Основные направления в исследованиях ценностных ориентаций — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Основные направления в исследованиях ценностных ориентаций

2020-08-21 99
Основные направления в исследованиях ценностных ориентаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Внимание к проблематике ценностей и ценностных ориентаций в социологии вот уже многие десятилетие остается неизменным, их изучением занимались различные авторы, начиная с классиков социологии и заканчивая современными исследователями. В изученном материале, представленном в списке литературы, можно обозначить несколько направлений исследований ценностных ориентаций и таким образом выделить целые блоки работ, посвященных аспектам изучения ценностных ориентаций.

Исследованию трансформации ценностных ориентаций российского общества в периоды социальных изменений посвятили свои работы такие авторы как В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз, Н.И. Лапин, Д.А. Леонтьев, В.С. Магун.

В работе "Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации" В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз приводят результаты анализа ценностных ориентаций различных возрастных групп. Рассматривая разные поколения, авторы отмечают наличие некоторых тенденций в изменениях системы их ценностных ориентаций. Так, для поколения "родителей" характерен постепенный отказ от традиционных ценностей и переориентация на инициативность и новаторство в поведении. Особое внимание уделено проблеме функционирования механизма воспроизводства ценностных ориентаций. По мнению авторов, в условиях изменяющейся социальной среды он перестает быть ведущим, в связи с чем нарушается процесс трансляции ценностей предыдущим поколениям. Авторы также приходят к выводу, что в период активных социальных изменений наблюдается наличие противоречий в системе ценностных ориентаций как представителей молодежи, так и членов "родительского" поколения [Гаврилюк, 2002; С.102].

Н.И. Лапин в своей статье "Ценности, группы интересов и трансформация российского общества" при рассмотрении трансформации ценностей российского общества исходит из анализа так называемых "групп интересов", то есть социальных групп, артикулирующих и агрегирующих свои интересы в общественной среде и стремящихся к их институционализации. Автор так же приходит к выводу, что именно от изменения структуры групп интересов индивидов зависит динамика их ценностей [Лапин, 1997; С.16].

В работе "Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени" Д.А. Леонтьев рассматривает ценностные ориентации наряду с ценностными стереотипами и идеалами как форму ценностных представлений. Для изучения ценностных ориентаций автор считает наиболее приемлемым использование методики М. Рокича, представляющей собой метод прямого ранжирования ценностей. М. Рокич разделяет ценности на два класса: терминальные и инструментальные. При этом терминальные ценности он определяет как "убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться", а инструментальные - как "убеждения в том, что определенный образ действий с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях" [Леонтьев, 1998; С.17]. По результатам исследований, ориентированных на задачи "когортного" сравнения, Д.А. Леонтьев приходит к выводу, что ценностные ориентации студентов существенно не изменяются от поколения к поколению и сравнительно мало подвержены трансформациям. Исследование показало, что наиболее значимыми ценностями для студентов по-прежнему остаются терминальные ценности: любовь, интересная работа и наличие друзей и инструментальные ценности: честность, ответственность и жизнерадостность. Однако некоторые изменения все-таки удалось выявить. Так, автор отмечает, что "женщины стали выше ценить уверенность в себе, мужчины - независимость, и те и другие - материально обеспеченную жизнь", что, по мнению исследователя, может быть связано с распространением среди студентов индивидуалистических ориентаций.

Анализу трансформации российских трудовых ценностей посвящена статья В.С. Магуна "Как меняются российские трудовые ценности". Анализируя динамику отношения российского населения к труду, автор рассматривает не только динамику отдельных трудовых ценностей, но и их интегральные индексы, отражающие общее направление изменений отношения к различным аспектам трудовой деятельности. По результатам исследования, трудовые ценности россиян в период с 1991 по 2004 гг. претерпели значительные изменения, что, по мнению автора, "свидетельствует о лабильности массовой трудовой культуры, т.е. опровергает широко распространенную точку зрения о ее практически непреодолимой инерционности" " [Магун, 2007; C.10].

Отдельным блоком исследований является изучение ценностных ориентаций молодежи, в данном направлении работали В.Е. Семенов, А.В. Петров и К.С. Дивисенко.

В.Е. Семенов в статье "Ценностные ориентации современной молодежи" обращается к вопросу о нравственном воспитании молодого поколения. Несмотря на то, что по результатам исследования, проведенного под руководством автора, главными жизненными ценностями молодежи в настоящее время являются семья, друзья и здоровье, В.Е. Семенов отмечает наличие негативных тенденций трансформации системы их ценностных ориентаций. Так, автор отмечает снижение для молодежи значимости труда, отсутствие в сознании молодых людей связи между работой и деньгами, отсутствие ценностей героизма и т.д. В результате автор приходит к выводу об отсутствии у современной молодежи какой-либо более или менее однозначной системы ценностей, что, по его мнению, связано, прежде всего, с негативным внешним влиянием (в первую очередь инфраструктуры досуга и СМИ) и несформированностью системы воспитания и социализации молодежи [Семенов, 2007; с.40].

На неоднозначность ценностных ориентаций молодежи указывает также А.В. Петров. В своей статье "Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений" он выделяет следующие основные особенности ценностного сознания современных молодых людей: рост индивидуализма и материализма, фрагментарность мировоззрения, амбивалентность, нестабильность, эклектичность, политическая индифферентность, ориентация на гедонистические ценности и др. [Петров, 2008; С.90]. Обобщая результаты исследования, можно сказать, что только представления о семейном благополучии не претерпели существенных изменений и носят, в целом, традиционный характер. Таким образом, главным выводом исследования становится отсутствие определенности в ценностных представлениях современной молодежи, что, по словам автора, является естественным следствием происходящих изменений в обществе.

Изучением динамики ценностных ориентаций старших школьников занимался К.С. Дивисенко. По результатам исследования, основанного на анализе биографических текстов и сочинений, принципиальных изменений в системе ценностей школьников за 10 лет не произошло. По-прежнему значимыми остаются такие ценности как "семья", "любовь", "дружба", "образование" и "учеба" [Дивисенко, 2008; C.119]. Однако, по словам автора, все же наблюдается определенная динамика ценностей. Так, произошло увеличение значимости ценностей "независимость", "собственный стиль", "карьера", "достаток", "успех". Существенно снизилось значение ценности "работа" [Там же; С.120].

Взаимосвязь ценностных ориентаций и поведения анализировали такие исследователи как В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, И.Г. Дубов и Р.А. Муртазин.

В статье "Ценностные ориентации личности как функции регуляторов социального поведения индивидов" Р.А. Муртазин, рассматривая ценностные ориентации как "знания, мнения и убеждения, определяющие предпочтения и конкретный выбор поведения", приходит к выводу, что ценностные ориентации способны во многом определять поведение и выполняют функцию регуляторов социального поведения индивидов [Муртазин, 2011; С.34]. Также автор выделяет такие функции ценностных ориентаций как функция целеполагания (определение целей поведения и направления развития личности), оценочная функция (определение приемлемых способов реализации целей), мотивационная функция (мотивация к определенным действиям и поведению), функция саморегуляции (сознательное решение задач и выбор поступков) и контролирующая функция (отслеживание уровней освоения ценностных ориентаций).

Влияние ценностных ориентаций на поведение людей признавал и В.А. Ядов. В работе "О диспозиционной регуляции социального поведения личности" В.А. Ядов придерживается идеи, о том, что поведение и деятельность человека регулируются его системой диспозиций, организованных иерархически. Автор выделяет четыре уровня диспозиций: элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях, система социальных установок, имеющая сложную структуру и включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, базовые социальные установки или "общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности" и, наконец, высший уровень диспозиционной иерархии - система ценностных ориентаций личности [Ядов, 1979; С.4]. Диспозиционная иерархия, основной функцией которой является регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде, а высшим уровнем - ценностные ориентации, таким образом, выступает по отношению к поведению личности как регулятивная система.

Ценностные ориентации как высший уровень регуляции поведения рассматривает также А.Г. Здравомыслов. В работе "Потребности. Интересы. Ценности" автор, наряду с потребностями и интересами, рассматривает ценности и ценностные ориентации как "стимулы и причины человеческой деятельности" [Здравомыслов, 1986; С.160]. По Здравомыслову, ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности и выступают в роли важных факторов, обусловливающих мотивацию действий и поступков личности. Автор также отмечает, что благодаря контрольным функциям ценностных ориентации "действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться" [Здравомыслов, 1986; С. 202].

В работе "Ценности и поведение: анализ взаимосвязи" И.Г. Дубов рассматривает взаимосвязь ценностей с реальным и декларируемым поведением. Так, автор отмечает, что ценности способны в большей степени детерминировать декларируемое поведение, чем реальное. В результате исследований, проведенных в рамках проекта "Томская инициатива", И.Г. Дубов приходит к выводу об отсутствии прямой связи между ценностями и социальными установками, определяющими поведение, отмечая, что связь между ними "является гораздо более сложной, чем это представлялось до сих пор" [Дубов, 2003; С. 201]. Таким образом, автор опровергает положение о непосредственной детерминации поведения ценностями индивида и приводит причины, объясняющие рассогласование ценностных представлений и практического поведения, сформулированные В.С. Бакировым:

.   Поверхностность уровня ценностных представлений;

2. Отсутствие условий, необходимых для реализации ценностных предпочтений;

.   Независимость действий людей от усвоенных ими ценностей, подразумевающая, что ценности не детерминируют активность людей, а являются лишь средством рационализирующего обоснования поведенческого выбора, продиктованного той или иной потребностью.

Изучению базовых ценностей Россиян посвятили свои работы такие авторы, как Н.И. Лапин и Л.М. Смирнов.

Л.М. Смирнов в работе "Базовые ценности и "антиценности" современных россиян" описывает процедуру составления списка базовых ценностей, репрезентирующего "все их многообразие" и, следовательно, пригодного для качественного исследования. В список были включены как терминальные, так и инструментальные ценности, поскольку, как особо отмечает автор "инструментальные ценности не менее важны для понимания специфики культуры и менталитета большой социальной группы, чем ценности терминальные" [Смирнов, 2003; С. 20]. Кроме того, для получения наиболее полной картины ценностных предпочтений опрашиваемых в рамках данного исследования впервые был составлен список "антиценностей", "включающий все то, что наиболее неприемлемо, отвергаемо, раздражает или угрожает, что осуждается обществом и культурой" [Смирнов, 2003; С.18].

В работе "Расхождения и возможные синтезы в динамике терминальных и инструментальных ценностей россиян" Н.И. Лапин рассматривает социокультурную модель базовых ценностей российских жителей. Автор классифицирует базовые ценности по двум основаниям: общетеореоретическому (терминальные и инструментальные ценности) и социокультурному (традиционные, общечеловеческие и либеральные ценности) и анализирует динамику данных ценностей в период с 1990 по 2002 гг. На основе социокультурной модели базовых ценностей россиян стало возможным выявить расхождения в динамике различных ценностей в рассматриваемый период. Так, по результатам исследования, была выявлена тенденция либерализации структуры базовых ценностей, то есть в большей, по сравнению с другими ценностями, степени возросло значение таких ценностей как жизнь, свобода, независимость и инициативность. В целом, терминальные ценности (семья, работа, свобода и т.п.) получили большую поддержку, чем инструментальные (жертвенность, нравственность, независимость и др.). При этом, внутри терминальных ценностей доминируют традиционные, а среди инструментальных - либеральные ценности [Лапин, 2006; с.675-678].

Л.З. Сафиуллина и Н.В. Зоткин посвятили свою работу изучению ценностных ориентаций на осознаваемом и неосознаваемом уровнях. Проведя сравнение между результатами исследования ценностных ориентаций с помощью методик прямого ранжирования, предполагающих сознательное построение ценностной иерархии, и исследованием, проведенным при помощи метода "цветовых метафор", позволяющего избежать участия сознательного контроля над процессом построения, авторы приходят к выводу о существенном расхождении между иерархиями ценностей на осознаваемом и неосознаваемом уровнях. Таким образом, обнаруживается несоответствие декларируемых ценностей и ценностей, реально побуждающих индивидов к тем или иным действиям [Сафиуллина, 2007; С.161].

Итак, мы рассмотрели различные работы, посвященные исследованию ценностных ориентаций. Следует отметить, что большинство авторов не проводят границы между понятиями "ценностная ориентация" и "ценность" и зачастую отождествляют их. Поэтому, прежде чем приступить к разработке программы исследования, необходимо уточнить данные понятия и их соотношение.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.