Не рвите цветы, они — Ваши, или работа с документами — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Не рвите цветы, они — Ваши, или работа с документами

2020-12-08 112
Не рвите цветы, они — Ваши, или работа с документами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Слово «документ» имеет латинское происхождение. «Documentum» — поучительный пример, способ доказательства. И в том, и в другом качестве он широко используется в журналистике. Документом в журналистике считается любой предмет, созданный с целью фиксирования информации, выраженной в любой знаковой системе. Документом является и письмо, и аудио- или видеопленка, и фотография, и рисунок, и постановление, и статья из журнала...

Изучая документы, журналисту приходится быть и историком, и психологом, и социологом, и крими­налистом, и лингвистом, и литературоведом... С чего же начинается анализ документов? С их классифи­кации. Необходимо представлять, что за тип докумен­та попал к вам в руки, потому у каждого типа есть свои особенности, которые нужно иметь в виду. У со­циологов принято деление, которое подходит и жур­налистам:

1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино-и фотопленки, магнитные ленты).

2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении де­нег и протокол собрания коллектива).

3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).

4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполнен­ные анкеты, и вторичные — отчет, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчеты по уста­новленному образцу и «целевые», т. е. со­зданные по заказу журналиста — допустим, справка о деятельности учреждения).

В зависимости от характера документа и цели жур­налиста происходит выбор методов анализа. Это мо­гут быть общие методы (понимание и осмысление, сопоставление) или специальные (источниковедчес­кие, психологические, социологические, криминалистические).

Вот некоторые правила, которых придерживают­ся при работе с документами:

1. Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа — его форма, язык, стиль, шрифт, датировка. Пра­вила, которые применяют в криминалистике, подходят и нам. Иногда полезно задаться таки­ми вопросами, как:

а) нет ли в документе каких-либо ошибок;

б) компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения;

в) существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно и как называлось в то время, когда был составлен документ;

г) соответствует ли содержание документа его форме;

д) правильно ли размещены типографский и машинописный тексты, не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями и т. п.

Вы, по всей видимости, наслышаны о сканда­лах, связанных с обнародованием через СМИ различных стенограмм разговоров известных политиков или видеопленок. Помните, «человек, похожий на Скуратова»?

2. Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в докумен­те. Здесь уместно выяснить, какой информаци­ей пользовался составитель документа. Считает­ся, что первичные данные надежнее вторичных, а официальный документ предпочтительнее неофициального (но из правил, как известно, бывают исключения, и об этом нужно помнить). Кроме того, необходимо отличать в документе описание (т. е. фактические сведения) от оценок, ибо оценки — вещь субъективная, автор или авторы могли быть заинтересованы в сво­ей интерпретации или в умалчивании. Возьмем для примера такой документ, как мемуары. Многие авторы воспоминаний склонны преуве­личивать свою роль в событиях. Логический анализ помогает выявить противоречия, если они имеются в документе. Вот пример такого анализа военных мемуаров ученым-историком (привожу по книге «Методы журналистского творчества»): «Бакрадзе пишет, что на Киевско-Львовской железной дороге батальону Матюшенко за одну ночь «удалось взорвать три не­приятельских эшелона, из которых два были гружены танками и один — пушками». Судя по характеру грузов, все три поезда должны были следовать в одном направлении — к фронту. Операция, как это видно из соседнего эпизода, была проведена вскоре после 27 июня, т. е. в одну из самых коротких ночей в году: между восходом и заходом солнца — около 6 часов 30 минут. Отсюда надо вычесть вечерние и утрен­ние сумерки. Тогда темного времени для дивер­сии остается не более 4—5 часов. Трудно по­нять, как за такой короткий срок гитлеровцы сумели дважды восстановить разрушенную предшествующим крушением колею и пропус­тить по ней очередные эшелоны. Едва ли допу­стимо предположение о том, что они посылали составы, не зная об уже происшедших катастрофах, ибо такое объяснение исключается всей организацией железнодорожной службы».

Установлению истинности сведений помогает пе­рекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ.

Журналист обращается к методу изучения доку­ментов с различными целями: извлекает сведения о ситуации или личности автора, знакомится с пробле­мой или человеком, проверяет полученную другими методами информацию. Вырабатывает с помощью документов свою позицию, углубляет свои познания в вопросе, уже знакомом, и пр. Иногда журналист бе­рет из документа только факты, иногда же его инте­ресуют мнения и оценки.

По-разному и отражаются изученные документы в журналистских материалах. Журналист может упо­мянуть документ, сделать выборку цифр или фактов, процитировать, опубликовать полностью, иными сло­вами, журналист может использовать документ как иллюстрацию каких-либо положений своего матери­ала, или как комментарий, или как основной аргу­мент...

А проявили ли вы любопытство, почему этот раз­дел называется «Не рвите цветы...»? Потому что пер­вая часть фразы — это надпись на табличке на газо­не. Любопытная, согласитесь, надпись. Что мы обычно имеем? «Цветы не рвать!» «Собак не выгу­ливать!» А тут вдруг. Вот вам — документ, источник информации. Интересно, а кто автор этого докумен­та? И чем он руководствовался, когда его писал? Есть ли положительный результат? Чем не отправная точ­ка для материала...

Качества и черты характера

 

И на собеседовании с абитуриентами во время твор­ческого конкурса, да и на первых занятиях у перво­курсников иногда спрашивают, каким должен быть современный журналист в их понимании. Качества, которые должны быть присущи журналисту, можно условно разделить на четыре группы:

1. Социально-гражданские (социальная ответственность, принципиальность, объективность в оценке, умение отстаивать ис­тину и т. п.).

2. Морально-этические (честность, отзывчивость, чуткость, скромность).

3. Чисто профессиональные (коммуникабельность, литературные способности, компетентность, умение работать при физических и нервных перегрузках и т. п.).

4. Психологические (особенности темперамента, характера, памяти, мышления, воображения и т. п.).

Я вам предложу перечень основных качеств, кото­рыми в идеале должен обладать журналист, и, посколь­ку обо всем рассказать не представляется возможным, ограничусь одним-двумя примерами. Попытайтесь примерить эти черты и качества на себя: что вам лично присуще в той или иной мере, что необходимо раз­вить, чему научиться. И учтите, что журналисты — тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. На самом деле, в реальной жизни редко кто из журна­листов может поставить себе 10 баллов против всех следующих качеств.

1. Любознательность.

2. Инициативность.

3. Организаторские способности.

4. Аналитические способности.

5. Находчивость.

6. Оперативность и быстрота реакции.

7. Сильная воля.

8. Начитанность, эрудиция, широкий кругозор.

9. Хорошо развитый интеллект.

10. Трудолюбие, дисциплинированность, организованность.

11. Обязательность, ответственность, чувство долга.

12. Гражданская, социальная ответственность.

13. Смелость, принципиальность, умение отстаи­вать СВОИ ВЗГЛЯДЫ.

14. Настойчивость, целеустремленность.

15. Умение общаться с людьми, коммуникабельность.

16. Развитое воображение, способность к образно­му, ассоциативному мышлению.

17. Наблюдательность, острота восприятия, способность четко ориентироваться в окружающей обстановке.

18. Корректность, выдержка, такт, высокая культу­ра поведения.

19. Психологическая устойчивость.

20. Хорошая память.

21. Неприхотливость, способность работать в любых условиях.

22. Выносливость, крепкое здоровье.

23. Доброта, способность понимать, сопереживать (Многие «исповеди», услышанные журналиста­ми и рассказанные затем читателям, появились только потому, что люди верили журналисту, не сомневались в его порядочности, добрых намерениях.)

24. Искренность и честность.

25. Скромность.

26. Литературные способности, свободное владение языком, речью:

«А теперь — песенка». Пример находчивости. Его приводит В. Аграновский из своей журналистской практики. Журналист приехал в командировку по письму в небольшой подмосковный город. Уволен главный санитарный врач за то, что принципиально отказывался принимать дома, построенные с наруше­нием санитарных норм. В ходе расследования жур­налист находит у главного архитектора города документ — акт о приемке дома, на котором стоит под­дельная подпись героя. С этим и другими документа­ми он пришел к председателю горисполкома. Город­ской начальник, глядя на часы, сказал, что время уже позднее, давайте с утра соберем совещание и деталь­но разберемся. На глазах журналиста папка с доку­ментами была положена в сейф.

«Утром следующего дня все «заинтересован­ные» в сборе, они сидят в кабинете председателя горисполкома и ждут меня. Начинается совеща­ние. Председатель достает из сейфа папку, пере­дает мне и предлагает высказаться. Я говорю о том, что, к сожалению, еще имеются факты пря­мого нарушения закона... и с этими словами лис­таю папку, дабы продемонстрировать поддельный акт. Слева направо листаю, справа налево — акта нет! Поворачиваюсь к председателю и спраши­ваю: «Простите, а где акт?» — «Какой?» — спокойно говорит он, глядя на меня невозмутимым взором. «Да тот, — отвечаю, — который мы вче­ра с вами рассматривали здесь же, в кабинете, в присутствии архитектора!» — «Когда рассматри­вали? — спокойно вопрошает председатель и по­ворачивается к главному архитектору. — Разве мы что-нибудь вчера смотрели?» Архитектор не­доуменно пожимает плечами: «Вы что-то путаете, товарищ корреспондент».

Участники совещания делают общее движение, как в театре при открытии занавеса. У меня темнеет в глазах, но я беру себя в руки. Стараюсь скрыть волнение, укладываю в портфель бумаги, ранее выложенные на стол. Делаю это медленно, чтобы собраться с мыслями. В кабинете стоит торжествующее молчание, все смотрят на меня. Я встаю. Искусственно улыбаюсь. Потом слышу собственный голос: «Вы плохо знаете журналис­тов «Комсомольской правды», товарищи. Не такие уж мы простаки. Еще вчера вечером я снял фото­копию с документа, она у меня в портфеле. Но делать мне здесь больше нечего!» — и направля­юсь к дверям кабинета. «Да что вы, что вы! — кричит председатель. — Мы пошутили! Товарищ корреспондент, вот он, акт, пожалуйста!» Акт у меня в руках. И совещание продолжает работу».

Аграновский признает, что сделал тактический просчет. Не предположил такого развития ситуации и не снял заранее копии. Однако быстроту реакции и находчивость он продемонстрировал и тем самым спас положение.

Завершить эту главу о журналистике и журналис­тах я хочу словами все того же Валерия Аграновско­го: «Как и актеры, журналисты за одну свою жизнь проживают множество чужих жизней, потому что о чем только ни приходится писать! Одно это обстоятельство дарит им завидное отличие от других про­фессий, которое легко становится преимуществом. Для любого инженера, врача, физика, плотника, космонавта и зверолова мы, журналисты, — люди «со стороны», люди «свежие», но никогда при этом не «чужие». Как ни экзотична какая-нибудь профессия, а журналистика кажется еще более экзотичной хотя бы потому, что мы «и с угольщиками, и с королями», как говорил В. Шекспир».

Глава 5. Проверь свои способности


 

Известный французский поэт Франсуа Вийон сказал: «Я знаю все, но только не себя».

Сейчас очень модно тестироваться. Газеты и журналы печатают самые разные тесты — серьезные и несерьезные, псевдонаучные и научные. Издается множество книг в различных психологических сери­ях типа «Познай себя», где тоже предлагается протестировать себя и так и сяк.

С оговоркой, что тесты — не истина в последней инстанции, хочу предложить два теста (для коррек­ции и сравнения) на профориентацию тем, кто с лю­бопытством относится к самому себе. Перед каждым тестом дана инструкция, соблюдение которой обяза­тельно. Ключи к тестам даются после каждого теста.

Итак, готовы вы честно ответить на следующие воп­росы, а затем узнать, есть ли у вас склонности к твор­ческим профессиям, и журналистике в частности?


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.