Система нормативно-методического обеспечения управления предприятием (организацией) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Система нормативно-методического обеспечения управления предприятием (организацией)

2020-12-08 190
Система нормативно-методического обеспечения управления предприятием (организацией) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая характеристика системы нормативно-методического обеспечения управления предприятием (СНМОУ).1 СНМОУ долж­на регламентировать деятельность подразделений и всех исполни­телей управленческих функций. СНМОУ содержит нормативно-правовые, нормативно-методические, нормативно-технические и организационно-распорядительные документы (НПД, НМД, НТД и ОРД), которые обеспечивают реализацию принятых проектных и управленческих решений при создании и в процессе функциониро­вания предприятия(организации).

При создании СНМОУ следует иметь в виду, что методика про­ектирования предприятия и его СОУ (рис. 5.1) используется не

Раздел подготовлен начальником бюро организации управления АО "Электро­сила", д.з.в., профессором СПбГТУ Г.П.Чудссовой.

337


только при организации процесса проектирования предприятия и в дальнейшем для его развития и обеспечения адаптации в посто­янно изменяющихся рыночных условиях.

Поэтому СНМОУ, наряду с нормативно-методическими и нор­мативно-техническими документами, регламентирующими все осн” вные и обеспечивающие виды деятельносги предприятия, должна содержать нормативно-методические документы для реализации всех этапов методики.

В СНМОУ должны входить: НПД (законы, постановления и другие норматив но-правовые акты), определяющие возможность создания и условия функционипп" вания предприятия (организации); НМД, НТД и ОРД, обеспечивающие организа цию производственной деятельности; НМД и НТД, обеспечивающие обновление структуры целей и функций системы управления (разработку основных направлений развития предприятия, комплексных программ, классификаторов функций)- коррек тировку оргструктуры, перераспределение функций между уровнями системы управ ления и подразделениями оргструктуры, а также регламентирующие их деятельность (НИ, положения о подразделениях, должностные инструкции и т. п. документы) регламентирующие оперативное управление функционированием предпрюгпвс НМД и НТД, регламентирующие разработку и функционирование СНМОУ ее обновление, контроль исполнения НПД, НМД, НТД и ОРД, в нее входящих.

Для уточнения состава документов целесообразно использовать методики структуризации и, в частности, - "пространство инициирования целей" (см примео на рис. 5.19). Конкретные виды НМД, НТД, ОРД, а также процентное соотноше­ние этих ввдов документов зависит от особенностей конкретного предприятия (организации) и определяется в процессе проектирования СНМОУ.

С более подробной характеристикой СНМОУ можно познакомиться в [5.28].

Пример последовательности разработки СНМОУ приведен в верхней части рис. 5.20.

Все нормативные документы должны регулярно обновляться, и при внесении в них изменений необходимо вносить соответствую­щие изменения во все взаимосвязанные с корректируемым докумен­ты, что и должна обеспечивать СНМОУ предприятия (организа­ции). В противном случае может возникнуть дублирование функций несогласованности в работе подразделений предприятия. Поэтому необходима система классификации и кодирования (СККИ), объ­единяющая все документы в единую систему.

Гарантировать полноту отражения в СНМОУ всех документов и взаимосвязей между ними (и подразделениями предприятия), своевременно корректировать НТД и НМД, обеспечивать их согла­сование между собой и с соответствующими НПД, обеспечивать необходимой информацией управленческих работников подразде­лений различных уровней системы управления и консультации ру­ководителей подразделений и сотрудников, желающих принимать активное участие в управлении предприятием (что особенно важно в условиях перехода к новым экономическим принципам управле­ния и предоставления большей самостоятельности подразделениям)

338


•I  
iL  
q  
х§  
^  
?г  
s^j  
IX X  
ил ч  
s s 5  
s^ 3. •!;“£. о, 4 u >•  

 

• • •  
A3V *HH”d(r*H“ и H>ii09*dc*d (хивоги  
”HH“u'*“duA hhjouohx*! Jxi09”dtld ou •хи1Г01”^  
xxMHeifOttdBoi.: о ииилиоиои axiogtdctd ou |хи901”п  
(XHifcid Am>KHOMlr(HH*Jdo ou nixaodu  

 

1 x

f”

11

и я с." с s

xi

Is-

?“

 

    • • •  

ИИП(СИН*.К)0

и HHiKHduvadu nid”nnn3

 

 

 

MHrrCHHtJdO И

^MmduVdu xnHH*irninModu nu'tMd*JL(M *ихэ*”иФ01ау|

 

 

 

^HniCHHtJdO

хпнмгиэамдо шманАгоф

 

 

 

•OHudo xnM4ir*MdoiHdd*i ||ин*г*4

 

   

 

   

 

 

• • •

 

1 i ^i i^ ; Л я I5? ui  

 

 

пхигпАхоФ *пи -^u-*J.HViidou3(d-OMHOHtitlHH(Jdo

 

 

 

HMtixAdl3HH апихэомпгоф  
   

HOoduol пияэ*ьи9ага— -OMHonlrcHHtJdo ou Kxnx/d.t.DMn

 

 

 

•MHaifduA

ИИЛМГОИХ*! OU Hl.d”BH”13

 

 

 

xKHHairJVfdUou xHMdAuiAdia хпичшгогэомо о •инаикмгои

 

   

 

 

 

   
nxduirHiia *nHOod*MAtfw”H  

VXH •noiodio

 

   

 

 

"1ЭО '"i30J  

nix* ai“H<rod*HAv*w

 

 

 

loiaJ.HxowlOJ nix* anHtx.iindoH

 

 

 

nix* ”пшиЧ1”?оно““[

 

   

 

 


 


ппактически невозможно без автоматизации учета, хранения и по-

 

 

 

1 ^ ^ -. г I I г"

 

 

 

иска нормативно-правовой, норкмативно-методической и норматив­но-технической информации. Иными словами, реализовать СНМОУ без автоматизации крайне сложно. Поэтому для современ­

 

• 0

 

            >.  

ч

 

| & г. 1"

 

>> 0   1;       0   ного предприятия (организации)) любой организационно-правовой  

? г“

 

••? "S S8.S

: ” "г s".

• ox - - - ” —

 

s   и&       I:9   формы СНМОУ необходимо создавать как автоматизированную  

U Х

. £ “

 

i?г   >• •xix x x • n “   X U   г г       0 x з • 0   систему - АСНМОУ.  

г§1

9 г •

ч; s

и; д м о.

ч 0 С

 

г.i | 1: ! • u x A- XX S e * •. ОЖ   “ 0 X >• • “ • С • U 5 0 У *• 1 Ц W X ” “ x n “X С • w • ^ ^ “ 0 u q Of 00Х0 " t- 0 W W Б •       11 1! а- u       < 11 X W I *• S9   Принципы разработки сгрук'"УР" АСНМОУ.1 Как следует из вышесказанного, АСНМОУ должна содержать НПД, НМД, НТД и ОРД необходимые для организации функционирования предприя­  

 

 

• " •   • •       2 • • у           тия (организации), а также для' реализации всех этапов методики  

Г-Х

 

   

 

 

        проектирования предприятия, i приведенной на рис. 5.1. Состав и  

 

 

5

К X

 

i I;

*• “XX

и n ж z

 

 

 

   

 

 

0 К

 

виды нормативных документов сопределяются на страте реализации. В свою очередь, процесс проектгирования АСНМОУ как сложной,

 

           
        J ^   >” • • x ? iss       ч       К 0 11:   открытой, развивающейся системы так же, как jm процесс проекти­  
        s: £ 3 “ “X S “   “ n q §. Si*I гг "ггг       1- l3C г1 "ч       0 0 •” $?• is: W • •   рования СОУ, должен проходить все страты (рис. 5.1) - от разра­ботки концепции до создания нсРРмативно-методического обеспече­  
        “ • • ж “с “ ^ *>   Z W “ • “ “ С КС И С •И *• Х W “       !i       “ “ “• & я о   ния, регламентирующего ее фуиЧВД^ичр^эние.  
       

. аж5х.й,:г§?

s г. г г г шг. •

 

    ”. •"•           В качестве методической (Основы создания АСНМОУ можно  
       

| ^|g |g S;£g

" &се 0 с &о&с •

 

    tx г я* Z           использовать идею стратифицированного представления процеду­  

 

 

•• •

 

    г?       s   ры поиска информации с углублением на каждой страте анализа  

 

 

            0 с   8 документов, содержащихся в А”СНМОУ, путем структуризации их  

'"1--. ^

 

r-,-L„

 

    я —с-ч   текстов (рис. 5.21): на верхней, страте осуществляется поиск доку-  

1

 

• I К Х “

- 1!!?!

 

    -——-i       o£ С 1-   J! ментов по функциям управлений на следующей - поиск разделов  

!;•

 

т.: г' "- | &?• s   • э а n •               u м   документов в соответствии с запросом пользователя, взаимоотно­  

 

• >- X • x ss г   S f! i.? Ч*       Ts. у q S       JS   шений между разделами связан^ь" Друг с другом документов; на  

:=!

 

sg? "о s “>.;. j   Q *• Z е "i       ?5           третьей страте - вывод текстов” “а дисплеи или принтер (полного  

;?•

г!|

 

“X X • U S!:!<.   S:! 2 хх в. • с   1 X X   il       X   текста или его разделов); на четвертой страте, которая реализуется  

“0е

с.5 ч

" 3 f

 

;S S.?; i “ & X • 3 1   >. 1: >s f IF Ok • 4 к •   э с   •I63       sj   не для всех документов, - просматривается аналитико-синтети-  

а. ж с

 

* >s Z “ M I 0 &&X ” ж о о с >, •   >• • >s ”• С 0   t 1 °   h*       §1-   ческая обработка (АСО) тексто>в документов (что, например, тре­  

 

 

3C •>k* • • • •   •   i x s   ss? & x x       x z ^ qlf   буется при поиске информации j? текстах законов и других НПД).  
       

?, 1 И j 1

.&!: 5

 

!.i 1 ^

• •

я “ q

X X 0 X •X

 

X U

1 ••

к

^. 0

 

   

 

 

Ь* • 0

:I:

0 ^•^

и • >* 0 ”“U

 

Сточки зрения теории информационного поиск; базы данных и информационно-поисковые щроиедуры АСНМОУ создаются как автоматизированные документ-ильно-фактографические информа­ционно-поисковые системы (АД^НЛС)- При этом виды баз данных

 

 

1

 

   

с

U

>”

 

?i.S S S; S2

j г? г;?;;

 

^ а.   ? t 1 "XI           определяются спецификой конкретного предприятия (организа­  

* х

и

 

Z ^ X X • • •

1 ”г $.! s?

0 •* С • XX 00

 

Я1   Si^ 1       • • x   ции).  

г

 

Я ft • ч X S u k

*• •& “ - * U

•W ”• • • Q •x

 

    :j; X " I       !   Мяппмшт! Riiii-i пашгит чп'“т”п вьпй6'!*1^ таким образом: создать базу данных JlaIlpllMCJJ, Ua-lol ДахШЫл MUAMU pw- * '• J —  

Г

ь

г

 

X&0-OQ 0 0. •“

i3,s ss?г?х ^?ss я-я s." sl^

;0ff” •• eo S.”IS “ ^M”* e.e. * u ecu • • • •

 

    O^S -г^”- Q.B-IK m я q X.• "” 0 U &• X X       Is .s и “ H 5;   НПД (общегосударственных, рсгионащ'-”"1). ^У Данных об НМД, НТД, и ОРД органов отраслевого управления и np“aW“™1 Может оказаться целесообразным создать отдельные базы СТП, положени"10 подразделениях, инструкциях и т. п.  

 

 

------l

 

           

 

1 Раздел подготовлен совместно с нач,'""'1™'0”* ^ро организации управления АО "Электросила", д.э.н., профессором CW1^ Г.П.Чудссовой.

341


 

Рис 5.21


Базы данных для крупных предприятий и организаций имеют значительный объем. Для организации эффективных процедур по­иска и корректировки информации, их нужно структурировать. Исследование особенностей БД АСНМОУ и работы с ними показа­ло, что выбрать наиболее целесообразную жесткую структуру БД практически невозможно, так как, с одной стороны, подразделения предприятия принимают участие в выполнении нескольких укруп­ненных функций управления, а, с другой стороны, одна и та же функция выполняется несколькими подразделениями. Кроме того, одна и та же функция регламентируется в документах разного вида - и в положениях о подразделениях, и в СТП, и в ОРД и т. п. При этом одинаковые или сходные с различной степенью детализации и с несколько модифицированными формулировками функции в раз­ных документах закодированы по разному, в соответствии с груп­пированием и индексированием функций, принимаемым при разра­ботке документа его авторами.

Для того чтобы объединить все документы АСНМОУ в единую систему и реализовать идею стратифицированного углубления ана­лиза их текстов, необходим единый информационно-поисковый язык (ИПЯ), с помощью которого можно описывать наименования и содержание документов, что позволит их сопоставлять и осущест­влять поиск по запросам, также переведенным на этот язык. Такой язык можно реализовать в виде системы классификации и кодиро­вания фасетного типа, основу которой составляет классификатор целей (основных направлений) и функций системы управления.

В соответствии с идеей стратификации (рис. 5.21) необходимо создавать сопряженные базы данных для различных страт. Исполь­зуя терминологию теории НТИ, удобно говорить не о создании баз данных для различных страт, а о создании двух-, трех- или более контурных АДФИПС.

В частности, при создании БД нормативно-правовых документов исследовалось два варианта АДФИПС: двухконтурный - с поиском документов в первом хонтуре и разделов законов, постановлений и других НПД во втором; и трсхконтурный с поис­ком в контурах последовательно в первом - документов, во втором - разделов, и в третьем - статей.

Аналогично могут быть организованы БД нормативно-методических докумен­тов. Например, при создании АДФИПС положений о подразделениях предприятия или БД НМД, НТД и ОРД могут быть образованы следующие контуры (см. нижнюю часть рис. 5.20): 1) отбор положений или других НМД, НТД, ОРД, соответствующих запросу (т. е. структуризация под запрос - например, по укрупненным функциям, по группам подразделений); 2) поиск в базе отобранных документов по запросам (поиск может осуществляться по признакам, предусмотренным при разработке АДФИПС); 3) вывод фрагментов документов, отобранных в соответствии с запроса­ми во втором контуре, на дисплей или принтер в удобной дня пользователя форме (например, положений - в виде таблицы, и т. п.).

Пример структуры трехконтурной АДФИПС приведен в гл. 8 на рис. 8.8.

343


Формирование и авалю органюацнонно-технологнческнх проце­дур (ОТП) подготовки, согласования, принятия и реализации управ­ленческих решений. Формирование и анализ ОТП является основой одного из наиболее перспективных подходов к проектированию оргструктур - функционально-технологического подхода. ОТП определяет состав и последовательность функций, выполняемых подразделениями оргструктуры, позволяет определить трудоем­кость функций, затраты финансовых и материальных ресурсов на их выполнение; их оценка и анализ является хорошей основой для определения численности управленческого персонала, требований к их квалификации, и в конечном итоге - для формирования вариан­тов организационной структуры. Одновременно ОТП - основа разработки и корректировки СНМОУ и АСНМОУ.

Формирование и анализ ОТП, и особенно их вариантов, что необходимо при разработке вариантов оргструктуры - весьма тру­доемкая задача. Поэтому необходимо формализовать и автомати­зировать процесс формирования и анализа вариантов ОТП.

С математической точки зрения ОТП представляют собой се­тевые модели различного вида. В общем случае сетевые графы мо­гут быть неоднонаправленными, иметь обратные связи, что затруд­няет формализацию их формирования и анализа.

В процессе исследования возможностей автоматизации форми­рования ОТП любого вида было предложено расчленять их на эле­ментарные цепочки, определяющие вид документа (или его фраг­мента) и функции по его формированию, источник информации для формирования документа, и адресата, которому передается сформированный документ (или его сегмент), представляющийэпе-мент в процессе подготовки управленческого решения, отображае­мого с помощью ОТП.

Такой анализ может быть положен в основу языка автоматиза­ции моделирования (ЯАМ) оргтехпроцедур. Пример ЯАМ приве­ден в гл. 8.

Более детальное изложение проблем разработки АДФИПС, включая создание ИПЯ, структуры БД, языка автоматизации ана­лиза текстов нормативно-правовых документов, требует предвари­тельного ознакомления с принципами разработки таких систем, особенностями и видами ИПЯ и другими проблемами теории ин­формационного поиска, и поэтому они будут подробнее рассмотре­ны в главе, посвященной разработке информационно-поисковых систем (гл. 8).

344



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.