Концепция национальной безопасности Китая — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Концепция национальной безопасности Китая

2020-12-06 259
Концепция национальной безопасности Китая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Китай - это социалистическое государство в Восточной Азии.

В последние два десятилетия двадцатого века происходит усиление позиций Китая в мировой политике и экономике. Эти достижения страны представляют особый интерес, поскольку во многом связаны с проведением государством стратегии, в немалой степени альтернативной открытым и либеральным моделям, взятым на вооружение «переходными» и некоторыми развивающимися государствами.

За короткий промежуток времени Китай постепенно превратился в одну из крупнейших в мире экономических держав, укрепил национальный суверенитет и, как следствие, получил возможность оказывать всестороннее и всевозрастающее влияние на ход основных международных политических и экономических процессов как в мировом масштабе, так и в региональном.

По официальным данным, Китайская Народная Республика (далее – КНР) придерживается политики «ненападения» [1], однако у многих стран обеспокоенность вызывают высокие темпы роста его военных расходов, ускоренная модернизация вооруженных сил, увеличение и качественное совершенствование ракетно-ядерного потенциала страны.

Основной причиной беспокойства является то, что попытки реализации планов КНР по стабилизации своих территориальных и политических проблем могут повлечь за собой нарушение сравнительно стабильной ситуации в мире и вызвать нежелательную для многих государств эскалацию международных конфликтов. Поэтому изучение проблем развития концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности КНР на современном этапе представляется актуальным.

Эволюция Концепции национальной безопасности КНР прошла два этапа.

Первые 30 лет после образования нового КНР считалось, что основными проблемами мирового характера являются война и революция, поэтому концепция безопасности была сконцентрирована на оборонной и политической безопасности [2], то есть на защите территориальной целостности и суверенитета страны, а также на укреплении государственной власти.    

Такую концепцию называют традиционной.

В последующие 30 лет закрепилось понимание того, что обеспечение мира и гарантия развития являются двумя главными задачами современной эпохи. В данный период КНР акцентирует внимание и на нетрадиционных угрозах в таких областях, как экономика, финансы, информатика, энергетика, продовольствие, здравоохранение и терроризм. Таким образом, сформирована Всеобъемлющая концепция национальной безопасности КНР, учитывающая как традиционные, так и нетрадиционные угрозы.

Нельзя игнорировать традиционные угрозы безопасности. Традиционные угрозы дают о себе знать преимущественно в политической и военной сферах. После окончания холодной войны традиционными угрозами остаются гегемонизм (превосходство) и политика с позиции силы. В настоящее время они проявляются следующим образом.

Во-первых, сохраняется тенденция к росту числа локальных войн и вооруженных конфликтов, отличительными особенностями которых являются продолжительность, сравнительно высокая географическая концентриро-
ванность, а также сложность и многообразие причин. В 2008 году на нашей планете произошло 46 локальных войн и вооруженных конфликтов, в то время как в 2007-м их было гораздо меньше – 33 [3]. Кроме того, после холодной войны для них характерно применение высоких и информационных технологий.

Во-вторых, крупные мировые державы постоянно наращивают военные расходы для трансформации своих вооруженных сил, ядром которой служат информационные технологии. Мировым лидером являются Соединенные Штаты. В 2008-м США израсходовали на военные нужды 481,4 млрд. долларов (не учитывая средств, потраченных на ведение войн). В том же году оборонные расходы КНР, одной из развивающихся стран, составили около 60
млрд. долларов, то есть всего одну восьмую американского показателя [4]. И в  расчете на душу населения китайские военные расходы гораздо меньше американских.

КНР необходимо постоянно увеличивать финансирование армейского строительства в процессе модернизации народного хозяйства в четырех областях, с тем чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов и повысить боеспособность военнослужащих в эпоху информационных технологий. На данном этапе Народно-освободительная армия КНР (НОАК) оснащена механизированной и полумеханизированной военной техникой. К 2020 году, когда будет обеспечен среднезажиточный уровень жизни населения, завершится механизация вооруженных сил с ориентацией на переход к информационным технологиям. А к 2050-му, когда КНР осуществит модернизацию во всех областях и выйдет в ряды среднеразвитых стран, закончится и процесс информатизации вооруженных сил. НОАК обретет способность одерживать победы в войнах локального характера с применением информационных технологий.

В-третьих, в центре внимания мирового сообщества находится вопрос о нераспространении ядерного оружия [5]. Ядерные проблемы на Корейском полуострове и в Иране остаются самыми острыми вопросами международной безопасности.

КНР проводит независимую, самостоятельную внешнюю политику. Священная миссия – осуществить полное объединение Родины – пока не выполнена. Перед ними стоят задачи противодействия расколу страны и попыткам свержения государственной власти. Тем более что пока не решены полностью территориальные споры с другими государствами. Учитывая внутреннюю и внешнюю ситуацию, ни в коем случае нельзя игнорировать традиционные угрозы безопасности. Требуется также приложить значительные усилия для совершенствования всеобъемлющей концепции национальной безопасности КНР.

Нетрадиционные угрозы в лице терроризма становятся всё более серьезными. Они превращаются в важнейший фактор, оказывающий отрицательное влияние на глобальную безопасность. В 2008 году все более ощутимо стали проявляться угрозы в таких областях, как финансы, энергетика, продовольствие, изменение климата, информационная безопасность, безопасность пищевых продуктов и здравоохранения.

Во-первых, все оказались свидетелями быстрого распространения международного финансового кризиса, относящегося к числу нетрадиционных угроз. Проблема обеспечения финансовой безопасности крайне актуальна. Кризис, возникший в Соединенных Штатах, распространился по Европе и Японии, сказался на китайской экономике.

Для развития экономики КНР текущий год оказывается самым трудным в новом столетии, хотя шансы и возможности сохраняются. Придерживаясь принципов «обеспечить рост, расширить внутренний спрос, оптимизировать структуру», вся нация объединяет усилия в борьбе с кризисом. КНР обменивается мнениями с другими странами, сообща переживает временные трудности и расширяет возможности международного сотрудничества. КНР поддерживает идею изменения нерационального международного финансового порядка путем совместных консультаций. При этом процесс должен быть постепенным, поспешность же приведет к плачевным последствиям, которые могли бы сказаться на экономиках разных государств, включая КНР.

КНР не прибегает к торговому протекционизму и выступает против такой политики. Конечно, мы не можем жертвовать собственными интересами. Необходимо разработать политику, способную улучшить экономическую ситуацию и укрепить международное торгово-экономическое сотрудничество.

Во-вторых, борьба с терроризмом по-прежнему остается сложной проблемой. Теракты совершаются на Среднем Востоке, в Центральной и Южной Азии и в некоторых странах Африки. В частности, Южная Азия стала новым полигоном международного терроризма. С января по октябрь прошлого года там совершено более 380 терактов. Среди них – вооруженные атаки террористов на Мумбаи (прежнее название – Бомбей) в ноябре 2008-го, которые потрясли весь мир.

В-третьих, на фоне резкого колебания цен на мировом нефтяном рынке большую актуальность приобретают вопросы энергетической безопасности. В данный момент падение цен на нефть вызвано неблагоприятными экономическими ожиданиями. Однако глобальные запасы нефти и других видов углеводородного топлива сокращаются с каждым днем, что заставляет использовать альтернативные энергоносители, экологически чистые технологии и возобновляемые энергоисточники, такие, к примеру, как гидроэнергия, биогаз, ветряная и атомная энергия. КНР выступает против распространения ядерного оружия, но поддерживает широкомасштабное использование атомной энергии. В настоящее время мощность энергоблоков на АЭС составляет лишь 1,2 % суммарной мощности китайских электростанций [6]. Страна имеет очень хорошие перспективы для развития атомной энергии.

В-четвертых, в условиях колебания мировых цен на зерно усугубляется проблема обеспечения продовольственной безопасности. В первой половине 2008 года отмечен динамичный рост цен на ведущих мировых фьючерсных биржах сельскохозяйственной продукции. Фьючерсные цены на рис и соевые бобы достигли самого высокого уровня за последние 20 и 34 года соответственно, а цены на пшеницу – исторического рекорда, что вызвало продовольственные кризисы и беспорядки в более чем 40 странах. Хотя в III квартале прошлого года цены упали, эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН прогнозируют сохранение их на высоком уровне из-за существующего в течение длительного времени дисбаланса между предложением и спросом.

Продовольственная безопасность КНР в основном гарантирована. Степень самообеспечения продовольствием превышает 95 %. Но необходимы заблаговременные меры предосторожности – ведь проблема снабжения питанием 1,3-миллиардного населения является первоочередной задачей в управлении государством. В начале текущего года 15 административных единиц провинциального уровня пострадали от небывалой засухи, вследствие чего впервые в истории страны был введен режим быстрого реагирования первой степени.

В КНР предусмотрено сохранение пахотных земель на уровне не менее 1,8 млрд. му. (120 млн. га), что требуется для обеспечения продовольственной безопасности в самой населенной державе мира. КНР ни в коем случае нельзя рассчитывать на зарубежные страны в вопросе снабжения себя зерном.

В-пятых, важными остаются проблемы изменения климата, информационной безопасности, безопасности пищевых продуктов и здравоохранения.

Чтобы справиться с традиционными угрозами, нашей армии следует постоянно повышать свою боеспособность. Внедрение информационных технологий является ядром трансформации вооруженных сил с китайской спецификой и ключевым фактором в повышении их боевых качеств [7].

Руководствуясь всеобъемлющей концепцией национальной безопасности, НОАК должна уделять повышенное внимание укреплению потенциала невоенного характера для реагирования на нетрадиционные угрозы и вызовы. Так, в начале 2008-го для ликвидации последствий холодов и снегопадов, обрушившихся на южные районы страны было привлечено более 421 тыс. военнослужащих НОАК и бойцов Вооруженной народной полиции Китая (ВНПК), а также 1,352 млн. резервистов народного ополчения. Было задействовано свыше 40 тыс. транспортных средств.

12 мая прошлого года в провинции Сычуань и соседних с ней районах произошло разрушительное землетрясение. Спустя 13 минут в НОАК была объявлена полная готовность в борьбе со стихией. Меньше чем за 10 часов первые подразделения НОАК и ВНПК численностью в 12 тыс. человек уже прибыли в зону бедствия. В течение месяца после землетрясения туда было переброшено до 134 тыс. бойцов НОАК и ВНПК [8].

Огромное количество военнослужащих в августе прошлого года обеспечивали безопасность Олимпийских игр, прошедших в Пекине, и содействие их организации. Перед правоохранительными органами страны стояла задача проведения «безопасной Олимпиады», и она была достойно выполнена. К различным мероприятиям привлекалось более 157 тыс. офицеров и солдат, в частности 30 тыс. из них непосредственно участвовали в операциях по обеспечению безопасности Олимпийских и Параолимпийских игр в Пекине. Было задействовано 33 корабля, 74 самолета, 38 вертолетов и 39 зенитно-ракетных комплексов.

НОАК расширяет международное сотрудничество в сфере миротворчества, принимая активное участие в операциях под эгидой ООН. С 1988 по декабрь 2008 года 11 063 китайских миротворца приняли участие в 18 ооновских операциях. Восемь из них погибли. В настоящее время 1 952 китайских миротворца несут службу в девяти зонах конфликтов и командовании воинских контингентов ООН по поддержанию мира. Китай занимает первое место среди постоянных членов СБ ООН по числу миротворцев-участников ооновских миссий.

Непрерывно расширяется международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. В августе 2005-го во Владивостоке, на полуострове Шаньдун и прилегающей к нему морской акватории прошли совместные китайско-российские антитеррористические учения под кодовым названием «Мирная миссия-2005». В августе 2007 года в Синьцзяне и Челябинске успешно проведены антитеррористические учения «Мирная миссия-2007» в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Решено осуществить в 2010-м совместные антитеррористические учения в рамках ШОС на территории Казахстана [9].

НОАК участвует также в международной борьбе с пиратством. 20 декабря 2008 года Китай объявил об отправке кораблей ВМС к берегам Сомали для защиты международного судоходства. Данное решение призвано обеспечить безопасность для китайских гражданских судов, что является важной мерой по содействию международному взаимодействию в области безопасности.

С точки зрения Всеобъемлющей концепции национальной безопасности человечество остро нуждается в укреплении международного сотрудничества для поддержания мира. В этом направлении вооруженные силы КНР должны играть важную роль.

Одним словом, учитывая ситуацию, сложившуюся в результате сплетения традиционных и нетрадиционных угроз, НОАК в соответствии с требованиями Всеобъемлющей концепции национальной безопасности всемерно повышает способность отвечать на угрозы в любой форме и выполнять разнообразные боевые задачи. НОАК должна неустанно повышать свою способность одерживать победы в локальных войнах в условиях использования информационных технологий, и эту задачу следует рассматривать как ключевую. На фоне постоянного возрастания числа нетрадиционных проблем в сфере безопасности большое внимание необходимо уделять повышению способности НОАК решать боевые задачи невоенного характера.

Все исследования, проведенные в данной работе, базируются на Конституции КНР [10], нормативно-правовых актах Китайской Народной Республики в сфере национальной безопасности, двусторонних и многосторонних соглашениях, статистических данных составляющих источниковую базу настоящей работы. Среди них Закон КНР «О государственной обороне» [11], Закон КНР «О национальной обороне» [12], «Соглашение о региональном органе по борьбе с терроризмом» [13], Положение «О преподавании в учебных заведениях НОАК» [14].

Многополярность и глобализация – общие тенденции  развития мировой политики и экономики. Треугольника КНР – Россия – США, для которого характерно сочетание и союза, и конфронтации, больше не существует. Для каждой из пар его участников характерен разный уровень отношений и различная степень разногласий. Так, и в Пекине, и в Москве считают неприемлемой американскую стратегию «глобального лидерства». Содействие превращению треугольника КНР – Россия – США, участники которого в свое время строили козни друг против друга, в «тройственные отношения», основанные на здоровом взаимодействии, будет благоприятствовать их национально-государственным интересам, миру и развитию на нашей планете.

Россия стала первой страной, которую посетил глава КПК Си Цзиньпин в качестве главы государства - председателя КНР. Вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян раннее отмечал, что это свидетельствует о том, что новое китайское руководство придает большое значение развитию отношений с Россией [15].

В целом, возрастание мировой экономической и политической роли КНР, его превращение в один из важнейших компонентов развития международного сообщества сопровождается глобализацией интересов национальной безопасности КНР. На сегодняшний день многие глобальные и региональные проблемы безопасности не могут быть решены без участия Китая, многие острейшие проблемы самого КНР не могут быть преодолены без взаимодействия с мировым сообществом.

КНР и Россия – две страны, имеющие важное влияние в мире, несут особую ответственность за поддержание мира на планете и содействие совместному развитию.

Цзян Цземинь заявил: «Безопасность должна быть основана на взаимном доверии; новая концепция безопасности предусматривает создание обстановки взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства и координации. Споры должны решаться путем диалога и сотрудничества, а не путём применения или угрозы применения силы» [16].

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.