Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-12-08 | 163 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Итак, подготовительный этап к интервью закончен. Следующий шаг — договориться о месте и времени интервью. Чаще всего беседа происходит с глазу на глаз, и поэтому выбор места и времени играет важную роль. Место не должно сковывать вашего собеседника, а время должно его устраивать. Но вот все оговорено, и через несколько минут должна начаться беседа. Что нужно знать начинающему журналисту?
Проведение интервью состоит из нескольких фаз, или этапов. Во-первых, это начальная стадия, вход в беседу, установление контакта. (Помните, функциональные контактные вопросы?) Встречу с директором одного из польских научно-исследовательских институтов начала так: «Не могли бы вы объяснить мне, почему ваш институт называется Институтом матери и ребенка, а не отца, матери и ребенка? Что случилось с отцом, директор?» Такой неожиданной формулировкой вопроса она вызывала удивление собеседника, его интерес к самой журналистке и, кроме того, с самого начала дала толчок к размышлению. Опытные профессионалы советуют не бросаться сразу в сложные, запутанные проблемы. В начале беседы необходимы подогрев, раскачка.
Вторая стадия интервью — это собственно сам разговор, сама беседа журналиста с интервьюируемым.
И последняя, завершающая стадия, — это выход из беседы. С одной стороны, нужно поставить точку в разговоре, сделать его завершенным, чтобы и у читателей/зрителей и у самого героя не осталось чувства, что как-то все оборвалось не на той ноте. Барбара Уолтерс, непревзойденный мастер телевизионного интервью (обладательница всевозможных престижных премий и наград, в том числе статуэтки Эмми — телеэквивалента кинематографического Оскара), огромное значение придает итоговому, заключительному вопросу. Нередко в конце интервью она спрашивает: «Где вы надеетесь быть лет через двадцать?» или «Если бы о вашей жизни делали фильм, то какое название для него вы бы предпочли?» Джонни Карсону, ведущему популярного шоу «Сегодня вечером», Уолтерс предложила: «Пожалуйста, закончите за меня фразу: Джони Карсон — это...» Карсон, создавший себе экранный имидж деревенского простака и рубахи-парня, помолчал и, глядя Уолтерс прямо в глаза, объявил: «... это человек, у которого от долгого сидения устала ж...»
|
С другой стороны, очень важно закончить интервью таким образом, чтобы у вашего собеседника не осталось чувства неудовлетворенности, чтобы заключительная часть беседы сняла эмоциональное напряжение, которое неминуемо сопровождает общение героя с журналистом. Многие журналисты, особенно телевизионные, очень тщательно продумывают завершение интервью. Сергей Муратов приводит такой эпизод: «В последних кадрах фильма, посвященного академику Лаврентьеву, кто-то из киносъемочной группы обращается к герою картины с необычной просьбой: «Михаил Алексеевич, у нас тут слово в кроссворде попалось трудное... Не подскажете?» Лаврентьев, обожавший разного рода головоломки (черта, о которой, безусловно, знали создатели ленты), охотно берется помочь недогадливым журналистам: «А ну-ка, посмотрим... Так... Крупный ученый, который внес значительный вклад в развитие советской науки... Десять букв... Начинается на «л», кончается на «в»... Кто бы это мог быть?.. Постойте... так это же... Лаврентьев!» Раскатистый смех собеседника, так легко позволившего обвести себя вокруг пальца, добавляет еще один штрих к его портрету, вызывая улыбку у зрителей». И от себя добавлю: заранее продуманное завершение разговора создает психологическую разрядку.
Слушайте и наблюдайте
Кому-то из великих принадлежит мысль: человеку дано всего два года, чтобы научиться говорить, и целая жизнь, чтобы научиться слушать. Журналисту, как, врачу, психологу, следователю, нужно уметь слушать. Упомянутая выше Барбара Уолтерс в своей книге пишет так:
|
«Именно слушайте, а не делайте вид, что слушаете. Начинающие репортеры так нервничают, что сидят, уткнувшись в свои вопросы, и даже не поднимают глаз на собеседника. Это может привести к курьезам. Не услышав ответа, можно попасть впросак, продолжая задавать вопросы по заранее подготовленному списку:
— Я знаю, что вы женаты шесть лет. Как поживает ваша жена?
— Я убил ее на прошлой неделе.
— Рад слышать это. А как дети?»
Журналист должен всяческими способами показывать собеседнику, что он его внимательно слушает: обращаться за советом, кивать, использовать междометия типа «угу», «ага», поддакивать, живо реагировать на то, что еще говорит интервьюируемый: удивляться, возмущаться, сомневаться и т. п.
Очень важно слушать не только, ЧТО говорит собеседник, но и КАК он это говорит. Слушать не только слова, но и интонацию. Голос может быть насмешливым и робким, заискивающим и надменным, безжизненным и механическим... «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать», — сказал Бернард Шоу.
Знаете ли вы, что в живой речи слова несут... всего 7% информации, 38 приходится на интонацию, а 55— на мимику и жесты? Анекдотичное «не слышу без очков» не так уж далеко от истины. Язык жестов, утверждает психиатр Дж. Руш, включает в себя до 700 тыс. различных сигналов. Сравните: четырехтомный академический «Словарь русского языка» содержит немногим более 80 тыс. слов!
Поэтому даже когда журналист добывает информацию главным образом с помощью интервью, без наблюдения ему не обойтись. На что же, как правило, обращают внимание журналисты во время беседы? Важны внешность, манеры, привычки, поведение человека, позы, жесты, черты лица, выражение глаз, мимика, голос, осанка, походка... Помните, что жест психологически согласуется не со словом, а с мыслью и эмоциями. Человек может говорить одно, а думать другое, и журналисту важно научиться распознавать по жестам истинные намерения, понять состояние души в этот момент.
Ваш собеседник коснулся пальцем или рукой рта — возможно, он сказал неправду или жалеет о последних словах, которые у него вырвались. Вертикальные жесты, как правило, носят утвердительный характер, а горизонтальные выражают отрицание (но в некоторых странах наоборот. В Болгарии, например, когда человек кивает, это означает «нет», а когда качает головой из стороны в сторону— «да»).
|
По мимике лица, позе или движениям рук (жестам) мы можем определить, насторожен ли человек, доверяет ли нам, раздражен или удивлен, насмехается или лукавит. Как же этому научиться, спросит любознательный читатель? Так же, как и чему-либо другому. Нужно желание, нужны знания, нужна тренировка. Определенные знания можно получить, прочитав литературу по физиогномике и кинесике. Для начала, к примеру, книжку Аллана Пиза «Язык жестов» и иллюстрированное издание, которое так и называется «Читать человека как книгу: Мимика. Жест. Поза. Почерк». Помните картину Репина «Запорожцы», на которой изображены запорожские казаки, которые пишут письмо турецкому султану? На лицах этих Казаков можно увидеть целую гамму радости и смеха. Известный в дореволюционной России исследователь профессор И. А. Сикорский, анализируя мимику изображенных Репиным казаков, показал, что художник на картине представил следующие виды смеха:
1. Тонкая улыбка;
2. Вульгарная улыбка;
3. Простодушный смех;
4. Развеселый смех;
5. Зубоскальный смех;
6. Здоровый смех (у толстяка — здорового субъекта);
7. Дюжий смех, готовый вылиться в добрую потасовку;
8. Глупый смех (дегенерат с малой головой и оттопыренными ушами);
9. Простоватый смех (у недалекого, дебелого субъекта);
10. Добродушное отношение к данному событию;
11. Саркастическая улыбка;
12. Тонкая ирония (у субъекта с умом);
13. Ехидная улыбочка (у человека «себе на уме»);
14. Улыбается разиня.
Попробуйте достать цветную репродукцию этой картины, внимательно рассмотреть ее, увидеть названные выше мимические выражения радости, сверяясь с иллюстрацией, приведенной в этой книге. (На нашей иллюстрации цифры соответствуют цифрам в тексте).
Приучите себя наблюдать за манерами и поведением людей, где бы то ни было: на автобусной остановке, на дружеской вечеринке, на школьном собрании, на дискотеке, в парке... Какое выражение лица у этой девушки? Она удивлена? В чем это выражается? Найдите точные слова, чтобы описать ее удивление. Поначалу придется делать над собой усилие, напоминать себе о том, что нужно наблюдать, отмечать штрихи и детали. Но чем чаще вы будете «тренироваться», тем быстрее это занятие войдет в привычку и вы автоматически будете все подмечать.
|
Знай, на что смотреть
Итак, наблюдение — это второй метод сбора информации в журналистике. Наблюдение в журналистике (или социологии, психологии) — это преднамеренное непосредственное восприятие предметов и объектов действительности в отличие от обыденного, непроизвольного наблюдения, с помощью которого каждый человек получает информацию об окружающем мире.
Можно услышать чей-то рассказ о том, как делается мороженое. А можно самому побывать в цехе, увидеть все своими глазами и получить непосредственное знание о рождении любимого лакомства. В этом непосредственном знании и заключается особенность наблюдения как метода сбора информации. Иногда мои студенты, возвращаясь с «задания» и промучившись с написанием текста по результатам наблюдения, махали рукой и говорили: «Не получается! Ну, не наблюдательный я человек, что делать...» — «Учиться! — отвечала я. — Вы учитесь культуре речи, а почему нельзя учиться культуре наблюдения?!»
Голландскому астроному М. Миннарту приписывают фразу, которая мне очень нравится: «От вас самих зависит прозрение — вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием "Знай, на что смотреть"».
Вот это «на что смотреть» — и есть постановка задачи. Какие же задачи решают с помощью метода наблюдения? Во-первых, это сбор первичной информации (например, чтобы написать репортаж о событии). Во-вторых, это проверка журналистской гипотезы либо информации, полученной другим способом (помните, как Анатолий Рубинов от начальника услышал, что никаких проблем со сдачей пустых бутылок нет, а наблюдение показало прямо противоположную картину).
Представьте себе, что вам нужно подготовить репортаж с празднования Дня Победы. Вам нужно показать это событие так, чтобы читатели или зрители (второе — легче, на телевидении зрительный ряд и звук) с вашей помощью побывали на этом празднике, почувствовали его атмосферу, увидели, где, что и как происходило.
Значит, придется подготовиться: узнать, где, в котором часу и как долго будут проходить мероприятия и какие, будет ли проходить колонна ветеранов, будут ли парад или показательные выступления воинов-десантников, концерты, благотворительные мероприятия и т. д.
Нужно привлечь свой прошлый опыт, постараться вспомнить, а как это было год, два назад? Что яркого и запоминающегося осталось в памяти? Какие ощущения и чувства были у вас, ваших знакомых, родителей?.. Вам нужны будут детали и подробности — наметьте, на что обратить внимание: как одеты ветераны, какие транспаранты и лозунги будут в колоннах. Обязательно попасть туда, где встретятся однополчане — целый мир человеческих чувств! День Победы — семейный праздник, в толпе вы отыщете папу, маму, бабушку, дедушку, прадедушку и правнучку...
|
Известный публицист Джеймс Дж. Килпатрик отмечал: «Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, образы; собирать цвета, запахи, звуки, движения, качества; культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенной шины, перегоревшей лампочки, разорванного кружева, оброненной записки, последнего удара судьбы, чувства тошноты у человека, окончательно выбившегося из сил... Мы накапливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся».
Анализ творческого опыта журналистов говорит о том, что регистрация наблюдений имеет очень индивидуальный характер. В блокнотах журналистов можно найти записи всякого рода — описательные, эмоциональные, оценочные выражения, меткие словечки, аналогии, истолкования... Начинающим журналистам обычно советуют записывать все точно и подробно с тем, чтобы впоследствии можно было передать ощущения, впечатления, рассказать о мелочах, которые придают достоверность и создают «эффект присутствия».
Хочу предложить вам небольшой отрывок из репортажа Михаила Кольцова «Мертвая петля». Репортаж написан в 1929 г. о летчиках Красной Армии. Основной метод сбора информации — невключенное наблюдение (о том, что такое включенное наблюдение и какие виды наблюдений бывают, мы поговорим чуть ниже). В блестящий текст Кольцова я вставлю небольшие пояснения в скобках.
«— Давайте садиться. Программа, как условились?
— Так точно. Несколько переворотов, затем три петли и, наконец, штопор. Давайте привязываться.
[...] В пустом поле летчик Смирдин серьезно, как молитву, совершает простой и важный обряд привязывания. Кругом пояса — один раз и накрест, через плечи, — два раза. Все замыкается в одной не очень надежной застежке на груди, (детали)
— Попробуйте приподняться.
— Не могу.
— Еще раз, изо всех сил.
— И сейчас не могу.
— Значит, хорошо. Только не заденьте застежку. Она отпирается разом, и тогда вы...
Он смеется, и сам подвязывается на заднем сиденье. (...) На боевой машине летающий укрыт только до середины своего тела. Голова, плечи, руки свободны (детали). Они отданы воздуху. Вот можно перекинуть руки через борта и опустить их в волны воздушного океана. Как будто на речной байдарке — чуть перегнулся и зачерпнул рукой воды (аналогии по ассоциации). (...)
Аппарат неистово взял вверх. Тут в военной обстановке не полагается долгих сроков для набирания высоты. Стрелка на альтиметре рвется к цифре 1000 (детали). Здесь у меня все приборы и рычаги — самолет с двойным управлением, и летчик уступил свое переднее место. Можно было бы приучаться к управлению... Но никогда еще аппарат так резко не шел вверх.
Точно автомобиль на очень крутую гору, когда даже слегка запрокидывает назад (аналогия).
Нет, не слегка. Что-то уж очень круто. Как будто на стену. Где это, кажется, в цирке автомобиль с разбегу взбегал почти вертикально (привлечение прошлого опыта, чтобы читатель мог представить ощущения журналиста)? И...
Дальше происходит нечто сумасшедшее. Звук мотора разом переходит в визгливую истеричную ноту и на ней обрывается. Вместо него — дикий свист ветра в ушах (детали, подробности точное воспроизведение звуковых ощущений).
Правое крыло падает вниз, и я вместе с ним, на бок, вниз головой.
На одно мгновение проносится перед глазами крыло левое. На миг в одном кинокадре мелькает далекая земля. Но почему-то над головой (детали; обратите внимание, как связаны три слова — мгновение, миг, кинокадр: все мелькает, как в кино).
Еще несколько мгновений почти полной потери сознания и ощущений. Это можно сравнить только с тем, как отец в детстве подымал от земли и колесом переворачивал вокруг оси. Но то было быстро, а это — нескончаемо долго и мучительно непонятно. И не на полметра, а на тысячу метров от земли. И без точки опоры. Просто большой кусок металла с двумя привязанными людьми кувыркается в воздухе, в одном километре от поверхности, по которой полагается ходить человеку (передача ощущений через ассоциации, сравнения)...»
Как я уже сказала, этот репортаж появился благодаря методу невключенного наблюдения. В зависимости от степени участия журналиста в исследуемой ситуации наблюдение может быть включенным, когда журналист является активным участником ситуации (например, является членом экспедиции и у него есть свои обязанности, как у рядового участника этой экспедиции), и невключенным, когда журналист является заинтересованным свидетелем события или ситуации (например, отправляясь вместе с бригадой скорой помощи на вызовы).
Одной из разновидностей включенного наблюдения является «смена профессии» (вы, наверное, слышали такое выражение — «журналист меняет профессию»). У того же Кольцова есть знаменитый репортаж «Три дня в такси». Став на несколько дней таксистом, Кольцов смог получить информацию, не поддающуюся стороннему наблюдению.
В зависимости от позиции наблюдателя различают открытое и скрытое наблюдение. При открытом наблюдении журналист не скрывает своего присутствия, цели и содержания работы. При скрытом до поры до времени он не сообщает об истинной цели своего расследования и работы.
Интуиция, емкое воображение, четкий отбор чужих восприятий, общий уровень развития самого журналиста, исходная творческая установка — все это помогает эффективно использовать наблюдение в журналистике.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!