Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-01-29 | 158 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
И присоединение к России Илийского края
|
Сразу стоит отметить, что особые традиции административного устройства в Илийском крае (как, впрочем, и во всем регионе, из- вестном под названием Восточный Туркестан, или Синьцзян) начали складываться еще в раннем Средневековье. Как минимум с X–XI вв. в регионе получило закрепление деление на родовые (среди кочевого населения) или территориальные (среди оседлого населения) адми-
13 Новейший подробный обзор литературы по данной проблематике см.: [Горшенина, 2014].
300
нистративные единицы со значительной степенью самоуправления, причем в разное время главы соответствующих единиц признавали власть верховных правителей либо фактически, либо номинально (см., напр.: [Тихонов, 1966, с. 53]). Эта ситуация, возникшая в эпоху уйгурского господства, в дальнейшем сохранялась и в эпоху Монголь- ской империи, и в период нахождения региона в составе Чагатайского улуса, правители которого довольствовались признанием своей вла- сти со стороны населения региона и уплатой налогов, не претендуя на вмешательство в вопросы местного самоуправления.
|
|
|
|
14 Этот период подробно описан в позднесредневековых туркестанских исто- рических хрониках [Тарих-и Кашгар, 2001; Шах-Махмуд, 1976].
301
|
ми знамен» (см., напр.: [Elliott, 2001, р. 73–74]). Однако очень скоро к своему удивлению они обнаружили, что значительная часть насе- ления региона является оседлой, и имеет давние и прочные тради- ции самоуправления, в корне отличающиеся от кочевых. В результате цинские власти сочли целесообразным сохранить местную систему самоуправления, постаравшись лишь превратить родоплеменных предводителей и руководителей территориальных единиц (беков) в низовое звено имперской чиновной иерархии [Matsuzato, 2012, р. 90]. В частности, на территории Илийского края, оказавшего достаточно упорное сопротивление цинским властям в конце 1750-х годов, было образовано генерал-губернаторство во главе с маньчжурским цзяньц- зюнем, которому был придан и китайский гарнизон. Впрочем, несмо- тря на довольно крупный штат китайских чиновников (более 450 че- ловек), он осуществлял только общий военный и административный контроль над территорией и обеспечивал лояльность местного насе- ления империи Цин (см., напр.: [Ходжаев, 1979, с. 20–21]). Вместе с тем уже в 1760 г. новые власти утвердили в качестве градоначальников (хаким-беков) и руководителей мелких административных единиц края (беков) выходцев из местного населения, которые были вызваны к императору и официально включены им в состав чиновного аппа- рата империи: им были пожалованы форменные головные уборы и одежда, а также выданы соответствующие документы [Китайские до- кументы, 1994, № 32–33, с. 117–118].
Несмотря на сохранение определенной автономии, население
Восточного Туркестана неоднократно поднимало восстания против
|
В 1864–1878 гг. во время очередного (и самого мощного) анти- цинского восстания в Восточном Туркестане Илийский край стал од- ним из его центров, и на его территории был провозглашен Илийский (иначе — Кульджинский, или Таранчинский) султанат во главе с мест- ными уроженцами Мазамзат-беком, Муллой Шавкат-ахуном и, нако- нец, Алиханом-торе Абиль-оглы. Естественно, сбросив власть импе- рии Цин, они не стали изменять административное устройство своего вновь созданного султаната, тем более что сохранение традиций мест- ного самоуправления являлось одним из символов национальной са- мобытности нового государства. Алихан-торе успешно противосто- ял китайским властям, поддерживал довольно независимые (хотя и
|
302
дружественные) отношения с кашгарским правителем Якуб-беком, а также неоднократно демонстрировал враждебность по отношению к пограничным регионам Российской империи. Такая политика сви- детельствует о поддержке султана главами местных администраций (беками и ахунами) и населением в целом и также дает основание считать, что он выступал как ревнитель сохранения политических и правовых традиций региона (см.: [Моисеев В.А., 2000, с. 93].
Но именно последнее обстоятельство, т.е. постоянные проявле- ния враждебности со стороны Илийского султана по отношению к России, а также вероятность захвата султаната Якуб-беком, послужи- ли причиной вторжения в него российских войск из Туркестанского края. 12 июня 1871 г. военный губернатор Семиреченской области Г.А. Колпаковский занял Кульджу. Несмотря на то что разговоры об оккупации Илийского велись уже во второй половине 1860-х годов (см.: [Моисеев, 2003, с. 98–99])15, и что на целесообразности этого шага настаивал и сам Колпаковский [Тумайкина, 2009, с. 171] (см. также: [Hsü, 1965, р. 31]), последнее слово оставалось за туркестан- ским генерал-губернатором К.П. фон Кауфманом. Он счел необхо- димым лично побывать в Илийском крае и оценить ситуацию, в ре- зультате чего в сентябре 1871 г. принял решение установить контроль над Кульджей «ожидать китайцев и ведать ею до их прихода» (цит. по: [Милютин, 2006, с. 434]). Таким образом, сам Кауфман изначально подчеркивал временный характер власти Российской империи над Илийским краем и продолжал придерживаться этого мнения и в по- следующие годы16.
|
Тем не менее, приняв решение об оккупации края, он немед-
|
15 Не считая «кашгарского проекта» Г.Х. Гасфорта, о котором говорилось в предыдущей главе.
16 Так, когда рассматривался вопрос о сохранении за Россией части Илий- ского края по возвращении Китаю основной его территории, К.П. фон Кауфман выступил против такого решения, предложив, чтобы Китай вместо уступки тер- ритории выплатил денежную компенсацию (см.: [Милютин, 2010 а, с. 70–71]; см. также: [Нарышкин, 1999, с. 206]).
303
ской армии, осуществлявшими общий административный контроль и судебные разбирательства по делам между местными жителями и русскими подданными [Пантусов, 1881, с. 2–4]. Однако местное са- моуправление было сохранено и, как отмечал сам К.П. фон Кауфман,
|
Достаточно радикальным нововведением для некоторых групп населения Илийского края стало введение российской администра- цией налогов и сборов в денежной форме. Один из местных жителей так описывал это в своих воспоминаниях:
|
|
17 Одна из народностей края наряду с таранчами, солонами и т.д.
304
В дальнейшем подать с населения (кибиточная с кочевого или посе- мейная с оседлого) составляла от 1 руб. 50 коп. до 3 руб. с различных категорий населения, кроме того, 20% от нее составлял и так назы- ваемый земский сбор. При этом власти учитывали, что и в период китайского господства существовала «разнородность в назначении податей», о чем свидетельствовали налоговые ведомости — окладные листы [Пантусов, 1881, с. 35–37].
|
|
т.е. представитель цинской администрации даже не допускает мысли о том, что Россия отторгла часть китайских владений.
С другой стороны, не следует рассматривать созданный россий- скими властями порядок управления и самоуправления в Илийском крае (Кульджинском районе) как нечто совершенно особенное и не имеющее аналогов. Напротив, проводимые имперской пограничной администрацией меры полностью укладывались в общую концепцию правового развития российских владений в Центральной Азии.
Присоединение Илийского края к Российской империи состо- ялось вскоре после двух значимых событий — образования Турке- станского края и реформы в «степных областях», т.е. на территории Казахстана. Эти преобразования нашли закрепления, соответствен- но, в «Проекте Положения об управлении Семиреченской и Сыр- Дарьинской областей» от 11 июля 1867 г. [Материалы, 1960, № 117, с. 282–316] и «Временном положении об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» от 21 октяб- ря 1868 г. [Там же, № 120, с. 323–340]. Собственно, первый из этих до- кументов (с учетом последующих его изменений) стал правовой осно-
305
вой и для административной политики в Илийском крае. В результате практически все административно-правовые институты, сформиро- ванные во вновь созданном Кульджинском районе, прежде находили применение на территории Туркестанского края — как в оседлых, так и в кочевых областях.
|
«Проекта положения…». Аналогичным образом, сотенные-юзбаши и
|
Взимаемые властями Илийского края налоги — посемейный и кибиточный — также регламентировались законодательством Тур- кестанского края. Кибиточный сбор с кочевников предусматривался
§ 255 «Проекта положения…», а посемейный сбор, по сути, являлся аналогом фиксированного земельного сбора, именовавшегося в пер- воначальном проекте «Проекта положения…» танапным (§ 282)18.
Итак, как видим, российские власти в Илийском крае проводи- ли административные преобразования вполне в русле своей право-
18 В отличие от другого земельного налога — хараджа, составлявшего опреде- ленный процент от урожая.
306
|
вой политики на территории центрально-азиатских владений. Эта политика стала результатом многолетнего опыта, административной деятельности в других азиатских владениях — сначала на Кавказе, за- тем в Казахстане и, наконец, в Туркестанском крае. Но и тот факт, что многие действия российской администрации были схожи с де- ятельностью цинских властей в Илийском крае, в частности, меха- низм трансформации местных родоплеменных предводителей-бе- ков в представителей низового звена имперской администрации [Matsuzato, 2012, р. 90], несомненно, не является случайным совпа- дением. Вероятно, именно подобный подход (сохранение традиций местного самоуправления при осуществлении общего администра- тивного и судебного контроля представителями имперских властей) являлся единственно возможным на «национальных окраинах» лю- бой империи несмотря на то, что Россия и Китай, естественно, име- ли значительные расхождения в системе организации власти и управ- ления.
|
19 Речь идет, в частности, о Левадийском договоре 1879 г. (подробнее см.: [Воскресенский, 1994]).
307
|
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что россий- ские власти, проводя административные преобразования по образу и подобию Туркестанского края и Казахстана, где проживали наро- ды, близкие по происхождению к жителям Кульджинского района, делали ставку на то, что более выгодное политическое, социальное и экономическое положение населения этих регионов послужит приме- ром и будет способствовать формированию прорусских настроений в Илийском крае — даже после планируемой передачи его Китаю. В самом деле, как известно, Петербургский договор 1881 г. о передаче Илийского края Цинской империи предусмотрел, что часть террито- рии края остается в составе России, а представители как оседлого, так и кочевого населения могут сохранить (или принять) российское под- данство — как переселившись на российские территории, так и оста- ваясь проживать на территории Китая (ст. I–VII) [Русско-китайские, 1958, № 17, с. 54–56]. И действительно, после восстановления кон- троля империи Цин над Илийским краем многие жители сочли целе- сообразным принять российское подданство (см., напр.: [Абдуллаев, 2009, с. 86–87; Анисимова, 2008, с. 211–212; Атантаева, 2007; Потулов,
1917, с. 49; Селицкий, 1904, с. 243–244; Сутеева, 1987, с. 22–23]).
|
«промежуточного варианта» — разделения спорной территории между
двумя империями, который в конечном счете и был принят.
308
Глава VII
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!