Понимание способностей в Библии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понимание способностей в Библии

2021-01-29 113
Понимание способностей в Библии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для начала обратимся к Библии. В книге Бытие (гл. 2, стих 9) напи- сано: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для жизни, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». В комментариях Толковой Библии мы чита- ем: «Так как, вообще, заповедь, приуроченная к этому древу, имела в виду развитие высших способностей человека (курсив мой. – В. Ш.), как существа разумного… а так как, по ветхозаветному воззрению, все вообще познание носило моральный характер, то „добро и зло“ и берутся здесь как два противоположных полюса всего вообще по- знания» (Толковая Библия, 1904–1913, с. 18–19). Можно предполо- жить, что, согласно Ветхому Завету, человек наделен, прежде всего, духовными способностями познания «добра и зла».


Анализируя заповеди Моисея, мы видим, что они сродни родо- вым табу. Несоблюдение заповедей строго наказывается. Заповеди сформулированы в деятельностной форме – «Не делай», «Не желай». Заповеди раскрывают то, что нельзя делать; за скобками остается все, что можно делать – что не несет вреда, что не несет в себе Зла. Деяние Добра не ограничивается и не регулируется. Человек может быть многолик, но главное, чтобы он не творил Зло. В заповедях мо- тивация и действие сопряжены, выступают как поступок.

В Нагорной проповеди, как пишет «Толковая Библия», Спаси- тель «хотел… перечислить свойства и характер людей, имевших сде- латься гражданами утверждаемого Им небесного царства» (там же, с. 84).

Каковы же качества этих людей? Из проповеди следует, что это:

• христиане, усвоившие себе христианские идеалы кротости, не- злобивости и смирения;

• милосердные и благожелательные к ближним;

• чистые сердцем, не омраченные никакими затемняющими вли- яниями порочных страстей или греховных дел; люди с чистой совестью;

• спокойные, неагрессивные; живущие в мире с другими, трудя- щиеся в целях достижения и водворения мира на земле, творя- щие мир среди несчастных;

• борющиеся за истину, против пороков, утверждающие истины Спасителя;

• стойкие в борьбе за истину (за заповеди Христа).

Таким образом, мы видим, что Нагорная проповедь дает нам пред- ставление о человеке-христианине. Отметим, что выраженность (представленность) отмеченных выше качеств у конкретного чело- века может колебаться в широких пределах. В различном сочета- нии отмеченных качеств проявляется индивидуальность человека.

Посмотрим теперь, каким же смыслом наполняются выделенные качества? Обратимся для этого к словарю В. И. Даля (1978):

Кроткий (от слова «укротить» – укрощать или смирять, уте- шать, унимать) – о человеке – тихий, скромный, смиренный, любя- щий, снисходительный, невспыльчивый, негневливый, многотерпе- ливый.

Незлобивый – кроткий, смиренный, благостный, добросердеч- ный, милосердный, доброжелательный.


 

 

Владимир Иванович Даль (1801–1872)

 

Смиренный – кроткий, покорный, послушный, осознавший свои слабости и недостатки, раскаянный, скромный, укротивший свои страсти, добрый, спокойный и ровный нравом.

Милосердный – желающий добра другим, прощающий, щедрый, делающий добро другим, добрый, сострадающий, снисходитель- ный, благосклонный.

Благожелательный – желающий блага другим (близкое к мило- сердному).

Чистосердечный – чистый сердцем, свободный от пороков, с чис- той совестью; прямой, откровенный, доброжелательный, искренний, щедрый, лишенный криводушия, лицемерия, лукавства.

Мирный – творящий мир в окружающих, среди несогласных, не- агрессивный, любящий других, живущий в мире с другими.

Истинный – правдивый, справедливый, искренний, непритвор- ный, борющийся за истину (истинное – противоположное лжи, все, что верно, подлинно, точно, справедливо).

Стойкий – непоколебимый, упорный, прочный, неослабеваю- щий (глубоковерующий и непоколебимый в борьбе за веру).

Сведем теперь все качества в единый тезаурус: тихий, скром- ный, смиренный, снисходительный, невспыльчивый, негневливый, многотерпеливый, благостный, добросердечный, милосердный, по- корный, послушный, осознающий свои слабости, недостатки, рас- каянный, укротивший свои страсти, добрый, спокойный и добрый нравом, прощающий, сострадательный, снисходительный, благо- склонный, желающий и делающий добро другим, свободный от по- роков (чистый сердцем), совестливый (с чистой совестью), прямой,


откровенный, жизненный, щедрый, лишенный криводушия, лице- мерия и лукавства, творящий мир (в несогласных), любящий дру- гих, неагрессивный, живущий в мире с другими.

Интересно сравнить эти качества с качествами личности, пред- ставленными в трудах философов и ученых различных историчес- ких периодов.

Богатый материал по данному вопросу представлен в работе В. А. Рыбина (2004). Им были проанализированы работы античных авторов (Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки, Эпиктета, Цицерона, Марка Аврелия, Демокрита, Зенона, Ксенократа, Племо- на, Антиоха, Евдора Александрийского, Филона Александрийско- го, Плутарха, Альбина, Никомаха из Геразы, Плотина), мыслителей эпохи Возрождения (Петрарки, Джованни Боккаччо, Лоренцо Вал- ла, Пико делла Мирандола Джованни, Пьетро Помпонацци, Георга Гемиста Плетона, Лютера, Эразма Роттердамского, Рейхлина, Людо- вика Вивеса, Франсуа Рабле, Николая Кузанского, Парацельса, Мон- теня, Пьера Шаррона, Джордано Бруно, Кампанеллы, Макиавелли, Томаса Мора), философов Нового времени (Б. Спинозы, Т. Гоббса, Д. Локка, Ф. Хатчесона, Г. Лейбница, Р. Кумберленда, А. Шефтсбери, П. Бейля, К. А. Гельвеции, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юма, А. Смита, И. Кан- та, Г. Гегеля, О. Конта, Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, И. Бентама, П. Ж. Прудона, Т. Спенсера) и выделены добродетели, ценимые в со- ответствующие периоды. Мы свели эти данные в таблице 1.

Сопоставляя качества человека, выделенные в результате кон- тент-анализа текстов Библии, с обобщенными данными, получен- ными в результате анализа мнений различных мыслителей в разные времена, мы можем констатировать, что:

– во-первых, они в основном совпадают по смыслу;

– во-вторых, в Библии более детально и всесторонне прописаны требования к нравственным, гуманистическим качествам чело- века;

– в-третьих, в системе сущностных качеств человека в анализи- руемых работах недостаточно определены способности чело- века, те качества, которые обеспечивают успех в деятельности. Они представлены общими требованиями к трудолюбию, раз- уму и мудрости.

По частоте встречаемости заслуживают внимания такие качест- ва, как справедливость, умеренность, мудрость, любовь, мужество,


Таблица 1

Частота встречаемости конкретной добродетели в различные исторические периоды

 

Добродетель

Частота встречаемости

Античность Эпоха Возрождения Новое время Всего Мудрость 17 3 0 20 Справедливость 17 13 12 42 Мужество 15 1 0 16 Умеренность 16 5 0 21 Нетерпимость к ли- цемерию и ханжеству 0 1 0 1 Дружелюбие 4 2 0 6 Смелость 2 0 0 2 Благочестие 2 1 0 3 Скромность 1 2 0 3 Сострадание 1 0 9 10 Независимость 0 4 0 4 Человеколюбие 1 5 0 6 Свободолюбие 0 2 0 2 Любовь к жизни 0 2 1 3 Пытливость ума 0 2 0 2 Рассудител ьность 1 6 0 7 Милосердие 0 6 7 13 Разумность 1 3 2 6 Любовь 0 15 5 20 Стремление к знанию 0 3 0 3 Толерантность 0 4 0 4 Терпение 0 3 0 3 Стыдливость 0 2 0 2 Трудолюбие 0 3 1 4 Свободолюбие 0 4 0 4 Веротерпимость 0 2 0 2 Уважение 0 3 4 7 Взаимопомощь 0 2 2 4 Правдивость 0 2 0 2 Доброта 0 1 2 3 Доброжелательность 0 2 1 3 Ответственность 0 0 4 4 Сочувствие 0 0 7 7 Благожелательность 0 0 2 2 Равноправие 0 0 5 5

милосердие, сострадание, дружелюбие, рассудительность, разум- ность, нетерпимость к лицемерию и ханжеству, криводушию и лу- кавству (подлости).

Заключая настоящий раздел, отметим, что, определяя духов- ные способности, мы часто говорим о личностных качествах. Пра- вомерно ли это? Для того чтобы ответить на данный вопрос, мы должны определить, а что же такое личностные (нравственные) ка- чества? Откуда и как у человека появляются (формируются) лич- ностные качества?

 

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)

 

C. Л. Рубинштейн обращается к пониманию личности К. Марксом, который определял личность как «совокупность общественных от- ношений» (Маркс, Энгельс, 1960, с. 3). Анализируя историю слово

«persona», Рубинштейн ссылается на А. Тренделенбурга, который в своем исследовании показал, что латинское слово «persona», заимст- вованное у этрусков, «употреблялось у римлян в контексте «persona patris regis» и обозначало, таким образом, не конкретную индивиду- альность, а общественную функцию, выполняемую человеком» (Ру- бинштейн, 1976а). Анализируя отношение между внутренней сущ- ностью личности и ее общественными отношениями, Рубинштейн


писал, что «личность обозначает не либо общественную функцию, либо внутреннюю сущность человека, а внутреннюю сущность че- ловека, определяемую общественными отношениями» (там же, с. 39). Здесь мы поставим вопрос: «А как понимать общественные функ- ции, выполняемые человеком и внутреннюю сущность человека?» Об- щественная функция – это профессиональная функция в обществен- ном разделении труда, иными словами, это конкретная деятельность (или конкретные виды деятельности), выполняемые (реализуемые) конкретным человеком. В таком аспекте деятельность выступает

как определенные формы общественного поведения человека.

Понимаемые таким образом общественные отношения приводят нас к деятельностному подходу в определении личности. Под лич- ностью в этом случае мы будем понимать субъекта деятельности в со- вокупности его качеств, сформировавшихся в деятельности, реали- зуемых в деятельности и развивающихся в деятельности. Качества субъекта деятельности, сформировавшиеся в деятельности, оценивае- мые с точки зрения морали, характеризующиеся устойчивостью по от- ношению к конкретному человеку, мы и можем называть личностными качествами. Личностные качества – это характерные для конкрет- ного человека качества, проявляющиеся в деятельности и поведении, оцениваемые с позиций морали. Данные качества, прежде всего, про- являются в деятельности и поведении по отношению к другим людям.

Формирование личностных качеств будет определяться средой, в которую включается человек как субъект поведения (деятельнос- ти), и системой отношений, определяющих функцию субъекта в сис- теме поведенческих отношений.

На основе анализа морали в социально-культурной эволюции К. Р. Арутюнова и Ю. И. Александров (2019) показали, что становле- ние морального индивида следует рассматривать через призму струк- туры субъективного опыта.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что духовные способности – это, прежде всего, способности познания и делания добра и зла, выраженные в определенных формах поведения. Как жиз- ненный факт они представлены в различных нравственных качествах. В широком смысле духовные способности есть способности по- знания культуры. С позиций методологического принципа опред- мечивания-распредмечивания, создание культуры – это процесс опредмечивания способностей и личностных качеств человека в про- изведениях культуры; распредмечивание культуры – это раскрытие


способностей и личностных качеств, которые заложены в произведе- ниях культуры. В сознательном познании истины существуют толь- ко по отношению к определенному человеческому типу. «Мы едва ли в силах даже представить себе, – пишет А. Шпенглер, – сколько ве- ликих мыслей чужих культур нашли в нас свою погибель, посколь- ку мы, исходя из нашего мышления и его границ, не смогли их ас- симилировать или, что то же, ощущали их ложными, ненужными и бессмысленными» (Шпенглер, 1993, с. 204).

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.