Типы жителей Академгородка по ценностным ориентациям: описание результатов кластерного анализа — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы жителей Академгородка по ценностным ориентациям: описание результатов кластерного анализа

2020-08-21 56
Типы жителей Академгородка по ценностным ориентациям: описание результатов кластерного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

год:

На основе данных за 2003 год был проведен кластерный анализ. В кластерный анализ были включены факторы, построенные на предыдущем этапе анализа данных. Была получена модель из пяти кластеров, включающих 465 респондентов. Результаты кластерного анализа (финальные кластерные центры и количество объектов в каждом кластере) представлены в таблицах 5-6 (См. Приложение: Таблицы 5-6). Самым наполненным оказался третий кластер, в него вошли 184 респондента, самым малым по численности - второй, в нем оказалось всего 43 респондента.

Представителям первого кластера наиболее свойственны либеральные ценности, представители второго кластера более всего ценят уважение и стабильность. Для третьего кластера наиболее выраженным фактором оказалась "забота о здоровье", для четвертого - "благосостояние и власть". Для представителей пятого кластера наиболее свойственны "традиционные ценности".

Далее мы проанализировали качественный состав респондентов, вошедших в каждый кластер. Для этого мы рассмотрели наличие связи между членствованием в определенном кластере и такими характеристиками респондентов, как пол, семейное положение, образование и др., в отдельных ячейках таблицы сопряженности (с помощью процедуры CROSSTABS). Связь в ячейке принималась за статистически значимую при модальном значении z-статистики более 1,96 (См. Приложение: Таблицы 7-10). Также с помощью процедуры MEANS мы провели сравнение средних значений возраста и дохода для каждого кластера (См. Приложение: Таблица 11). В результате анализа были получены следующие результаты:

Первый кластер: "Либеральные ценности". В первый кластер вошло больше, чем в среднем по выборке, мужчин и меньше женщин (значение z-статистик соответственно 2,1 и - 2,1). Что касается семейного положения, то в первый кластер попало значительно меньше респондентов, состоящих в браке (значение z-статистики - 4,1) и значительно больше никогда не состоявших в браке (значение z-статистики 6,5!). Это можно объяснить относительно небольшим средним возрастом респондентов в данном кластере - 36 лет (значение среднего возраста по всей выборке - 45,5 лет). В кластер вошло значимо больше учащихся (значение z-статистики 5,6), безработных и учащихся и работающих одновременно и меньше работающих и пенсионеров. Значение среднего дохода для данного кластера ниже выборочного среднего. Представители первого кластера в большей степени склонны положительно оценивать умение рисковать и не бояться менять привычный уклад жизни. Таким образом, первый кластер представляет собой совокупность относительно молодых людей, в том числе студентов, не состоящих в браке. Это, в свою очередь, объясняет их ориентацию на так обозначенные нами либеральные ценности (хорошее образование, карьера, свобода, независимость).

Второй кластер: "Уважение и стабильность". Значение среднего возраста для данного кластера выше выборочного среднего, в отличие от значения среднего дохода - оно самое низкое среди всех кластеров. Среди представителей второго кластера меньше лиц, состоящих в браке и больше вдовых (значение z-статистик соответственно - 2,4 и 2,8). Респонденты, вошедшие в данный кластер в меньшей степени склонны рассчитывать только на себя и в большей - стремиться к достижению успеха. Напомним, что данный кластер является наименее наполненным.

Третий кластер: "Забота о здоровье". В третий кластер вошло больше, чем в среднем по выборке, женщин и меньше мужчин (значение z-статистик соответственно 2,4 и - 2,4). Представители третьего кластера, преимущественно, состоят в браке, среди них значительно меньше респондентов, никогда не состоявших в браке (значение z-статистики - 6,0). Значение среднего возраста респондентов, вошедших в третий кластер, самое большое - более 49 лет, что объясняет значимо большее количество пенсионеров (значение z-статистики 4,2) и меньшее количество учащихся. Представители данного кластера в меньшей степени склонны рассчитывать на других и в большей - только на себя.

Таким образом, третий кластер характеризуется, прежде всего высоким значением среднего возраста и большой долей лиц, состоящих в браке. Большой средний возраст объясняет ориентацию на "заботу о здоровье", ведь с возрастом работа отходит на второй план, а ценность здоровья, напротив, возрастает.

Четвертый кластер: "Благосостояние и власть". В четвертый кластер вошло больше, чем в среднем по выборке, мужчин (значение z-статистики 2,4), значение среднего возраста для данного кластера, в отличие от предыдущего, близко к выборочному среднему. В кластер вошло значимо больше работающих и меньше пенсионеров (значение z-статистик соответственно 5,0 и - 4,3), что объясняет самое высокое среди всех кластеров значение среднего дохода. Представители данного кластера в большей степени склонны считать, что главное в жизни - это личный успех.

Пятый кластер: "Традиционные ценности". Значение среднего возраста и дохода для данного кластера близко к выборочному среднему, "перекосов" в образовании и виде деятельности также не было выявлено. Данный кластер характеризуется меньшей, по сравнению с другими кластерами, долей лиц, состоящих в браке. Представители данного кластера в большей степени склонны считать, что работа на общее благо и стремление избежать неудачи важнее, чем достижение успеха.

2009 год:

На основе данных за 2009 год также был проведен кластерный анализ. В кластерный анализ были включены факторы, построенные на предыдущем этапе анализа данных. Была получена модель из семи кластеров, включающих 412 респондентов. Результаты кластерного анализа (финальные кластерные центры и количество объектов в каждом кластере) представлены в таблицах 12-13 (См. Приложение: Таблицы 12-13). Самым наполненным оказался четвертый кластер, в него вошли 126 респондентов, самым малым по численности - седьмой, в нем оказалось всего 18 респондентов.

Представителям первого кластера наиболее свойственны ценности привязанности и беззаботной жизни, представители второго кластера более всего ценят семью и красоту. Для третьего кластера наиболее выраженным фактором оказалась "забота об окружающих", для четвертого - "беззаботная жизнь" и "семья и красота". Для представителей пятого кластера наиболее свойственны ценности "честного труда". Ценности "свободного творчества" наиболее характерны для представителей шестого кластера, "личные достижение" - для представителей седьмого.

Далее мы проанализировали качественный состав респондентов, вошедших в каждый кластер. Для этого мы рассмотрели наличие связи между членствованием в определенном кластере и такими характеристиками респондентов, как пол, семейное положение, образование и т.д., в отдельных ячейках таблицы сопряженности (с помощью процедуры CROSSTABS). Связь в ячейке принималась за статистически значимую при модальном значении z-статистики более 1,96 (См. Приложение: Таблицы 14,16,17). Также с помощью процедуры MEANS мы провели сравнение средних значений возраста и дохода для каждого кластера (См. Приложение: Таблица 15). В результате анализа были получены следующие результаты:

Первый кластер: "Привязанность" и "Беззаботная жизнь". Значение среднего возраста в первом кластере значительно ниже выборочного среднего и составляет 35 лет. Это объясняет тот факт, что в данный кластер вошло больше неработающих и студентов (значение z-статистик соответственно 2,3 и 2,2). Также это позволяет объяснить отрицательную факторную нагрузку переменной "будущее детей": многие из относительно молодых людей, вошедших в первый кластер, по всей видимости, еще не успели обзавестись детьми и по-прежнему высоко ценят развлечения.

Второй кластер: "Семья и красота". В данный кластер вошло больше домохозяек. Представители данного кластера в меньшей степени склонны проявлять собственную инициативу, брать ответственность на себя, работать на общее благо и стремиться к достижению успеха.

Третий кластер: "Забота об окружающих". Пятый кластер характеризуется наименьшим значением среднего дохода, что объясняет тот факт, что представители данного кластера считают более важными умение довольствоваться малым и работу на общее благо. Также респонденты, вошедшие в третий кластер, в меньшей степени склонны рассчитывать только на себя (в большей - рассчитывать на других) и стремиться получить высокое образование.

Четвертый кластер: "Беззаботная жизнь" и "Семья и красота". В данный кластер вошло больше женщин и меньше учащихся. Значение среднего возраста для данного кластера выше выборочного среднего. Представители данного кластера в меньшей степени склонны быть неприклонными в своих принципах.

Пятый кластер: "Честный труд". Пятый кластер характеризуется, прежде всего, наибольшим значением среднего дохода. Значение среднего дохода для данного кластера значительно выше выборочного среднего, что может быть обусловлено тем, что респонденты, вошедшие в данный кластер, высоко ценят работу.

Шестой кластер: "Свободное творчество". В данный кластер вошло больше мужчин (значение z-статистики 2,9), средний возраст в данном кластере ниже выборочного среднего, что объясняет значимо меньшее количество пенсионеров. Представители данного кластера больше ценят умение рисковать, способность менять привычный уклад жизни, проявление собственной инициативы и стремление к достижению успеха и в меньшей степени склонны стремиться к стабильности и избегать неудач.

Седьмой кластер: "Личные достижения" и "Стабильность и дружба". В данный кластер, вопреки ожиданиям, вошло больше женщин, студентов и находящихся в декретном отпуске (значение z-статистик соответственно 2,0, 2,7 и 2,3). Представители данного кластера выше ценят стремление получить высокое образование и в большей степени склонны рассчитывать только на себя.

Выводы по процедуре кластерного анализа:

Кластерный анализ позволил нам выделить группы жителей Академгородка по ценностным ориентациям. Так, на базе данных за 2003 год мы получили типологию из пяти кластеров жителей Академгородка, за 2009 - из семи. Это подтвердило нашу рабочую гипотезу 2.2 и позволило перейти к следующему шагу нашей работы - выявлению основные характеристик респондентов каждого типа по ценностным ориентациям. На данном этапе нашла свое подтверждение и рабочая гипотеза 2.3, поскольку нам удалось выявить значимые различия в характеристиках жителей Академгородка, принадлежащих к различным типам ценностных ориентаций (как в социально-демографических, так и диспозиционных).

Содержательные выводы

 

Итак, мы изучили ценностные ориентации жителей Академгородка, выявили их структуру, и рассмотрели их динамику.

Анализ таблиц сопряженности выявил неустойчивость системы ценностных ориентаций жителей Академгородка. К счастью, несмотря на это, у жителей Академгородка все же существует ряд устойчиво воспроизводящихся ценностей.

Факторный анализ также показал разницу между ценностными ориентациями в 2003 и 2009 годах. Так, одни и те же ценности объединяются в разные блоки, образуя различные по содержанию факторы. Исключения составляют лишь такие ценности, как "образование" и "карьера", "стабильность" и "хорошие друзья", оказавшиеся в одном факторе и в 2003 г. и в 2009 г. Объединение данных ценностей вполне логично, ведь, например, получение хорошего образования создает возможности для успешной карьеры и наоборот, карьерный рост предполагает наличие определенной базы в виде хорошего образования. Однако, если в 2003 г. к ценностям "образование" и "карьера" присоединилась ценность свободы и независимости, то в 2009г. эти же ценности были объединены с ценностью "власть". Это может говорить об изменении значения и целей образования и карьеры: если ранее получение образования и построение карьеры были средством для обретения свободы и независимости, то позже они же стали способом получения власти.

Как показал кластерный анализ, в период с 2003 по 2009 гг. структура ценностных ориентаций, характерных для различных групп индивидов, подверглась изменениям. Изменилась не только сама типология респондентов, но и качественный состав кластеров. Это говорит о том, что система ценностных ориентаций жителей Академгородка изменчива и нестабильна.

В целом, наша основная гипотеза не опровергается, поскольку нам удалось выявить нестабильность и изменчивость системы ценностных ориентаций жителей Академгородка. Однако по-прежнему остаются неизвестными причины данных изменений. Изучение основных факторов и причин изменчивости системы ценностных ориентаций индивидов представляется весьма интересной темой для дальнейшего исследования.


Заключение

 

В данной работе в качестве нецелевого источника информации были использованы результаты социологических опросов, проведенных ИЭОПП СО РАН совместно с кафедрой общей социологии НГУ в рамках комплексного исследования общественного мнения жителей Академгородка "Ваш Академгородок" в 2003 и 2009 годах.

Эмпирическая часть настоящей курсовой работы содержит результаты расчетов, проведенных с использованием математико-статистических методов анализа (кластерный и факторный анализ, построение таблиц сопряженности).

В ходе анализа были выявлены ценностные ориентации жителей Академгородка, которые впоследствии с помощью факторного анализа были объединены в блоки. На основании выявленных факторов, мы кластеризовали респондентов в соответствии с разделяемыми ценностными ориентациями и сравнили их по интересующим нас критериям. Мы сопоставили результаты, полученные на массивах 2003 и 2009 гг., что позволило изучить основные особенности динамики ценностных ориентаций жителей Академгородка.

Таким образом, по окончании данного исследования мы получили результаты социологического анализа динамики ценностных ориентаций, построенного на вторичном анализе данных с применением статистического пакета SPSS.


Список используемой литературы

 

1. Битуева А.В. особенности структурного строения ценностных ориентаций // CREDO, Теоретический журнал. 2000. №21. С.40-51.

2. Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл.П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.

.   Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. № 1. С.96 - 105.

.   Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // История буржуазной социологии XIX - начала XX вв. М.: Наука, 1979.

5. Горяченко Е.Е., Наумова М.В. Сетевой подход к исследованию локальной территориальной общности: постановка проблемы // III Всероссийский социологический конгресс "Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия".М. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа<http://www.isras.ru/abstract_bank/1210162760. pdf <http://www.isras.ru/abstract_bank/1210162760.pdf>>. [Обращение к документу: 26 января 2012].

.   Горяченко Е.Е. Территориальная общность в изменяющихся условиях // Социологические аспекты перехода к рыночной экономике: (Материалы к XIII социологическому конгрессу). Ч.1. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН. 1994. с.63-86. [Электронный ресурс]. Режим доступа <http://nesch. ieie. nsc.ru/GLGOR. htm <http://nesch.ieie.nsc.ru/GLGOR.htm>>. [Обращение к документу: 25 января 2012].

.   Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (по материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. 2008. № 8. С.118 - 122.

.   Дубов И.Г. Социально-демографические характеристики сторонников различных ценностей и противников "антиценностей" // Базовые ценности россиян. Под ред. Рябова А.В., Курбангалеевой Е.Ш.М., "Дом интеллектуальной книги", 2003.

.   Дубов И.Г. Ценности и поведение: анализ взаимосвязи // Базовые ценности россиян. Под ред. Рябова А.В., Курбангалеевой Е.Ш.М., "Дом интеллектуальной книги", 2003.

.   Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 1991. № 2. с.106-114. [Обращение к документу: 20 ноября 2011]. Режим доступа: <http://society. polbu.ru/dyrkgeim_sociology/ch16_i.html <http://society.polbu.ru/dyrkgeim_sociology/ch16_i.html>>.

.   Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. / М.: Политиздат, 1986.

.   Зиммель Г. Философия денег / [Электронный ресурс]. Режим доступа: <<http://www.srinest.com/book_897_chapter_13_Georg_Zimmel_FILOSOFIJA_DENEG.html>>. [Обращение к документу: 5 ноября 2011].

.   Зоткин Н.В., Сафиуллина Л.З. Проявление ценностных ориентаций личности на осознаваемом и неосознаваемом уровнях / [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.psycheya.ru/lib/cennostnie_orientiri. pdf <http://www.psycheya.ru/lib/cennostnie_orientiri.pdf>>. [Обращение к документу: 27 ноября 2011].

.   Лапин Н.И. Расхождения и возможные синтезы в динамике терминальных и инструментальных ценностей россиян // Общая социология. Хрестоматия / Сост.А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер.В.Г. Кузьминов; Под общ. ред.Н.И. Лапина. М.: Высш. гик. 2006.

.   Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3. C.14 - 24.

.   Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, 1998. № 1. С.13-25.

.   Лобанова А.С., Чутова Н.П. Ценностные ориентации: концептуализация понятия в контексте социальных изменений. // ГРАНІ: [науково-теоретичний громадсько-політичний альманах] / голов. ред. С.В. Шевцов; Дніпропетровський нац. ун-т імені Олеся Гончара. Дн-ськ: Вид-во ДНУ. 2009. №3 (65). С.89-93.

.   Магун В. Как меняются российские трудовые ценности // Отечественные записки. 2007. № 3 (37). С.1 - 13.

.   Мосиенко Н.Л. Локальные территориальные общности: социально-территориальная структура и реальные границы // Регион: экономика и социология <http://ecsocman.hse.ru/region/>. 2007. № 2. С.105-113.

.   Муртазин Р.А. Ценностные ориентации личности как функции регуляторов социального поведения индивидов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф.Т.I. Пермь: Меркурий. 2011. С.34-36.

.   Наука и инновации в регионах России. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://regions. extech.ru/naukgr/ng_details. php? id=39>. [Обращение к документу 29.04.2012].

.   Ионин Л.Г. Социология Георга Зиммеля // История социологии в Западной Европе и США. М.: Издательство НОРМА. 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Sociolog/Osipov/index. php <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Osipov/index.php>>. [Обращение к документу: 5 января 2012].

.   Петров А. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2. C.83-90.

.   Ростовцев П.С., Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS. Учеб. - метод. пособие. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001.

.   Семенов В. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007 № 4. С.37-43.

.   Смирнов Л.М. Базовые ценности и "антиценности" современных россиян // Базовые ценности россиян. Под ред. Рябова А.В., Курбангалеевой Е.Ш.М., "Дом интеллектуальной книги", 2003.

.   Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.

.   Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975.

.   Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1987.

Приложение

 

** - ρ ≤ 0,01

* - ρ ≤ 0,05

В процентах к количеству опрошенных по столбцу.

% - значимый положительный перекос

% - значимый отрицательный перекос

Таблица 1. Что Вы больше всего цените в жизни? Значимые перекосы в отношении различных групп респондентов к ценностям (2003 г.)

  По всей выборке Работа Семья Будущее детей Уважение окружающих Дружба Образование Здоровье Карьера Хорошие отношения между людьми Свобода, независимость Ощущение своей нужности людям Власть Стабильность

Пол

мужской 41,2 49,1* 42,2 32,4** 33,3 39,5 42,1 40,2 43,5 36,8 53,3** 36,0 100 39,8 женский 58,4 50,9* 57,8 67,6** 66,7 60,5 57,9 59,8 56,5 63,2 46,7** 64,0 0,0 60,2

Возраст

до 24 лет 12,2 11,2 15,6* 2,3** 8,3 24,4** 31,6** 10,7 52,5** 17,1 14,1 8,0 100* 8,3 25-34 лет 18,9 19,8 20,7 16,2 25,0 25,2* 21,1 18,2 21,7 17,1 23,9 12,0 0 19,5 35-44 лет 18,2 20,7 19,4 19,8 16,7 12,6 10,5 19,6 8,7 13,2 27,2* 26,0 0 20,4 45-54 лет 18,2 25,9* 17,7 24,3** 11,1 8,4** 10,5 19,6 13,0 14,5 9,8* 22,0 0 24,1* 55-64 лет 14,8 12,1 13,5 18,0 11,1 16,0 21,1 11,2* 4,3 11,8 10,9 18,0 0 16,5 65 и старше 17,2 10,3* 13,1 19,4 27,8 13,4 5,3* 20,6 0* 26,3* 14,1 14,0 0 11,3

Образование

Высшее 56,0 64,7* 58,2 58,6 58,3 54,6 63,2 55,6 47,8 57,9 69,6** 62,0 100 49,6 Среднее специальное 16,2 12,1 16,9 17,6 13,9 12,6 10,5 17,3 8,7 11,8 9,8 18,0 0 19,5 Общее среднее 16,3 16,4 16,5 10,8 13,9 21,8 21,1 15,0 39,1 15,8 15,2 10,0 0 18,8 СПТУ, ТУ, ПТУ 4,5 4,3 4,2 5,9 0 5,0 5,3 5,6 0 2,6 1,1 6,0 0 6,8 Неполное среднее 5,6 2,6 3,8 5,9 11,1 4,2 0 5,6 4,3 9,2 3,3 4,0 0 4,5 Начальное 1,1 0 0,4 1,4 2,8 1,7 0 0,9 0 2,6 1,1 0,0 0 0,8

Основное занятие

Работающий 54,3 73,3** 57,0 53,2 52,8 49,2 47,4 50,5 47,8 53,9 58,7 52,0 0 57,1 Неработающий 3,2 2,6 4,2 3,2 2,8 5,9 0 1,9 8,7 1,3 2,2 4,0 0 1,5 Декретный отпуск 0,9 0,9 1,3 1,4 2,8 0 2,6 1,4 0 0 1,1 0,0 0 0 Домохозяйка 3,9 2,6 4,6 5,9* 2,8 3,4 5,3 5,6 0 2,6 5,4 4,0 0 5,3 На пенсии 86 2,6** 13,9** 23,9** 22,2 14,4 2,6** 22,9* 0 22,4 10,9* 18,0 0 15,8 На пенсии, работаю 5,8 8,6 5,9 6,3 2,8 5,9 10,5 5,6 0 3,9 5,4 6,0 0 8,3 Учусь 7,7 5,2 8,9 1,8** 2,8 14,4** 15,8 5,6 34,8** 10,5 9,8 6,0 0 9,0 Безработный 1,9 2,6 1,3 1,8 0 3,4 7,9** 1,9 4,3 2,6 2,2 0,0 0 0,8 Учусь, работаю 1,7 1,7 1,7 0,9 8,3** 0 5,3 2,8 4,3 2,6 2,2 0,0 100* 0

Семейное положение

женат/замужем 54,9 60,0 68,6** 67,3** 45,7 37,0** 39,5* 58,9 43,5 41,3** 46,7 38,0** 100 61,7 вдовец/вдова 9,2 7,0 5,1** 9,5 20,0* 11,8 7,9 8,4 0 12,0 7,6 14,0 0 6,0 разведен (-а) 12,4 8,7 7,6** 15,0 8,6 13,5 10,5 12,6 8,7 12,0 13,0 18,0 0 12,8 не женат/не замужем 21,9 23,5 18,2* 7,3** 25,7 37,0** 42,1** 19,6 47,8** 33,3 31,5* 30,0 0 18,8 состою в гражданском браке 0,6 0,9 0,4 0,7 0 0,8 0 0,5 0 1,3 1,1 0,0 0 0,8

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.