Характеристика общих способностей — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Характеристика общих способностей

2021-01-29 96
Характеристика общих способностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда мы говорим о способностях, мы имеем в виду, прежде всего, человека, подразумевая под этим качества, обуславливающие успеш- ность его деятельности. Но понятие способностей имеет более ши- рокий круг носителей. Мы говорим: стекло способно пропускать свет (или стекло обладает свойством пропускать свет), зеленый лист способен усваивать солнечную энергию (обладает свойством усваи- вать солнечную энергию), нейрон способен переходить из состояния покоя в состоянии возбуждения, человек способен воспринимать, запоминать, мыслить и т. д. Из сказанного следует, что способнос- ти являются характеристикой функциональных свойств предметов. Способностями обладает не только человек. Поэтому всегда следу- ет говорить о «способностях человека». Объекты, свойствами кото- рых являются способности, могут или проявлять активность сами (живые существа) или приводиться в движение другими существа- ми (например, человеком, который использует их полезные свойст- ва: алмаз способен резать стекла, если его надлежащим образом ис- пользует человек).

Как мы отметили, человек способен воспринимать, запоминать, мыслить, действовать – это его познавательные и психомоторные способности (общие способности человека). Мы знаем, что в осно- ве этих свойств лежат соответствующие функциональные систе- мы (Анохин, 1975; Лурия, 1973; Скворцов, 2000), которые являются природной основой познавательных и психомоторных способнос- тей. Эти функциональные нейропсихологические системы и лежат в основе природных способностей.

Для дальнейшего анализа проблемы способностей воспользу- емся высказываниями Б. Г. Ананьева (1977) о строении психичес- ких функций и точкой зрения С. Л. Рубинштейна (1999) на отноше- ние способностей, психофизических функций и деятельности.

Согласно схеме, предложенной Б. Г. Ананьевым, развитие психи- ческих свойств проявляется как развитие функциональных, опера- ционных, мотивационных механизмов. Функциональные механиз- мы на раннем этапе возникновения реализуют филогенетическую программу и складываются задолго до возникновения операцион-


 

 

Борис Герасимович Ананьев (1907–1972)

 

ных механизмов. Между функциональными и операционными ме- ханизмами существуют сложные взаимодействия. Для развития операционных механизмов требуется определенный уровень функ- ционального развития. В свою очередь, развитие операционных ме- ханизмов переводит в новую фазу развития и функциональные ме- ханизмы, их возможности прогрессивно возрастают, повышается уровень системности. В некоторые периоды индивидуального раз- вития, к которым, как можно полагать, относятся школьный возраст, юность и зрелость человека, между операционными и функциональ- ными механизмами устанавливаются соразмерность, относитель- ное взаимодействие.

Мотивация входит в структуру способностей, рассматривае- мых как «родовые» формы деятельности (Рубинштейн, 1999). Она направляет отбор релевантной для достижения цели информации. При этом мотивация рассматривается и как мотивационное состоя- ние, формирующееся на основе определенных потребностей и цен- ностей личности.

Обобщая взгляды крупнейших отечественных психологов – А. Р. Лурии, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна Б. М. Ломова, – мы предложили концепцию способностей, в которой способности опре- деляются как свойства функциональных систем, реализующих отдель- ные психические функции, достроенные в онтогенезе операционными механизмами и направляемые мотивацией и личностными смыслами


субъекта деятельности. Способности имеют индивидуальную меру вы- раженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобра- зии освоения и реализации деятельности.

Из данного определения следует, что способность не монометрич- на. Она имеет, по крайней мере, три измерения: природное (биоло- гическое), субъектно-деятельностное и личностное (более подроб- но см.: Шадриков, 1985, 2007, 2019).

Способности человека как индивида отражают их природную (биологическую) сущность. Они сформировались для обеспечения выживания человека в естественных природных условиях. Способ- ности индивида есть свойства его функциональных систем, реали- зующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и про- являющиеся в успешности и качественном своеобразии познания окружающего предметного мира и организации адаптивного пове- дения (в том числе жизнедеятельности).

Способности человека как субъекта деятельности отражают их субъектно-деятельностную природу, развитие природных спо- собностей под влиянием требований предметной деятельности. Это, прежде всего, выражается в овладении субъектом интеллекту- альными операциями в их тонком приспособлении к условиям дея- тельности (придания им черт оперативности). А там, где разворачи- вается интеллектуальная деятельность, обязательно присутствуют процессы принятия решения (какие интеллектуальные операции и как использовать), программирования (как, в какой последова- тельности использовать выбранные операции), формулирование различных критериев: какие операции предпочтительны (критерии предпочтительности), критерии достижения цели, критерии необ- ходимости и достаточности выбранных операций, критерии эффек- тивности. В этом случае психическая функция как «родовая» форма деятельности (по С. Л. Рубинштейну) будет описываться психологи- ческой функциональной системой, изоморфной психологической функциональной системе деятельности. Специфической особеннос- тью данной системы является то, что она формируется на базе при- родных функциональных систем, реализующих отдельные психи- ческие функции.

Способности личности есть способности субъекта деятельнос- ти, поставленные под контроль личностных качеств. Ведущую роль при этом играют морально-нравственные качества. Эти способности


направлены на познание культуры и творение культуры, на позна- ние социального мира, на познание добра и зла. Они определяют- ся ценностями и смыслами личности. Их мы и относим к духовным способностям.

Представленная структура способностей является в определен- ной мере условной, так как каждый человек одновременно является и индивидом, и субъектом деятельности, и личностью. Поэтому мы говорим о трех измерениях каждой способности. Общая схема вза- имодействия психических процессов, способностей и личностных качеств представлена на рисунке 4.

 

 

Рис. 4. Общая схема взаимодействий психических функций, способнос- тей и личностных качеств

 

В представленной структуре способностей любое измерение может стать ведущим. Когда этим ведущим измерением будут свойства индивида, мы будем говорить о природной способности, когда ве- дущим измерением будет субъектно-деятельностное, мы будем го- ворить об общих способностях, когда ведущим становится третье измерение, будем говорить о духовных способностях.


Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что духовные спо- собности в яркой форме представлены через третье измерение, тес- но связанное с эмоциональным состоянием, поэтому можно сказать, что духовные способности – это способности духовных состояний. Ме- ханизм проявления духовных состояний в способностях более по- дробно рассмотрен в параграфе 2.3.


Глава 2


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.