Скрыто от глаз Твоих». (Трактат Брахот 32:2) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Скрыто от глаз Твоих». (Трактат Брахот 32:2)

2021-01-29 106
Скрыто от глаз Твоих». (Трактат Брахот 32:2) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Но пока душа все еще находится в теле человека, она может раскаяться

(сделать тшуву) и, став на правильный путь, очиститься и получить свой удел в

Будущем мире. Поэтому «Зоар» учит, что сделать тшуву никогда не поздно, но

желательно начать этот процесс как можно раньше.

РАМБАМ в «Законах о покаянии» писал, что истинная тшува состоит из трех

компонентов. Человек должен:

 раскаяться в совершенных грехах;

– попросить за них прощения;

– пообещать не поступать так в будущем.

Тшува (раскаяние)

У ивритского слова «тшува» есть два перевода – «ответ» и «раскаяние». В

религиозном смысле имеется в виду второй вариант. Также в иврите есть выражение

«ляхзор бе тшува» – «вернуться к раскаянию», «совершить раскаяние». Это

выражение применимо к человеку, который когда-то вел светский образ жизни, но,

осознав, что у мира есть Всевышний, вернулся к религии.

Также в слове «тшува» присутствует корень глагола «шав», инфинитивная

форма которого – «ляшув» или «леашив», что переводится с иврита как «вернуться».

Поэтому у слова «тшува» есть еще дополнительное значение – «возвращение». Как

говорили мудрецы Талмуда, тшува – это возвращение к Всевышнему.

Вопросу тшувы (раскаяния) Каббала уделяет много внимания. Мудрецы

Каббалы говорят: человек должен стараться меньше грешить, так как в случае, когда

человек, в теле которого пребывает душа, имея свободу выбора, согрешил, есть два

отрицательных момента. Во-первых, он согрешил, а во-вторых, в это время он мог

бы совершить хороший поступок. И чтобы он осознал всю ответственность за свои

поступки и не совершал ничего подобного в дальнейшем, его душа должна понести

наказание, а затем искренне раскаяться. Как говорили мудрецы, человек не может

полностью искупить свой грех, даже понеся за него заслуженное наказание или

искупив его деньгами, если этот процесс не сопровождается искренним раскаянием.

Только искреннее раскаяние помогает искупить грех и очиститься, и каждый человек

должен стремиться к тому, чтобы не грешить до конца своих дней. Если же, не дай

Бог, он согрешил, то он должен искупить свои грехи в этом мире, чтобы душа

покинула его тело «чистой».

Тшува подразумевает возвращение к истинному себе, к тем хорошим

качествам, которые изначально были заложены в человеке Всевышним. Эти качества

были даны нам для созидания, для духовного роста, но порой человек,

воспользовавшись свободой выбора, использует их, мягко говоря, не по назначению,

тем самым сворачивая с правильного пути. Осознав свою ошибку, человек должен

сделать тшуву и вернуть душу в то непорочное состояние, в котором она находилась

в начале своего пути, до совершения грехов. Осознав необходимость в тшуве,

человек осознаёт необходимость произвести кардинальные изменения в своей

жизни. Пользуясь свободой выбора, он должен стремиться вернуться на правильный

путь и работать над своими отрицательными качествами, чтобы в конечном итоге

исправить себя и внести свою лепту в общее мировое исправление (тикун а-олям).

Это то, ради чего он и спустился в этот мир, и чем раньше он осознает в этом

необходимость (то есть чем моложе он при этом будет), тем выше будет его награда.

Поэтому «Зоар» советует душе успеть очиститься от грехов в этом мире, чтобы

покинуть его «чистой». В противном случае, когда она закончит свой мирской путь и

покинет этот мир, ей придется предстать перед Небесным судом и уже в Геиноме34

получить суровое наказание за все свои грехи.

Если исходить из простой модели «преступления и наказания», то в общих

чертах можно сказать, что человек, покинувший этот мир, предстанет перед

справедливым судом, где ему припомнят каждый его грех, так как от Высшего суда

ничего не скрыто, и за каждое из своих прегрешений он понесет наказание. Но если

в течение жизни он искренне раскаялся в совершении какого-то поступка, то об этом

грехе ему не напомнят35.

Другими словами, находясь в этом мире, человек своим искренним раскаянием

и добрыми делами может «стереть» определенный грех, но в Высшем мире у него

уже не будет такой возможности. Там душу судят, ставя ее перед фактом, и выносят

приговор, а искупление грехов происходит в Геиноме (чистилище). Затем, после

Геинома, для того, чтобы совершить полное очищение, душе необходимо пройти

через Наар Динур (Огненную реку), которая должна полностью очистить ее от

мирских грехов. И только пройдя через Геином и Наар Динур, душа сможет попасть

в Ган Эден (Рай).

34

Геином (ивр. םונְאהיג – «чистилище», «ад») – место, в которое отправляются души грешников после

смерти. Там душа через наказания очищается от грехов, совершенных в жизни. В иудаизме Геином не

считается чем-то ужасным: его можно сравнить с некой «прачечной», где душа подвергается «стирке».

Поэтому это слово обычно переводится в книге как «чистилище». Очистившись от мирских грехов и пройдя

окончательное очищение через Наар динур (Огненную реку), душа попадает в Ган Эден (Рай).

Максимальный срок пребывания души в Геиноме равен 12 месяцам.

35

Раньше было сложно понять, как можно удалить то, что было в прошлом, но сейчас, с

развитием технологий и, в частности, видео, можно в общих чертах представить себе этот процесс.

На протяжении всей человеческой жизни, день за днем, Всевышний,

милосердный, дает душе шанс исправить себя, начать все сначала и встать на

правильный путь. Если душа будет следовать этому, она сможет по праву заслужить

свой удел в Будущем мире.

«Пришел в днях»

Выше была приведена система расплаты за грехи с простой точки зрения –

пшат. Согласно Каббале, человека судят за каждый «неисправленный» день, но

возможность раскаяния, совершения тшувы «работает» и здесь.

Каббала объясняет: когда человек покидает этот мир и предстает перед

Высшим судом, ему выносится приговор не за какие-то абстрактные грехи, а

конкретно за те дни, которые он «испортил».

В идеале у человека все дни должны быть исправленными. Именно для этого

он и спускается в мир – чтобы каждый день работать над собой, над своими

качествами.

Приведем простой пример: если в определенный день человек сделал пять

хороших поступков и четыре плохих, этот день считается исправленным. А если в

другой день он сделал четыре хороших поступка, но пять плохих – этот день

считается испорченным.

В «Зоар» написано, что изначально человек приходит в этот мир со всеми

днями, другими словами, с «рюкзаком», в котором собраны все его дни. То есть он

приходит в этот мир с заранее определенным количеством дней, которые ему

отведено прожить. Именно эти дни, которые складываются в года, а затем и в

десятилетия, и составляют жизненный путь человека. И сейчас мы подходим к

одному из важных моментов Каббалы: цель человека – пройти свой жизненный

путь так, чтобы когда он покинул этот мир, он вернул обратно с собой как можно

больше исправленных дней.  

Мудрецы учат, что каждый день важен сам по себе и требует определенного

исправления, духовной работы, которая была отведена именно для этого дня. Нужно

понимать, что нет нейтральных дней: каждый день займет свое место среди

исправленных или испорченных, и поэтому важно работать над каждым днем.

Давайте постараемся понять, как все это происходит, что такое исправленный

день, а что такое испорченный день, и как можно испорченный день «превратить» в

исправленный.

«Зоар» говорит, что каждую ночь, когда человек спит, его душа поднимается в

верхние миры, где отчитывается за прожитый день. Она предстает перед судом и

отчитывается за каждый поступок, и справедливый Высший суд решает, засчитан

этот день или нет. И здесь есть несколько важных моментов, которые нужно

разобрать более подробно.

По тому, как вел себя человек в конкретный день, решается, засчитан этот день

или нет. После того как душа человека покинет этот мир, на Высшем суде все

прожитые человеком дни помещаются на чаши весов: все засчитанные,

исправленные дни – на одну чашу, а незасчитанные – на другую. И в зависимости от

того, какая чаша перевесит, выносится приговор.

Давайте посмотрим, как это описано в книге «Зоар»:

ןיהלבזאבו ו. היבימויִהקב ןיהמיבירק והבלַּכ  

כ א

, רמבלמעבל קמפרנבד ארמוי אוהמהב  

ב י

, ר ב בתהא דמכ שרנ רמבבד ןיהמוי ןוניהא א

, ריבנמתבד"  

שרנ רמבו ה

, ירל רמהבזאבו ירתא ארמוי אוהמה דמכ  

בו י. ודוחבלהב ארמויבו ארמוי לר  

כ ש

, רנ רמבבל ןר עהבזאבו ןיהתעחר נ א

, רמבלמעב ןיהסארטבו

("  

רמבבל יודוחבלהב םיהארק בו א

, רתודעהמס דיה בסא  

בו, ארפוסֵהכב קיהלרס ארמוי אוהמה. היררארמ ירמּמק ארבוח ארמוי אוהמהב דיהברע

) ב, גכר ףד ת

, ישארב רפס  

 

, רהוזה רפס

 

В первом предложении написано, что человек приходит в этот мир со всеми

теми днями36, которые ему отведено прожить. Далее написано, что если в какой-то

определенный день человек совершает нарушение против Всевышнего (иными

словами, грех), то когда он ложится спать, этот самый день поднимается с позором и

свидетельствует о нарушении, совершенном человеком, и жалуется на него. Ему

обидно, что человек проигнорировал все предостережения, ослушался и согрешил, и

теперь он считается неисправленным и должен стоять в стороне.

Получается, что этот день не может присоединиться к исправленным дням,

которые человек прожил в прошлом, и вынужден стоять отдельно от них. И поэтому

36 Имеется в виду количество дней, отведенных человеку в этом мире. Каждый человек приходит в мир уже

с определенным количеством дней, а также с тем, что он будет делать изо дня в день в этом мире.

все то время, пока человек не сделает тшуву, этому дню придется стоять и ждать

одному снаружи в надежде, что когда-либо после совершения тшувы он сможет

присоединиться к исправленным дням.

Из этого отрывка можно понять, что цель человека, который приходит в этот

мир с определенным количеством дней, – вернуться обратно с как можно большим

количеством исправленных дней. Впоследствии именно из тех самых исправленных

дней, в которые он не согрешил, и образуется целем37 – астральная одежда, в

которую облачается душа человека после того как она покинет этот мир и

предстанет в Будущем мире.

Как уже неоднократно говорилось выше, исправить дни, в которые человек

согрешил, можно посредством тшувы – раскаяния.

Далеким от религии людям сложно понять, что такое тшува, каким образом

согрешивший человек может сделать тшуву и как прощается его грех, как после

искреннего раскаяния он «стирается», как будто его и не было. В материальном мире

это сложно осознать, так как если, допустим, стакан упал и разбился, то склеить его

порой не представляется возможным, но даже если и удастся, то все равно будут

видны следы осколков. Это доказывает, что в материальном мире нет процессов,

позволяющих вернуть поврежденную материю (к примеру, разбитый стакан) в ее

изначальное состояние. Даже самые лучшие реставраторы не смогут полностью

скрыть следы прошлых повреждений. Но, как мы понимаем, законы, действующие в

этом мире, не имеют силы в духовном мире.

Искренняя тшува имеет поистине волшебный процесс, который позволяет нам

воздействовать из настоящего на прошлое, изменяя его в лучшую сторону. Это

происходит примерно как на видеозаписи, где можно вернуться в определенный

момент и стереть конкретный испорченный отрезок, при этом сохранив то, что было

до него и после него. Искренняя тшува позволяет человеку исправить тот самый

день, в который он согрешил, и после ее совершения будет считаться, как будто

этого греха и не было.

37

Человек состоит из тела, целема и души. Целем – это часть, которая разделяет душу и тело

и находится между ними. Более подробно о целеме речь пойдет в шестой главе.

Намек на это мы находим в «Гмаре». Об этом говорится также в Мидраше38 и в

Каббале:

א

, קלח רהוזה

;

רפס  

 

,

ט ה

 

ג בר ת

ישארב) «ןבירחמו תומלוע הנוב ה» בקה היה" םלועה תאירב םדוק ויפלש

.(הכ ףד

 

Там сказано, что Всевышний строил миры и разрушал их до того, как

построил этот мир на обломках прошлых миров. В этом предложении заложено

несколько ключевых моментов, которые необходимо знать и понимать.

Первое: фраза о том, что Всевышний строил миры и разрушал их, означает,

что наш мир не первый, то есть не новый. Мудрецы говорят, что до нашего мира

были еще миры, но Всевышний решил их разрушить и построить на их осколках

новый, этот мир. Сколько лет просуществовали эти миры, какие цивилизации их

населяли – тема для другой книги: здесь мы рассматриваем существование

предыдущих миров, чтобы лучше понять процесс тшувы.

Вернемся к вопросу, зачем Всевышнему нужно было создавать миры, а затем

разрушать их и снова создавать и разрушать. Как мы знаем, Всевышний не

совершает ошибок и все Его Творения идеальны. Может возникнуть вопрос: если

Всевышнему, милосердному, все известно заранее, то что, Он изначально не знал,

что Ему нужно будет впоследствии разрушить все предыдущие миры, пока будет

создан наш мир?

Мудрецы Каббалы отвечают на это так: Всевышний все прекрасно знал, но тем

самым, что Он строил миры и разрушал их, Он, милосердный, хотел заложить в этот

мир понятие тшувы. Разрушением миров и созданием на их месте нового мира

Всевышний хотел дать понять человеку, который согрешил, что если своим

поступком он послужил некоему разрушению, то, сделав тшуву, он может построить

на этих обломках новый мир – мир тшувы, и все его грехи, которые он совершал в

прошлом, могут быть исправлены в самом корне.

38 Мидраш – раздел устной Торы.

И поэтому, говорят мудрецы, на каком бы уровне ни находился человек, как бы

сильно он ни грешил, все равно он может разрушить тот, предыдущий мир,

построить на его осколках новый мир и начать все сначала. И сделать это никогда не

поздно.

Возвращаясь к написанному в «Святом Зоаре», теперь мы сможем понять (хотя

бы в общих чертах) процесс, в котором человек, сделавший тшуву, может

ретроспективно исправить «испорченный» день. После искренней тшувы тот самый

день, который не был засчитан, сможет присоединиться к исправленным.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.