Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-12-08 | 116 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
• Пресса
• Телевидение
• Радио
• Информационные агентства
• Рекламные агентства
«Окончите вуз – поймёте, что такое счастье.
Да поздно будет…»
— перефразированная, но по-прежнему мудрость.
И вот оно — синее или даже красное счастье, в котором черным по белому написано, что вам присвоена-таки после 5—6-летних мытарств квалификация «журналист». Позади студенческие годы — ах, если бы вы знали, какие это прекрасные годы!
Ну да что теперь об этом. Вся жизнь впереди, молодым везде у нас дорога — вот только, в какую сторону идти, куда податься?
Теоретически возможностей — масса. Можно пойти в газету или журнал, можно на телевидение или радио, можно в информационное или рекламное агентство, рекламный отдел крупной фирмы, пресс-службу, издательство, можно стать репортером, обозревателем, редактором, фотокорреспондентом, военным журналистом, ответственным секретарем...
Конечно же, специализация случается не вдруг. Во-первых, ее основы закладываются еще во время учебы в университете — как правило, факультет предлагает на выбор некоторое количество специализаций: например, телевидение, радиовещание, реклама, фотожурналистика, паблик рилейшнз, книгоиздательское дело, социология журналистики, международная журналистика, реклама, маркетинг и менеджмент в средствах массовой информации.
Но, конечно, основную специализацию вы приобретете в зависимости от места работы.
Освоив основное правило журналиста в рабочем процессе, которое символично формулируется как «Жив иль помер — завтра в номер!», молодой специалист приходит к осознанию особенностей своей профессиональной деятельности, ее преимуществ и недостатков, нюансов и тонкостей, приоритетов и акцентов, учится не просто видеть все это, но и приобретает автоматические навыки работы в этой области — одним словом, специализируется.
|
Пресса
Например, вы — сотрудник ежедневной городской газеты. Соответственно вы учитесь работать очень оперативно, в основном пишете заметки, репортажи, отчеты, может быть, корреспонденции. Вы культивируете определенные источники информации, соответствующие тематике, которой занимаетесь в газете: устанавливаете с ними хорошие отношения, оказываете мелкие услуги, поздравляете с праздниками... Если вы обладаете аналитическим складом ума, то работа в таком издании не только не научит вас ничему для вас полезному, но и не принесет никакого удовлетворения (кроме, возможно, материального). Зато (при условии наличия изначальных нравственных основ) наверняка научит осторожности обращения со словом: городские «Вечерки», как правило, обладают той самой мелкой, но на удивление ощутимой властью вахтеров и кондукторов, а власть требует недюжинного самосознания.
Другой пример — вы работаете или собираетесь работать в деловой прессе. На любой факт или событие деловой журналист обязан смотреть глазами своего читателя: менеджера или финансиста, специалиста по недвижимости или персоналу. Соответствен подбор тематики и угол ее освещения. Стиль письма в деловом издании строг так же, как деловой костюм: никаких словесных рюшей и оборок, недомолвок и двусмысленностей. Отношение к точности и выверенности информации — максимально строгое: во-первых, желающих вашими руками подложить свинью конкуренту предостаточно (в «Рейтер» иногда говорят: «Лучше быть вторым, но достоверным»); а во-вторых, ваши читатели и рекламодатели по долгу своей работы, как правило, умеют отстаивать свои права в суде, так что в случае вашей оплошности, пропущенной «мимо ушей да на полосу» редактором, газете (и вам лично) придется немало попотеть, а то и заплатить за это.
|
Если же вы чувствуете интерес к работе в бульварной прессе, то будьте готовы к тому, что еще недавно в России не существовало такого понятия. В связи с этим приведу несколько цитат из журнала «Журналист» (№ 11—12, 1998, с. 26—27):
«...выяснилось, что журналист бульварной газеты — человек особого склада. Ему не свойственно сомнение: задавать матери погибшего какой-то личный вопрос или не задавать, потому что сделаешь больно. Где искать таких журналистов? Тут, у нас — ни школы, ни традиций».
«Оказывается, успели поднабраться и цинизма, и беспардонности».
«...надо обладать особым даром, особым, профессиональным цинизмом...»
«...работа — это работа, и занимающиеся «желтой» журналистикой вовсе не все подряд циники, похабники и эротоманы».
Безусловно, для того чтобы работать в бульварной прессе, придется научиться смотреть на мир просто и мерить окружающее мерками «интересно-неинтересно читателю», игнорировать общественное мнение, которое обязательно будет ассоциировать вас с вашим изданием, получать удовольствие от своего профессионализма и насыщенной событиями жизни.
Бывает и так, что вы решили стать журналистом, а вот писать не любите. Зато умеете пользоваться фотоаппаратом. В таком случае — скатертью вам дорожка в фотожурналистику. Работать в этой области интересно и сложно, она не менее перспективна в отношении карьеры, славы и материальных благ, чем традиционная журналистика, имеющая дело со словом. В качестве образца для подражания можно предложить знаменитого фоторепортера, спецкора Фото Итар-ТАСС, Игоря Уткина. Судите сами: звезда спортивной фотожурналистики, трехкратный обладатель приза «Золотой глаз» на «Уорлд пресс-фото», дважды чемпион мира среди спортивных журналистов в неофициальном состязании, которое проводят АИПС, Адидас, Кодак и Международный союз спортивных журналистов.
Как работается фотожурналисту-профессионалу, видно из одного из редких интервью Уткина: «Как я снимаю? Предпочитаю работать в одиночку. Не люблю, когда кто-то ходит по пятам, высматривая, что там снимает Уткин, и пытаясь фотографировать с той же точки. Да и вообще, если кто-то рядом, не избежать болтовни «ля-ля-тополя». А ты должен быть все время в напряге, иначе единственный за всю игру кадр может пролететь мимо. Даже капюшон на голову накидываю, чтобы ничто не отвлекало». «Вот вам пример: приехал я в Нагано, на зимние Олимпийские игры — один из Фото Итар-ТАСС. Для сравнения — американское агентство АП прислало 72 фоторепортера. <...>...ухитрился простыть. Температура — 39°. К врачу обратиться — сто долларов за осмотр. Страховки нет. И замены мне нет. Значит, надо работать».
|
Вот такая жизненная позиция. Ну и в связи с этим, если уж нужен совет, то пусть его даст профессионал Игорь Уткин: «Совет молодым: работайте на имя, потом оно будет работать на вас. Ищите себя; специализируйтесь в какой-то одной области, становитесь асом в ней. И печатайтесь, печатайтесь! Иначе никто вас не узнает, как бы талантливы вы ни были. Постигайте такое тонкое искусство нашей профессии: снимать то, что ты хочешь, и чтобы это не вызывало антипатии у редактора».
Кстати, этот совет универсален и полезен для всех молодых журналистов, вне зависимости от избранной специализации.
Чтобы закончить разговор о прессе, упомяну об еще одной бессловесной журналистской специализации: ответственном секретаре. Сегодня можно услышать название этой должности в самых разных интерпретациях, вплоть до бильдредактора и «дизайнера газетной полосы». Иногда такой должности штатное расписание редакции вообще не предусматривает: эту работу выполняет главный редактор, или один из его замов, или дежурный по номеру (а то и все они вместе). В обязанности ответсека входит формирование газетной полосы из наличествующих материалов — рисовать макет полосы, придумывать отсутствующие заголовки, рубрики, заботиться о подписях к материалам и иллюстрациям... Конечно, в ситуации хорошо продуманной графической модели издания (это система правил верстки конкретной газеты или журнала, которая строго оговаривает набор шрифтов, место расположения и стиль оформления постоянных и разделительных элементов, тип верстки и пр.) на долю ответственного секретаря выпадает меньше творчества и соответственно шишек — по сути, он исполняет роль Пигмалиона.
Впрочем, сегодня у нас зачастую ответсек «сам себе модель». Так что для того, чтобы успешно заниматься этой работой, необходимы некоторые эстетические задатки и предрасположенность к графическим видам искусства, дотошность, скрупулезность, и, естественно, ответственный секретарь должен «чувствовать» свое издание.
|
Телевидение
Если вы честолюбивы и не склонны долго ждать благосклонности фортуны, обладаете телегеничной внешностью, целеустремленны и энергичны, первое, что придет вам на ум, — телевидение.
Действительно, телевидение— это властитель умов и покупатель душ, оно может в течение часа сделать из человека звезду, да и обратный процесс займет не больше времени. Телевидение сегодня — это огромный мир, оно объединяет десятки разных профессий — обо всех и не скажешь. Что же касается чисто журналистских должностей, то это, как правило, редактор телевидения (собственно журналист), выпускающий редактор (человек, который «собирает» выпуски и программы из отдельных сюжетов) и собственно главный редактор.
Основными специфическими качествами тележурналиста можно назвать:
1. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ. Тележурналист неотделим от людей, без которых немыслимо сделать сюжет или программу на телевидении — в первую очередь режиссера (режиссера-постановщика), оператора, осветителя, звукорежиссера, видеоинженера, а также своего главного редактора, инженеров ТЖК, ассистентов режиссера, стилиста... Успех съемки зависит даже от водителя. Поэтому важно отбросить монополистское мышление газетчика и уметь допускать в свое творчество других творцов.
2. ПРИ НАПИСАНИИ ТЕКСТА УЧИТЫВАТЬ ВОЗМОЖНЫЙ ВИДЕОРЯД, на который он «наложится». Текст, как закадровый, так и в кадре, должен выгодно подчеркивать и обыгрывать «картинку», дополнять ее и заставлять правильно звучать. Например, перебивая «синхрон» закадровым текстом ведущего, можно составить
настоящую филигранную мозаику из слов, а вырванные из контекста фразы позволяют придать смысл и ясность даже речи человека, не умеющего говорить.
3. ПИСАТЬ ТЕКСТ ПРОСТО, в приближенном к разговорному стиле — то, что звучит с экрана телевизора, должно легко восприниматься на слух.
4. ПРИ РАБОТЕ В КАДРЕ необходимо владеть определенными актерскими навыками: лицо, мимика, жесты, голос — все должно работать на основную идею сюжета или программы. Внешность должна быть нейтральной — и красавица, и чудовище одинаково не подходят для роли телеведущих, — но узнаваемой, запоминающейся.
Хотя не все тележурналисты— «люди эфира». Можно успешно работать на телевидении и никогда не появляться в кадре.
Радио
Радио — это не просто живая газета, как говорил Владимир Ильич Ленин. Радио, существует такое мнение, это суть журналистики, ее самое чистое воплощение — пресса тесно связана с литературой, телевидение — с кино и театром. Радио — это самое оперативное и малозатратное из СМИ. Работать на радио — значит не просто писать текст, а писать с учетом того, что слушатель никогда не увидит его, текст должен хорошо восприниматься на слух: быть достаточно ясным, простым и композиционно-логичным. Если на телевидении журналисту «помогает» видеоряд, а в прессе — иллюстративный материал, то волшебство радио — в звуках живого человеческого голоса, его интонациях, слезах и смехе, в музыке, звучании мира, природы... Вы можете возразить — мол, телевидение тоже передает звук. Вы забываете, что главенствующий из органов чувств человека — зрение, и если есть видеоряд, он отвлекает на себя подавляющее количество потенциального восприятия человека. Недаром удачный рекламный слоган радиостанции «Эхо Москвы» гласит: «Слушайте радио! Остальное — видимость». Слушая радио, человек «включает» свой самый ранний проводник в окружающем мире (слух ребенка начинает «работать» еще до его рождения); есть данные, которые указывают на то, что именно через уши легче всего воздействовать на подсознание (недаром же женщины «любят ушами»). Более того, именно поэтому радио не умрет никогда — это единственный вид СМИ, который не занимает зрение. То есть человек может воспринимать информацию, занимаясь чем угодно и где угодно — стирая белье в ванной или сидя за рулём машины. И это тоже должен учитывать радиожурналист.
|
Вообще, кем бы вы ни работали на радио — комментатором, обозревателем, автором программы, радиодраматургом или просто репортером, — вам необходимо использовать человеческое воображение с его совершенной, неизменно художественной фантазией. Все, что человек слышит по радио, представляется ему до такой степени типичным в своей красоте или безобразии, настолько своеобразным, конкретным и исполненным жизни, что это может быть только пределом мечтаний. Действительность перед ними невыразительна и бледна. Это свойство позволяет приманивать слушателя и направлять его мышление в нужное русло, умело управляя его зрительным воображением.
Если же вы будете работать журналистом на независимых музыкальных радиостанциях, вещающих в диапазоне FM, то это будет либо новостная программа, содержащая короткие «информашки» событийного характера, либо развлекательная авторская программа (как правило, длительностью не больше 5—7 мин). Основная цель FM-вещания— подавать информацию, не напрягающую слушателя, отсюда и выбор тематики, и принцип «если уж новости, то только самое важное и коротко».
Информационные агентства
Если вам кажется, что ваше призвание именно в работе с информацией, то лучше всего вы найдете себе применение в информационных агентствах. Сегодня, насколько известно, агентских журналистов нигде не готовят (имеются ввиду вузовские специализации). Между тем требования, предъявляемые к агентскому журналисту, достаточно специфичны и высоки. Он действительно должен узнать все точно и первым — иначе его работа теряет смысл. Он должен «уложить» событие в 10—20 строк, ничего не упустив и не запутав. Необычайно важен практический навык — недаром же тассовцы теснят других агентских журналистов, в какое бы агентство они ни пришли.
Поэтому о профессиональной подготовке своих корреспондентов вынуждены заботиться сами агентства — дилетанты работают малоэффективно, а поэтому вкладывать деньги в расширение региональной корреспондентской сети, базируясь на непрофессионалах, просто невыгодно.
Каждое агентство кует себе кадры по-своему. Например, в Агентстве деловых сообщений (АДС) была разработана «методика», которая содержит четкие и подробные инструкции, на какие темы, как, в каком стиле, структурном изложении должны подготавливаться сообщения на информационную ленту агентства. «Методика» содержит и конкретные примеры таких информации по каждой теме — «смотри и учись».
Например, раздел «Назначения в экономике». Дальше указываются потенциальные герои сообщений: «1. В правительстве республики — министр и заместитель министра экономики (внешней и внутренней), глава национального банка. 2. В администрации края, области — руководители ключевых постов в экономике. 3. Руководители крупных (!) предприятий. 4. Руководители крупных (!) предпринимательских структур».
Далее список пунктов, по которым собирается вся необходимая агентству информация:
«Необходимо указать: Фамилию, имя, отчество. Когда (дата!), кем и на какую должность назначен (с указанием функций). Предыдущая должность и основные этапы карьеры. Возраст, образование (дипломирован каким институтом, в каком году, по какой специальности, наличие ученой степени). Семейное положение, дети, увлечения. Владение иностранными языками (без словаря). Телефон приемной».
Когда все сведения собраны, их надо изложить — на этот случай тоже имеются инструкции:
«— не писать «существенно», «значительно», «увеличились до...» и т. п. Писать «на столько-то процентов», «на такое-то количество», «увеличились с... до...(%)» и т. п.
— не писать «скоро», писать «до конца года», «в ближайшие два месяца» и т. п. (избегать также «на прошлой неделе», лучше указать точную дату)
— избегать полных названий указов и распоряжений, писать: «подписал указ, согласно которому...» и сразу— по делу».
Далее оговаривается структура сообщения: информация должна начинаться с факта (события) с обязательным указанием даты, участники события должны
быть расшифрованы, причем дата события должна совпадать с датой его передачи в агентство, затем приводятся детали события (факта), его цель и напоследок комментарий или прогноз специалиста или должностного лица. Разумеется, эта схема не слишком
универсальна, посему в методике указано, что основным критерием качества информации является ее полнота, т. е. текст должен отвечать на все основные вопросы: «Кто — кому — сколько — зачем — на какие средства — когда» или «Что — с какого времени — для кого — зачем».
Естественно, что этот базовый курс специального обучения рассчитан прежде всего на специфику работы конкретного агентства, до академического образования тут далеко. Тем не менее, основные правила составления агентского текста изложены, как говорится, «емко и по существу». Работая по этой методике, вы научитесь работать с информацией оперативно и бережно.
Рекламные агентства
Достаточно новая, но тем не менее весьма важная часть общественной жизни — всякого рода реклама.
Журналисты нашли себе в ней применение в арт-отделах в качестве авторов рекламных текстов (копирайтеров), менеджеров в области «паблик рилейшнз» (менеджеры PR), сценаристов, координаторов рекламных проектов...
Специфика работы в этих должностях такова. Во-первых, вам редко приходится добывать информацию — как правило, ее предоставляет заказчик. Таким образом, исключается первый этап журналистской работы. Во-вторых, главным критерием качества текста становится в отличие от традиционного варианта не объективность и полнота информации, а запоминаемость, убедительность и признание всего этого заказчиком. Ваш текст должен сочетать в себе две идеи рекламы: «Реклама — это искусство» и «Реклама — двигатель торговли», он должен хорошо подавать рекламируемый товар и в то же время быть высокохудожественным, тонким, остроумным, очаровательным, четким и простым. А еще — кратким, потому что эфирное время или газетная площадь стоят недешево, следовательно, чем текста меньше, тем дешевле обходится реклама при размещении ее в СМИ. Попробуйте-ка все это совместить, и вы увидите, что работать в рекламном бизнесе очень сложно.
В области «паблик рилейшнз» (PR) журналист может работать и сценаристом, и спичрайтером — придумывать и писать сценарии презентаций, шоу, в области политики — встреч с избирателями, разрабатывать речи для политических деятелей различного масштаба и т. д., и т. п.
Примерно сюда же можно отнести и работу в различных пресс-службах. Они имеются как при различных государственных учреждениях (пресс-служба мэра города, губернатора области, Президента, Государственной Думы и пр.), так и при коммерческих структурах (например, банках). Работники пресс-служб пишут те же самые PR-тексты о деятельности учреждения или предприятия, которые на различных условиях помещаются в средства массовой информации с целью создания положительного общественного мнения в отношении хозяина пресс-службы.
Конечно, рассказать обо всех тонкостях всех специализаций невозможно — только практическая деятельность может дать вам не просто знание, но Мастерство.
Источники информации
Не думайте, что я все это знаю, о чем написала. К этой книжке я подошла как к редакционному заданию. А значит, искала источники информации. Внимательные читатели уже знают, что среди них есть документальные источники, к которым можно отнести книги, газеты, журналы, буклеты, проспекты, брошюры и т.д. Фактический материал, имеющийся в данной книге, взят в основном из таких источников. Прочитайте, получите пользу и удовольствие.
Аграновский А. А. Своего дела мастер: заметки писателя. М., 1980.
Аграновский В. А. Ради единого слова. (Журналист о журналистике). М., 1978.
Барашев П. Свидетельствует репортер. М., 1985.
Барыкин К. К. Пишу, печатаю, диктую...: Рассказы о журналистском инструментарии. История. Техника применения. Разбор практики. Советы. М., 1979.
Беглов С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.
Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Изд. 3-е. 1971.
В своем отечестве пророки? Публицистика перестройки: лучшие авторы 1988 года. М., 1989.
Жуховицкий Л. Остановиться, оглянуться. М., 1973.
Караулов А. Плохой мальчик: Грустная книга. М: Совершенно секретно, 1996.
Кольцов М. Восторг и ярость. М.: Правда, 1990.
Крол Эд. Все об ШТЕККЕТ. Руководство и каталог. Киев, 1995.
Муратов С. Диалог: Телевиз. общение в кадре и за кадром. М., 1983.
Назаренко В. Становление коммерческого радиовещания в России. Дипломный проект. Ростов-на-Дону, РГУ, 1993.
Песков В. Птицы на проводах. М.:Молодая гвардия, 1982.
Пиз А. Язык жестов. Перевод с англ. Воронеж, 1992. Полвека на Моховой (1947—1997). М., 1997.
Проблемы телевидения и радио. М.: Искусство, 1971.
Рубинов А. 3. Откровенный разговор в середине недели. Очерки. М.: Советский писатель, 1990.
Руденко И. П. Улица, по которой ты идешь каждый день. М.: Правда, 1986.
Рябчиков Е. Рождение темы. М., 1960.
Сагал Г. Двадцать пять интервью. Так работают журналисты. М.: 1974.
Синицын Е. Л. Я веду репортаж... М., 1983.
Солдаты слова: Рассказывают ветераны советской журналистики. М., 1980.
Сорок мнений о телевидении. (Зарубежные деятели культуры о телевидении). М., 1978.
Основы бильдредактирования. Воронеж, 1993.
Тулупов В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж: Инфа, 1996.
Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
Стюфляева М. И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989.
Теплюк В. М. Этика журналистского творчества. М., 1980.
Социальная ответственность журналиста. М., 1984.
Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей. М, 1998.
Цыганкова Т. Новые российские информационные агентства: структура и особенности деятельности. Дипломная работа. Ростов-на-Дону, РГУ, 1996.
Шаболовка, 53: страницы истории телевидения. М.: Искусство, 1988.
Шумилина Т. В. Не могли бы вы рассказать...» (метод интервью в журналистике). М., 1976!
Юровский А. Телевидение — поиски и решения. М., 1975.
Журналы «Журналист», «Мир Internet», «Телерадиоэфир», «Телевидение и радиовещание».
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!