Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-12-08 | 118 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Анализ особенностей и закономерностей самоорганизующихся систем, как было показано выше, позволяет сделать вывод о принципиальной ограниченности их формализованного описания. Поэтому при выборе методов выполнения этапов разрабатываемой методики следует использовать (или предложить собственную) классификацию методов моделирования таких систем, в которой выделяется два основных класса " МАИС и МФПС. Классификация помогает выбирать методы моделирования для реализации этапов многоуровневой методики и разрабатывать модели, базирующиеся на постепенной формализации задач принятия решения.
При выборе методов следует учитывать особенности объекта, для которого проектируется система организационного управления, степень осведомленности о нем на начальном этапе проектирования, наличие аналогов и возможность заимствования готовых моделей и автоматизированных процедур. В процессе разработки методики необходимо обосновать выбор методов для основных этапов и привести примеры реализации этих методов.
Ниже приводятся краткие характеристики укрупненных этапов методики, рекомендации и примеры выбора методов их выполнения.
5.2. Анализ факторов, влияющих на создание и функционирование предприятия (организации)
Использование закономерности коммуникативности. Для обеспечения полноты анализа факторов, влияющих на создание и функционирование предприятия целесообразно использовать закономерность коммуникативности, в соответствии с которой в составе сложной среды, инициирующей факторы, выделяются:
подсистема, определяющая требования к проектируемой СОУ> ограничивающая ее деятельность и потребляющая результаты этой деятельности;
|
292
подведомственные системы, обеспечивающие деятельность рассматриваемой СОУ материальными, кадровыми, информационными и иными ресурсами;
системы, находящиеся в равноправных отношениях с проектируемой СОУ, - актуальная или существенная среда, в которой можно выделить дружественную, конкурентную и безразличную;
внутренняя среда собственно системы, которая существует в самоорганизующихся системах в форме инициатив активных элементов или создаваемых ими помех.
Примеры факторов приведены на рис. 5.2.
Для обеспечения повторяемости процесса выявления факторов и накопления опыта разных экспертов следует использовать автоматизированную диалоговую процедуру анализа факторов (АДПАФ), которая позволяет опрашивать экспертов и, обобщая результаты опросов, накапливать все более полный перечень факторов. являющийся основой для дальнейшей их оценки и анализа. В качестве такой процедуры можно использовать модифицированный вариант рассмотренной в предыдущей главе АДПАЦФ (adpacff.exe) или разработать процедуру анализа факторов самостоятельно.
Обеспечить еще большую полноту выявления фактров позволяет использование информационного подхода, который помогает учесть развитие факторов.
Как было показано в гл. 3, сущность любого понятия информационной модели представляется как функция (или как совокупность) ряда составляющих, характеризующих изменения исходной собственной сущности этого понятия
(5.1)
где применительно к данной проблеме Я„ - исходная собственная сущность фактора, которая согласно основному закону классической логики обратно пропорциональна объему понятия я об этом факторе, т. е. Яд = J / n, J - информация о факторе (отметим, что способ усреднения информации о факторе может быть и иным, что определяется выбором параметра - см. табл. 3.1); Я, - сущность процесса изменения (эволюции) понятия о факторе, которая обратно пропорциональна изменению я во времени an / at = 1/т, т. е. Я,. = г dJ/dt, символ dJ / dt означает изменение информации во времени; я - константа, характеризующая конкретную систему (фактор) в данный период ее развития, которая названа информационным сопротивлением; hl - сущность изменения эволюции понятия о факторе, которая пропорциональна изменению эволюции объема понятия dln/dtl= 1/ L, так что Н^ = L dtJ/dt'l, dJ / dt - изменение эволюции 293
|
НАДСИСТЕМА (требования и потребности) |
|
Законодательные акты, регламентирующие: * формы собственности, * налоговая политика, * уставной капитал и т. п. | |
Состояние экономики (стабильность, инфляция, угроза кризиса и т. п.) | |
Платежеспособный спрос на продукцию (услуги). Госзаказ (наличие). Целевая программа. | |
^
| |
СОБСТВЕННО СИСТЕМА (состояние) |
|
Юридический статус. Органи' зационво-правовая форма. Учредители | |
| |
Особенности организации. Органы управления
| |
| |
Нормативно-методическое обеспечение
| |
| |
,., ^.,
| |
ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ
| |
Начальный капитал. Помещение. Имущество и др. срсства
| |
| |
Стабильность источников материальных ресурсов
| |
| |
Кадры и их стабильность
| |
|
АКТУАЛЬНАЯ (СУЩЕСТВЕННАЯ) СРЕДА
Дружественная Поставщики. Партнеры. Контрагенты. Кооперирование. Спонсоры. Частные банки. Прямые договоры. Рынки.
Конкурентная Предприятия-конкуренты
• в городе,
• в регионе,
• в стране,
• в других странах
Безразличная Экологическая среда Фирмы-аналоги (потенциальные партнеры или конкуренты):
* в стране,
* в других странах
Рис. 5.2
информации во времени (т. е. ускорение изменения J), L - ригидность (негибкость), устойчивость влияния фактора, сопротивляемость его изменению. Таким образом,
Я =Л//й, т dJ / dt, L diJ / dt 1). (5. 1 д)
Пример формулировок факторов, полученных с использованием (5.1), приведен в табл. 5.1
Факторы могут влиять друг на друга, что также можно отразить в модели анализа факторов, введя соответствующие характеристики л, т и L. характеризующие влияние /-го фактора на у-й.
Таблица 5.1
Я. | Н, | hl |
1. Наличие начально | Возможность получения | Возможность расширения |
го капитала | начального капитала | (ускорения накопления) ка |
(т - срок изменения началь | питала | |
ного состояния фактора) | ||
2. Наличие помеще | Возможность приобрете | Возможность расширения |
ния для предприятия | ния или получения в аренду | помещения (площадей) для |
помещения для предприятия | предприятия (с указанием | |
(с указанием сроков) | ускорения расширения) | |
3. Номенклатура вы | Обновление номенклатуры | Скорость обновления (ус |
пускаемой продукции | выпускаемой продукции | корение изменения) номен |
(услуг) | (с указанием сроков) | клатуры выпускаемой про |
дукции (услуг) | ||
4. Объем выпускае | Изменение объема выпус | Скорость изменения объе |
мой продукции (по | каемой продукции (кг/мес., | ма выпуска продукции (по |
видам изделий) | м/нсд., руб./год и т. д.) | видам изделий) |
5. Наличие кадров | Необходимость (возмож | Необходимость (возмож |
ность) расширения кадрово | ность) ускорения расшире | |
го состава (по специально | ния кадрового состава (по | |
стям) | срецнальностям) |
|
При анализе факторов используются методы организации сложных экспертиз: экспертные процедуры методики ПАТТЕРН, метод решающих матриц Г.С.Поспелова и метод многоуровневых многокритериальных оценок, базирующийся на информационном "одходе к анализу систем, позволяющем обобщать детерминированные и вероятностные оценки степени влияния факторов на реа-тазацию целей предприятия, рассматриваемые в главах 6 и 7. Разрабатываются (используются выбранные) автоматизированные ^дства для реализации этих методов.
295
|
Моделирование рыночных ситуаций. При определении целесообразности создания (сохранения, реконструкции) предприятия (организации) необходим анализ состояния рынка сбыта его продукции или потребности в его услугах. Причем в условиях неопределенности рыночной экономики важно постоянно следить за состоянием рынка и своевременно корректировать объемы выпуска продукции, ее номенклатуру. Поэтому при выполнении 1-го этапа может быть предусмотрен подэтап моделирования рынка для выбора товара (вида выпускаемой продукции, услуг), обеспечивающего наибольшую эффективность деятельности предприятия (организации).
|
Понятие рынка и товара для предприятий и организаций различного вида могут существенно различаться. Например, можно ставить практически ту же проблему не в терминах рынка и товара, а в форме определения потребности в продукции, услугах, выпускниках, или разработки производственной программы предприятия. Есть некоторые общие условия решения этой проблемы и принципы, которые нужно отразить в модели для ее анализа.
Эти общие условия постановки проблемы можно получить на основе анализа взаимодействия предприятия (организации) со сложной средой, рассмотренной выше.
Надсистема помогает выявить возможные заказы на продукцию или услуги предприятия, в т. ч. и госзаказы или работы, включенные в крупные целевые программы ведущих предприятий отрасли или крупных фирм.
При анализе взаимодействия с актуальной средой необходимо выявлять производителей таких же или аналогичных товаров (конкурирующая или конкурентная среда), производителей (поставщиков) комплектующих изделий, материалов, деталей и т. п., необходимых для предприятия (дружественная среда); следует также учесть наличие на биржах сопутствующих товаров и товаров, которые выпускает или собирается выпускать рассматриваемое предприятие; существенной может оказаться и безразличная среда, т. е. наличие на рынках сбыта казалось бы не аналогичных и не сопутствующих товаров, но все же оказывающих влияние на реализацию выпускаемой продукции.
Например, наличие большого выбора фруктов и овощей может снизить потребность в крупах и консервах (хотя эти предприятия и не являются предприятиями-аналогами и не могут, на первый взгляд, быть конкурентными), а учет особенностей региона влияет на структуру его промышленности (например, в аграрной стране нецелесообразно развивать крупное машиностроение); следует также при выборе товаров учитывать и влияние на экологию.
Потребности подведомственной среды (системы) ничтожно малы по сравнению с рассмотренными, но ее возможности играют важную роль в определении вида выпускаемого товара. В частно-
296
сти, при разработке производственной программы предприятия этот фактор являлся одним из основных, и большинство моделей, предлагавшихся для определения производственной программы предприятия, базировались на максимизации использования производственных мощностей (загрузки оборудования и т. п.) и не учитывали возможности сбыта продукции, что было оправдано для государственных предприятий, работавших по централизованным государственным планам и целевым программам, но недостаточно в условиях рыночной экономики.
|
Следует также обратить внимание и на важность учета инициатив "внутренней" среды (собственно системы), так как побуждения и программы активных элементов системы являются весьма действенным источником негэнтропийных тенденций, т. е. самоорганизации, развития предприятия.
Потребности могут определяться и на основе результатов анализа факторов. В •этом случае целесообразно повторить процедуру анализа среды для уточнения потребностей, используя АДПАФ. На основе такого анализа можно определить виды товаров, в которых ощущается потребность в конкретном регионе, в конкретный период. Можно поставить проблему и шире: определить потребность в стране, в других отраслях и странах, для чего необходим специальный, более тщательный.анализ биржевой, производственной, научно-технической информации.
Из этих возможных видов товаров нужно выбрать конкретный вид (или несколько видов) для создаваемого предприятия и постоянно корректировать номенклатуру и объемы выпускаемой продукции в процессе функционирования предприятия, особенно в новых экономических условиях.
В большинстве реальных ситуаций до сих пор проблема выбора продукции решается простыми экспертными методами. Для повышения объективности принятия решений о выборе поставщиков и потребителей в СПбГТУ был предложен ряд моделей организации сложных экспертиз, примеры которых вынесены в отдельную главу (гл. б).
Однако перспективной в условиях многоукладной экономики представляется разработка формальной модели анализа рыночной ситуации, которую можно получить, например, с помощью информационного подхода, рассмотренного в гл. 3.
Для анализа сегментов рынка с учетом взаимного влияния товаров могут быть использованы информационные модели, базирующиеся на оценке значимости (ценности, цены) Н товара и на более полной оценке, учитывающей количество товаров на рынке -оценке содержания рынка С = J * Н, где J - информация о количестве товаров на рынке, измеряемая в относительных единицах, т. е. J, = Aj / AA „ где ДД, - минимальное количество товара i-го вида, интересующее покупателя, которое определяет единицу измерения ^,; Н, = Ji / ni, я, - емкость рынка для товара i-го вида.
297
|
Рыночную ситуации без учета количества товаров на рынке в конкретный момент может быть описана следующим образом:
Н\ = /(Н\\, Н\г, Ни,...), Hi =Л//“2,Я22,Я2з,...), Нз = f (. H \3, Ни, Нзз, •••),
(5.2) |
Совокупность зависимостей (5.2), отражающая взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов информационной модели, для данного приложения может быть интерпретирована следующим образом: Н\, Нг, Нз,... - значимость (сущность) 1-го, 2-го, 3-го и т. д. товаров на рынке (пространстве их возможного сбыта), т. е. ценность ("цена") этих товаров; Яц, Нц, Нзз,..., Нц,... - собственная значимость (ценность, "себестоимость", "цена") 1-го, 2-го, 3-го, 1-го,... товара при отсутствии на рынке других товаров, влияющих на его ценность; Н\г, Н\з, Нг\, Ягз,..., Ну,... - изменение ценности ”" -го товара при наличии на рынке j -то товара.
Изменение ценности Нц может иметь отрицательное (конкуренция) и положительное значение (например, увеличение производства и продажи автомобилей повышает спрос на запчасти к ним).
В случае интерпретации Я, как ценности товара, влияющей на его цену, зависимости (5.2) могут быть заменены линейными уравнениями, в которых изменения цены будут подставляться с соответствующими положительными или отрицательными знаками:
(5.3) |
Я, = Яч+Я|2+Я|з+...
Я2 = Я,2+Я22+Я23+...
Яз = Я1з+Я2з+Язз+...
Соотношения (5.3) могут использоваться как средство опроса экспертов и прогнозирования цены при получении сведений о возможных партнерах по рынку. Но можно предложить и более развернутую информационную модель для описания рыночной ситуации.
Значимость товаров на рынке можно измерить детерминиро-ванно и с использованием вероятностных оценок. При детерминированном способе можно принимать разные усреднения. Выбрав простейшее из них (см. табл. 3.1), основанное на законе формальной логики (у = 1), имеем:
(5.4) |
Я> = J \/ nii + Ji ^\2+ J 3/ ni 3+-, Hi = J \/ ni \ + Ji/ац + /з/П1з +..., Яз = Ji / ii 3\ + Ji / Hsi + /”^>зз + "•.
298
где J \, Jii ^з,..., ji,... - информации об объеме товара i-ro вида на рынке, измеряемое в относительных единицах с учетом минимально интересующего ЛПР объема товара Л„ т. е. J = Aj /АА, (это необходимо для совмещения в одной модели товаров различного вида, измеряемых в различных единицах и с разной точностью до единиц, десятков, сотен тысяч и т. п.; ЛА, определяет единицу измерения и выбирается ЛПР); Пц - емкость рынка для товаров соответствующего вида; Пд - емкость рынка для товара 1-го вида при наличии на рынке товарау-го вида.
Информацию в данном случае можно заменить непосредственно материальными объектами М, = Л^/АДдс
Соотношения (5.4) позволяют поставить оптимизационную задачу определения значимости (цены) интересующего ЛПР товара:
фиксируя все остальные Я, кроме выбранного для анализа, можно записать их в виде ограничений, а выбранное соотношение превратить в целевую функцию, добиваясь его максимизации (или минимизации). Поставив две задачи - максимизации и минимизации -можно варьировать цену между ними, достигая оперативного сбыта товара.
Поставив несколько оптимизационных задач для различных товаров и определив их предельные экстремальные значения, можно использовать полученные результаты для принятия решений о выборе товара для будущего предприятия, о необходимости изменения номенклатуры и объемов выпускаемой продукции для действующего предприятия.
Выбрав два способа измерения Я, - детерминированный и статистический, - можно поставить задачу прогнозирования цены на основе вероятностной оценки ее в перспективе (роста или падения) и отслеживания текущих параметров /,. Два способа измерения Я, можно использовать и при затруднениях с оценкой л„: оценив Hi вероятностным способом и зная J „ можно вычислить Пц = J / Hi.
Между тем, оценка Я, системы или ее элементов еще не дает полного представления о ней (в данном случае о ситуации на рынке сбыта товаров или продукции), поскольку Н, является удельной характеристикой в расчете на единицу материи или информации о ней.
Полной характеристикой является содержание системы или ее элементов, которое согласно (3.94) получается путем декартова произведения Я; на количество материи М, или информации J „ т. е. С; = М, * Я(или С/ = Ji * Hf (напомним, что между Mi и J, существует зависимость fi = R, М„ где R, - информационная проницаемость, характеризующая точность восприятия исследуемых объектов или Их материальных свойств).
299
Умножив все составляющие в (5.4) на соответствующие им J получим модель, характеризующую рынок в статике:
(5.5) |
Ci = /i^n + Ji/т/пп +•./1/01|э +..., Ci = J ^ T / m \ + ^2/^^22 + JiJ-^гз +...,
Сз =./1/0131 + JlJJ / n ^ + /З^ЗЗ +...,
где, как и в (5.3), /i, J - i, Л,..., J „... - информация об объеме товаров f-ro вида на рынке (также измеряемая в относительных единицах, что позволяет совмещать в одной модели товары различного вида с разными единицами измерения); ац - емкость рынка для товара <-го вида; Пу - емкость рынка для товара 1-го вида при наличии на рынке товара у-г о вида.
На основе (5.5) также можно поставить рад оптимизационных задач относительно разных товаров и использовать полученные результаты при принятии решений о выборе товара (продукции для производства, услуг), о целесообразности изымать из продажи или временно уменьшать выпуск товаров, на реализацию которых ситуация на рынке оказывает неблагоприятные воздействия, или, напротив, - о необходимости оперативно увеличивать выпуск продукции, если ситуация на рынке благоприятна для ее реализации.
Модель (5.5) описывает ситуацию на рынке, на котором не происходит изменений спроса и предложения. Можно учесть и динамику рынка, которая описывается моделями типа (3.89) и (3.96), учитывающими изменения спроса и предложения:
Н\ =Jl/^^|l•^•J2/nn+...+TlldJ|/dt+Tl2dJl/dl+L^|dгJ^/dtl+Lnd2Jl/dtl+,...,
Нг = J \/ ni \+ JT / ni 2+... +тi^dJI/dt+тг2dJ^/dt+Llld2Jl/dtl+L.lldгJ2/dtl+,...,
(5.6) H|=Ji/lti|+J/hff+...+TiidJ/dl+TydJ/dt+L|,dгJ/dl2+L,jdгJ/dt2+,...,
H^=Jt/n^J^+...+J^n^, +r^i<ft+r^2/A+...+(,^,<y„/A+ +Z^dVi/<^+L„,,dW(^+... + L ^, < PJ ^ dfi
или с учетом текущих J:
Ci = J ^ M \ i +7i72^ii2+... +ti i J\ 'dJt/dt+ тп J\' dJi/dt+
+ Li i /i" rfVi/^+j^ Ji "<pJ]/dft+,...,
(5.7) |
Cl =. /l./2/^^21+./22^^22+...+t21 Jl'dJt/dt+TnJ2'dJ]/dt+
+£21 Ji" <PJ,/dfi+L22 Ji" rfV2/W+„..,
C, = У(2/^^„+У^^y^l„+... + TuJ,' dJ / dt + T, J,' dJ / dl +
+£,,./," (PJ/dt^J, " cPJ/<h2 '+,...,
C„ =J^/h^+J^f^+...+J^/n^, + T^J”'dJ,dt+T^J^'dJ2/dt+... +(^, J^'dJ^dl+ L^ J^"<PJ,/dt^+L^"iPJ^+... + L ^, < PJ ^/ dft.
300
В соотношениях (5.6) и (5.7) /' и J," отражают динамику изменения / для товара ”-го вида; т„ - минимальное время изменения J, на единицу при отсутствии изменений спроса на иные товары; Ту -то же при наличии изменений спроса на единицу продукции у-го вида; La - квадрат минимального времени изменения спроса на единицу продукции ('-го вида; Lg - т" же при наличии изменений спроса на продукцию 7-го вида; dJ / dt и d ^ J / dt 2 - скорость и ускорение изменения соответствующих Су и Q..
Соотношения (5.6) и (5.7) позволяют поставить оптимизационные задачи, преобразуя любое из входящих в них уравнений в целевую функцию, а остальные уравнения - в ограничения. Задачи можно поставить относительно любого вида товаров, входящих в эти соотношения, и осуществлять на их основе выбор вида продукции или услуг, которые позволят предприятию (организации) получить максимальную прибыль с учетом условий реализации товара.
В случае (5.3) постановка и решение оптимизационных задач, конечно, существенно усложняется; для облегчения можно вначале вычислить Нц, а затем подставить их в соотношения для С. Напомним, что Н можно вычислять и вероятностным способом.
Обратим внимание на тот факт, что все результаты (в том числе и при постановке на основе информационных моделей оптимизационных задач), получаются в относительных единицах или в битах (при статистическом измерении Н); можно использовать и другую логарифмическую шкалу - десятичные или восьмиричные логарифмы (в последнем случае информация и Н будут измеряться в байтах).
Такие результаты можно использовать только для сопоставительного анализа, что особенно неудобно в случае оптимизации цены. Но если зафиксировать хотя бы одну цену товара в рублях, то несложно перевести все информационные оценки Н в рубли (составив соответствующие пропорции).
При сопоставлении результатов моделирования в относительных или логарифмических единицах удобно применять графическое представление результатов.
Практическая реализация рассмотренных информационных моделей трудоемка. Она посильна для крупных предприятий (при определении производственной программы в новых условиях рыночной экономики, когда необходимо заботиться о реализации производственной продукции, чтобы получить доход и средства для развития производства), но практически неосуществима для малых товариществ, акционерных обществ и т. п. новых форм малых предприятий. Для помощи им целесообразно при администрациях города, района создавать соответствующие консультативные цен-^ры, которые осуществляли бы формирование банков данных о потребностях и производимой продукции региона, определяли бы 301
дефицитные товары и предоставляли бы возможность для желающих принять решения о создании предприятия (с использованием своих технических средств, баз данных и программного обеспечения информационного моделирования) формировать и анализировать модели для определения дефицитных товаров, из которых они могли бы выбрать вид производимой продукции.
Такие консультативные центры могли бы оказывать помощь и администрации в проведении инвестиционной политики и определенного регулирования процессов создания и развития предприятий на своей территории- Эти центры могли бы также создавать базы данных нормативно-правовой документации, подобные рассмотри. ваемым в гл. 6, и оказывать соответствующую консультативную помощь предприятиям в определении своих юридических прав, подготовке и регистрации уставов предприятий и т. п.
Таким образом, результаты, полученные на основе использования информационных моделей, можно использовать при принятии решений о выборе товара (продукции для производства, услуг), о целесообразности временно уменьшать выпуск товаров, на реализацию которых ситуация на рынке оказывает неблагоприятные воздействия, или, напротив, - о необходимости оперативно увеличивать выпуск продукции, если ситуация на рынке благоприятна для ее реализации.
Исследуя соотношения (5.4) или (5.5) с применением критериев Рауса-Гурвица, Найквиста или Михайлова, можно оценить устойчивость рыночной ситуации.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!