Массовая информация и ее роль в современном мире — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Массовая информация и ее роль в современном мире

2020-12-08 300
Массовая информация и ее роль в современном мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ключевым понятием для журналистики исследователи считают понятие массовой информации.

Слово «массовая» чаще всего употребляется как противопоставление чему-то единичному, элитарному. Однако если взглянуть на общество как на саморегулирующуюся систему, используя кибернетический подход, то актуальной окажется другое противопоставление, а именно: «массовая» – «специализированная».

Н. Винер, основоположник кибернетики как науки о сложных самоуправляемых системах, высказал утверждение, что человеческое общество тоже относится к ним. Немецкий исследователь Г. Клаус показал, как складывается и действует разветвленная, многоуровневая структура механизмов самоуправления общества.

Наверное, так бывает у всех: получение информации о событии – объяснение его – перебор вариантов последствий – перебор вариантов реагирования – выбор варианта – решение о действии – действие. Принятию решения, которое фактически становится для нас интегральной информационной командой действовать и далее разворачивается в серию микрокоманд, предшествует формирование мотивированной информационной программы действий. Она вбирает в себя отображение, объяснение и оценку (интерпретацию) события, модель необходимой реакции на него. Этот феномен хорошо известен под именем «мнение». Определяющими для его формирования, помимо исходной информации, оказываются еще два обстоятельства:

– способность человека к опережающему отражению действительности – проективное мышление;

– наличие в сознании компонентов, с которыми соотносится вся поступающая информация. Они образуют как бы «камеру эталонов», позволяющую «вычислять» значение всех новых сведений и вырабатывать оценку происходящего. Чем же наполнена «камера эталонов»?

Исследователи давно зафиксировали, что сознание общества включает в себя качественно различные элементы. Они их классифицировали, условно определив основные как знания, нормы и ценности. В «камере эталонов» личности на разных уровнях представлены все эти элементы, однако отнюдь не в полном объеме: она формируется за счет освоения человеком определенной части массовой информации.

Принято считать, что главный признак массовой информации – то, что ею оперировали или оперируют массы. Данная характеристика и в самом деле очень существенна. Но определяющей она не является, ибо не отражает тех причинных свойств массовой информации, из-за которых, собственно, она и может выполнять свое предназначение. Состоят эти свойства в следующем.

В отличие от разных видов специализированной информации, массовая – общезначима, т.е. несет в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех. Кроме того, она общедоступна, поскольку распространяется по открытым каналам коммуникаций и фиксируется либо в естественном языке, либо в таких искусственных, которыми владеют массы (от простейшего «языка» свето­фора до весьма сложных языков искусства и науки).

Массовая информация – эта та часть социальной информации, которая предназначена для всех социальных групп и, в силу этого, является общезначимой и общедоступной.

Массовая информация тем самым питает и особый блок общественного сознания.

Массовое сознание представляет собой инвариант общественного сознания, его общезначимый слой, противостоящий специализированному, групповому сознанию.

Тем самым оно обеспечивает необходимый уровень интеграции человечества. Благодаря массовому сознанию общество, при всей сложности его структуры, оказывается способным в кризисных условиях проявлять себя как целостность, преодолевая групповую разобщенность.

Однако согласятся с таким выводом далеко не все. Дело в том, что инвариантность (общезначимость) массового сознания относительна. Ведь компоненты его не содержатся в структуре сознания личности изолированно, в чистом виде. Они сосуществуют с компонентами национального, классового, профессионального и прочих разновидностей специализированного, группового сознания, кроме того, не даются человеку готовыми. Формирование их в нормальных условиях осуществляется в виде напряженных духовных исканий, сопровождающих становление личности и выступающих одной из сторон ее социализации. Так заявляют о себе особенности человека, общества, социальной формы движения – те, что в итоге оборачиваются для нас возникновением таких общечеловеческих ценностей, как демократия, плюрализм взглядов и мнений, творческий поиск. Проявляется общая закономерность: развитие как разрешение противоречий на уровне социальной формы движения связано с выбором, т.е. осознанием альтернатив, которые обозначаются при принятии решений, и предпочтением одной из них в любой социально значимой ситуации. В данном случае такой социально значимой ситуацией оказывается процесс формирования и воспроизведения в новых поколениях массового сознания – ключевого участка в механизмах общественной саморегуляции.

Возможность же выбора, принимающего для человека форму духовных исканий, может быть обеспечена только в том случае, если фонды массовой информации в обществе намного шире по «ассортименту» знаний, ценностей и норм, чем массовое сознание как таковое. Поэтому на протяжении своей истории человечество накапливает добытые знания, которые помогают объяснять мир и строить с ним отношения; устоявшиеся ценности, способ­ные служить эталонами при восприятии окружающего; сложив­шиеся нормы отношений, выступающие как критерии социального поведения. В то же время фонды постоянно пополняются новыми информационными продуктами, представляющими собой вклад современных, живущих поколений. Эти продукты несут в себе варианты новых знаний, ценностей и норм, претендуя на состязательность. Так возникает возможность выбора для индивидов, и тем самым создаются необходимые условия для развития массового сознания общества при сохранении его преемственности.

Одним из базовых понятий массовой информации выступает понятие «массовые информационные потоки».

В разные периоды жизни человечества производство и распространение массовой информации существенно различаются. Но за множеством черт, характерных для того или иного исторического этапа, скрываются и черты общие, устойчивые, непреходящие.

Первая из этих черт состоит в том, что со времени, когда началось разделение труда и появились устойчивые социальные институты, производство массовой информации осуществляется на двух уровнях: спонтанно и организованно. Спонтанно – значит, создателем ее может стать практически каждый. Организованно – значит, институционально: она создается разными видами профессиональной творческой деятельности, уже оформившимися в соответствующие социальные институты.

В результате образуются как бы два слоя массовой информации. Один – спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами. Сюда, например, относятся анекдоты, слухи, сплетни. Другой слой производится специалистами и распространяется по специально созданным открытым каналам, доступным широкой аудитории. Его образует все то, что мы видим и слышим в театрах, концертных и лекционных залах, по телевидению и радио, читаем в газетах и на рекламных щитах, т. п.

Вторая исторически устойчивая черта производства и распро­странения массовой информации определилась в связи с тем, что она, как и вся социальная информация, обладает свойством «консервироваться» и потому накапливается во времени, оседая в информационных хранилищах общества: архивах, библиотеках, фонотеках, фильмотеках, базах данных компьютерных сетей.

Отсюда складывается единый принцип подхода к организации распространения массовой информации во все времена: общество предусматривает поступление в каналы коммуникации и вновь созданных информационных продуктов, и тех, что извлекаются из пластов «глубокого залегания».

Есть еще одна, третья, черта, общая для разных временных периодов. На всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых информационных продуктов, а с другой – к его интеграции.

В совокупности перечисленные черты представляют интересное явление. Оказывается, в современном мире массовая информация существует в трех формах. Во-первых, в пассивной, представленной в обществе как тексты «до востребования». Живущие в информационных хранилищах, они ждут своего часа – возникновения коммуникативной ситуации, когда смогут пере­дать адресату «законсервированную» в них информацию.

Во-вторых, в форме непроизвольной активности. Тексты массовой информации циркулируют по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей (нередко остающихся неизвестными) и варьируясь в зависимости от условий коммуникативных ситуаций.

В-третьих, в форме произвольной активности, когда массовую информацию предлагают членам общества специально созданные социальные институты. Она движется по открытым, принципиально доступным для всех, специально созданным, технически опосредованным и по-особому структурированным каналам коммуникаций в виде динамичной, регулярно пополняющейся сово­купности информационных продуктов. Обозначая эту совокупность, исследователи все чаще употребляют понятие «массовые информационные потоки». Понятие «каналы массовых коммуникаций» с ним тесно связано по определению. Отношения между ними подобны отношениям реки и ее русла. Русло – каналы коммуникаций: книга, газетно-журнальная периодика, радиовещание, телевещание, кинопрокат, компьютерные сети. Река – то содержание, которое передается по этим каналам, актуализированные тексты массовой информации, в совокупности образующие массовые потоки.

Здесь представлены главным образом тексты современные, институционально созданные. Однако по мере необходимости сюда вовлекаются и тексты из «глубинных пластов» массовой информа­ции, и тексты, родившиеся спонтанно.

Массовые информационные потоки – это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась.

Массовые информационные потоки, сосредоточивая в себе разные виды текстов массовой информации и актуализируя их, оказываются основным средством, с помощью которого удовлетворяются первостепенные потребности общества как кибернетической системы. Они образуют вполне обозримый ряд, сохраняющийся на всем протяжении человеческой истории. Этот ряд включает в себя потребности:

– в формировании массового сознания – инварианта общественного сознания, который, как мы видели, играет роль «камеры эталонов» при освоении вновь поступающей информации;

– в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности;

– в самоопределении общественного мнения – оперативной программы реагирования общества на изменение условий существования;

– в своевременной выработке и распространении «команд» – разного рода управленческих решений, принимаемых специальными институтами управления с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям;

– в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов – оно служит гармонизации общественных и групповых интересов, повышающей степень согласованности общественных практических действий;

– в оказании помощи членам общества и отдельным социальным группам в связи с возникающими у них проблемами делового или личного характера, которые могут нарушать гармонию общественных, корпоративных и частных интересов, отрицательно сказываясь на согласованности практических действий;

– в поддержании необходимого жизненного тонуса общества – такого психофизического состояния людей, при котором в случае необходимости легко возникает и реализуется го­товность к общественно нужному поведению.

По отношению к массовым информационным потокам перечисленные потребности выступают как причина, формирующая соответствующий комплекс их функций, а следовательно, и состав текстов. Если классифицировать их по назначению, функциональной направленности, окажется, что они тоже составляют семь групп и соотносимы с потребностями.

В первую войдут тексты, нужные для того, чтобы стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания. Круг их широк: это материалы, популяризирующие достижения науки, идеологические и эстетические ценности (научная, идеологическая и эстетическая пропаганда), стереотипы поведения, ориентированного на актуальные общественные идеалы.

Во второй группе окажутся материалы, оповещающие об
изменениях действительности на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы). Это все те публикации, которые принято называть текстами новостной и проблемно-аналитической журналистики.

Третью составят материалы, знакомящие с разными мнениями о происходящих событиях и волнующих общество проблемах – публицистические выступления политиков, ученых, писателей, журналистов, других социально активных граждан, посвященные злобе дня.

Четвертую группу образуют административные, управленческие тексты – сообщения о тех или иных решениях институтов власти, рассчитанные на управление поведением масс.

В пятой окажутся тексты, которые дают возможность знакомиться со специфическими групповыми ценностями – мировоззренческими и культурными особенностями разных этносов, профессий, возрастных слоев общества (в том числе и с ценностными ориентациями общественных и государственных лидеров).

В шестой группе мы обнаружим тексты, способные помочь в решении личных или деловых проблем (имеются в виду разного рода типовые трудности производственного и бытового свойства) – полезные советы, юридические консульта­ции, объявления, реклама и прочие материалы справочного характера.

Седьмая группа представлена рекреативными текстами. Они дают человеку возможность психологической разрядки, помогают восстановить жизненные силы, обрести душевное равновесие, поднять настроение. Это спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатириков, звезд эстрады, игры, конкурсы, соревнования.

Словом, массовые информационные потоки включают в себя движущийся массив текстов, нужных в той или иной мере каждому человеку, но, главное, в своей совокупности необходимых обществу в целом, поскольку удерживают его как целостность, ориентированы на обеспечение нормальной работы механизмов его саморегулирования.

Вопросы для самопроверки

Что такое массовая информация?

Каковы признаки массовой информации?

Влияет ли массовая информация на формирование массового сознания?

Что понимается под массовыми информационными потоками?

В каких формах в современном мире существует массовая информация?

Какие потребности общества удовлетворяются с помощью массовых информационных потоков?

Свобода слова

Результативность журналистики во многом зависит от соблюдения правовых и этических норм. То есть, журналист обязан обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать Кодекс этики. И, конечно, знать, правильно толковать и применять основные положения законов и подзаконных актов, которые сегодня представляют собой богатое правовое поле российской журналистики: закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Конституция РФ, Всеобщея декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека, федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, закон «Об участии в международном информационном обмене», закон «О государственной тайне», закон «Об информации, информатизации и защите информации», Гражданский и Уголовный кодексы в новой редакции т др.

Принятый в декабре 1991 г. закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» формулирует права и обязанности журналистов, регулирует взаимоотношения редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, гражданами, источниками информации и т. д. Статьей 47 этого Закона журналисту предоставлены права: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; получать доступ у документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и материалы (с соблюдением авторских прав); вести записи, в том числе с использованием средств аудио-видеотехники, кинофотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью. Журналист имеет право отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения; распространять материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи и т. д.

Но, наряду с правами, у журналиста есть и обязанности (они перечислены в статье 49 Закона «О средствах массовой информации»): соблюдать устав редакции; перед передачей массовой аудитории информации проверять ее достоверность; удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудиовидео-записи, кино- и фотосъемки; ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Базой в системе права в России, как и в других странах, является Конституция (Основной закон) страны, гарантирующая свободу мысли и слова, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), беспрепятственное движение информации; запрет на пропаганду ненависти, вражды, любого вида превосходства (п. 2 ст. 29).

Правовой статуссредств массовой информации включает в себя такие реалии, как свободу слова и печати, право на информацию и обязанность предоставлять ее – объективную и достоверную, полную, а не дозированную – обществу, прежде всего гражданам. Ни одно из прав, пожалуй, не защищено с такой юридической основательностью, как право на информацию,восходящее к естественным правам человека, гражданским свободам, свободе слова. Свобода искать, получать и распространять информацию и идеи, любыми способами и независимо от государственных границ, закреплена во Всеобщей декларации прав человека (статья 19) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 19). Европейский суд по правам человека, Фонд защиты гласности, Комиссия Союза журналистов по этике – все эти инстанции защищают профессиональные, гражданские и служебные права журналиста. Нарушение последних, а также введение цензуры, вмешательство в работу редакции, необоснованное приостановление выпуска СМИ, изъятие или уничтожение тиража (без судебного решения) и т. д. влекут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность (ст. 58 Закона «О средствах массовой информации»).

В Конституции Российской Федерации также подчеркнуто, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом» (ст. 29 ч. 1). Наконец, в Законе «О средствах массовой информации» сказано: «В Российской Федерации поиск получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации» (ст. 1), а «граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц» (ст. 38). Важное право закреплено в Федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно статьи 12, граждане обладают одинаковыми, такими же, как и властные структуры, организации, общественные объединения, правами на допуск к государственным информационным ресурсам (хранятся в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.) и не обязаны при этом обосновывать необходимость получения информации. Если последняя секретна, то можно сделать запрос о ее рассекречивании (ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне»).

В 2001 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, устанавливающий, в частности, порядок взаимоотношений СМИ с судами и правоохранительными органами (для обнародования данных предварительного расследования требуется разрешение прокурора, следователя, дознавателя, тогда как раньше такое разрешение мог дать только следователь; публикация информации о частной жизни участников уголовного судопроизводства невозможна без их согласия; зафиксировано право всех присутствующих на открытом судебном заседании вести письменную запись (п. 5 ст. 241 УПК), но фотографировать, снимать видео и записывать на аудио можно лишь с разрешения судьи и с согласия сторон и т. д.).

С правом граждан на информацию тесно связана проблема доступа к ней работника СМИ с целью последующей передачи сведений массовой аудитории. Журналист имеет право посещать различные организации, предприятия, учреждения (государственные и общественные); быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам, копировать их, оглашать, вести запись; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингахи демонстрациях (ст. 47 Закона «О средствах массовой информации»). Однако эти права реализуются не всегда. В таких случаях журналист вправе обращаться в суд, требовать наказания должностных лиц и даже материальной компенсации за причиненный ему моральный вред. Это особенно важно, когда должностные лица отказывают в предоставлении информации в ответ на ее устный или письменный запрос редакции. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Поскольку отказ допустим только в случае, если запрашиваемая информация содержит государственную, коммерческую или иную тайну, охраняемую законом, то в ответе редакции должно быть указано: по какой причине информация стала секретной, кто отказывает в ее предоставлении и когда принято решение об отказе. Учреждения, предприятия и организации могут и не отказывать в информации, но хотели бы отсрочить ее предоставление. Тогда в письменном ответе следует указать причину, по которой запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок.

Чиновник не отвечает, дает неполную или искаженную информацию, необоснованно просит об отсрочке, необоснованно отказывает в предоставлении информации. В каждом из этих четырех случаев редакция вправе обратиться к начальству этого чиновника, а если же это не помогает, то в суд. В судебном заседании можно заявить, что из-за невозможности опубликовать искомую информацию издание упустила выгоду.

Право общества на информацию сочетается с проблемой информационной безопасности государства, общества, личности. Любая свобода абсолютной быть не может, должна иметь свои границы, и Конституция Российской Федерации вводит ее пределы: охраняемое государством достоинство личности, которое нельзя умалить ни по каким основаниям (тт. 1 ст. 21); право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защита чести и доброго имени (ст. 23); запрет на сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24). Информационную безопасность общества и личностизащищают Закон «Об участии в международном информационном обмене», законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», Гражданский и Уголовный кодексы в новой редакции.

Во-первых, установлены сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне (причем они могут быть трех степеней – «особой важности», «совершенно секретно» и просто «секретно»), принципы засекречивания. К не подлежащей засекречиванию относится информация: о катастрофах и чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии и преступности, золотом запасе, о здоровье Президента России и других высших
должностных лиц, о фактах нарушения законности в стране и т. д.
(статьи 5, 6, 7 Закона «О государственной тайне»).          

Во-вторых, и в информационных ресурсах есть информация, относимая к государственной тайне, но там есть и конфиденциальная, к которой относятся персональные данные, и по Закону «Об информации, информатизации и защите информации» (ч. 11) не допускается сбор, хранение, использование и распространение этой конфиденциальной информации, которая раскрывает частную жизнь, личную, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия.

В-третьих, целый ряд статей Уголовного кодекса самими названиями раскрывают нацеленность на информационную безопасность личности: нарушение неприкосновенности частной жизни; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; нарушение изобретательских и патентных прав, разглашение тайны усыновления (удочерения) [ст. 137,138,147, 155]. Ту же цель преследует и глава 8 Гражданского кодекса, связанная с нематериальными благами и их защитой. Нарушение подобных юридических норм порой происходит от незнания их или недооценки, особенно это относится к начинающим журналистам.

В нормативную базу СМИ входят также подзаконные актыорганов исполнительной власти. На общероссийском уровне это указы, правительственные постановления, приказы министерств и др. На региональном уровне это законодательство субъектов Федерации (региональное законодательство)и подзаконные акты органов власти на уровне городов и поселков: акты органов местного самоуправления и административные приказыи распоряжения в организациях (например, правила внутреннего трудового распорядка в редакции). Редакции, журналисты в своей работе сталкиваются с самыми различными нормативными актами, относящимися не только к журналистскому праву: встречаются с гражданскимправом – при сборе и распространении информации, с уголовным–при преступлениях журналистов против чести и достоинства личности, с трудовым и административным–при служебных отношениях в коллективе, финансовым – при хозяйственной практике редакции.

 

Вопросы для самопроверки

Какие законы определяют деятельность современной российской журналистики?

Каковы права и обязанности журналистов сформулированы в законе «О средствах массовой информации»?

Какие положения Конституции РФ определяют деятельность современной российской журналистики?

В чем заключается право журналиста на информацию с точки зрения различных законов и законодательных актов?

Как сочетается право общества на информацию с проблемой информационной безопасности государства, общества, личности?


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.