Средства массовой информации России — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Средства массовой информации России

2020-12-08 176
Средства массовой информации России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все содержание журналистики выражается и передается ауди­тории в виде информации. В извест­ном смысле вся журналистская деятельность является информаци­онным процессом. Как это следует понимать?

Познакомимся с общенаучной трактовкой информации. Перво­начально она охватывала только сведения, передаваемые людьми. С середины XX в. информация описывается как понятие, отража­ющее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организ­ма к организму.

Человеку свойственно повышенное внимание к производству и переработке информации. В современном обществе разрабатыва­ются специальные научные дисциплины, занимающиеся различ­ными аспектами информационного процесса (теория информа­ции, кибернетика и др.). Все более широкую известность завоевывает новая «наука наук» – информациология. С точки зре­ния ее создателей, сознание в форме информации определяет мир. Соответственно возникает за­дача создать единый информационно-мысленный язык, которому предстоит стать основным языком мирового сообщества. Кстати сказать, среди направлений развития информациологии называ­ются, помимо прочего, журналистика, радио, телевидение, изда­тельская деятельность.

Существует несколько подходов к анализу информации, в част­ности статистический и смысловой. В первом случае главным объек­том внимания является не столько содержание фактов, сколько количество сигналов, знаков. В качестве иллюстрации заметим, что именно журналистика дает чрезвычайно удобный материал для математико-статистического изучения. Ее продукция закодирова­на в стандартных знаковых символах, профессиональные единицы объема публикаций имеют эквиваленты в измерительной системе информатики и кибернетики. Появление на газетной полосе одно­го печатного знака соответствует одному биту, секундное вещание в эфире – одному боду, половина машинописной страницы – одному К, четыре газетные полосы большого формата – 114 К и т. д. При необходимости в подобных единицах можно выразить информационную насыщенность отдельного репортажа, годовой подшивки газеты или, скажем, вещания телекомпании в течением года. Для журналистики измерение объема сообщений и увеличение емкости канала коммуникации имеют важное практическое значение. Так, использование новых носителей информации сулит прессе огромный выигрыш в оперативности. Оптическое волокно способно передавать в тысячу раз больше разговоров, чем медные провода, а луч лазера несет в себе миллионы телефонных диалогов одновременно. Но статистический подход не может выступать в качестве единственного при оценке публикуемых произведений. Ведь он уравнивает газетный лист и память кассового аппарата, применяемого в торговле, подборку заметок и проблемную ста­тью, принципиальное и идейно беспомощное сочинения.

Человек оценивает, прежде всего, смысл происходящего в окру­жающей его действительности. Смысловая информация составляет основу общения между людьми: обмена идеями, опытом, эмоци­ями, продуктами интеллектуальной деятельности.

Ни один человек не может приобрес­ти необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой не­посредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно попол­няемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной.

Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных условий жизни, то и социальная информация отражает отноше­ния и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. Само слово «социальный» буквально означает «общест­венный». Лица, группы, классы занимают различное положение в материальном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда существенные различия в отношении к информации, воз­никающие между представителями тех или иных социальных сло­ев и групп.

Итак, социальная информация производится в процессе челове­ческой деятельности, отражает факты с точки зрения их обществен­ной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.

Мир вступил в стадию развития, которая называется информаци­онным обществом. У этого понятия нет общепризнанного опреде­ления. Однако по поводу главных его признаков взгляды ученых сходятся. Во-первых, информация превращается в главный и са­мый ценный ресурс социального прогресса, в то время как гос­подствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, техничес­кие, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых, инфор­мационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым ин­формационным ресурсам и активно используют их в своих интере­сах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов.

Однако у нас в стране про­цесс информатизации имеет специфику, которая не свойственна большинству территорий в Европе: преобладающая часть новейшего компьютерного оборудования сосредоточена в столицах – Москве и в меньшей степени в Петербурге, тогда как в отдаленные провинции оно проникает несравненно медленнее. Устранить этот дисбаланс способна целенаправленная государственная ин­формационная политика, о необходимости которой настойчиво говорят специалисты. Своеобразным эскизом такой целостной политической концепции национального масштаба можно считать доктрину информа­ционной безопасности России, утвержденную президентом страны осенью 2000 г. В ней впервые зафиксированы основные национальные интересы в сфере информации. К ним относятся:

– соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области передачи, производства и распространения информации, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление ее нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала;

– информационное обеспечение государственной политики, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о политике России, ее позиции по социально значимым событиям, обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

– развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, коммуникации и связи;

– защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.

Таким образом, сфера социальной информации предстает пе­ред современным человеком как целый мир явлений и отноше­ний, развивающийся по сложным нелинейным законам и изоби­лующий специфическими ценностями, противоречиями, загадка­ми. Коренной проблемой для потребителя информации является ее отбор. Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожно малую долю того ги­гантского массива сведений, которые ежесекундно возникают во­круг них. Необходимо вести речь о каком-то минимуме полезной информации, без которой потребитель не может сущест­вовать в этом мире.

Потребности, интересы и мотивы предопределяют ценность информации, которая лежит в основе выбора между отдельными сообщениями, каналами передачи новостей или даже авторами журналистских публикаций. Существует большая совокупность кри­териев оценки. Назовем некоторые из них.

Новизна: сообщение, уже известное потребителю, не заинте­ресует его повторно; вряд ли, например, одну и ту же хронику событий читатель станет изучать по разным газетам. Достоверность: она понимается как точность (степень приближенности к реально­му прототипу сообщения) и как полнота (раскрытие смысла и значения происходящего). Доступность: радиопередача на незнакомом языке столь же бесполезна, как балетный спектакль для незрячих или философская дискуссия в детском саду. Своевремен­ность: запоздалое штормовое предупреждение явно не имеет ценно­сти и не приносит помощи тонущему судну; с другой стороны, преж­девременная детализация плана работы на длительную перспективу мешает применять его в неожиданных ситуациях, которые непре­менно возникнут. Соответствие запросам потребителя: кроме того, что аудитория может не испытывать нужды в данной информации, она бывает и не настроена психологически на восприятие новых фактов – великие мыслители и художники, как бы обгонявшие свое время, часто не находили прижизненного признания.

Существует понятие журналистской информации, которая обладает следующими характеристиками:

– социальность. В деятельности прессы нерасторжимо переплетаются идеоло­гическое и управленческое начала. В духовном отношении она характеризуется идейной насыщен­ностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудито­рия усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, полити­ческие или иные ценности. Этим пресса отличается от таких ин­ститутов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности;

– акту­альность. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативнос­тью. Но актуальность выражается не просто в скорости передачи сообщений;

– обращенность к массовой аудитории. Подсчитано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250-300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобразные тре­бования профессионально-творческого порядка. Хороший журна­лист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель;

– документализм. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного раз­вития;

– оперативность. Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий;

– краткость материалов. Эконом­ное использование площади и времени вызвано и технологией производства информации, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления журналистской продукции. Особенно жесткие ограничения существуют на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики;

– аналитический подход к событиям. Проникновению в глубину явлений способствует регулярность прессовой информации.

Многоплановые характеристики прессовой информации совме­щаются благодаря профессиональному мастерству работников ре­дакций. Нельзя понять специфику и социальную значимость жур­налистики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение.

С другой стороны, значительная доля журналистской продук­ции производится в результате коллективных усилий, а то и мето­дом индустриальной обработки сведений. В редакциях многих стран, особенно на Американском континенте, выстраивается своего рода информационный конвейер.

Российской прессе традиционно ближе иная форма отноше­ний журналиста с действительностью – здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицистическая трактовка собы­тий

Итак, журналистская информация соединяет в себе докумен­тальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций со­циальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.

В процессе взаимодействия журналистики с социальной прак­тикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое изда­ние и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, – это классифи­кация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы про­фессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усво­ить некоторые методологические положения.

Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объе­му, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.).

Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам. Но обновленные редакции опирались на многолетний опыт своих предшественниц, воплощали в жизнь те идеи, которые вынашивались в «старых» изданиях.

В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий.

Каковы же они – параметры типологизации?

Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-тер­риториальным устройством государства. Подчеркнем, что за осно­ву берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Газеты, выходящие в провин­ции, нередко претендуют на распространение по всей территории государства и даже за его пределами. И наоборот: некоторые столичные издания имеют крайне узкий ареал распро­странения.

Если зона регулярного действия средства информации расши­ряется до международных масштабов, то оно получает статус транс­национального (или наднационального).

Следующий уровень – общенациональные СМИ (для нашей стра­ны – общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части. Данный критерий исключительно зна­чим не только в собственно журналистском измерении, но и в политическом и юридическом отношениях.

Конкретное содержание всякий раз вкладывается и в понятие «региональные СМИ». Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на более крупную, исто­рически сложившуюся часть страны, отличающуюся природны­ми, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-Запад, Западная Сибирь, Нечерноземье и т. п. Например, статус региональной получила газета «Северный Кавказ», освеща­ющая события в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Северной Осе­тии, Краснодарском и Ставропольском краях и других соседних субъектах федерации.

Под местной прессой в последние годы стали понимать глав­ным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потреби­тельский спрос.

В России получила «права гражданства» муниципальная прес­са – сравнительно новые у нас газеты городских районов, волос­тей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муници­пальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предпри­ятий, учреждений и учебных заведений

Учредитель. Согласно российскому законодательству, учреди­телями (основателями) СМИ, почти без исключений, могут стать любой гражданин Российской Федерации, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный порядок учреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Правда, для теле- и радиокомпании надо получить еще лицензию на вещание, на занятие определенной час­тоты в эфире. Регистрационный взнос выражается в доступных граж­данам суммах: 5-7,5 минимального размера оплаты труда для обычных изданий, агентств или аудиовизуальных программ, при пятикратном увеличении для рекламных СМИ и десятикратном – для эротических.

Средства информации, учрежденные негосударственными, непартийными органами, имеют возможность проводить независимую линию в идеологии и политике.

Впрочем, сложилась уже своеобразная типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжа­ющихся большинством российских СМИ: промышленно-финансовые группы (Газпром, Лукойл, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.), администрация (в осо­бенности через соучредительство вместе с редакциями региональ­ных и местных изданий и владение большинством телеканалов). Есть сведения о том, что в эту сферу деятельности все активнее стремятся представители преступного мира.

Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные (для части аудитории и по более или менее узкой тематике).

Под давлением условий существования редакции сами уточняют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения.

Специализированная периодика рассчитана на аудиторию с более или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль таких координат играют, прежде всего, социально-биографические характеристики (пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.).

Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, без­ликость изданий и их похожесть друг на друга.

Легитимность. Петербургский социолог А. Н. Алексеев предложил классифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия разрешения на издательскую деятельность. Однако по-прежнему существует группа изданий, которые выходят в свет как квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом) или даже нелегитимные (не имеющие права на существование). К последним относятся те средства информации, редакции которых занимают позицию непризнаний властных структур – по идейным или, гораздо чаще, экономичес­ким причинам.

Действующий правовой режим дает критерии для точной ха­рактеристики СМИ, легитимность которых заслуживает специаль­ного рассмотрения. Так, не требуется регистрация следующих средств информации: учреждаемых органами власти для издания официальных сообщений, нормативных и иных актов; периоди­ческих изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио-и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям в преде­лах одного учреждения или промышленного предприятия либо име­ющих не более десяти абонентов; аудио- и видеопрограмм, рас­пространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров. Поскольку существование таких СМИ предусмотрено законода­тельством, их следует считать легитимными.

Неоднозначный случай – это СМИ, нарушающие действую­щее законодательство. За целый ряд деяний предусмотрена ответ­ственность редакции в виде приостановления и прекращения ее деятельности или распространения продукции, признания недей­ствительным свидетельства о регистрации, аннулирования лицен­зии (для телерадиовещателей) и др. К таким деяниям относятся, например, злоупотребление свободой массовой информации, на­рушение порядка распространения тиража или лицензионных ус­ловий, получение свидетельства о регистрации обманным путем и т. д. Типичная картина: издание, заявленное как информацион­ное, на практике оказывается эротическим, для которого преду­смотрены иной по размеру регистрационный взнос, особый поря­док распространения и дополнительный потиражный сбор. Одна­ко право решения о применении названных санкций принадлежит суду или органам, выдающим лицензию. До принятия этого реше­ния издание или вещательная программа могут продолжать выхо­дить в свет, даже если они фактически оказались не в ладах с законом. В подобных ситуациях их статус становится квазилеги­тимным.

Качественная и массовая пресса. Данное разделение прочно во­шло в оборот западных теоретиков и практиков журналистики. В отечественной системе классификации оно только приживается. База для разграничения прессы мнений (качественной, элитар­ной) и прессы новостей (массовой, популярной) существует в самой практике редакций.

Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное – надежность фактов и мнений. Популярная пресса – это печатные средства информации, в особенности газеты, в которых больше развлечений, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения.

«Желтая» журналистика – это источник сенсационных, часто неточных, неприличных вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями. Обилие изобразительных материалов, «картинок» – стойкий признак их дизайна.     Облегченная досуговая пресса включает в себя всевозможные занимательные истории, конкурсы, весе­лые приключения, полезные советы – в публикации и чтении на досуге подобных материалов нет ничего противного человеческой природе или угрожающего «высокой» журналистике. Проблемы появляются тогда, когда бездумное развлекательство, да еще и выполненное в вульгарной манере, начинает вытеснять интеллек­туальную и гражданственную прессу, когда стираются отчетливые грани между ними.

Неверно было бы думать, что популярная, массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, в отличие от качест­венной. Только стандарты мастерства здесь не те, что в солидных изданиях. Они определяются умением корреспондентов и редакто­ров приковывать внимание аудитории, руководствуясь знанием массовой психологии и специфики броской подачи информации. С другой стороны, избранный редакцией тип качественного изда­ния совсем не обязательно приводит ее к успеху – здесь тоже все зависит от уровня квалификации сотрудников.

Тем не менее наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественные СМИ.

Поразительным образом повторяется судьба «легкого чтения». Оно вернулось в массовый оборот, в частности, в форме бесплат­ных изданий.

Оценивая в целом ситуацию в российской журналистике, за­рубежные и отечественные эксперты отмечают, что она оказалась слабо подготовленной к делению периодики на качественную и популярную. Чрезмерной политизацией и «желтизной» страдают не только новые органы печати, но и ведущие всероссийские газе­ты, имевшие прежде репутацию солидных. Из-за нечеткости про­фессиональных ориентиров стремление работать «как на Западе» оборачивается рождением таких изданий, которые лишены четких типологических признаков и выпускаются на «промежуточном» уровне квалификации. Впрочем, в последнее время специалисты начали использовать понятие смешанного типа периодики как спе­цифического для нашей страны. Имеется в виду, что в одном изда­нии сочетаются и полезная, развивающая аудиторию информация, и развлекательные компоненты содержания, в том числе выполнен­ные в игровой форме. Будущее покажет, насколько жизнеспособен и перспективен такой синтез. Пока что относительно больший успех выпал на долю откровенно развлекательной печати и вещательных программ. Как показывают наблюдения за рынком сбыта продук­ции СМИ и опросы населения, досуговая журналистика, пред­назначенная, условно говоря, для чтения в метро и электричке, ощутимо теснит солидную прессу мнений, поглощая львиную долю аудиторных симпатий. Нетрудно увидеть здесь параллели и с конъ­юнктурой информационного рынка за рубежом, и с нашим соб­ственным историческим опытом.

Издательские характеристики. Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формаль­ные атрибуты. Например, периодичность «заказывает» определенную меру оперативности информации. Различают ежедневные издания (четыре раза в неделю и чаще), выходящие два-три раза в неделю, еженедельные, декадные, помесячные, ежеквартальные и тому подобные органы печати, а также не имеющие регулярной перио­дичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике. Формат обозначается стандартными параметрами. В вещатель­ной журналистике этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (например, музыкальный или ин­формационно-музыкальный формат). Для прессы установлены стан­дартные размеры страниц: А2 (или «большой формат», как у «Из­вестий» или «Советской России»), A3 (или «половинный формат», как у «Российских вестей» и преобладающей части районных и городских газет) и А4 (хорошо знакомый студентам размер бумаги для принтеров, которые используются в производстве малотираж­ных газет). Названные параметры обязаны своим происхождением размерам типографской бумаги, на которые настроены печатные машины. Форматы газет кратны по отношению к бумаге и друг к другу. Так, если А2 выражается соотношением 600 х 420 мм (высо­та и ширина листа), то A3 ровно вдвое меньше: 420 х 300. Конеч­но, при желании можно задать другие, произвольные параметры, но отклонение от стандартной наладки техники чревато матери­альными потерями. С появлением возможности печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришли и новые фор­маты. Особенно быстро завоевывает популярность таблоид – он чуть меньше привычного A3. Таблоидный формат можно встретить в еженедельниках газетного типа, новых тонких журналах, а также в газетах, генетически связанных со своими западными прообра­зами.

В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хронометраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т. п.). В прессе для указания объема приводят количество полос: четырехполосное, восьмиполосное издание и т. д. Более точные данные получаются, когда тексты измеряют в условных единицах, именуемых печатными листами или, близко по значению, авторскими листами и учетно-издательскими листами. В данном случае лист равен приблизительно 40 тыс. знаков. Если соблюдать правила машинописи (а это один из элементов культуры труда), то на страницу текста поместится 1700-1800 знаков. Лист составляет 22-24 машинописные страницы. При формате А2 газетная полоса составляет долю печатного листа, A3 – 1/8 и т. д.      

Особое значение имеет техника производства журналистской продукции. Прогресс в этой области ощутимо увеличил разнообразие способов передачи текстов. Бумага перестала быть единственно возможным носителем печатного слова. Например, в Венесуэле издателям дешевле обходится пластмассовая основа для печати, другие новаторы в погоне за читателями используют нестандарт­ные красители и даже ароматизаторы листа. Известна анекдоти­ческая история про газету «Бифштекс», которую издатель пропи­тывал запахом, соответствующим названию.

Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систе­му журналистики. В структурном плане ее представляют три груп­пы средств информации:

– печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

– аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, про­межуточную подгруппу образует телетекст;

– информационные службы – телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественнос­тью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. В современной практике невоз­можно игнорировать ни так называемые электронные версии бу­мажных изданий, ни автономные сетевые газеты и журналы, ни доступные для каждого отдельного пользователя, без посредниче­ства редакции, банки данных. По всей видимости, на рубеже столетий культура еще не накопила достаточно материала для чет­кого определения отношения к Интернету. Пока что приходится принимать во внимание его реальное двойственное положение. Во-первых, ни в России, ни в других государствах он законодательно не относится к системе СМИ (и не может быть отнесен по обще­принятым критериям). Во-вторых, выражения «электронная вер­сия» или «сетевая газета» передают всего лишь форму трансляции материалов, но не изменение характера общения через посредство компьютера. Здесь точнее подошло бы слово «телекоммуникация» (общение на расстоянии), поскольку суть новаций заключается в преодолении дистанции между всеми сторонами информацион­ного обмена. В таком случае не происходит никаких революций, а только резко усовершенствуется существующий комплекс средств дистанционного общения (телевидение, телефон и др.). В-треть­их, есть веские основания у тех, кто рассматривает Интернет и прочие сети как среду, пространство, открытое для использова­ния всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельные СМИ с собственной природой.

Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их ком­плексе, равно как у каждой есть преимущества и слабости. Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное сло­во и относительно скупые изобразительные средства, заключена, прежде всего, в большей, чем на радио и телевидении, аналитичности текстов. Сам процесс чтения предполагает высокую степень абстрактности мыш­ления, активную работу воображения, интеллектуальное напря­жение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя.

Основные преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с технической просто­той и дешевизной производственного процесса. Выразительные средства радиожурналистики – живой голос, шумы, музыка – обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий.

С од­ной стороны, государственное вещание лишилось прежней моно­полии на эфир: коммерческое и иное негосударственное радио составляет ему ощутимую конкуренцию, частные станции сущест­вуют практически в каждом малом городе страны. С другой сторо­ны, и в государственном, и в коммерческом секторах наметилась тенденция к новой, «внутренней» монополизации. Так, ВГТРК стала ядром гигантской системы общенационального масштаба, объединяющей в себе каналы «Радио России», «Маяк», региональ­ные компании и передающие станции. В частном секторе подобных размеров достигли сетевые компании «Европа плюс» и «Русское радио». По специализации выделяются универсальные каналы, на волнах которых звучат информационные, музыкальные, обществен­но-политические и иные передачи (например, «Радио России» и «Эхо Москвы»), информационные, интересующие публику глав­ным образом как служба свежих новостей, перемежаемых музы­кальными программами («Маяк»), и музыкальные или информа­ционно-музыкальные, на которых выпуски новостей занимают второстепенное положение.

Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фото­графии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транс­лируемых картин, обеспечивать совпадение по времени (симультанность) событий и зрительского наблюдения за ними. Телевиде­ние до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и манипулятивный заряды колоссальной мощности.

Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и «сырой» фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами).

Наибольшим влиянием пользуются так называемые мировые информационные агентства. В пределах крупных районов земного шара разворачивают свою деятельность региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства, областные и городские, а также те, что создаются в издательских и вещательных компаниях.

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть других информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессио­нальных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не являются производителями информации, но способствуют обмену и распрост­ранению важных сообщений, заключению контрактов и соглаше­ний в этой сфере. Примером служит ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометри­ческой прогрессии.

Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогноза развития отечественной журналистики. Однако сделать это сегодня затруднительно. Для системы российской журналис­тики характерна, с одной стороны, тенденция к усилению ее внутреннего многообразия, возникновению новых типов и отрядов СМИ, а с другой – после периода подъема, пережитого прессой в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, в ее деятельности стали проявляться симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-твор­ческого уровня, сокращение объема производства информации. С диалектической точки зрения это означает, что система печати пришла в состояние неустойчивости, обострились противоречия в ней самой и в связи с нею, нарастает неизбежность ее коренно­го обновления или замены другой, более жизнеспособной струк­турой.

Можно прогнозировать, что выход современной журналисти­ки из кризиса в принципиальном плане будет зависеть от опреде­ления и стабилизации нового способа социального устройства. Должна подтвердиться общая закономерность: социальная система «заказывает» соот­ветствующую ей систему средств информации, находит в ней свое отражение.

 

Вопросы для самопроверки

Что такое информация с позиции современной науки?

В чем заключается смысловой подход к анализу информации?

В чем заключается статистический подход к анализу информации?

Каковы особенности социальной информации?

Каковы критерии оценки социальной информации?

Каковы характеристики журналистской информации?

Каковы параметры типологизации СМИ?

Из каких групп средств информации состоит современная система СМИ?

Можно ли Интернет отнести к одной из групп СМИ?


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.