Любовь и педагогические способности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Любовь и педагогические способности

2021-01-29 101
Любовь и педагогические способности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К проблеме любви как духовной способности философы и поэты обращались со времен Античности. К проявлениям любви в жизни человека обращался Платон (1993, с. 117), о любви, раскрывающей внутренние качества человека, писал Л. де К. Вовенарг (1991, с. 335), любовь как нравственный закон описывал Фихте (1972, с. 120–125) и мн. др.

Уже Платон связывал с Эротом храбрость, справедливость, со- вершенство в искусствах. «Разве мы не знаем, писал он, что те, чьи- ми учителями оказывался этот бог, достигли великой славы, а те, кого Эрот не коснулся, прозябали в беззвестности? Ведь искусство стрельбы из лука, искусство врачевания и прорицания Аполлон от- крыл тогда, когда им руководили любовь и страсть, так что его тоже можно считать учеником Эрота, наставником Муз в искусстве муси- ческом, Гефеста в кузнечном деле, Афины – в ткацком, Зевса – в ис- кусстве править людьми и богами» (Платон, 1993, с. 106).

Замечательно о любви как о сущности человеческого существо- вания написал С. Л. Рубинштейн. «Любовь, – писал он, – выступает как утверждение бытия человека. Фундаментальнейшее и чистей- шее выражение любви, любовного отношения к человеку заклю- чено в формуле и чувстве: „Хорошо, что вы существуете в мире“…


С началом любви человек начинает существовать для другого чело- века в новом, более полном смысле как некое завершенное, совер- шенное в себе существо. Иными словами, любовь есть утверждение существования другого и выявление его сущности» (Рубинштейн, 1976б). Именно с этих позиций следует рассматривать любовь учи- теля к ученику.

Ранее мы показали, что вера в ученика возвышает педагогичес- кие способности до духовных.

Другим важнейшим качеством, возвышающим педагогические способности до духовных, является любовь к ученику. Эта любовь тесно связана с верой в ребенка, в его уникальность и универсаль- ность. Вместе с тем любовь к ученику является и самостоятельным глубочайшим источником одухотворения деятельности педагога.

Эта любовь порождается стремлением воплотить себя в ученике, раскрыть для него путь к истине, к научному знанию. Через ученика учитель постигает себя и самореализуется. Там, где начинается лю- бовь к ученику, кончается безразличие и проявляется вера в учени- ка. Любовь к ученику порождает у педагога чувство душевного бо- гатства, своей значимости, повышает интерес к жизни. И, несмотря на все трудности и разочарования, в душе учителя живет ощуще- ние счастья. Любовь к ученику порождает чувство радости, невзи- рая на неудачи и огорчения, любовь воспитателя открывает тайны педагогического мастерства.

Любить ребенка – значит раскрыть заложенные в нем потенции показывая пример, предлагая помощь и совет, но не принуждая, да- вая возможность проявиться личности. Не обижаться на то, что ре- бенок отвергает твою любовь, не укоряя в неблагодарности, а про- должая любить и верить, отдавать, не ожидая благодарности. Ведь в ожидании благодарности проявляется эгоизм родителя и педагога. Отдавать себя ребенку, прощая самоуверенность незрелости. Не тре- бовать от ребенка, чтобы он был «самый, самый». Самый умный, са- мый красивый, самый… Сдерживать свои самолюбивые стремления. Любовь к ребенку – это, прежде всего, принятие его таким, ка-

ков он есть. Это укрощение своих тщеславных помыслов, связанных с ним, это бескорыстие. Любить ребенка – это значит не путать «хо- роший» с «удобным».

«Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа,


 

 

Януш Корчак (1878–1942)

 

сила его требований и стремлений. И мысли нет о том, что вырас- тет безвольным и неприспособленным к жизни» (Корчак, 1990, с. 33). Родитель должен видеть ребенка таким, каков он есть, с его досто- инствами и недостатками. Однако очень часто родители не хотят знать того, что знают, признать то, что видят. Это происходит от то- го, что так удобней, так можно уйти от фактов, задевающих тщесла- вие родителей.

Любовь к ребенку требует признания его права на ошибку, на по- ступок вопреки нашей воле. Поступок вводит ребенка в новый мир, где он все должен решать сам. Надо признать за ребенком право вы- сказывать свои мысли, активно участвовать в обсуждении планов относительно его будущего.

Любить ребенка – это значит не лишать его радости сегодня, не пренебрегать тем, что его радует, смущает, удивляет, сердит.

Вместе с тем любовь к ребенку, уважение к нему могут сочетаться с требовательностью, дисциплиной, строгим соблюдением нравст- венных норм, уважением к авторитетам. Это способствует воспи- танию человека, который ответит уважением своим воспитателям за то, что те не забавлялись им, а трудным путем вели его к постав- ленной цели.

Любовь к ребенку всегда сочетается с заботой о его будущем, но эта забота об успехе и карьере не должна превращаться в холодный рас- чет, при котором все вычислено вплоть до «супружества и плодови- тости» и нет места для самого ребенка.


Любить ребенка – это значит не ограничивать его в любви к дру- гим, не впадать в ревность.

Следует помнить, что большинство пороков в поведении детей (недисциплинированность, агрессивность, невоспитанность) объ- ясняются не тем, что ребенок плох, а тем, что ребенку плохо, что ре- бенок страдает. Любовь взрослого должна быть направлена, прежде всего, на то, чтобы избавить ребенка от страдания.

Яркий пример самоотверженной любви к детям мы находим в жизни Януша Корчака.

Любовь к ребенку характеризуется открытостью педагога, влечени- ем к ученику и силой борьбы за него. Любовь есть способность к еди- нению с учеником и отождествление себя с ним. Любовь открывает новое измерение ученика – его индивидуальность и самоценность.

Вера в ученика и любовь к ученику порождают стремление «жить в ученике», что, в свою очередь, формирует педагогическую духов- ность учителя. Эта духовность наделяет человека откровением. Пе- дагогу открываются такие уголки души ребенка, которые в обычном состоянии для него остаются недосягаемыми. Он яснее понимает мо- тивацию поступков ученика, его трудности в учении, сложности от- ношений с товарищами. Для учителя раскрывается целостная жизнь ребенка, а не отдельные школьные успехи или неудачи, для него ста- новится доступным внутренний мир ученика. Педагогическая ду- ховность учителя, в основе которой лежит любовь и вера в ученика, преобразует его душевные способности в духовно-душевные, опре- деляя и новое видение учения, и новое мышление. Новое в том смыс- ле, что он видит в ученике ранее скрытые качества, с иных позиций оценивает поступки ученика. И именно в этом откровении он воз- вышается в своей деятельности до высот педагогического искусства.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.