Писатель или сборщик на конвейере? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Писатель или сборщик на конвейере?

2020-12-08 133
Писатель или сборщик на конвейере? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чем схож труд писателя и труд журналиста? И тот и другой имеет дело со словом и творчеством. Оба тво­рят тексты, предназначенные читателю. Оба изучают жизнь, нравы, обычаи, прежде чем сесть за стол. Журналиста и писателя объединяет литературное творчество. Однако по большому счету на этом сход­ство заканчивается и начинается различие. Писатель в отличие от журналиста имеет право и может писать тогда, когда пишется. А если не пишется, как говорит­ся, муза не посетила, то он может не писать и день, и месяц, и, может быть, год. Хотя творческое поведе­ние любого творческого работника происходит в борьбе между «надо» и «хочется», в журналистике чаще бывает «надо», чем «хочется». Журналист пи­шет ежедневно. Он обязан писать в каждый номер. Потому что газета или журнал имеют четкую перио­дичность — должны прийти к читателю каждый день или каждую неделю. У журналиста есть задание и план: столько строк к такому-то сроку. И здесь его труд ничем не отличается от труда, например, камен­щика, или рабочего-металлурга, или сборщика на конвейере, у которых также есть план и график вы­полнения работ. Поэтому первая особенность жур­налистского труда заключается в его производствен­но-творческом характере.

Вторая особенность — индивидуально-коллектив­ный характер труда журналиста. «Как это? — уди­вится любознательный читатель. — Ведь журналист сам пишет свой материал, самостоятельно добывает информацию, так же, как и писатель». А вот как. Никакого противоречия здесь нет.

Да, с одной стороны, журналист, например газет­чик, сам отправляется на поиски темы, информации, в одиночестве мучается над первой фразой и, разу­меется, сам пишет текст. И в этом смысле он работа­ет как писатель — индивидуально. С другой стороны, очень часто тему или конкретный адрес, задание кор­респондент получает от заведующего отделом, ответ­ственного секретаря или редактора. Далее. Как пра­вило, в поисках источников информации для своего материала он обращается к коллегам — с кем пого­ворить, что почитать. Кто-то подскажет телефончик, фамилию, кто-то вспомнит, что об этом писали или говорили раньше... Иногда еще на стадии сбора ин­формации и подготовки он обсуждает проблему, по­ворот темы, аргументацию с коллегами.

Когда материал уже написан, он проходит через многие руки и умы редакции. Его читает заведующий отделом и вносит, если нужно, правку. Его читает вы­пускающий редактор, с ним работают в секретариа­те и, возможно, предложат изменить заголовок, переделать лид, словом, подать этот материал на полосе так, чтобы читатель им обязательно заинтересовался.

Наконец, каждый материал в газете вступает в тес­ный контакт, взаимосвязь с другими материалами, а газета или журнал представляют собой нечто целое.

И в результате получается эффект синергизма (вспомните химию), когда эффект комбинации не­скольких составляющих оказывается больше простой суммы результатов воздействия каждого материала.

Таким образом, получается, что, с другой стороны, труд журналиста носит коллективный характер. Наи­более зримо это видно на примере телевидения. Об­ратите внимание на титры в конце каждой програм­мы. Вы увидите целую команду авторов, редакторов, режиссеров, звукооператоров, операторов, монтаже­ров и других специалистов, которые подготовили одну передачу.

Третья особенность журналистского труда — его оперативный и непрерывный характер. Оператив­ность характерна для журналистики в целом, а более всего проявляется именно в репортерской деятельно­сти. Журналист, работающий в отделе новостей, дол­жен узнать о событии одним из первых, попасть на это событие одним из первых и тотчас написать, рассказать об этом событии читателям, зрителям, слуша­телям своего СМИ. С оперативностью напрямую свя­зана такая беда и отрицательная черта журналистики, как неточности, искажения. Наверное, вы слышали раздраженное: «Опять все перепутали!» Вот этот не­достаток компенсируется тем, что журналисты не то чтобы ходят по кругу, скорее по спирали, под тем или иным углом зрения возвращаясь к теме, собы­тию, факту и исправляя неточности, недоговорки, не­домолвки, неверно истолкованные или понятые ут­верждения и т. д. Жизнь идет по кругу, и поэтому вынуждены каждый год писать о начале школьных занятий или выпускных балах, о выборах или подго­товке к отопительному сезону, о концерте Филиппа Киркорова, который приезжает в наш город в N-й раз... С каждым новым обращением к старой теме все меньше вероятность неточностей, неполноты информации или ее несознательного искажения. Мы делаем ошибки и тут же их исправляем.

И еще одна важная особенность нашей работы — ее универсально-специализированный характер. В чем это проявляется? Да в том, что сегодня ты пи­шешь о пожаре, завтра о научной конференции, а послезавтра о сложнейшей операции на сердце, а после послезавтра о забастовке шахтеров... И все-таки журналисты сознательно, а иногда неосознанно пытаются выбрать для себя «главную тему», и иног­да эта тема становится единственной (или одной из немногих) на всю журналистскую жизнь. Василий Песков, которого знаете не только вы, но ваши ро­дители, а также бабушки и дедушки, очень давно определился в выборе своей темы — природа и чело­век. Песков и Природа, Песков и «Комсомолка» не­разделимы. Филигранная работа с фактами, цифра­ми, деталями, скрупулезная точность в наблюдениях, фундаментальные знания, глубина — даже специалисты-биологи иногда узнают для себя нечто новое из журналистских материалов Пескова.

Каждый журналист ищет свою истину в вечном споре, по-своему решает дилемму — что лучше: ши­рота тематического охвата при выраженном дилетан­тизме журналиста или узость тематики, сопряженная с истинной глубиной.

Информация плюс коммуникация равняется...

 

Мы с вами в самом начале этой книге познакомились с различным толкованием слова «журналистика», его многозначностью. Если брать только один аспект — саму профессиональную деятельность, то журналис­тику можно назвать информационно-коммуникатив­ной деятельностью.

Сущность журналистики можно выявить через характеристику деятельности журнали­стов по сбору, обработке, компоновке и рас­пространению информации в обществе. Отсюда вытекают и основные функции жур­налистики — информационная функция, ком­муникативная функция и функция формиро­вания и отражения общественного мнения. Журналистская информация является час­тью социальной информации. Той информа­ции, которая циркулирует в обществе, прохо­дит через сознание людей и используется в управлении общественными процессами.

Отличается ли журналистская информация от дру­гих видов информации? Да, конечно. Давайте для на­чала попытаемся ответить на два основных вопроса: что такое информация вообще и для чего она нужна? В научной и популярной литературе существует великое множество определений термина «информа­ция». Но поскольку нас сегодня не интересуют про­блемы дефиниций, ограничимся самым простым оп­ределением, в котором собственно отражена суть. Обычно информацией называют сведения, сообще­ния об окружающем мире и происходящих в нем про­цессах. Эти сведения помогают нам узнать что-то, что было неизвестно ранее, либо подтвердить то, что нам было уже известно.

А для чего, в конечном счете, нужна информация? Вот вы сейчас стоите как витязь на распутье: пойти ли учиться на журналиста или не пойти? Стоит ли ов­чинка выделки? Вам нужно сделать выбор, принять решение. Причем такое решение, чтобы потом об этом не жалеть. Правильно? Поэтому вы расспраши­ваете знакомых, читаете книги, ищете справочники для поступающих в вузы, купили и сейчас читаете эту книжку — иными словами, собираете ИНФОРМА­ЦИЮ. Для того чтобы ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ. ПРАВИЛЬНОЕ решение. Таким образом, информация помогает ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в процессах и зако­номерностях окружающего мира, она служит для уп­равления и принятия решений.

Информация обладает определенными свойства­ми. Некоторые из них имеют важное значение для любой информационной и коммуникативной дея­тельности (а журналистика, если вы помните, являет­ся и той и другой).

Первое из них — это снятие неопределённосmи. Это свойство является производным от связи, существующей между информацией как мерой упорядоченности и энтропией как мерой неопределенности. (Энтропия — сло­во греческого происхождения, в теории ин­формации означает меру неопределенности какого-либо опыта, который может иметь разные исходы.) Другими словами, информа­ция и энтропия отражают степень нашего знания и незнания.

Цель любой информационной деятельности, и журналистики в частности, — это движение от состо­яния высокой начальной энтропии к состоянию ми­нимальной конечной энтропии. Журналистская ин­формация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира. Чем полнее, точнее, объективнее бу­дет эта журналистская информация, тем больше шан­сов, что модель внешнего мира у каждого человека, пользующегося этой информацией, будет адекватной этому миру.

Второе свойство информации, о котором нужно знать журналистам, — это способ­ность информации быть ценной или беспо­лезной. Причем ценность информации — не постоянное свойство. Например, ценность информации о погоде для большинства людей (не для специалистов) убывает с каждым часом. Накануне вечером нас интересует по­года на завтра, а вчерашний прогноз нам уже не нужен. А вот ценность научных законов (закона Архимеда или Ньютона, той же таблицы умножения) непреходяща. В каких же случаях информация становится ценной? Тогда, когда она способствует достижению целей человеческой деятельности. Причем любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценнос­тью, но не всегда представляет ценность для конкретного человека. Поэтому журналисту всегда приходится помнить о субъективной ценности информации, которая зависит от потребностей людей. Если мне это нужно, если у меня есть к этому интерес, значит, эта информация лично для меня представляет ценность. Отсюда получается, что если редак­ция газеты или журнала предугадывает ин­формационные потребности своих читате­лей, а журналисты на эти потребности откликаются, то успех этого издания будет обеспечен — будет расти тираж, будут расти доходы от рекламы, будут расти и зарплаты сотрудников редакции.

И еще одно свойство информации, о котором хочу сказать, а точнее количественная характеристика информации — ее избыточность. Парадоксальная вещь — избыточность информации! С одной стороны, человек всячески ограждает себя от всего липшего — ранее известного, повторного, избыточного: зевает на скучных лекциях, переключает каналы со скучных (все знаю, ничего нового) передач и т. д. С другой стороны, без избы­точной информации процесс создания, пере­дачи, восприятия информации оказался бы невозможным.

Дело в том, что в процессе передачи и восприятия информации возникают и действуют помехи, так на­зываемые шумы. Шумы могут быть как физическо­го, механического свойства, так и психического. Если человек, который передает вам некие сведения, к примеру, ведет урок или читает лекцию, имеет дефек­ты речи (помните врача-логопеда в исполнении Ролана Быкова и его знаменитую улицу «кой-кого», на самом деле Горького?), то без повторов, без избыточ­ности вам просто многое не разобрать, не понять. Это, так сказать, физическая помеха, так же как и ис­чезновение звука или рябь на экране телевизора, ког­да нарушается изображение, или налицо полиграфи­ческий брак в газете или журнале.

Абсолютно новая информация (т.е. безызбыточ­ная) требовала бы постоянного напряженного внима­ния, человек бы быстро уставал, ибо человеческие возможности восприятия, хранения, расшифровки информации ограничены его психофизиологически­ми возможностями. Избыточность сообщения дела­ет его более убедительным и достоверным. Именно поэтому журналисты дают пояснение терминов, не­нужное для специалиста, но крайне необходимое для массового читателя. Именно поэтому одним из тех­нологических приемов рекламы на радио считается троекратное упоминание названия товара или услу­ги и т. д.

Подобно ценности информации, ее избыточность может быть объективной и субъективной. Журна­лист должен учитывать уровень подготовленности своей аудитории и не «разжевывать» ей то, что ясно без лишних слов.

Этих свойств информации мы еще коснемся чуть ниже, когда рассмотрим схему информационно-ком­муникативной деятельности, и попытаемся опреде­лить требования, которые должны предъявляться журналистской информации.

Немало терминологических различий и у понятия «коммуникация». В самом общем смысле у слова ком­муникация два значения: путь сообщения, связь од­ного места с другим; общение. Под общением пони­мается процесс обеспечения взаимопонимания людей посредством обмена информацией — сведени­ями, мыслями, идеями и даже эмоциями, т. е. продук­цией психической деятельности.

Журналистика как профессиональная деятель­ность имеет самое прямое отношение ко второму зна­чению термина «коммуникация», т. е. общению. Журналист общается с людьми, когда собирает ин­формацию, — это межличностное общение, подроб­нее о нем будет сказано далее, когда мы поговорим о методах сбора информации в журналистике.

Журналист общается с читателями, зрителями слу­шателями, когда материал уже готов и средства мас­совой информации или массовой коммуникации «до­носят» журналистское произведение до адресата, т. е. нас с вами. Это особый вид общения, косвенное об­щение. Журналистика уже не как деятельность, а как система, представляет собой массовое общение, или массовую коммуникацию, которая имеет свои осо­бенные, специфические черты по сравнению с обще­нием межличностным.

Известная формула информационной коммуника­ции, предложенная американским социологом и те­оретиком пропаганды Г. Лассуэлом, выглядит так: КТО говорит, ЧТО говорит, с помощью КАКИХ СРЕДСТВ, к КОМУ обращается и с КАКИМ РЕЗУЛЬ­ТАТОМ.

Если схематично показать информационно-комму­никационный процесс, то первым в цепочке переда­чи информации будет стоять источник информации (коммуникатор) — в нашем случае журналист. Жур­налист создает текст (сообщение). Это сообщение с помощью передатчика передается по какому-либо каналу (телевидение, радио, газета) и воспринимается человеком (реципиентом, аудиторией).

Журналист

 

Аудитория

 

Приёмник

 

Передатчик

 

Канал

 

Принимаемый сигнал

 

Воспроизведение сообщения

 

Сообщение

 

Передаваемый сигнал

 


Поэтому в журналистской информации можно вы­делить два уровня: потенциальную информацию (само сообщение) и реальную информацию (ту, что используется аудиторией):

И ≠ С

Реальная информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем, пользователем компьютера), сообщение выделяет информацию,

Ж — С — А

И

Представьте себе, что я передаю вам следующее сообщение: «Речь идет о характеристике способов репрезентаций семантических макроструктур в памяти и их отношении к другим дискурсным или эпизодическим репрезентациям». Так о чем же идет речь? (Непонятно, да? Значит, сообщение осталось для вас потенциальной информацией, и использовать ее вы пока не сможете.

Любой журналист, конечно, хочет (не буду употреблять сильного слова — мечтает), чтобы созданные им тексты, передачи стали для его аудитории реальной информацией, той, которой можно пользовать­ся. Что же для этого необходимо? Мы с вами вплот­ную подошли к основным, глобальным требованиям, предъявляемым к журналистской информации. Их три, и каждое из них обладает правом вето: несоблю­дение одного оставляет сообщение потенциальной информацией. Какие же это требования?

Во-первых, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, НЕ БАНАЛЬНОСТЬ сведений. Новизна информации не только в новых фактах, которые журналист смог найти. Новым может быть мнение по поводу уже известных сведений. Новым мо­жет быть анализ уже известной ситуации. Новизна может заключаться и в форме по­дачи информации. Повторяемая информация оказывается не банальной при условии вари­ативности повторения (например, на новом материале). Но абсолютно оригинальная информация для читателя будет абсолютно банальной, как это, на первый взгляд, ни па­радоксально. Новое должно опираться и присоединяться к уже известным читателю или слушателю данным, т. е. необходима некоторая избыточность информации.

Во-вторых, ДОСТУПНОСТЬ, ИЛИ ДЕКОДИРУЕМОСТЬ, сообщения. Это значит, что лексика, которую использует журналист, должна быть понятной и естественной для адресата, при создании информации журна­лист должен учесть эмоциональный опыт аудитории, чтобы использовать подходящие эпитеты и сравнения для того, чтобы вызы­вать нужные эмоции. Журналист должен учитывать уровень знаний аудитории, ее «код культуры»исторические факты, об­разы, литературные сюжеты, крылатые сло­ва, поговорки.

В-третьих, журналистская информация дол­жна быть РЕЛЕВАНТНА. Тот, кто знаком с английским, знает, что релевантныйзна­чит уместный, относящийся к делу. Иными словами, журналист готовит материал, учи­тывая потребности и интересы, желания своей аудитории. Для женского журнала вряд ли подойдет отчет и комментарий о фут­больном первенстве.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.