Глава 9. Окончен вуз — куда податься?.. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 9. Окончен вуз — куда податься?..

2020-12-08 116
Глава 9. Окончен вуз — куда податься?.. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Пресса
Телевидение
Радио
Информационные агентства
Рекламные агентства

«Окончите вуз – поймёте, что такое счастье.

Да поздно будет…»

перефразированная, но по-прежнему мудрость.

И вот оно — синее или даже красное счастье, в котором черным по белому написано, что вам присвое­на-таки после 5—6-летних мытарств квалификация «журналист». Позади студенческие годы — ах, если бы вы знали, какие это прекрасные годы!

Ну да что теперь об этом. Вся жизнь впереди, мо­лодым везде у нас дорога — вот только, в какую сто­рону идти, куда податься?

Теоретически возможностей — масса. Можно пой­ти в газету или журнал, можно на телевидение или радио, можно в информационное или рекламное агентство, рекламный отдел крупной фирмы, пресс-службу, издательство, можно стать репортером, обо­зревателем, редактором, фотокорреспондентом, во­енным журналистом, ответственным секретарем...

Конечно же, специализация случается не вдруг. Во-первых, ее основы закладываются еще во время учебы в университете — как правило, факультет пред­лагает на выбор некоторое количество специализаций: например, телевидение, радиовещание, реклама, фото­журналистика, паблик рилейшнз, книгоиздательское дело, социология журналистики, международная журналистика, реклама, маркетинг и менеджмент в сред­ствах массовой информации.

Но, конечно, основную специализацию вы приоб­ретете в зависимости от места работы.

Освоив основное правило журналиста в рабочем процессе, которое символично формулируется как «Жив иль помер — завтра в номер!», молодой специ­алист приходит к осознанию особенностей своей профессиональной деятельности, ее преимуществ и недостатков, нюансов и тонкостей, приоритетов и ак­центов, учится не просто видеть все это, но и приоб­ретает автоматические навыки работы в этой облас­ти — одним словом, специализируется.

Пресса

 

Например, вы — сотрудник ежедневной городской газеты. Соответственно вы учитесь работать очень оперативно, в основном пишете заметки, репортажи, отчеты, может быть, корреспонденции. Вы культиви­руете определенные источники информации, соответствующие тематике, которой занимаетесь в газе­те: устанавливаете с ними хорошие отношения, оказываете мелкие услуги, поздравляете с праздника­ми... Если вы обладаете аналитическим складом ума, то работа в таком издании не только не научит вас ничему для вас полезному, но и не принесет никако­го удовлетворения (кроме, возможно, материального). Зато (при условии наличия изначальных нравственных основ) наверняка научит осторожности обраще­ния со словом: городские «Вечерки», как правило, обладают той самой мелкой, но на удивление ощути­мой властью вахтеров и кондукторов, а власть требу­ет недюжинного самосознания.

Другой пример — вы работаете или собираетесь работать в деловой прессе. На любой факт или собы­тие деловой журналист обязан смотреть глазами свое­го читателя: менеджера или финансиста, специалиста по недвижимости или персоналу. Соответствен подбор тематики и угол ее освещения. Стиль письма в дело­вом издании строг так же, как деловой костюм: ни­каких словесных рюшей и оборок, недомолвок и дву­смысленностей. Отношение к точности и выверенности информации — максимально строгое: во-первых, желающих вашими руками подложить свинью конкуренту предостаточно (в «Рейтер» иног­да говорят: «Лучше быть вторым, но достоверным»); а во-вторых, ваши читатели и рекламодатели по дол­гу своей работы, как правило, умеют отстаивать свои права в суде, так что в случае вашей оплошности, пропущенной «мимо ушей да на полосу» редактором, газете (и вам лично) придется немало попотеть, а то и заплатить за это.

Если же вы чувствуете интерес к работе в бульвар­ной прессе, то будьте готовы к тому, что еще недав­но в России не существовало такого понятия. В свя­зи с этим приведу несколько цитат из журнала «Журналист» (№ 11—12, 1998, с. 26—27):

«...выяснилось, что журналист бульварной газе­тычеловек особого склада. Ему не свойственно сомнение: задавать матери погибшего какой-то личный вопрос или не задавать, потому что сде­лаешь больно. Где искать таких журналистов? Тут, у насни школы, ни традиций».

«Оказывается, успели поднабраться и цинизма, и беспардонности».

«...надо обладать особым даром, особым, профес­сиональным цинизмом...»

«...работаэто работа, и занимающиеся «жел­той» журналистикой вовсе не все подряд циники, похабники и эротоманы».

Безусловно, для того чтобы работать в бульварной прессе, придется научиться смотреть на мир просто и мерить окружающее мерками «интересно-неинте­ресно читателю», игнорировать общественное мне­ние, которое обязательно будет ассоциировать вас с вашим изданием, получать удовольствие от своего профессионализма и насыщенной событиями жизни.

Бывает и так, что вы решили стать журналистом, а вот писать не любите. Зато умеете пользоваться фо­тоаппаратом. В таком случае — скатертью вам дорож­ка в фотожурналистику. Работать в этой области ин­тересно и сложно, она не менее перспективна в отношении карьеры, славы и материальных благ, чем традиционная журналистика, имеющая дело со сло­вом. В качестве образца для подражания можно пред­ложить знаменитого фоторепортера, спецкора Фото Итар-ТАСС, Игоря Уткина. Судите сами: звезда спортивной фотожурналистики, трехкратный облада­тель приза «Золотой глаз» на «Уорлд пресс-фото», дважды чемпион мира среди спортивных журналис­тов в неофициальном состязании, которое проводят АИПС, Адидас, Кодак и Международный союз спортивных журналистов.

Как работается фотожурналисту-профессионалу, видно из одного из редких интервью Уткина: «Как я снимаю? Предпочитаю работать в одиночку. Не люб­лю, когда кто-то ходит по пятам, высматривая, что там снимает Уткин, и пытаясь фотографировать с той же точки. Да и вообще, если кто-то рядом, не избежать болтовни «ля-ля-тополя». А ты должен быть все вре­мя в напряге, иначе единственный за всю игру кадр может пролететь мимо. Даже капюшон на голову накидываю, чтобы ничто не отвлекало». «Вот вам пример: приехал я в Нагано, на зимние Олимпийские игры — один из Фото Итар-ТАСС. Для сравнения — американское агентство АП прислало 72 фоторепор­тера. <...>...ухитрился простыть. Температура — 39°. К врачу обратиться — сто долларов за осмотр. Стра­ховки нет. И замены мне нет. Значит, надо работать».

Вот такая жизненная позиция. Ну и в связи с этим, если уж нужен совет, то пусть его даст профессио­нал Игорь Уткин: «Совет молодым: работайте на имя, потом оно будет работать на вас. Ищите себя; специ­ализируйтесь в какой-то одной области, становитесь асом в ней. И печатайтесь, печатайтесь! Иначе никто вас не узнает, как бы талантливы вы ни были. Пости­гайте такое тонкое искусство нашей профессии: снимать то, что ты хочешь, и чтобы это не вызывало ан­типатии у редактора».

Кстати, этот совет универсален и полезен для всех молодых журналистов, вне зависимости от избранной специализации.

Чтобы закончить разговор о прессе, упомяну об еще одной бессловесной журналистской специализа­ции: ответственном секретаре. Сегодня можно услы­шать название этой должности в самых разных интерпретациях, вплоть до бильдредактора и «дизай­нера газетной полосы». Иногда такой должности штатное расписание редакции вообще не предусмат­ривает: эту работу выполняет главный редактор, или один из его замов, или дежурный по номеру (а то и все они вместе). В обязанности ответсека входит фор­мирование газетной полосы из наличествующих ма­териалов — рисовать макет полосы, придумывать отсутствующие заголовки, рубрики, заботиться о подписях к материалам и иллюстрациям... Конечно, в ситуации хорошо продуманной графической моде­ли издания (это система правил верстки конкретной газеты или журнала, которая строго оговаривает на­бор шрифтов, место расположения и стиль оформле­ния постоянных и разделительных элементов, тип верстки и пр.) на долю ответственного секретаря вы­падает меньше творчества и соответственно ши­шек — по сути, он исполняет роль Пигмалиона.

Впрочем, сегодня у нас зачастую ответсек «сам себе модель». Так что для того, чтобы успешно зани­маться этой работой, необходимы некоторые эстети­ческие задатки и предрасположенность к графическим видам искусства, дотошность, скрупулезность, и, естественно, ответственный секретарь должен «чув­ствовать» свое издание.

Телевидение

 

Если вы честолюбивы и не склонны долго ждать бла­госклонности фортуны, обладаете телегеничной вне­шностью, целеустремленны и энергичны, первое, что придет вам на ум, — телевидение.

Действительно, телевидение— это властитель умов и покупатель душ, оно может в течение часа сделать из человека звезду, да и обратный процесс займет не больше времени. Телевидение сегодня — это огромный мир, оно объединяет десятки разных профессий — обо всех и не скажешь. Что же касает­ся чисто журналистских должностей, то это, как пра­вило, редактор телевидения (собственно журналист), выпускающий редактор (человек, который «собира­ет» выпуски и программы из отдельных сюжетов) и собственно главный редактор.

Основными специфическими качествами тележур­налиста можно назвать:

1. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ. Тележурналист неотделим от людей, без которых немыслимо сделать сюжет или программу на телевиде­нии — в первую очередь режиссера (режиссе­ра-постановщика), оператора, осветителя, звукорежиссера, видеоинженера, а также своего главного редактора, инженеров ТЖК, ассистен­тов режиссера, стилиста... Успех съемки зави­сит даже от водителя. Поэтому важно отбросить монополистское мышление газетчика и уметь допускать в свое творчество других творцов.

2. ПРИ НАПИСАНИИ ТЕКСТА УЧИТЫВАТЬ ВОЗ­МОЖНЫЙ ВИДЕОРЯД, на который он «наложится». Текст, как закадровый, так и в кадре, дол­жен выгодно подчеркивать и обыгрывать «картинку», дополнять ее и заставлять правиль­но звучать. Например, перебивая «синхрон» за­кадровым текстом ведущего, можно составить
настоящую филигранную мозаику из слов, а вырванные из контекста фразы позволяют при­дать смысл и ясность даже речи человека, не умеющего говорить.

3. ПИСАТЬ ТЕКСТ ПРОСТО, в приближенном к раз­говорному стиле — то, что звучит с экрана теле­визора, должно легко восприниматься на слух.

4. ПРИ РАБОТЕ В КАДРЕ необходимо владеть опре­деленными актерскими навыками: лицо, мимика, жесты, голос — все должно работать на основ­ную идею сюжета или программы. Внешность должна быть нейтральной — и красавица, и чудовище одинаково не подходят для роли телеве­дущих, — но узнаваемой, запоминающейся.

Хотя не все тележурналисты— «люди эфира». Можно успешно работать на телевидении и никогда не появляться в кадре.

Радио

 

Радио — это не просто живая газета, как говорил Владимир Ильич Ленин. Радио, существует такое мне­ние, это суть журналистики, ее самое чистое вопло­щение — пресса тесно связана с литературой, теле­видение — с кино и театром. Радио — это самое оперативное и малозатратное из СМИ. Работать на радио — значит не просто писать текст, а писать с учетом того, что слушатель никогда не увидит его, текст должен хорошо восприниматься на слух: быть достаточно ясным, простым и композиционно-логич­ным. Если на телевидении журналисту «помогает» ви­деоряд, а в прессе — иллюстративный материал, то волшебство радио — в звуках живого человеческого голоса, его интонациях, слезах и смехе, в музыке, зву­чании мира, природы... Вы можете возразить — мол, телевидение тоже передает звук. Вы забываете, что главенствующий из органов чувств человека — зре­ние, и если есть видеоряд, он отвлекает на себя по­давляющее количество потенциального восприятия человека. Недаром удачный рекламный слоган радио­станции «Эхо Москвы» гласит: «Слушайте радио! Ос­тальное — видимость». Слушая радио, человек «вклю­чает» свой самый ранний проводник в окружающем мире (слух ребенка начинает «работать» еще до его рождения); есть данные, которые указывают на то, что именно через уши легче всего воздействовать на подсознание (недаром же женщины «любят ушами»). Более того, именно поэтому радио не умрет никог­да — это единственный вид СМИ, который не зани­мает зрение. То есть человек может воспринимать информацию, занимаясь чем угодно и где угодно — стирая белье в ванной или сидя за рулём машины. И это тоже должен учитывать радиожурналист.

Вообще, кем бы вы ни работали на радио — ком­ментатором, обозревателем, автором программы, ра­диодраматургом или просто репортером, — вам не­обходимо использовать человеческое воображение с его совершенной, неизменно художественной фанта­зией. Все, что человек слышит по радио, представля­ется ему до такой степени типичным в своей красоте или безобразии, настолько своеобразным, конкрет­ным и исполненным жизни, что это может быть толь­ко пределом мечтаний. Действительность перед ними невыразительна и бледна. Это свойство позволяет приманивать слушателя и направлять его мышление в нужное русло, умело управляя его зрительным во­ображением.

Если же вы будете работать журналистом на неза­висимых музыкальных радиостанциях, вещающих в диапазоне FM, то это будет либо новостная програм­ма, содержащая короткие «информашки» событий­ного характера, либо развлекательная авторская про­грамма (как правило, длительностью не больше 5—7 мин). Основная цель FM-вещания— подавать информацию, не напрягающую слушателя, отсюда и выбор тематики, и принцип «если уж новости, то только самое важное и коротко».

Информационные агентства

 

Если вам кажется, что ваше призвание именно в ра­боте с информацией, то лучше всего вы найдете себе применение в информационных агентствах. Сегодня, насколько известно, агентских журналистов нигде не готовят (имеются ввиду вузовские специализации). Между тем требования, предъявляемые к агентскому журналисту, достаточно специфичны и высоки. Он действительно должен узнать все точно и первым — иначе его работа теряет смысл. Он должен «уложить» событие в 10—20 строк, ничего не упустив и не запу­тав. Необычайно важен практический навык — неда­ром же тассовцы теснят других агентских журнали­стов, в какое бы агентство они ни пришли.

Поэтому о профессиональной подготовке своих корреспондентов вынуждены заботиться сами агент­ства — дилетанты работают малоэффективно, а по­этому вкладывать деньги в расширение региональной корреспондентской сети, базируясь на непрофессионалах, просто невыгодно.

Каждое агентство кует себе кадры по-своему. Например, в Агентстве деловых сообщений (АДС) была разработана «методика», которая содержит четкие и подробные инструкции, на какие темы, как, в каком стиле, структурном изложении должны подготавли­ваться сообщения на информационную ленту агент­ства. «Методика» содержит и конкретные примеры таких информации по каждой теме — «смотри и учись».

Например, раздел «Назначения в экономике». Дальше указываются потенциальные герои сообще­ний: «1. В правительстве республики — министр и за­меститель министра экономики (внешней и внутрен­ней), глава национального банка. 2. В администрации края, области — руководители ключевых постов в экономике. 3. Руководители крупных (!) предприятий. 4. Руководители крупных (!) предпринимательских структур».

Далее список пунктов, по которым собирается вся необходимая агентству информация:

«Необходимо указать: Фамилию, имя, отчество. Когда (дата!), кем и на какую должность назначен (с указанием функций). Предыдущая должность и ос­новные этапы карьеры. Возраст, образование (дипло­мирован каким институтом, в каком году, по какой специальности, наличие ученой степени). Семейное положение, дети, увлечения. Владение иностранными языками (без словаря). Телефон приемной».

Когда все сведения собраны, их надо изложить — на этот случай тоже имеются инструкции:

«— не писать «существенно», «значительно», «увеличились до...» и т. п. Писать «на столько-то процентов», «на такое-то количество», «увеличи­лись с... до...(%)» и т. п.

— не писать «скоро», писать «до конца года», «в ближайшие два месяца» и т. п. (избегать также «на прошлой неделе», лучше указать точную дату)

— избегать полных названий указов и распо­ряжений, писать: «подписал указ, согласно кото­рому...» и сразу— по делу».

Далее оговаривается структура сообщения: инфор­мация должна начинаться с факта (события) с обяза­тельным указанием даты, участники события должны
быть расшифрованы, причем дата события должна совпадать с датой его передачи в агентство, затем приводятся детали события (факта), его цель и напос­ледок комментарий или прогноз специалиста или дол­жностного лица. Разумеется, эта схема не слишком
универсальна, посему в методике указано, что основ­ным критерием качества информации является ее полнота, т. е. текст должен отвечать на все основные вопросы: «Кто — кому — сколько — зачем — на ка­кие средства — когда» или «Что — с какого времени — для кого — зачем».

Естественно, что этот базовый курс специального обучения рассчитан прежде всего на специфику ра­боты конкретного агентства, до академического об­разования тут далеко. Тем не менее, основные прави­ла составления агентского текста изложены, как говорится, «емко и по существу». Работая по этой методике, вы научитесь работать с информацией опе­ративно и бережно.

Рекламные агентства

 

Достаточно новая, но тем не менее весьма важная часть общественной жизни — всякого рода реклама.

Журналисты нашли себе в ней применение в арт-отделах в качестве авторов рекламных текстов (копирайтеров), менеджеров в области «паблик рилейшнз» (менеджеры PR), сценаристов, координаторов рек­ламных проектов...

Специфика работы в этих должностях такова. Во-первых, вам редко приходится добывать информа­цию — как правило, ее предоставляет заказчик. Таким образом, исключается первый этап журналистской ра­боты. Во-вторых, главным критерием качества текста становится в отличие от традиционного варианта не объективность и полнота информации, а запоминае­мость, убедительность и признание всего этого заказ­чиком. Ваш текст должен сочетать в себе две идеи рекламы: «Реклама — это искусство» и «Реклама — двигатель торговли», он должен хорошо подавать рек­ламируемый товар и в то же время быть высокоху­дожественным, тонким, остроумным, очарователь­ным, четким и простым. А еще — кратким, потому что эфирное время или газетная площадь стоят неде­шево, следовательно, чем текста меньше, тем дешев­ле обходится реклама при размещении ее в СМИ. Попробуйте-ка все это совместить, и вы увидите, что работать в рекламном бизнесе очень сложно.

В области «паблик рилейшнз» (PR) журналист мо­жет работать и сценаристом, и спичрайтером — при­думывать и писать сценарии презентаций, шоу, в области политики — встреч с избирателями, разраба­тывать речи для политических деятелей различного масштаба и т. д., и т. п.

Примерно сюда же можно отнести и работу в раз­личных пресс-службах. Они имеются как при различ­ных государственных учреждениях (пресс-служба мэра города, губернатора области, Президента, Госу­дарственной Думы и пр.), так и при коммерческих структурах (например, банках). Работники пресс-служб пишут те же самые PR-тексты о деятельности учреждения или предприятия, которые на различных условиях помещаются в средства массовой информа­ции с целью создания положительного общественно­го мнения в отношении хозяина пресс-службы.

Конечно, рассказать обо всех тонкостях всех спе­циализаций невозможно — только практическая де­ятельность может дать вам не просто знание, но Ма­стерство.

 

 

Источники информации

 

Не думайте, что я все это знаю, о чем написала. К этой книжке я подошла как к редакционному зада­нию. А значит, искала источники информации. Вни­мательные читатели уже знают, что среди них есть документальные источники, к которым можно отне­сти книги, газеты, журналы, буклеты, проспекты, брошюры и т.д. Фактический материал, имеющийся в данной книге, взят в основном из таких источников. Прочитайте, получите пользу и удовольствие.

Аграновский А. А. Своего дела мастер: заметки писателя. М., 1980.

Аграновский В. А. Ради единого слова. (Журналист о журна­листике). М., 1978.

Барашев П. Свидетельствует репортер. М., 1985.

Барыкин К. К. Пишу, печатаю, диктую...: Рассказы о журна­листском инструментарии. История. Техника применения. Разбор практики. Советы. М., 1979.

Беглов С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.

Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Изд. 3-е. 1971.

В своем отечестве пророки? Публицистика перестройки: луч­шие авторы 1988 года. М., 1989.

Жуховицкий Л. Остановиться, оглянуться. М., 1973.

Караулов А. Плохой мальчик: Грустная книга. М: Совершен­но секретно, 1996.

Кольцов М. Восторг и ярость. М.: Правда, 1990.

Крол Эд. Все об ШТЕККЕТ. Руководство и каталог. Киев, 1995.

Муратов С. Диалог: Телевиз. общение в кадре и за кадром. М., 1983.

Назаренко В. Становление коммерческого радиовещания в России. Дипломный проект. Ростов-на-Дону, РГУ, 1993.

Песков В. Птицы на проводах. М.:Молодая гвардия, 1982.

Пиз А. Язык жестов. Перевод с англ. Воронеж, 1992. Полвека на Моховой (1947—1997). М., 1997.

Проблемы телевидения и радио. М.: Искусство, 1971.

Рубинов А. 3. Откровенный разговор в середине недели. Очерки. М.: Советский писатель, 1990.

Руденко И. П. Улица, по которой ты идешь каждый день. М.: Правда, 1986.

Рябчиков Е. Рождение темы. М., 1960.

Сагал Г. Двадцать пять интервью. Так работают журналисты. М.: 1974.

Синицын Е. Л. Я веду репортаж... М., 1983.

Солдаты слова: Рассказывают ветераны советской журнали­стики. М., 1980.

Сорок мнений о телевидении. (Зарубежные деятели культу­ры о телевидении). М., 1978.

Основы бильдредактирования. Воронеж, 1993.

Тулупов В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж: Инфа, 1996.

Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

Стюфляева М. И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989.

Теплюк В. М. Этика журналистского творчества. М., 1980.

Социальная ответственность журналиста. М., 1984.

Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей. М, 1998.

Цыганкова Т. Новые российские информационные агентства: структура и особенности деятельности. Дипломная работа. Ростов-на-Дону, РГУ, 1996.

Шаболовка, 53: страницы истории телевидения. М.: Искусст­во, 1988.

Шумилина Т. В. Не могли бы вы рассказать...» (метод интер­вью в журналистике). М., 1976!

Юровский А. Телевидение — поиски и решения. М., 1975.

Журналы «Журналист», «Мир Internet», «Телерадиоэфир», «Телевидение и радиовещание».

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.