Перевод: «И говорит «Зоар» об этом, что в сочетании души с материей — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Перевод: «И говорит «Зоар» об этом, что в сочетании души с материей

2021-01-29 95
Перевод: «И говорит «Зоар» об этом, что в сочетании души с материей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

создается человек, Адам».  

И для того, чтобы человек выполнил свою миссию, душе приходится

спускаться в этот мир из очень высокого места, и поэтому оказаться в человеческом

29 Гематрия – один из методов раскрытия тайного смысла слова путем суммирования значений

соответствующих ивритских букв.

теле для нее большое испытание. Но нужно понимать, что сама душа никак не

зависит от тела, так как она создана Всевышним и она бессмертна. На определенное

время она спускается в тело, чтобы выполнить свою земную миссию, и в случае ее

успешного завершения она получит свою награду заслуженно.

Давайте рассмотрим процесс творения Адама.

ב

, ת

ישא)

רב ה

" ריִמח שרפרנבל םרדארה יהבימו םייחחַ ת מחַשצְנ ו  

י     ירפאב חמפהיִמו הרמרדעארה ןהמ ררפרע םרדארה תרא םיהללא ' ה ררציהיִ "  

מו

Перевод: «И сформировал Господь Бог человека – прах с земли, и вдохнул

в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Берешит 2:7).  

Как мы видим из этой фразы, первый человек Адам был сотворен именно на

шестой день Творения, и именно от этого дня берет свое начало еврейский

календарь – от творения первого человека Адама, а не от сотворения мира! Вначале

Адам имел только форму (тело), а на шестой день, когда Творение было завершено,

он обрел душу, которую вдохнул в него Всевышний, и начался жизненный процесс.

И этой фразой подчеркивается, что в человеке есть тело, которое сделано из земного

праха, и душа, которую Всевышний, милосердный, дал ему от Себя.

Еще в одном месте Торы подчеркивается ключевая важность души в

жизнеспособности человека. Так, в главе Ноах книги Берешит говорится, что все

живые существа, которые имели душу и не были в ковчеге, вымерли30.

) בכ, ז תישארב "  

(ותרמ הרבר רחרב ר רשעא ללכהמו ירפאב םיהיִמח מחור תמ בשהנ ר רשעא ללכ"  

Перевод: «Все, что (имело) дыхание духа жизни в ноздрях своих, из всего, что

на суше, вымерло» (Берешит, 7:22)31.

Как можно понять из этой фразы, душа – это движущая сила человека.

Человеческое тело без души ничего из себя не представляет, и именно душа

одухотворяет тело.

30 Здесь имеется в виду, что вымерли все те живые существа, которые обитали на земле.

Рыбы же и прочие водные животные выжили.

31

Раби Шломо бен Ицхак (1040-1105, аббревиатура РАШИ), который считается одним из

великих комментаторов Танаха и Талмуда, объяснял эту фразу так: «Душа – жизненная

сила человека».

Без нее тело не сможет функционировать и подавать признаки жизни. Душа

выступает в человеческом теле как некий внутренний стержень, батарейка, которая

приводит все в действие, оставаясь при этом невидимой.

И именно такая структура человеческого организма, состоящего из души и

тела, принятая в иудаизме тысячи лет назад, незыблема и сегодня.

* * * * *

Сейчас нам снова придется вернуться к важной идее, заложенной в Каббале:

Вселенная – это макрокосмос, а человек – микрокосмос. Исходя из этого

утверждения, мы можем сказать, что как во Вселенной есть пять духовных миров,

так и в теле человека, согласно Каббале, есть пять уровней души, пять духовных

частей: Руах, Нефеш, Нешама, Хая  и Йехида 32. Первые три уровня  Нефеш, Руах, и

Нешама  больше на слуху, так как два последних относятся к более высоким

мирам.

Духовные миры

Уровень души

Сфирот

Четыре стихии

АК

Йехида

Кетер

Ацилют

Хая

Хохма

Огонь

Брия

Нешама

Бина

Ветер

Йецира

Руах

Хесед, Гвура,

Вода

Тиферет, Нецах,

Од, Йесод

Асия

Нефеш

Мальхут

Земля

Нефеш  самый низкий уровень из всех прочих. Его источник  духовный мир Асия.

Нефеш обеспечивает жизнедеятельность человека. Йехида  это самая высокая

степень души человека, и ее источник в мире  АК (Адам Кадмон).

В «Святом Зоар» написано, что при рождении в тело ребенка входит Нефеш, а

когда ребенку исполняется 13 лет, он получает второй уровень души – Руах. С 20 лет

он начинает постепенно «спускать» в свое тело еще более высокий уровень души –

Нешама.

Как можно увидеть в нижеприведенной таблице, каждая из духовных частей

души соответствует определенному из высших миров:

32 В дальнейшем мы не будем подробно разбирать функции каждого из уровней души, а станем

просто говорить о душе в целом, используя общее название для всех пяти уровней – « душа».

* * * * *

Итак, согласно вышеприведенным цитатам из Талмуда и Каббалы, источником

души является Всевышний, поэтому она непорочна и стремится к духовному. Но

если тело, в котором она пребывала, согрешило, то она перерождается снова и снова,

пока не закончит свой тикун (исправление).

В отличие от тела, душа бессмертна и приходит в этот мир на определенный

срок. Поэтому цель человека в нашем мире – работать и исправлять свои качества,

чтобы поднять душу на надлежащий ей высокий духовный уровень.

Из этого следует, что душе необходимо быть праведной и не грешить, чтобы

выполнить свою миссию и больше не спускаться в материальный мир. И именно

поэтому перед тем, как душа спускается в этот мир, чтобы войти в человеческое

тело, ее заклинают и говорят ей:

«Будь праведником и не будь грешником» (Пиркей Авот – Поучения

отцов).  

Чтобы душа следовала этому завету, была праведной и не грешила, прежде чем

спуститься в этот мир, она в течение определенного времени находится в Ган Эдене

(Раю). И делается это для того, чтобы она понимала, чего она может удостоиться,

выполнив свою миссию на земле. Также ей рассказывают о благах, которые она

получит, если будет соблюдать заповеди, и о наказаниях, если она ослушается.

Также Ари а-Кадош говорит о том, что духовный уровень души

непосредственно зависит от того, сколько времени она находится в Ган Эдене: чем

больше душа там находится, тем более высокой она считается.

Из всего вышесказанного мы можем понять, что после того как Всевышний

извлекает определенную душу из источников душ, чтобы поместить ее в

человеческое тело, Он помещает ее в Ган Эдене, и от того, сколько времени эта душа

там провела, зависят ее важность и уровень.

Когда же приходит определенное время, эта душа спускается в мир с целью

тикун нешама (исправления души), а также для того, чтобы принять участие в

тикун а-олям (исправлении мира) в глобальном масштабе. То есть у каждой души

есть своя определенная миссия – личное исправление, а также она должна

выполнить определенную часть в общем мировом исправлении. При этом важно

понимать, что это должна выполнить именно она. Никто другой не может выполнить

эту миссию вместо нее.

Подтверждение этому мы можем найти в том, что Всевышний создал каждого

человека индивидуальным. Несмотря на то, что все люди произошли от Адама и

Хавы, никогда не было двух абсолютно идентичных людей. Даже у близнецов,

которые могут быть внешне похожи друг на друга как две капли воды, будут

отличаться отпечатки пальцев, сетчатки глаз и так далее. Иными словами, в мире нет

двух абсолютно одинаковых людей, и тем самым Всевышний хотел донести мысль о

том, что каждый человек индивидуален, и каждый должен внести свою лепту в

общее исправление, и внести ее может только он и никто иной. И для того, чтобы

внести эту самую лепту в общее исправление, в первую очередь он должен

проделать определенную работу и исправить свою душу, то есть осуществить

личное исправление, тем самым предварительно пробудив свою душу от иллюзии

материального мира.

«Зоар» учит, что мы обязаны пробудить нашу душу, которая иногда дремлет

внутри нас, чтобы она не погрязла в мирских грехах, а помнила о своем

предназначении. Душа должна помнить, какую честь ей оказали, отправив на время

в Ган Эден перед тем как поместить в человеческое тело. Побывав в Ган Эдене, а

затем спустившись через Высшие миры, душа крайне неохотно входит в

человеческое тело, так как ей чужды и неприятны все мирские развлечения, но ей

ничего не остается сделать, кроме как подчиниться.

Но для того, чтобы заслужить блага Всевышнего по праву, ей необходимо

спуститься в этот мир. И для того, чтобы у человека была свобода выбора, в тот

момент, когда душа входит в тело ребенка при рождении, ангел заставляет ее забыть

все, что ей удалось увидеть в Ган Эдене и по дороге, спускаясь через все миры, а

также все свои прошлые гильгулим (перевоплощения). Душа сама должна выбрать

правильный путь и исправить именно то, для чего она была отправлена в этот мир. И

поскольку каждый человек индивидуален, каждая душа приходит в этот мир

исправить что-то свое, личное, конкретное, которое кроме нее и вместо нее не

сможет выполнить никто.

У иудея есть некая «вспомогательная инструкция», призванная помочь ему

исправить свою душу и поднять ее на высокий уровень. Эта «инструкция» дана на

горе Синай, и это Тора. Изучая Тору и исполняя предписанные в ней заповеди33,

человек сможет поднять свое тело на духовный уровень и насладиться полноценной

жизнью.

33 Напомним: иудею нужно соблюдать 613 заповедей, упомянутых в Торе, а другим народам мира

следует исполнять 7 заповедей, которые были предписаны потомкам Ноаха (Ноя).

Когда речь заходит о душе, которая должна спуститься в этот мир, мудрецы

приводят сравнение с богатой царской дочерью, которая привыкла ко всему самому

лучшему, но ее отец отправляет ее с определенной (дипломатической или

посольской) миссией в дальний край, где живут дикари, которым незнакомы

хорошие манеры, и ей приходится поселиться среди них, чтобы выполнить

возложенную на нее миссию. Она не хочет покидать роскошный дворец, свою

уютную комнату, но отец настаивает, и ей ничего не остается, как подчиниться ему.

Он наставляет ее, что она должна помнить, что она – царская дочь и вести себя

подобающе; выполнив свою миссию и вернувшись обратно, она получит заветное

вознаграждение. Но иногда бывает так, что принцесса, проведя некоторое время в

обществе дикарей, в такой степени перенимает их манеры и поведение, что сама

становится такой же, как они. Она начинает вести себя так же, как они, забыв о

своем царском происхождении и важном предназначении.

Так и душа, пребывая в этом мире, может, не дай Бог, забыть о своей истиной

миссии и пристраститься к земным, материальным соблазнам.

Порой душа забывает о том, что тело, в котором она пребывает, – всего-

навсего внешняя оболочка, инструмент, которым она должна воспользоваться, чтобы

«построить себя», обрести некую форму. И когда душа делает все, как ей было

сказано, то и она, и тело, в котором она пребывает, находятся в гармонии. Но если

человек отказывается делать предписанное в Торе и организм все время получает

только материальную пищу, то приходит духовное истощение, которое, в свою

очередь, приводит к дисбалансу всего организма.

Человек должен понимать, что помимо материальной пищи есть и духовная.

Не получая эту пищу, душа начинает голодать, и это приводит к дискомфорту.

Несмотря на то, что в материальном плане у человека все есть, он часто испытывает

депрессию, апатию и разочарование. Причина депрессий и других недугов –

духовная неудовлетворенность, истощенность. Именно духовная истощенность

приводит к дискомфорту души, находящейся внутри человеческого тела.

Человеческий организм, стремящийся к материальному и позабывший о духовном,

будет находиться в дисбалансе (депрессии). Не следует забывать, что душа, как и

тело, нуждается в «пище». И если человек хочет выйти из депрессии, он должен

также позаботиться и о душе и не забывать, что и ей необходима духовная пища. И

только в таком сочетании его тело обретет гармонию.

Поэтому мудрецы утверждают, что душа, сопротивляясь материальному и

притягивая в этот мир духовное, «строит настоящую себя» как в прямом, так и в

переносном смысле.

И здесь мы подошли к одному из важных вопросов, заботящих умы мыслящих

людей: есть ли у души какая-то форма? На этот вопрос мудрецы Каббалы отвечают

так: «строя себя», душа придает себе некую форму, которая по очертанию похожа на

наше тело, но по размерам она меньше него, так как находится внутри него. И

именно строение души и есть настоящая форма человека, а физическое тело – это

одежда.

Поэтому Каббала не рекомендует говорить: «Я хочу есть», «Я иду стричься»,

«Я стригу волосы» и так далее, потому что в этом случае человек отождествляет

свое истинное «Я» – душу, которую он получил от Всевышнего, – с физическим

телом. Но, как уже было сказано, истинный человек – это его душа, которая

находится внутри и не нуждается в материальной пище. И именно поэтому, когда

человек идет стричься, не рекомендуется говорить: «Я хочу постричь волосы» или

что-то подобное, поскольку у настоящего «Я» – души – нет волос.

Чем меньше человек будет отождествлять себя с физическим телом, тем легче

ему будет бороться с соблазнами этого мира. Он должен четко выстроить барьеры

между физическим телом и душой и стараться соблюдать их.

* * * * *

אר רקבי ירמחרמבל, ןיהמוי ןיהתרלבת ארעבראבד ןרדרעבד א

רתבנהגב ארהררודרמ תמדב מע, ארמבלרעבל ארתבחמנבל ארנבמהז ירטרמבד א

רתע משב"  

ב

ארכבלמ הרל ר

רטבעא (ב'' ע ג'' י

)

ףד א

, רמבלרעבל תמתבחמנ א

רד רמתרבו, ארלַּירעבל ארהר בתאבל ארקבלַּמסבו, איריִמקיהדמצבד ן והיררארמבד

, ארמבלרע יאמהב תמברחבו ש

, רנ רמבבד ארפוגב יהיהא דמכבו. שרנ רמבבד ארפוג וגב ת

מלארעבו תמתאבד דמע, ןיהרבטהע עמב בשב, א רשיהדמק

ארת רשבפמנבל םיהל בשא א

רתומבל בשא לרכבו, ארד אר רקבי לרכ המו, תמרבמאבו, הרלרע ארהוומת א

רתיבימרוא. ארהרכושעחמב תמלבדמת בשהאבו

, ג'' י ףד א

, רקיו רפס  

 

, רהוזה

(

רפס

 

" ארטחרתבד אוה ןיהד המ, אטחָחת פֶ יכי ש  

פפֶ     נפֶ, הירמרק תארברח איהבו, הארלַּהע ארכבלמ

) ב

«И задает «Святой Зоар» вопрос: как после всех тех чести и заботы, которых

Всевышний удостоил душу, поместив ее на время в Ган Эдене, а затем спустив ее

через все высшие духовные миры, она может быть такой неблагодарной и грешить?»

Если вернуться к нашим реалиям, можно провести следующую аналогию.

Родители много работали, чтобы отправить сына учиться в лучший университет,

находящийся в другом городе. Перед поездкой они наставляли его, чтобы он

обязательно учился, и если он будет хорошо учиться, то может получить хорошую

должность в их городе. Точно так же происходит и с душой, пребывающей в Ган

Эдене: когда она спускается в наш мир, ее убеждают не грешить и быть праведной.

…Получив все инструкции, молодой человек приезжает в большой город с

твердым намерением учиться. Но вокруг много лиц противоположного пола и

прочих соблазнов, и после нескольких недель пребывания он постепенно забывает о

данном обещании. Каждый раз сбиваясь с цели, он обещает себе завтра же

обязательно взять себя в руки и все-таки выполнить миссию, с которой он был

послан в этот город. Но постепенно такое поведение входит в привычку, и он дает

себе слово исправиться к следующему семестру, и так далее.

По телефону он регулярно получает наставления от родителей, которые

напоминают ему о цели его пребывания в этом городе, и это заставляет его

задуматься. После разговора с ними он снова обещает себе вернуться на правильный

путь и уделить больше времени учебе, но у него не всегда это получается.

Возможно, на следующий день после этого разговора он приложит больше усилий,

но с течением времени продолжит вести себя по-старому.

Во время разговора по телефону родители спрашивают у него: «Как ты

учишься? Ты не забыл, как тяжело мы работали для того, чтобы отправить тебя

учиться? Ты должен хорошо учиться». Если же родителям уже поступили жалобы от

руководства университета, то они ругают нерадивого отпрыска, и он обещает

исправиться.

Телефонный разговор можно сравнить со сном, во время которого душа

поднимается в Высшие миры: ей стыдно за непристойные поступки, совершенные в

человеческом теле, и она тоже обещает исправиться.

Но бывают и целеустремленные ученики, которые видят свою цель и не

сворачивают с правильного пути, даже находясь в окружении тех же соблазнов, а

если и сворачивают – быстро возвращаются обратно. Они знают о своем

предназначении и упорно идут к нему.

Видя успехи своего ребенка, родители будут готовы выслать ему очередную

сумму денег, чтобы он смог купить дополнительные учебники и продолжал упорно

заниматься.

Если перевести все вышеизложенное в плоскость взаимоотношений со

Всевышним, это может проявляться в том, что Всевышний, видя успехи человека в

противостоянии дурному началу, отправит душе дополнительные душевные и

физические силы. Это может реально помочь душе, и она будет способна с большей

силой противостоять соблазнам и лучше выполнить свою миссию на земле.

Отказываясь от соблазнов и отдаляясь от греха, душа в определенном смысле

«строит» и очищает себя. Поэтому «Зоар» советует душе как можно скорее

одуматься и вспомнить истинный смысл своего пребывания в этом мире. Поняв его,

она должна раскаяться (сделать тшуву) за совершенные грехи, очиститься от них и

вернуться на правильный путь. В противном случае, когда душа покинет этот мир,

ей придется предстать перед Высшим судом за совершенные ей плохие поступки, и

чем непристойнее будут эти поступки, тем суровее будет приговор. За каждый

поступок приходится платить, так как нет ничего, что будет забыто. Ничто не скрыто

от «взгляда» Всевышнего:

) ב

,

ב ל ףד תוכרב "  

(

רךירנירע דרגרנהמ ררתבסהנ ןיראבו. רךרדובבכ ארסֵהכ ירנבפהל הרחבכהש ןירא יהכ"  

Перевод: «Ничего не забывается перед престолом Твоим. И ничего не  


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.