Ценностные ориентации и ценности: соотношение понятий — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Ценностные ориентации и ценности: соотношение понятий

2020-08-21 86
Ценностные ориентации и ценности: соотношение понятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обратимся сперва к понятию ценность и рассмотрим, как определяют ценности различные авторы.

В настоящее время существует множество подходов к определению понятия "ценность", понимание того, что есть "ценности" варьируется не только в зависимости от той сферы научного знания, в рамах которой они рассматриваются (будь то философия, педагогика, психология или социология), но и изменяется в рамках одной и той же научной дисциплины при переходе от автора к автору, от одного периода развития социальных наук к другому. Попытаемся далее рассмотреть основные подходы к определению понятия ценность, представленные в работах классиков социологии.

Согласно теории Г. Зиммеля, тот или иной объект представляет для нас ценность и является ценностью не потому, что он ценен сам по себе, а поскольку он обладает определенной дистанцией по отношению к индивиду, и для того, чтобы достигнуть его, эту дистанцию надо преодолеть путем приложения определенных усилий: ценность - это "объект, характеризуемый дистанцией по отношению к субъекту, чье вожделение равно фиксирует эту дистанцию и стремится преодолеть ее" [Зиммель, 1958; С.14]. Вожделение и дистанция - вот что, по Зиммелю, наделяет тот или иной объект определенной ценностью для индивида: "Мы вожделеем вещи лишь вне их непосредственной самоотдачи нашему потреблению и наслаждению, т.е. именно постольку, поскольку они ему как-то сопротивляются". Зиммель также считал, что "над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей" [Ионин, 2001; С.129]. Этот мир ценностей функционирует по своим собственным законам, оторванным от индивидуального сознания. Таким образом, Зиммель рассматривал ценности как некие надындивидуальные объекты, к достижению которых стремятся индивиды.

Согласно воззрениям другого классика социологии, Э. Дюркгейма, ценность - это "не то, чем вещи являются сами по себе, но то, какую ценность они представляют по отношению к сознательному субъекту, то есть та цена, которую последний им назначает" [Дюркгейм, 1991; С.106]. Одной из ключевых категорий, использующихся Дюркгеймом для анализа ценностей, является близкое к ним понятие "идеала". Идеалы - "это просто идеи, в которых изображается и обобщается социальная жизнь в том виде, как она существует в кульминационных пунктах своего развития" - пишет Дюркгейм. "Ценность … проистекает из связи вещей с различными аспектами идеала, и именно по отношению к идеалам, понимаемым таким образом, оценивается ценность вещей". Другими словами, ценность содержится не в самих вещах, а в том идеале, который данная вещь воплощает: "вещь служит символом для идеала и дает возможность представить ее себе разным людям" [Дюркгейм, 1991; С.110]. Таким образом, ценность рассматривается как воплощение некого идеала и определяется через оценки индивидов того или иного объекта.

М. Вебер, в свою очередь, определяет ценность "как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса" [Гайденко, 1979; С.187]. Согласно воззрениям Вебера, "каждое человеческое действие предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели, а способом бытия ценности является ее значимость для индивида" [Вебер, 1990; С.554]. Вебер пишет, что ценность "нужно рассматривать как форму, при помощи которой люди организуют свой жизненный опыт" [Там же; С.569]. Таким образом, ценности определяются через нормы и цели индивидов, способные направлять их поведение и определять их действия.

Обобщая перечисленные подходы, можно заключить, что ценности функционируют, главным образом, в общественном сознании и представляют собой некие объекты, оцениваемые индивидами в соответствии с их связью с принятыми и разделяемыми в обществе идеалами, к которым стремятся индивиды и которые определяют их нормы поведения и цели.

Что же понимается под ценностными ориентациями? И какова их связь с ценностями? Российский социолог А.Г. Здравомыслов отмечает, что ценностные ориентации могут не совпадать со структурой ценностей и поэтому важно проводить границу между ценностными ориентациями личности и принятыми в обществе ценностями [Здравомыслов, 1986; С. 201]. И если ценности, как уже отмечалось выше, функционируют в общественном сознании, то ценностные ориентации закреплены в сознании индивидуальном. "Ценностные ориентации, - пишет Здравомыслов, - "важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов". Таким образом, ценностные ориентации представляют собой внутренние установки личности, определяющие ее повседневные действия и поведение, убеждения и нравственные принципы. Ценностные ориентации, в отличие от ценностей, являются не определенными объектами, но свойствами индивидуального сознания. Содержанием ценностных ориентаций являются политические, мировоззренческие, нравственные убеждения, постоянные привязанности и нравственные принципы поведения.

Несмотря на перечисленные различия "ценностей" и "ценностных ориентаций", данные понятия тесно связаны между собой. Каково же их действительное соотношение? Проанализировав имеющиеся подходы к определению понятия "ценностные ориентации", можно сделать вывод, что ценностные ориентации личности формируются на основе имеющихся и разделяемых в обществе ценностей путем усвоения последних в процессе социализации. Таким образом, ценности являются основой, неким базисом для формирования ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, при этом, являются "индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества" [Лобанова, 2009; С.91]. Ценностные ориентации содержатся, таким образом, в индивидуальном сознании индивидов, что, однако, не мешает изучать динамику ценностных ориентаций на уровне социальных групп и общностей. И.А. Сурина пишет на этот счет следующее: "совокупность большинства (или всех) систем ценностных ориентаций в рамках одной классификации дает возможность четко определить тенденции в каждом конкретном случае для исследуемой социальной группы" [Там же; С.92]. В данном исследовании мы также попытаемся изучить совокупность индивидуальных ценностных ориентаций и их динамику.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.