Духовные способности и духовные состояния — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Духовные способности и духовные состояния

2021-01-29 99
Духовные способности и духовные состояния 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выше мы отметили, что духовные способности тесно связаны с ду- ховными состояниями. Чем же характеризуется духовное состояние? Духовное состояние характеризуется расширением сознания,

активным включением в процесс постижения истины подсозна- ния, установлением коммуникативной связи сознания и подсозна- ния и тем самым резким расширением информационной базы по- нимания проблемы, энергетической активизацией, переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энергети- ческой подпитки.

Духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокировани- ем этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины путем внутреннего равновесия, позитивно- го взгляда на жизнь, высокой концентрации устремлений, усиления воли и ее контроля со стороны личностного «я».

Духовное состояние характеризуется переходом к образному мышлению, что, со своей стороны, способствует активизации ин- формационного обмена с подсознанием, так как информация пер- сонального подсознания хранится в образной и чувственной форме*. Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть но- вые отношения, посмотреть на старые на новом уровне интеграции.

* Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации.


Духовные состояния характеризуются высокой продуктивнос- тью воображения, что, в свою очередь, расширяет информацион- ную емкость нашего сознания. В духовном состоянии слова и поня- тия могут переводиться в образы и чувства, способствуя включению процессов воображения.

Духовное состояние, как мы уже отмечали, одновременно явля- ется и мотивационным состоянием. Но в отличие от биологических мотиваций (Судаков, 1971), это будет духовная мотивация, порож- даемая духовными ценностями личности. Важнейшей среди этих ценностей является вера: вера в бога, вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя. Другой, не менее значимой детерминантой духовного состояния и духовной мотивации является любовь: лю- бовь к богу, любовь к женщине, любовь к отечеству.

Духовное состояние характеризуется высокой избирательностью и проницательностью мышления, определяемой духовными цен- ностями личности. Как известно, существенной характеристикой мышления является проницательность или умение вскрыть в вещи, целом факте существенные качества (атрибуты). Каждая вещь обла- дает множеством качеств. Недаром говорят, что познать исчерпыва- ющим образом какую-либо вещь значило бы познать всю вселенную. Духовные ценности определяют конкретную точку зрения на вещь, выделяя ее качества, важные со стороны духовных ценностей.

Проницательность тесно связана с продуктивностью мышле- ния. Объясняется это тем, что стоит только выделить конкретные свойства вещи, как они, в свою очередь, наталкивают нас на опре- деленные выводы и следствия. Выделенные конкретные свойства вещи более легко вступают в связь с другими фактами. Можно ска- зать, что проницательность является тем качеством, которое опре- деляет продуктивность мышления.

Важным фактором, определяющим продуктивность мышления, является запас знаний, умений, так как он позволяет быстрее уста- новить связи выделенных свойств вещи с другими свойствами, спо- собствует формулированию определенных выводов из выделенных свойств. Так как духовное состояние способствует расширению ин- формационной базы, подключает информационные ресурсы подсо- знания, то тем самым духовное состояние способствует продуктив- ности мышления.

Духовное состояние характеризуется чувством внутренней ак- тивности, единением духовных способностей и свойств, чувств


и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу. В духовном состоянии – сек- рет творчества.

 

 

Теодюль Рибо (1839–1916)

 

Духовное состояние может возникать как в практической жизни, так и в научном поиске, и в искусстве. Духовное состояние проявляется, как писал Т. Рибо, в «способности судить, размышлять и отвлекать, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусст- ве – творчеством и вкусом, в науке – способностью открывать, об- общать и схватывать отношение» (Рибо, 1884, с. 284).

Требуется длительный путь подвижничества для того, чтобы привести свой ум в духовное состояние. И ведущую роль здесь иг- рают теоретические и нравственные размышления.

Идея духовных состояний находит подтверждение и при рас- смотрении клинических данных. При различного рода психичес- ких расстройствах мы сталкиваемся с общими признаками син- дрома помрачения: «…нарушения ориентировки в месте, времени, обстановке, лицах, собственной личности; блеклость, неотчетли- вость, неопределенность, призрачность восприятия действительнос- ти; отгороженность, отрешенность; выключение больного из реаль- ной обстановки; отрывочное, беспорядочное, фрагментарное, часто бессвязное отражение объектов ситуации, ослабление и нарушение


последовательности ассоциативных процессов, трудность воспроиз- ведения событий и переживаний, имевших место в период помраче- ния сознания» (Ушаков, 1973, с. 33). Клиническое состояние харак- теризует фиксация на односторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания. Эти призна- ки проявляются уже в случаях «сверхценной идеи» и прогрессиру- ют в паранойяльных состояниях (παρά – около; νόος – мысль, раз- ум). Духовное состояние как бы противостоит клиническому. Оно, как мы уже отмечали, характеризуется расширением сознания, яр- костью и ясностью отражения действительности, целостностью это- го отражения, углубленным пониманием собственного Я, четкостью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубоким проник- новением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверен- ностью в собственных силах, широтой и проницательностью мыш- ления, позитивным настроением.

Через историю отдельных культур проходят безличностные, общезначимые знания и умения, присущие сознанию как таково- му. В противоположность безличностному знанию выступают лич- ностное знание и умение. И на основе личностно значимого знания и умения формируется духовность как способность творить личност- но значимое, которое может стать и общественно значимым. В этом личностно значимом человек отражает себя, свое понимание, свой смысл, свои цели.

Рассмотрев характеристики духовных состояний, мы можем по- ставить вопрос: как эти характеристики могут проявляться в функ- циональном отношении?

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.