Средства массовой коммуникации: печать — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Средства массовой коммуникации: печать

2020-12-08 179
Средства массовой коммуникации: печать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждая группа СМИ занимает особое место в их едином комплексе, у каждой есть преимущества и недостатки. Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и различные изобразительные средства, заключена, прежде всего, в большей аналитичности текстов. Сам процесс чтения предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя.

В типологической структуре современной российской прессы особое место принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного пространства суверенного государства, той ролью, которую они играют в организации широкого информационного обмена между регионами страны, имеющей огромную территорию.

Ведущими типологическими признаками данной группы изданий являются ареал распространения и социальный адрес.

Общероссийская газетная периодика представляет собой целостную, но многослойную типологическую группу, демонстрирующую темпы роста. В 1998 г. таких изданий насчитывалось 3258. У всех газет образующих эту группу, имеется единая географическая и социальная среда, общая потенциальная аудитория и приоритетные социально-информационные функции. Однако существующие различия изданий – по набору функций, уровню проблемно-тематической специализации, целевым группам аудитории, характеру модели функционирования – являются объективными критериями для внутригрупповой дифференциации. 

Общероссийская газетная периодика делится на два класса: универсально-тематическая и специализированная.

Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен универсально-тематическими изданиями («Московский комосмолец», «АиФ», «Комсомольская правда», «Труд», «Известия» и др.). Эти издания можно охарактеризовать как газеты «для всех и обо всем». Таким газетам свойственная обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности – реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни.

Специализированные издания конструируются на основе профилизации тематического ряда или на одновременном ограничении аудитории и тематики («Совершенно секретно»). Специализация издания может осуществляться и на основе выделения функции-доминанты.

Наряду с изданиями, типологические признаки которых позволяют отнести их строго к определенному классу, встречаются такие, которые совмещают характеристики универсально-тематических и специализированных газет (например, партийные газеты).

Полноценность статуса «общероссийской газеты» определяется, прежде всего, по формальным критериям, признанным во многих странах с развитыми системами СМИ: по относительной равномерности распространения в социальном пространстве и по относительной равномерности распространения в социальном пространстве.

Развитие общероссийской газетной периодики, скорее всего, будет продолжаться в двух направлениях: качественном и количественном. И качественное, и количественное самоопределение будет происходить под «диктовку» рынка: конкуренция заставит определиться со всеми характеристиками, придающими информационному продукту своеобразие, отличительность и тем самым конкурентоспособность.

В последнее десятилетие произошло укрепление позиций региональной прессы по целому ряду причин, среди которых – экономическое и политической укрепление самостоятельности регионов, снижение покупательной способности населения, монополизм связистов, активность региональных властных и деловых элит.

Важным для развития региональных СМИ является их географическое положение – удаленность от центра, близость рубежей государства и т. д. Местные СМИ пограничных территорий должны учитывать повышенный интерес своей аудитории как к новостям из Москвы, так и к тому, что происходит в соседних государствах. Пресса отдаленных территорий может минимально конкурировать с центральной, но должна принимать во внимание воздействие зарубежных информационных каналов на свою аудиторию.

Можно выделить некоторые тенденции, характерные для всех региональных печатных СМИ:

– постепенно формируются издания, использующие особые способы организации информационного пространства – отдельные региональные газеты и журналы претендуют на распространение по всей России, возникают межрегиональные издания;

– региональная печать оказалась вовлечена в процессы концентрации и монополизации;

– симбиоз медиа-бизнеса с другими видами экономической деятельности (например, концерн «Городские вести» г. Волгоград в соответствии с уставом может заниматься издательским, рекламным, маркетинговым, посредническим бизнесом, организацией выставок, производством товаров и услуг и т. д.).

Пресса национальных регионов имеет в своей структуре практически все звенья системы СМИ. Периодическая печать представлена газетами и журналами различного типа: общественно-политическими, разных партий и объединений, деловыми, молодежными, женскими, детскими, религиозными, литературно-художественными, развлекательными и др. учредительский корпус национальных региональных изданий включает отличающихся по своему статусу учредителей. Выходят газеты, учрежденные административными органами, коллективами редакций совместно с кооперативами, фирмами, частными предпринимателями.

Популярность национальных региональных изданий определяется их содержанием и нередко – социально-политической ориентацией. Однако для сохранений и развития национальных региональных СМИ государственные дотации остаются необходимой мерой. Они позволяют поддерживать периодику, выходящую на национальных языках, которая в условиях информационного рынка оказалась не конкурентоспособной. Благодаря финансовой помощи государства существуют издания для детей, пенсионеров, инвалидов. Однако стоит помнить о том, что при отсутствии прямого политического давления на национальную региональную печать практика дотаций может выступать основным способом воздействия на издания.

Деловая пресса – один из наиболее бурно развивающихся в последние годы тип изданий («Коммерсантъ», «Финансовые известия», «Финансовая газета», др.).

Она адресована лицам, причастным к принятию ответственных решений в сфере практической и духовно-практической деятельности. Базой читательской аудитории для такой прессы являются специалисты, прежде всего, из групп организованного труда, т. е. образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства.

Главная функция деловой прессы – быть надежным источником информации. Таким образом, деловые издания и по характеру информации, которой они оперируют, и по характеру аудитории должны соответствовать параметрам качественной прессы.

Деловые издания делятся на универсальные («Эксперт», «Профиль», «Итоги») и специализированные («Торговая газета», «Медицинская газета» и др.).

Социально-экономические изменения в обществе позволили сформироваться большой группе изданий, которую можно объединить названием «рекламная пресса». Порядок размещения рекламы в СМИ регулирует закон «О СМИ». В ст. 36 определяется, что рекламными СМИ являются издания, «специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного характера» и если их объем «превышает 40% объема отдельного номера периодического печатного издания». Закон дает основание для выделения рекламных изданий как самостоятельной группы. Но развитие рекламной прессы свидетельствует о том, что типологическая самодостаточность характерна не для всех изданий, которые принято считать рекламными.

К одному из самых популярных массовых изданий во всем мире относится газета бесплатных частных объявлений («Все для вас», «Из рук в руки»). Ведущим типологическим признаком таких газет является специфический способ связи с аудиторией.

Кроме перечисленных типов прессы, сегодня активно функционируют

– аграрная пресса;

– экологические периодические издания;

– религиозная пресса;

– издания для женщин;

– детская и юношеская пресса.

Отдельный тип печати составляют журналы. Интересы аудитории, читающей журналы, можно условно расположить на вертикальной и горизонтальной осях. Вертикальную ось составляют уровни запросов аудитории: профессиональный уровень, специализированный уровень, уровень массовой аудитории. Горизонтальную ось составляет многообразие сфер читательского интереса: политика, спорт, искусство и т. д.

Аудитория побуждает издателей учитывать два момента: направление информации, объективно необходимой той или иной группе населения, и особенности информационных интересов читателей, их сложившиеся ценностные ориентации.

Первостепенное значение для определения целевого назначения журнала имеет его предмет, т. е. тема, соотнесенная с интересами аудитории.

Тип издания определяется его содержанием, однако немаловажное значение имеет и форма – жанр, стиль и характер иллюстрирования.

На облик журнала оказывает влияние периодичность выхода и тираж.

Такова в общих чертах характеристика печати как СМИ.

 

Вопросы для самопроверки

В чем заключается специфика печати как средства массовой информации?

Какое место в типологической структуре современной российской прессы принадлежит общероссийским газетным изданиям?

Каково состояние региональной прессы?

Каково состояние прессы национальных регионов?

Каково состояние деловой прессы?

Каково состояние рекламной прессы?

Какие еще типы прессы сегодня активно функционируют в России?

Какое место в типологической структуре современной российской прессы принадлежит журналам?


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.