Выбор методов и моделей для вьшолнения этапов методики. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Выбор методов и моделей для вьшолнения этапов методики.

2020-12-08 118
Выбор методов и моделей для вьшолнения этапов методики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ особенностей и закономерностей самоорганизующихся си­стем, как было показано выше, позволяет сделать вывод о принци­пиальной ограниченности их формализованного описания. Поэто­му при выборе методов выполнения этапов разрабатываемой мето­дики следует использовать (или предложить собственную) класси­фикацию методов моделирования таких систем, в которой выде­ляется два основных класса " МАИС и МФПС. Классификация помогает выбирать методы моделирования для реализации этапов многоуровневой методики и разрабатывать модели, базирующиеся на постепенной формализации задач принятия решения.

При выборе методов следует учитывать особенности объекта, для которого проектируется система организационного управления, степень осведомленности о нем на начальном этапе проектирова­ния, наличие аналогов и возможность заимствования готовых мо­делей и автоматизированных процедур. В процессе разработки ме­тодики необходимо обосновать выбор методов для основных эта­пов и привести примеры реализации этих методов.

Ниже приводятся краткие характеристики укрупненных этапов методики, рекомендации и примеры выбора методов их выполне­ния.

5.2. Анализ факторов, влияющих на создание и функциони­рование предприятия (организации)

Использование закономерности коммуникативности. Для обе­спечения полноты анализа факторов, влияющих на создание и функционирование предприятия целесообразно использовать зако­номерность коммуникативности, в соответствии с которой в соста­ве сложной среды, инициирующей факторы, выделяются:

подсистема, определяющая требования к проектируемой СОУ> ограничивающая ее деятельность и потребляющая результаты этой деятельности;

292


подведомственные системы, обеспечивающие деятельность рас­сматриваемой СОУ материальными, кадровыми, информационны­ми и иными ресурсами;

системы, находящиеся в равноправных отношениях с проекти­руемой СОУ, - актуальная или существенная среда, в которой мо­жно выделить дружественную, конкурентную и безразличную;

внутренняя среда собственно системы, которая существует в самоорганизующихся системах в форме инициатив активных эле­ментов или создаваемых ими помех.

Примеры факторов приведены на рис. 5.2.

Для обеспечения повторяемости процесса выявления факторов и накопления опыта разных экспертов следует использовать авто­матизированную диалоговую процедуру анализа факторов (АДПАФ), которая позволяет опрашивать экспертов и, обобщая результаты опросов, накапливать все более полный перечень фак­торов. являющийся основой для дальнейшей их оценки и анализа. В качестве такой процедуры можно использовать модифицирован­ный вариант рассмотренной в предыдущей главе АДПАЦФ (adpacff.exe) или разработать процедуру анализа факторов само­стоятельно.

Обеспечить еще большую полноту выявления фактров позволя­ет использование информационного подхода, который помогает учесть развитие факторов.

Как было показано в гл. 3, сущность любого понятия информа­ционной модели представляется как функция (или как совокуп­ность) ряда составляющих, характеризующих изменения исходной собственной сущности этого понятия

(5.1)

где применительно к данной проблеме Я„ - исходная собственная сущность фактора, которая согласно основному закону класси­ческой логики обратно пропорциональна объему понятия я об этом факторе, т. е. Яд = J / n, J - информация о факторе (отметим, что способ усреднения информации о факторе может быть и иным, что определяется выбором параметра - см. табл. 3.1); Я, - сущность процесса изменения (эволюции) понятия о факторе, которая обрат­но пропорциональна изменению я во времени an / at = 1/т, т. е. Я,. = г dJ/dt, символ dJ / dt означает изменение информации во времени; я - константа, характеризующая конкретную систему (фактор) в дан­ный период ее развития, которая названа информационным сопро­тивлением; hl - сущность изменения эволюции понятия о факторе, которая пропорциональна изменению эволюции объема понятия dln/dtl= 1/ L, так что Н^ = L dtJ/dt'l, dJ / dt - изменение эволюции 293


НАДСИСТЕМА (требования и потребности)  

 

 

Законодательные акты, регламентирующие: * формы собственности, * налоговая политика, * уставной капитал и т. п.  
   
Состояние экономики (стабильность, инфляция, угроза кризиса и т. п.)  
   
Платежеспособный спрос на продукцию (услуги). Госзаказ (наличие). Целевая программа.  
   

^

 

СОБСТВЕННО СИСТЕМА (состояние)  

 

 

Юридический статус. Органи' зационво-правовая форма. Учредители  

 

 

Особенности организации. Органы управления

 

 

 

Нормативно-методическое обеспечение

 

 

 

,., ^.,

 

ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ

 

Начальный капитал. Помещение. Имущество и др. срсства

 

 

 

Стабильность источников материальных ресурсов

 

 

 

Кадры и их стабильность

 

 

 

 


 

АКТУАЛЬНАЯ (СУЩЕСТВЕН­НАЯ) СРЕДА

Дружественная Поставщики. Партнеры. Контрагенты. Кооперирование. Спонсоры. Частные банки. Прямые договоры. Рынки.

Конкурентная Предприятия-конкуренты

• в городе,

• в регионе,

• в стране,

• в других странах

Безразличная Экологическая среда Фирмы-аналоги (потенциальные партнеры или конкуренты):

* в стране,

* в других странах


Рис. 5.2


информации во времени (т. е. ускорение изменения J), L - ригид­ность (негибкость), устойчивость влияния фактора, сопротивляе­мость его изменению. Таким образом,

Я =Л//й, т dJ / dt, L diJ / dt 1).         (5. 1 д)

Пример формулировок факторов, полученных с использовани­ем (5.1), приведен в табл. 5.1

Факторы могут влиять друг на друга, что также можно отразить в модели анализа факторов, введя соответствующие характеристи­ки л, т и L. характеризующие влияние /-го фактора на у-й.

Таблица 5.1

Я.   Н,   hl  
1. Наличие начально­   Возможность получения   Возможность расширения  
го капитала   начального капитала   (ускорения накопления) ка­  
    (т - срок изменения началь­   питала  
    ного состояния фактора)      
2. Наличие помеще­   Возможность приобрете­   Возможность расширения  
ния для предприятия   ния или получения в аренду   помещения (площадей) для  
    помещения для предприятия   предприятия (с указанием  
    (с указанием сроков)   ускорения расширения)  
3. Номенклатура вы­   Обновление номенклатуры   Скорость обновления (ус­  
пускаемой продукции   выпускаемой продукции   корение изменения) номен­  
(услуг)   (с указанием сроков)   клатуры выпускаемой про­  
        дукции (услуг)  
4. Объем выпускае­   Изменение объема выпус­   Скорость изменения объе­  
мой продукции (по   каемой продукции (кг/мес.,   ма выпуска продукции (по  
видам изделий)   м/нсд., руб./год и т. д.)   видам изделий)  
5. Наличие кадров   Необходимость (возмож­   Необходимость (возмож­  
    ность) расширения кадрово­   ность) ускорения расшире­  
    го состава (по специально­   ния кадрового состава (по  
    стям)   срецнальностям)  

 

При анализе факторов используются методы организации сло­жных экспертиз: экспертные процедуры методики ПАТТЕРН, ме­тод решающих матриц Г.С.Поспелова и метод многоуровневых многокритериальных оценок, базирующийся на информационном "одходе к анализу систем, позволяющем обобщать детерминиро­ванные и вероятностные оценки степени влияния факторов на реа-тазацию целей предприятия, рассматриваемые в главах 6 и 7. Раз­рабатываются (используются выбранные) автоматизированные ^дства для реализации этих методов.

295


 


Моделирование рыночных ситуаций. При определении целесо­образности создания (сохранения, реконструкции) предприятия (ор­ганизации) необходим анализ состояния рынка сбыта его продук­ции или потребности в его услугах. Причем в условиях неопреде­ленности рыночной экономики важно постоянно следить за состоя­нием рынка и своевременно корректировать объемы выпуска про­дукции, ее номенклатуру. Поэтому при выполнении 1-го этапа мо­жет быть предусмотрен подэтап моделирования рынка для выбора товара (вида выпускаемой продукции, услуг), обеспечивающего на­ибольшую эффективность деятельности предприятия (организа­ции).

Понятие рынка и товара для предприятий и организаций раз­личного вида могут существенно различаться. Например, можно ставить практически ту же проблему не в терминах рынка и товара, а в форме определения потребности в продукции, услугах, выпуск­никах, или разработки производственной программы предприятия. Есть некоторые общие условия решения этой проблемы и принци­пы, которые нужно отразить в модели для ее анализа.

Эти общие условия постановки проблемы можно получить на основе анализа взаимодействия предприятия (организации) со сложной средой, рассмотренной выше.

Надсистема помогает выявить возможные заказы на продукцию или услуги предприятия, в т. ч. и госзаказы или работы, включен­ные в крупные целевые программы ведущих предприятий отрасли или крупных фирм.

При анализе взаимодействия с актуальной средой необходимо выявлять производителей таких же или аналогичных товаров (кон­курирующая или конкурентная среда), производителей (поставщи­ков) комплектующих изделий, материалов, деталей и т. п., необхо­димых для предприятия (дружественная среда); следует также учесть наличие на биржах сопутствующих товаров и товаров, ко­торые выпускает или собирается выпускать рассматриваемое пред­приятие; существенной может оказаться и безразличная среда, т. е. наличие на рынках сбыта казалось бы не аналогичных и не сопут­ствующих товаров, но все же оказывающих влияние на реализацию выпускаемой продукции.

Например, наличие большого выбора фруктов и овощей может снизить потреб­ность в крупах и консервах (хотя эти предприятия и не являются предприятиями-аналогами и не могут, на первый взгляд, быть конкурентными), а учет особенностей региона влияет на структуру его промышленности (например, в аграрной стране нецелесообразно развивать крупное машиностроение); следует также при выборе товаров учитывать и влияние на экологию.

Потребности подведомственной среды (системы) ничтожно ма­лы по сравнению с рассмотренными, но ее возможности играют важную роль в определении вида выпускаемого товара. В частно-

296


сти, при разработке производственной программы предприятия этот фактор являлся одним из основных, и большинство моделей, предлагавшихся для определения производственной программы предприятия, базировались на максимизации использования произ­водственных мощностей (загрузки оборудования и т. п.) и не учи­тывали возможности сбыта продукции, что было оправдано для государственных предприятий, работавших по централизованным государственным планам и целевым программам, но недостаточно в условиях рыночной экономики.

Следует также обратить внимание и на важность учета инициа­тив "внутренней" среды (собственно системы), так как побуждения и программы активных элементов системы являются весьма дей­ственным источником негэнтропийных тенденций, т. е. самооргани­зации, развития предприятия.

Потребности могут определяться и на основе результатов анализа факторов. В •этом случае целесообразно повторить процедуру анализа среды для уточнения по­требностей, используя АДПАФ. На основе такого анализа можно определить виды товаров, в которых ощущается потребность в конкретном регионе, в конкретный период. Можно поставить проблему и шире: определить потребность в стране, в других отраслях и странах, для чего необходим специальный, более тщательный.анализ биржевой, производственной, научно-технической информации.

Из этих возможных видов товаров нужно выбрать конкретный вид (или несколько видов) для создаваемого предприятия и посто­янно корректировать номенклатуру и объемы выпускаемой про­дукции в процессе функционирования предприятия, особенно в новых экономических условиях.

В большинстве реальных ситуаций до сих пор проблема выбора продукции решается простыми экспертными методами. Для повы­шения объективности принятия решений о выборе поставщиков и потребителей в СПбГТУ был предложен ряд моделей организации сложных экспертиз, примеры которых вынесены в отдельную главу (гл. б).

Однако перспективной в условиях многоукладной экономики представляется разработка формальной модели анализа рыночной ситуации, которую можно получить, например, с помощью инфор­мационного подхода, рассмотренного в гл. 3.

Для анализа сегментов рынка с учетом взаимного влияния то­варов могут быть использованы информационные модели, бази­рующиеся на оценке значимости (ценности, цены) Н товара и на более полной оценке, учитывающей количество товаров на рынке -оценке содержания рынка С = J * Н, где J - информация о коли­честве товаров на рынке, измеряемая в относительных единицах, т. е. J, = Aj / AA „ где ДД, - минимальное количество товара i-го вида, интересующее покупателя, которое определяет единицу измерения ^,; Н, = Ji / ni, я, - емкость рынка для товара i-го вида.

297


 


Рыночную ситуации без учета количества товаров на рынке в конкретный момент может быть описана следующим образом:

Н\ = /(Н\\, Н\г, Ни,...), Hi =Л//“2,Я22,Я2з,...), Нз = f (. H \3, Ни, Нзз, •••),

(5.2)

Совокупность зависимостей (5.2), отражающая взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов информационной модели, для данного приложения может быть интерпретирована следующим образом: Н\, Нг, Нз,... - значимость (сущность) 1-го, 2-го, 3-го и т. д. товаров на рынке (пространстве их возможного сбыта), т. е. ценность ("цена") этих товаров; Яц, Нц, Нзз,..., Нц,... - собствен­ная значимость (ценность, "себестоимость", "цена") 1-го, 2-го, 3-го, 1-го,... товара при отсутствии на рынке других товаров, влияющих на его ценность; Н\г, Н\з, Нг\, Ягз,..., Ну,... - изменение ценности ”" -го товара при наличии на рынке j -то товара.

Изменение ценности Нц может иметь отрицательное (конкурен­ция) и положительное значение (например, увеличение производ­ства и продажи автомобилей повышает спрос на запчасти к ним).

В случае интерпретации Я, как ценности товара, влияющей на его цену, зависимости (5.2) могут быть заменены линейными урав­нениями, в которых изменения цены будут подставляться с соответ­ствующими положительными или отрицательными знаками:


(5.3)


Я, = Яч+Я|2+Я|з+...

Я2 = Я,2+Я22+Я23+...

Яз = Я1з+Я2з+Язз+...


Соотношения (5.3) могут использоваться как средство опроса экспертов и прогнозирования цены при получении сведений о воз­можных партнерах по рынку. Но можно предложить и более раз­вернутую информационную модель для описания рыночной ситуа­ции.

Значимость товаров на рынке можно измерить детерминиро-ванно и с использованием вероятностных оценок. При детермини­рованном способе можно принимать разные усреднения. Выбрав простейшее из них (см. табл. 3.1), основанное на законе формаль­ной логики (у = 1), имеем:


(5.4)


Я> = J \/ nii + Ji ^\2+ J 3/ ni 3+-, Hi = J \/ ni \ + Ji/ац + /з/П1з +..., Яз = Ji / ii 3\ + Ji / Hsi + /”^>зз + "•.


298


где J \, Jii ^з,..., ji,... - информации об объеме товара i-ro вида на рынке, измеряемое в относительных единицах с учетом минималь­но интересующего ЛПР объема товара Л„ т. е. J = Aj /АА, (это не­обходимо для совмещения в одной модели товаров различного вида, измеряемых в различных единицах и с разной точностью до единиц, десятков, сотен тысяч и т. п.; ЛА, определяет единицу изме­рения и выбирается ЛПР); Пц - емкость рынка для товаров соот­ветствующего вида; Пд - емкость рынка для товара 1-го вида при наличии на рынке товарау-го вида.

Информацию в данном случае можно заменить непосредствен­но материальными объектами М, = Л^/АДдс

Соотношения (5.4) позволяют поставить оптимизационную за­дачу определения значимости (цены) интересующего ЛПР товара:

фиксируя все остальные Я, кроме выбранного для анализа, можно записать их в виде ограничений, а выбранное соотношение превра­тить в целевую функцию, добиваясь его максимизации (или мини­мизации). Поставив две задачи - максимизации и минимизации -можно варьировать цену между ними, достигая оперативного сбыта товара.

Поставив несколько оптимизационных задач для различных товаров и определив их предельные экстремальные значения, мож­но использовать полученные результаты для принятия решений о выборе товара для будущего предприятия, о необходимости изме­нения номенклатуры и объемов выпускаемой продукции для дей­ствующего предприятия.

Выбрав два способа измерения Я, - детерминированный и ста­тистический, - можно поставить задачу прогнозирования цены на основе вероятностной оценки ее в перспективе (роста или падения) и отслеживания текущих параметров /,. Два способа измерения Я, можно использовать и при затруднениях с оценкой л„: оценив Hi вероятностным способом и зная J „ можно вычислить Пц = J / Hi.

Между тем, оценка Я, системы или ее элементов еще не дает полного представления о ней (в данном случае о ситуации на рынке сбыта товаров или продукции), поскольку Н, является удельной ха­рактеристикой в расчете на единицу материи или информации о ней.

Полной характеристикой является содержание системы или ее элементов, которое согласно (3.94) получается путем декартова произведения Я; на количество материи М, или информации J „ т. е. С; = М, * Я(или С/ = Ji * Hf (напомним, что между Mi и J, существу­ет зависимость fi = R, М„ где R, - информационная проницаемость, характеризующая точность восприятия исследуемых объектов или Их материальных свойств).

299


Умножив все составляющие в (5.4) на соответствующие им J получим модель, характеризующую рынок в статике:


(5.5)


Ci = /i^n + Ji/т/пп +•./1/01|э +..., Ci = J ^ T / m \ + ^2/^^22 + JiJ-^гз +...,

Сз =./1/0131 + JlJJ / n ^ + /З^ЗЗ +...,


где, как и в (5.3), /i, J - i, Л,..., J „... - информация об объеме товаров f-ro вида на рынке (также измеряемая в относительных единицах, что позволяет совмещать в одной модели товары различного вида с разными единицами измерения); ац - ем­кость рынка для товара <-го вида; Пу - емкость рынка для товара 1-го вида при нали­чии на рынке товара у-г о вида.

На основе (5.5) также можно поставить рад оптимизационных задач относительно разных товаров и использовать полученные результаты при принятии решений о выборе товара (продукции для производства, услуг), о целесообразности изымать из продажи или временно уменьшать выпуск товаров, на реализацию которых си­туация на рынке оказывает неблагоприятные воздействия, или, на­против, - о необходимости оперативно увеличивать выпуск про­дукции, если ситуация на рынке благоприятна для ее реализации.

Модель (5.5) описывает ситуацию на рынке, на котором не происходит изменений спроса и предложения. Можно учесть и ди­намику рынка, которая описывается моделями типа (3.89) и (3.96), учитывающими изменения спроса и предложения:

Н\ =Jl/^^|l•^•J2/nn+...+TlldJ|/dt+Tl2dJl/dl+L^|dгJ^/dtl+Lnd2Jl/dtl+,...,

Нг = J \/ ni \+ JT / ni 2+... +тi^dJI/dt+тг2dJ^/dt+Llld2Jl/dtl+L.lldгJ2/dtl+,...,

(5.6) H|=Ji/lti|+J/hff+...+TiidJ/dl+TydJ/dt+L|,dгJ/dl2+L,jdгJ/dt2+,...,

H^=Jt/n^J^+...+J^n^, +r^i<ft+r^2/A+...+(,^,<y„/A+ +Z^dVi/<^+L„,,dW(^+... + L ^, < PJ ^ dfi

или с учетом текущих J:

Ci = J ^ M \ i +7i72^ii2+... +ti i J\ 'dJt/dt+ тп J\' dJi/dt+

+ Li i /i" rfVi/^+j^ Ji "<pJ]/dft+,...,


(5.7)


Cl =. /l./2/^^21+./22^^22+...+t21 Jl'dJt/dt+TnJ2'dJ]/dt+

+£21 Ji" <PJ,/dfi+L22 Ji" rfV2/W+„..,

C, = У(2/^^„+У^^y^l„+... + TuJ,' dJ / dt + T, J,' dJ / dl +

+£,,./," (PJ/dt^J, " cPJ/<h2 '+,...,


C„ =J^/h^+J^f^+...+J^/n^, + T^J”'dJ,dt+T^J^'dJ2/dt+... +(^, J^'dJ^dl+ L^ J^"<PJ,/dt^+L^"iPJ^+... + L ^, < PJ ^/ dft.

300


В соотношениях (5.6) и (5.7) /' и J," отражают динамику изме­нения / для товара ”-го вида; т„ - минимальное время изменения J, на единицу при отсутствии изменений спроса на иные товары; Ту -то же при наличии изменений спроса на единицу продукции у-го вида; La - квадрат минимального времени изменения спроса на еди­ницу продукции ('-го вида; Lg - т" же при наличии изменений спроса на продукцию 7-го вида; dJ / dt и d ^ J / dt 2 - скорость и ускоре­ние изменения соответствующих Су и Q..

Соотношения (5.6) и (5.7) позволяют поставить оптимизацион­ные задачи, преобразуя любое из входящих в них уравнений в целе­вую функцию, а остальные уравнения - в ограничения. Задачи можно поставить относительно любого вида товаров, входящих в эти соотношения, и осуществлять на их основе выбор вида продук­ции или услуг, которые позволят предприятию (организации) полу­чить максимальную прибыль с учетом условий реализации товара.

В случае (5.3) постановка и решение оптимизационных задач, конечно, существенно усложняется; для облегчения можно вначале вычислить Нц, а затем подставить их в соотношения для С. Напом­ним, что Н можно вычислять и вероятностным способом.

Обратим внимание на тот факт, что все результаты (в том числе и при постано­вке на основе информационных моделей оптимизационных задач), получаются в относительных единицах или в битах (при статистическом измерении Н); можно использовать и другую логарифмическую шкалу - десятичные или восьмиричные логарифмы (в последнем случае информация и Н будут измеряться в байтах).

Такие результаты можно использовать только для сопостави­тельного анализа, что особенно неудобно в случае оптимизации цены. Но если зафиксировать хотя бы одну цену товара в рублях, то несложно перевести все информационные оценки Н в рубли (составив соответствующие пропорции).

При сопоставлении результатов моделирования в относитель­ных или логарифмических единицах удобно применять графическое представление результатов.

Практическая реализация рассмотренных информационных мо­делей трудоемка. Она посильна для крупных предприятий (при определении производственной программы в новых условиях ры­ночной экономики, когда необходимо заботиться о реализации производственной продукции, чтобы получить доход и средства для развития производства), но практически неосуществима для малых товариществ, акционерных обществ и т. п. новых форм малых предприятий. Для помощи им целесообразно при администрациях города, района создавать соответствующие консультативные цен-^ры, которые осуществляли бы формирование банков данных о потребностях и производимой продукции региона, определяли бы 301

дефицитные товары и предоставляли бы возможность для же­лающих принять решения о создании предприятия (с использова­нием своих технических средств, баз данных и программного обес­печения информационного моделирования) формировать и анали­зировать модели для определения дефицитных товаров, из которых они могли бы выбрать вид производимой продукции.

Такие консультативные центры могли бы оказывать помощь и администрации в проведении инвестиционной политики и определенного регулирования процессов создания и развития предприятий на своей территории- Эти центры могли бы также создавать базы данных нормативно-правовой документации, подобные рассмотри. ваемым в гл. 6, и оказывать соответствующую консультативную помощь предприя­тиям в определении своих юридических прав, подготовке и регистрации уставов предприятий и т. п.

Таким образом, результаты, полученные на основе использова­ния информационных моделей, можно использовать при принятии решений о выборе товара (продукции для производства, услуг), о целесообразности временно уменьшать выпуск товаров, на реали­зацию которых ситуация на рынке оказывает неблагоприятные воздействия, или, напротив, - о необходимости оперативно увели­чивать выпуск продукции, если ситуация на рынке благоприятна для ее реализации.

Исследуя соотношения (5.4) или (5.5) с применением критериев Рауса-Гурвица, Найквиста или Михайлова, можно оценить устой­чивость рыночной ситуации.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.