Источники информации средств массовой коммуникации — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Источники информации средств массовой коммуникации

2020-12-08 214
Источники информации средств массовой коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Журналисту следует представлять действительность как совокупность источников информации. Умения добывать сведения служат показателем высокого профессионализма журналиста. Условием, при котором такие умения проявляются, является свободная ориентация в соответствующей информационной среде.

К концу 20 века в России утвердилось понимание необходимости оказывать СМИ организованную информационную поддержку и сложилась развернутая сеть информирования журналистов о происходящих событиях. К основным ее элементам относятся:

– брифинги – короткие совещания, на которых происходит ознакомление работников СМИ с позицией устроителей встречи (чаще представителей властных структур) по тому или иному вопросу;

– презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новой организацией, новым продуктом, новыми результатами деятельности;

– пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры с журналистами для информирования их связи с актуальными событиями или ответов на их вопросы;

– пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;

– специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые информационными агентствами;

– экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Как правило, по этим каналам передаются информационные продукты «общего предназначения», созданные централизованно, без учета специфики определенного СМИ. Теми же особенностями отличаются сообщения информационных агентств – специальных служб, готовящих журналистские материалы, предназначенные для использования СМИ на договорных началах (подписка). Кроме того, сегодня законодательством предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, а также система аккредитации при органах власти и других организациях, дающая возможность получать информацию без письменного запроса, и не только через пресс-службы.

Такая помощь весьма существенная для деятельности редакций, но она не снимает проблемы своевременного получения новых сведений непосредственно из жизни, а следовательно, – источников информации.

Неисчерпаемое многообразие действительности обуславливает и неисчерпаемое многообразие конкретных источников информации.

Обратимся к рассмотрению индивидуального источника информации, которым выступает человек. Люди не обязаны сообщать журналисту сведения о себе и своих знакомых и родственниках. Чтобы получить информацию, надо действовать убеждением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью средств массовой информации свести личные счеты. Если люди отказывают в предоставлении сведений для положительных материалов (не видят повода, не пришло время говорить о результатах работы и т. п.), то надо прислушаться. Отказ дать сведения может возникнуть также из-за того, что к человеку, о котором вы хотите написать материал, окружающие относятся неприязненно или завидуют ему, предвзято оценивают его роль и заслуги. Возможны и опасение огласки нежелательных сведений, неуверенность самого человека в том, что сообщенным фактам будет дана верная оценка. Наконец, причиной прохладного отношения к журналисту иногда служит неэтичное поведение коллег из редакции, побывавших ранее и уже общавшихся в человеком. «Снять» подобное отношение можно продуманным поведением журналиста, завоеванием доверия.

Можно использовать прием имитации – переключения внимания человека на другие объекты: декларируется более общая, не акцентированная на личность собеседника цель сбора, что позволяет снять напряженность. Например, начать разговор следует так: «Меня (нашу редакцию) интересует опыт организации труда в вашей организации», – и человек раскроется. А в ходе разговора журналист скажет и об истинной цели беседы. Человек обязательно должен прокомментировать те сведения о себе, которые журналист получил из других источников информации и считает спорными или особенно важными для понимания характера человека. «Скажите, это правда, что у Вас ни разу не возникали проблемы, связанные с организацией труда?» Скорее всего, человек ответит, что возникали.

Условием успешного сбора информации является способность тонко чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, направлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы. Часто бывает желательно начать с отвлеченных фраз, шутки, дружеской реплики, с рассказа о встречах с интересными людьми, переключить внимание на другие объекты, вызвать азарт, эмоциональный настрой, дать выговориться собеседнику. В ходе беседы активность журналиста и этичность его поведения проявляются в постановке вопросов, в замечаниях по поводу сообщаемых сведений, в оценке их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность вопроса, его уместность в каждой из ситуаций является одним из главных признаков профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности. Неуместны вопросы, на которые собеседник не может ответить или вынужден будет дать банальный ответ. Такие вопросы унижают человека, а опубликованный ответ искажает его образ. К неуместным, неэтичным вопросам следует отнести и такие, которые провоцируют нескромный ответ человека, формируют у него некритическую оценку своих успехов, ответ, который вопреки намерению корреспондента отрицательно характеризует человека. Так как целью журналиста является получение объективных сведений, не стоит задавать вопросы, которые прямо или косвенно подсказывают собеседнику тот вариант ответа, в котором заинтересован журналист. При таком сборе информации возникает риск принять за истинные сведения те, что инспирированы самим журналистом, высказаны под его влиянием.

Большое значение имеет порядок вопросов, их последовательность и сочетаемость. Недопустимы покровительственный или, наоборот, заискивающий тон беседы, а также категоричность высказываний. Чтобы преодолеть скованность и замкнутость собеседника, можно показать заранее подготовленную фотографию, письмо, прослушать запись, которые взволнуют человека. Полезно непрерывно наблюдать за ним в действии, как говорится, «идти за ним по пятам».

Порой собеседник дает те или иные сведения, но предупреждает при этом – «не для печати». Понимая, что факты могут быть опубликованы, он просит этого не делать, хотя знает: журналист при желании получит аналогичную информацию из другого источника. Конечно, как быть с оговоркой «не для печати», решает редакция. Об этом и надо сказать источнику сведений, а он уж может официальным заявлением просить редакцию воздержаться от публикации. Интимные данные редакция публикует с письменного согласия человека, часто с заменой его имени. Допустимой нормой (часто при подготовке критических материалов) считается использование заблуждения информирующего лица относительно тех сведений, которыми располагает журналист.

Для положительного материала допустимо собирать сведения, не представляясь информирующим лицам. Неведение последних позволяет увидеть суть дела изнутри, пронаблюдать людей в естественной обстановке, ведь визит журналиста часто вызывает напряженность, волнение. Здесь речь идет уже не о классификации источников информации, а о приемах обращения к ним, методах сбора сведений: наблюдении, совмещении профессий, лицедействе.

Некоторые журналисты для получения информации входят в контакт с человеком, будучи включенными в группу должностных лиц (например, в ревизорскую или инспекторскую комиссию), однако корреспондент не должен брать на себя права этих лиц, давать рекомендации. Метод «совмещения профессий» вызывает сложности этического порядка, а именно, риск нанести нравственный или материальный ущерб людям или организациям («таксист» может совершить аварию, «юрист» – дать неправильный совет). Следовательно, надо соблюдать определенные требования: квалификация журналиста должна соответствовать требованиям «временной профессии», чтобы от его кратковременного нахождения на данной работе не пострадало дело, не был причинен ущерб.

Для критической корреспонденции также возможен сбор сведений, при котором источники информации не догадываются о том, что стали объектом внимания журналиста, или об истинной цели сбора. Такой прием порой сочетается со скрытым фиксированием информации – «лицедейством». Однако включение диктофона без ведома собеседника и его согласия не только не рекомендуется, но и прямо запрещено законодательством. Диктофон тем более неуместен, когда речь идет о личном горе, или если у собеседника есть дефекты речи. Не учитывая состояния человека, можно сломать беседу. Использование скрытой камеры также может обернуться бестактностью. Так, фотокор заснял незнакомых между собой юношу и девушку, прячущихся от дождя, и опубликовал снимок как весенний этюд. А это вынудило персонажей давать объяснения своим любимым.

Более честным и принципиальным является открытый сбор сведений. Кодекс Международной организации журналистов предписывает: «Журналист должен оберегать достоинство своей профессии. Он не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения информации». Принципиальная позиция заставляет журналиста прямо и недвусмысленно выражать свое отношение к отрицательным фактам: высказать все открыто и честно.

Таким образом, в процессе работы с индивидуальным источником информации следует уделять особое внимание способам и приемам общения с человеком, которые позволят получить наиболее полную и достоверную информацию из первых уст.

К коллективным источникам информации,используемым в ходе формального и неформального общения, относятся собрания, совещания, конференции, заседания «круглых столов» и «клубов деловых встреч», товарищеские суды, пресс-конференции, дискуссии, дебаты, прения, беседы с группой людей в неофициальных условиях. Любопытен и весьма ценен разговор с человеком в присутствии его товарищей. Но, собирая информацию в условиях огласки, журналист должен учитывать, что сведения могут быть далеки от истины в связи с присутствием других людей, соображениями престижного характера, давлением формального или неформального лидера, а также в связи с различными «болезнями» коллектива, когда возникает разобщенность интересов. Поэтому при последующем использовании сведений, полученных из коллективного источника, важно соотнести их с почерпнутыми из других источников.

Информация, полученная из коллективных источников информации, является хорошим дополнением для информации, полученной из других источников. Однако следует помнить, что достоверность такой информации, как правило, несколько ниже достоверности информации, полученной из индивидуального или документальных источников информации.

Довольно часто журналист прибегает к документальным источникам информации,представляющим собой любые зафиксированные знания, которые могут быть использованы для справок, изучения доказательств.

Нужно отметить, что понятие «документ» многозначно. В широком значении документ представляет собой материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, и т. п.), т. е. зафиксированную в знаках информацию для передачи ее в пространстве и времени.

Документ в узком смысле – информационный продукт особого рода: официальная бумага, созданная для юридического подтверждения какого-либо факта или права на что-то.

Знакомство с документами следует начинать с разрешения автора (или его наследников). Разрешение надо отметить в публикации, цитату выделить курсивом, дать разграничение между документом, его оценкой и журналистским текстом, а также уведомить, что в документе могут быть искажения, неточности. И, конечно, следует поблагодарить за предоставление документа.

Еще одним источником информации является предметно-вещественная среда,иначе говоря, обстановка, которая окружает человека. По обстановке «прочитываются» события, отношения людей, их характеры. Правда, при одном условии: если журналист умеет видеть, если знает «язык вещей» и хочет понять их «речь».

Для работника СМИ принципиально важно знать: одни и те же данные он может найти в источниках всех этих типов. Но где отыскать сами источники?

Когда творческий акт начинается на основании каких-то конкретных данных, особых сложностей с поиском нет: ясно, что источники информации можно обнаружить в ареале случившегося события. А как быть, если конкретных данных нет? Где найти координаты источников, которые помогли бы выйти на новую тему? Прежде всего, надо хорошо представлять себе всю совокупность «накопителей информации», сложившихся в обществе на тот или иной период. Если построить координатную сетку точек, в которые естественным путем стекаются сведения о событиях в разных сферах действительности, то проявится весьма красноречивая картина. Оказывается, что для информации о событиях неблагоприятных и для информации о событиях благоприятных в обществе существуют разные «накопители». При этом первые (милиция, «скорая помощь», пожарная служба, аварийные службы, ГАИ, МЧС, народные суды и т.п.) в силу понятных причин известны людям гораздо больше, а потому и журналистами освоены лучше. Сведения о событиях благоприятных найти намного сложнее. Такие сведения могут быть почерпнуты из телефонных справочников: если нужно уточнить название учреждения, его структуру, телефоны и фамилии руководителей тех или иных служб. Хорошим подспорьем будет такой спра­вочник и для того, кто захочет создать для себя «карту накопителей информации», определенным образом структурируя информационную среду. Только для этого все-таки надо знать, где обычно информация «оседает».

Одним из важнейших накопителей позитивной информации являются пресс-службы. Они по определению заинтересованы в том, чтобы создавать в обществе положительный образ предприятия, организации, структуры, которую представляют. Поэтому все хорошее, что происходит в жизни коллектива, фиксируется ими тщательно. Разумеется, такая информация нуждается в столь же тщательной проверке, но как исходные сведения она заслуживает внимания. Так что с пресс-службами у журналиста должны быть налажены устойчивые контакты.

Ценный источник положительной информации – представители властных структур, отвечающие за то или иное направление деятельности. Речь тут, в первую очередь, о рядовых сотрудниках органов исполнительной власти разного уровня. В их распоряже­нии бывают сведения не только об официальных событиях, но и о радостных для людей моментах частной жизни: золотая свадьба, традиционный сбор однокашников, чудесное выздоровление че­ловека. В этих данных тоже можно отыскать указания на ситуации неожиданные, яркие, значимые для многих.

Асы репортерской работы на основе таких постоянных контак­тов формируют развернутую сеть информаторов. Мотивы, по которым люди вступают в контакт с прессой, различны. И первое, что следует сделать журналисту, заинтересованному в привлече­нии к сотрудничеству того или иного человека в качестве инфор­матора, – постараться понять, чем в первую очередь определяют­ся его поступки. Есть люди, которые мечтают стать журналистами, даже имея другое высшее образование; они охотно начнут участвовать в деятельности СМИ как нештатные авторы. Есть люди с публицистической жилкой, для которых публичное слово – есте­ственная потребность. Встречаются желающие подработать журна­листским трудом или стремящиеся к известности – это тоже по­тенциальные нештатные авторы. А некоторые склонны помогать органам информации, хотя ни к славе, ни к деньгам не стремятся. Как правило, это те, кому совесть не дает мириться с коррупци­ей, несправедливостью, произволом. Такие люди идут на сотруд­ничество с прессой из гражданских побуждений, считая, что с безобразиями никогда без огласки не справиться. При этом они многим рискуют и потому нуждаются в определенных гарантиях неразглашения имени, что и предусматривается законодательством. Словом, чтобы обрести надежных «друзей прессы», надо хорошо разбираться в людях и уметь находить к ним подход.

В последние годы все чаще заходит речь о правомерности мате­риального вознаграждения информаторов. Некоторые редакции газет уже ввели это в свою практику. Видимо, можно представить себе услуги информатора как определенные трудовые обязаннос­ти, предполагающие самостоятельное отслеживание событий и своевременное оповещение о них. В этих условиях вполне возмож­ны договорные отношения, предусматривающие оплату труда. Од­нако это может повлечь за собой немало проблем этического свой­ства, так что к заключению таких договоров надо подходить ответ­ственно и осторожно. Ну, а о том, чтобы платить за разовое информирование, за предоставление сведений по письменному или устному запросу журналиста, и речи быть не может: его право за­прашивать и получать информацию, как уже говорилось, зафик­сировано в законе. А вот как он сумеет это право использовать, во многом вопрос мастерства.

Есть еще один источник информации, заслуживающий внима­ния: неформализованное устное общение людей по поводу дей­ствительных или вымышленных событий, продукт которого изве­стен как слухи. У них есть весьма примечательная особенность: предметом коммуникации они становятся прежде, чем получают какое-либо подтверждение. Вполне естественно поэтому, что они могут соответствовать действительности, а могут и не соответство­вать. Эта двойственность их природы оборачивается для журналис­та серьезной заботой: если ты пренебрегаешь слухом, – рискуешь пройти мимо заслуживающей общественного внимания ситуации; если открываешь ему путь в средства массовой информации, не успев проверить, – можешь допустить серьезную ошибку.

Таковы основные источники информации средств массовой коммуникации и их общая характеристика.

 

Вопросы для самопроверки

Что из себя представляет сеть информирования журналистов о происходящих событиях?

Какие индивидуальные источники информации СМИ вам известны? Дайте их характеристику.

Как следует работать с индивидуальным источником информации (приемы, условия, техники)?

Какие коллективные источники информации СМИ вам известны? Дайте их характеристику.

Какие документальные источники информации СМИ вам известны? Дайте их характеристику.

Как следует работать с документальным источником информации СМИ?


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.