолнового диапазонов) распространяются вокруг земного шара, то телесигнал, имея очень короткую длину волны, обладает свойством двигаться прямолинейно, т. е. прием его возможен лишь в зоне прямой видимости с телевышки. Поэтому на первом этапе любая телестудия могла обслуживать строго ограниченную аудиторию, и, следовательно, ее вешание было территориально ограниченным. Статус первой в нашей стране московской Центральной студии телевидения (ЦСТ) по сути ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему определению «местная».

В истории отечественного телевидения 50-60-е гг. XX века отмечены не только бурным развитием местного телевещания, но и радикальными процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи радиорелейных линий, затем строительства ретрансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутниковых систем связи преодолевался «островной» характер телевизионного вещания. Вещательные островки местных студий постепенно сливались, в итоге превратившись в телевизионный материк единой информационной системы отечественного телевидения. Эта система, получившая название Центрального телевидения (ЦТ), дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела, безусловно, прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала ком­муникационную природу телевещания.

Перемены в стране, начавшиеся в 1985 г., привели к изменению политики и в этой области. Расширение и утверждение гласности, демократизация общественной жизни обусловили понимание необходимости развития всех средств массовой информации, в том числе и местного телевещания. В 1986 г. было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было.

В середине 80-х гг. прошлого века, когда в подавляющем большинстве развитых стран мира домашний экран стал инструментом для приема передач антенного, спутникового, кабельного ТВ, просмот­ра видеокассет с использованием дисплея персонального компьютера, в нашей стране 40% административных центров не имело собственных программных телецентров, первую программу ЦТ могли смотреть 96% населения, два канала принимали 88% населения, три – только третья часть жителей страны. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемников, имеющихся у населения, на две трети оставался черно-белым. Страна оказалась на обочине информационной революции. Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточном состоянии, хотя для его возникновения существовали необходимые предпосылки: кроме ЦТ, телевизионные программы производили многочисленные региональные (республиканские и областные) телеорганизации. Вслед за ними эфирную продукцию начали создавать видеоредакции, Агентства информации Новости (РИА-ИАН), ИТАР-ТАСС, журнала «Огонек», еженедельника «Совершенно секретно», ЦКТ (Центр коммерческого телевиде­ния), «Рен-ТВ Лтд» и др.

Как же выглядит сегодня отечественное телевидение?

Телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга.

За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях, если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого.

Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности телевыбора.

Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансформировалось в государственную телерадиокомпанию «Останкино». При этом попытки превратить ТВ «Останкино» в межгосударственный телеканал СНГ завершились безрезультатно.

За короткий срок, именуемый «переходным периодом», отечественная система телевидения проделала гигантский путь пре­образований: перестала быть партийно-государственной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей (появились и посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы). В результате возник рынок программ.

Если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. XX века характеризуется более сложной классификацией:

1. По способу трансляции:

а) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

б) спутниковое («НТВ плюс»);

в) кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

2. По типу деятельности:

а) вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

б) программопроизводящие (продюсерские фирмы);

в) дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).

3. По принципу образования:

а) из старых структур (ВИД, АТВ и т. п.);

б) новообразованные («ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео»
и др.).

4. По охвату аудитории:

а) общероссийское (РТР) – аналог Центрального телевидения;

б) межгосударственные (ОРТ);

в) региональные («Юг России»);

г) местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

5. По способу распространения телесигнала:

а) общенациональные;

б) сетевые;

в) местные.

6. По специализации программ:

а) общие;

б) специализированные.

7. По форме собственности:

а) государственные;

б) негосударственные, среди которых имеются все разнооб­разные дозволенные законом формы собственности: частные; акционерные общества: открытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью; корпорации, киноассоциации, продюсерский центр, концерн, независимая телестудия;

в) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

Движение к гражданскому обществу, строительство обществен­но-правового телевидения требуют совершенствования законодательной базы деятельности ТВ. Закон о средствах массовой информации снял некоторые проблемы во взаимоотношениях властных структур и журналистских коллективов, обеспечил определенную правовую базу деятельности СМИ, но не решил огромного числа специфических телевизионных проблем.

Дальнейшему совершенствованию отечественной системы телевещания способствовало бы достижение основных целей, сформулированных авторитетной международной Комиссией по политике в области радио и телевидения («комиссия Картера – Сагалаева»):

– внедрение неизменной, предсказуемой, рациональной и
независимой от политических соображений системы лицензирования;

– диверсификация владельцев средств распространения радио- и телесигналов;

– поощрение перехода от связанного с государством к негосударственному общественному вещанию и создание надлежащих источников финансирования общественного телевидения;

– использование преимуществ новейшей телекоммуникационной технологии для расширения разнообразия источников информации и снижение расходов на содержание телепрограмм.

Сюда же следует отнести два принципиально новых явления, получивших развитие на отечественном ТВ в самое последнее время:

– переход от жесткой вертикали (вершина пирамиды – Гостелерадио, которому подчиняются республиканские, краевые, областные и городские телерадиокомитеты) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями;

– освоение хорошо знакомого на Западе, но принципиально
нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм.

Оба эти явления взаимосвязаны. Наиболее простая форма горизонтальных связей – ассоциация. Первая в России Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ) образовалась в 1991 г. как союз кабельного и эфирного телевидения (СКЭТ). В настоящее время МАРТ объединяет 70 региональных телестанций.

Ассоциация спутникового телевидения (ACT) была создана в 1996 г. как открытое акционерное общество. «Телеканал 2 х 2» начал реализацию проекта ACT в августе 1995 г. на базе существующей собственной сетки дневного вещания. Этот проект предусматривал распространение ТВ-программ из Москвы через систему спутниковой связи на всю территорию России, стран – членов СНГ, места компактного проживания русскоязычного населения (страны Балтии, Болгария, Израиль, Кипр) и привлечение местных телекомпаний для ее ретрансляции с включением собственных программных блоков.

В 1996 г. Федеральная служба телевидения и радиовещания Российской Федерации (ФСТР) создает Фонд федеральных проектов и целевых программ телевещания (ТВ-фонд), деятельность которого включает:

– обеспечение региональных телекомпаний РФ отечественной телевизионной продукцией (цикловыми телепрограммами и фильмами);

– организацию производства и распространения телепрограмм
с участием региональных телекомпаний;

– организацию и проведение конкурсов, смотров, фестивалей, семинаров и других мероприятий, способствующих обмену опытом и повышению уровня регионального телевидения РФ;

– осуществление телевизионных проектов и целевых программ
телевещания, имеющих федеральное значение.

Типичное явление последних лет – межрегиональные телеассоциации. Союз независимых телерадиокомпаний Кубани «Контраст» создан в 1996 г. с целью расширения рекламного рынка, совместной закупки телепродукции, обмена информацией и объединяет 29 ТРК Краснодара, Новороссийска, Армавира, Геленджика, Сочи, в том числе небольшие компании станиц Мостовая, Отрадная, Полтавская и др.

Первой сетевой принцип распространения телепрограмм начала осваивать МНВК «ТВ-6 Москва». Таким же путем пошли владельцы Рен-ТВ, сделав своим партнером в регионах независимую вещательную систему (НВС), которая объединяет 125 региональных негосударственных телекомпаний России и стран СНГ.

Самая молодая российская телевизионная сеть – СТС, созданная на деньги американской телекоммуникационной корпорации «Стори-Ферст», контролирующей более 40 телеорганизаций Восточной Европы, начала работу 1 декабря 1996 г. Вещание на терри­тории России от Калининграда до Красноярска ведется со спутника «Горизонт» в цифровом стандарте с временным сдвигом 0, +2, +4, +6 часов для соответствия местному времени региональных теле­станций, что обеспечивает выход программ в удобное для зрите­лей время.

В процессе бурного развития телесистемы важно осмыслить не­обходимость сохранения вещательной структуры, соответствующей бывшему общесоюзному телевещанию. Приведем некоторые аргу­менты в пользу упрочения, развития и совершенствования на новом витке исторической спирали по-своему уникального явления, называвшегося Центральным телевидением:

1. Существующая материально-техническая база бывшего общесоюзного ТВ при всех своих недостатках в ряде основополагающих компонентов не подлежит дроблению, если мы не хотим попросту уничтожить сложную коммуникационную систему.

2. Борьба за общее экономическое пространство на территории
бывшего СССР, как считают специалисты, – залог будущего оздоровления экономики. В то же время общее единое телекоммуникационное пространство – очевидная реальность, созданная имеющейся материально-технической базой телевидения.

3. Чрезвычайно важным фактором является почти полное совпадение телекоммуникационного пространства с информационным пространством, т. е. наличие общезначимой информации и потребность в ней совпадают с возможностями ее распространения.

4. Общая природа изобразительных средств, видеоязыка современного телевидения очевидна. Содержание любой «картинки», появляющейся на экране телевизора, понятно каждому телезрителю. Однако главным носителем содержательной информации (идеи, мысли) является вербальный язык как составная часть аудиовизуального образа. Языковой барьер непреодолим в коммуникационном акте, в процессе обмена информацией. Но в телекоммуникационном пространстве бывшего Советского Союза данной проблемы практически не существует, так как издавна установившееся официальное двуязычие во всех национальных образованиях, широкое распространение русского языка как средства межнационального общения делает доступной любую информацию на одной шестой части планеты и везде, где есть русскоязычное население. Таким образом, телевидение становится также инструментом обслуживания русской диаспоры во всем мире.

6. Неизбежна наша интеграция в систему мировидения.
Но для этого куда больше возможностей у первично интегрированного (межгосударственного, транснационального) ТВ, чем у различных его компонентов, какими бы развитыми сами по себе они ни были.

7. Интегрированный межгосударственный телеканал со временем будет обладать суммарным авторитетом территорий, которые окажутся в зоне его действия. Здесь рациональнее и эффективнее проводить крупные культурные и пропагандистские акции, а также сообща финансировать научные исследования, совместные программы технического развития.

Что касается дифференциации, профилирования отечественных телеканалов в процессе развития многопрограммности, то она будет протекать

– по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и т. д.;

– по аудиторному (адресному) признаку, для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т. д.;

– по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований;

– по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная – межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;

– по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);

– по источнику финансирования: государственный (бюджетный)
телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего, за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движе­ние, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации).

Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:

– антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание;

– спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);

– кабельное (абонентское) телевидение;

– кассетное (видеотечное) телевидение – видеодиски (лазеровидение);

– титровое телевидение – видеотекс, телетекст.

Единственной средой бытования и формой существования традиционного антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая, прежде всего, необратимым временным фактором. Спутниковому и кабельному ТВ далеко не в такой степени присущи характерные признаки программности, а система повторов отдельных передач и целых программных блоков ослабляет фактор необратимости времени трансляции. Более того, неограниченное по времени (круглосуточное, не принимающее во внимание время суток, ибо зона приема телесигнала нередко столь велика, что режим дня у различных групп телезрителей не совпадает) вещание рождает новые формы организации телепрограммы. Чаще всего тот или иной канал спутникового ТВ специализируется на одном из видов вещания: Си-эн-эн – круглосуточные новости со всех уголков планеты, Эм-ти-ви – телеканал современной музыки, действующий по принципу «нон-стоп».

На кабельном ТВ количество телевизионных каналов неизбежно ведет к новому качеству дифференциации вещания по зрительским интересам. И все же антенное, спутниковое и кабельное ТВ используют форму вещания, трактуемого как специфический способ распространения общественно значимой информации техни­ческими (аудиовизуальными) средствами.

Для кассетного телевидения не характерны ни программность, ни вещательные характеристики, что объясняется почти полной индивидуализацией использования видеокассет зрителями, возможностями их просмотра в любое удобное для владельца видеомагнитофона время. Воспринимаемое многими как продолжение кинематографа, кассетное ТВ сейчас обретает черты самостоятельного, весьма оригинального и эффективного средства массовой информации. В качестве примера можно привести видеожурнал типа «Огонек-видео», кассеты которого не просто служат иллюстрацией, видеодополнением популярного массового издания, но обладают чертами нью-медиа с ярко выраженными информационными, пропагандистскими, социокультурными, просветительскими и рекреативными функциями.

Глобальный характер спутникового ТВ требует информации соответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина осмысления и яркость формы должны совпадать с масштабами потенциальной аудитории. Разумеется, и степень интернационализации этой информации должна быть несравненно выше, чем у национальных телесетей, что не означает отказа от национального своеобразия.

Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение – своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища.

Но в электронные игры включаются не только дети. Специальные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атомной электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее воз­можности для «бизнес-график» – машинного проектирования, осо­бенно промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана инфографией. Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению.

К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст, видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального информирования потребителей. Все это так называемое титровое телевидение. Видеотекс – принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб – систем передачи информации по проводам телефонной сети. Не следует путать его с термином «видеотекст», означающим способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ во всем мире именуется «телетекстом». Получение печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией.

Интерактивные мультимедиа – одно из наиболее перспективных направлений в развитии ТВ. Телевидение впервые применило своеобразную систему интерактивного ТВ во время Олимпийских игр в Барселоне. До начала соревнований журналисты имели возможность выбирать потенциальных победителей, а в последний момент перед финишем состязания могли получить конкретный результат прогноза, который потом легко сравнить с истинным результатом.

Испанское телевидение (RTVE), не желая останавливаться на достигнутом, совместно со специально созданным предприятием, приступило в 1993 г. к передаче экспериментальных программ в рамках интерактивной системы. Для успешного приема интерактивных передач RTVE использует особый прибор под названием TELEPICK. В его состав входят декодер, микрокомпьютер, монитор, принтер и модем. Примечательно, что такая система не влияет на нормальную работу обычной телесети.

«TELEPICK» подключается к телевизору и телефонной линии. Таким образом, телезритель получает, например, возможность участвовать в разгадке слов во время телеигры типа «Поле чудес». Во время передачи о кулинарном искусстве достаточно нажать клавишу автоматического запроса и через несколько секунд можно получить на принтере запись того или иного рецепта. Так же легко, путем нажатия специальной кнопки, большинство зрителей выбирают один из двух блоков передач (в каждом один художественный и один документальный фильмы или мультфильм и сериал). Используя клавиатуру приемной системы, можно получить приз за победу, вступить в прямой контакт с участниками игры «по другую сторону экрана».

Разработаны проекты использования такой интерактивной системы для оперативного приобретения авиабилетов или билетов в кинотеатр, не выходя из дома.

 

Вопросы для самопроверки

Какие изменения произошли на отечественном телевидении, начиная с 1985 года?

Как можно классифицировать отечественное телевидение по способу трансляции?

Как можно классифицировать отечественное телевидение по типу деятельности?

Как можно классифицировать отечественное телевидение по принципу образования?

Как можно классифицировать отечественное телевидение по охвату территории?

Как можно классифицировать отечественное телевидение по способу распространения телесигнала?

Как можно классифицировать отечественное телевидение по специализации программ?

Как можно классифицировать отечественное телевидение по форме собственности?

Какие принципиально новых явления получили развитие на отечественном ТВ в самое последнее время?

Каковы аргу­менты в пользу упрочения, развития и совершенствования на новом витке исторической спирали Центрального телевидения?

Какие телевизионные новинки вам известны?

Каковы тенденции развития отечественного телевидения?


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.