Глава 1. Динамика ценностных ориентаций жителей Академгородка: теоретическое описание — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Динамика ценностных ориентаций жителей Академгородка: теоретическое описание

2020-08-21 94
Глава 1. Динамика ценностных ориентаций жителей Академгородка: теоретическое описание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

 

В данной работе представлены результаты исследования динамики ценностных ориентаций на основе анализа статистических данных опроса жителей Академгородка в 2003 и 2009 гг. Целью данной работы является выявление особенностей динамики ценностных ориентаций жителей Академгородка. В работе представлена программа исследования динамики ценностных ориентаций, описание методики статистической обработки и анализа данных и результаты анализа. Рассматриваемая в рамках данного исследования цель способна внести свой вклад в социологический дискурс, касающийся проблемы неустойчивости ценностных ориентаций.


Оглавление

Аннотация

Введение

Глава 1. Динамика ценностных ориентаций жителей Академгородка: теоретическое описание

1.1 Основные направления в исследованиях ценностных ориентаций

1.2 Ценностные ориентации и ценности: соотношение понятий

1.3 Ценностные ориентации жителей Академгородка: теоретическое описание объекта исследования

1.4 Постановка задач и рабочих гипотез исследования

Глава 2. Использование количественных методов для изучения динамики ценностных ориентаций жителей Академгородка

2.1 Жители Академгородка как эмпирический объект исследования

2.1 Система индикаторов-показателей

2.3 Описание информационной базы исследования

2.4 Обоснование методов анализа данных: проведение факторного и кластерного анализа, построение таблиц сопряженности

Глава 3. Ценностные ориентации жителей Академгородка: результаты анализа

3.1 Жители Академгородка: иерархия ценностей

3.2 Значимые перекосы в отношении различных групп респондентов к ценностям: описание результатов анализа таблиц сопряженности

3.3 Основные типы ценностей, разделяемых жителями Академгородка: описание результатов факторного анализа

3.4 Типы жителей Академгородка по ценностным ориентациям: описание результатов кластерного анализа

3.5 Содержательные выводы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

 

Тема ценностей является одной из центральных в социологии. К ценностной проблематике в своих работах обращалось огромное количество авторов, включая классиков социологии, таких как Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер и многие другие. В современном социологическом дискурсе изучение ценностных ориентаций и их динамики по-прежнему выступает в роли важного направления исследований, поскольку всегда остается актуальным вопрос об основных направлениях движения общества.

Отсюда следует обоснование актуальности темы исследования: проблема изменений ценностных ориентаций общества в социологии всегда была неизменно актуальной, однако особое значение их изучение приобретает в периоды активной социальной трансформации общества. В XXI веке в российском обществе происходят серьезные изменения, вызванные такими процессами перемен, как глобализация, развитие технологий и средств массовой коммуникации, увеличение влияния СМИ и т.д., и сопровождающиеся трансформацией социального порядка и деятельности основных социальных институтов. В связи с этим подвергается изменениям и такой важный компонент общественной структуры, как система ценностных ориентаций. В переходные, кризисные периоды ценностные ориентации, как отдельных индивидов, так и общества в целом, являются наиболее нестабильными и подверженными влиянию разнообразных факторов. Таким образом, изучение динамики, выявление основных направлений и тенденций изменения ценностных ориентаций в период социальной трансформации общества является достаточно актуальной темой для исследования. Изучение ценностных ориентаций жителей Новосибирского Академгородка представляется особенно интересным, ввиду высокой специфичности данной локальной территориальной общности.

ценностная ориентация житель академгородок

Проблемной областью нашего исследования являются социология культуры и социология личности.

Социальная проблема настоящего исследования заключается в проблеме подверженности влиянию разнообразных факторов и нестабильности системы ценностных ориентаций в период социальной трансформации общества.

Научно-познавательная проблема - специфика динамики ценностных ориентаций.

Теоретическим объектом настоящего исследованияявляются ценностные ориентации жителей Академгородка.

Предмет исследования - динамика ценностных ориентаций жителей Академгородка.

Цель исследования - выявить особенности динамики ценностных ориентаций жителей Академгородка.

Обоснование практической значимости цели: выявив особенности динамики ценностных ориентаций жителей Академгородка, мы сможем судить о процессах социальных изменений, происходящих в данной территориальной общности, выявить основные направления и тенденции их трансформации.

Научная новизна цели: рассматриваемая в рамках данной работы цель внесет новый вклад в исследование проблем трансформации ценностных ориентаций, позволит по-новому взглянуть на проблему устойчивости системы ценностных ориентаций и предоставит возможность выявить основные тенденции в формировании ценностных ориентаций в изменяющемся обществе.

Предполагаемыми методами анализа данных являютсяметоды факторного и кластерного анализа. Для статистической обработки данных будет использоваться статистический пакет SPSS.

Итак, сначала мы рассмотрим основные направления в исследованиях ценностных ориентаций, затем представим теоретическое описание объекта исследования с описанием основных научных понятий. Далее мы проведем постановку исследовательских задач и рабочих гипотез. Также мы приведем систему эмпирических индикаторов с описанием эмпирического объекта исследования и методики анализа данных. В заключении мы проанализируем основные итоги исследования, приведем содержательные выводы, включающие в себя результаты выполнения поставленных задач, так и методические выводы, отражающие плюсы и минусы используемых методов анализа данных для выполнения поставленных целей и задач.


Год

Рассматривая межполовые различия, видно, что значимо больший процент мужчин, чем процент мужчин в выборке в целом, выбрали ценности "работа" и "свобода и независимость". Отсюда следует, что они повышенно тяготеют к этим ценностям, что, однако, не означает, что женщинам эти ценности совсем не близки. Так, например, среди выбравших "работу" было 50,9% женщин, а среди выбравших "свободу и независимость" - 46,7%. Однако этот процент женщин был значимо меньшим, чем процент женщин во всей выборке (58,4%), и, следовательно, женщины тяготеют к данным ценностям меньше, чем к другим. У женщин значимый положительный перекос наблюдается в отношении ценности "будущее детей".

Значимо большая доля, чем в выборке в целом, молодых людей (до 24 лет) выбрала такие ценности как "семья", "дружба", "образование" и "карьера". Отрицательный значимый перекос в данной возрастной группе был зафиксирован по отношению к ценности "будущее детей". Вероятно, это обусловлено тем, что у большинства молодых людей еще нет собственных детей, заботиться о будущем которых им еще только предстоит.

У членов следующих возрастных групп отсутствует повышенное, по сравнению с остальными группами, тяготение к большинству ценностей. Единственный значимый положительный перекос в данных возрастных группах имеется по отношению к ценностям "дружба" (в группе 25-34 лет) и "свобода и независимость" (в группе 35-44 лет). При этом по отношению к этим же ценностям в возрастной группе 45-54 лет были зафиксированы отрицательные перекосы. Это может означать, что потребность в актуализации перечисленных ценностей в данной возрастной группе по большей части уже удовлетворена, и на первый план выходят совсем иные ценности, в частности: "работа", "будущее детей" и "стабильность" - именно по отношению к данным ценностям были зафиксированы положительные перекосы в этой возрастной группе.

В возрастной группе 55-64 лет был отмечен лишь один значимый перекос: значимо меньше, чем их было в массиве в целом, представителей данной группы выбрало ценность "здоровье". Полученный результат является несколько парадоксальными, поскольку в соответствии с обыденными представлениями, ценность здоровья в данном возрасте должна напротив возрастать.

Что касается последней возрастной группы, то в ней были зафиксированы несколько отрицательных перекосов: по отношению к ценностям "образование", "работа" и "карьера". Не исключено, что это связано с окончанием трудовой деятельности и выходом данных людей на пенсию. На данном жизненном этапе люди начинают ценить другие вещи, в частности в данной возрастной группе положительный перекос был зафиксирован по отношению к ценности "хорошие отношения между людьми".

При дифференциации массива по образованию респондентов значимые перекосы были обнаружены лишь в одной образовательной группе - у лиц, получивших высшее образование. Так, были обнаружены положительные перекосы по отношению к ценностям "карьера" и "свобода и независимость".

Более информативным стал анализ различий в группах респондентов по основному занятию. Так, в группе работающих жителей Академгородка (куда входит более половины его населения) был выявлен значимый положительный перекос по отношению к ценности "работа". Такое положение дел вполне логично, учитывая, что для абсолютного большинства проживающих в Академгородке (68%) самым доходным источником средств к существованию является заработная плата по основному месту работы.

Пенсионеры повышенно тяготеют к таким ценностям как "будущее детей" и "здоровье", учащиеся выше ценят дружбу и карьеру. В качестве одной из наиболее важных ценностей будущее детей выбрало также значимо больше домохозяек. Безработное население Академгородка повышенно тяготеет к ценности "образование".

У группы жителей Академгородка, состоящих в браке, были выявлены значимые положительные перекосы к ценностям "семья" и "будущее детей", тогда как у группы не женатых/ не замужних по отношению к данным ценностям наблюдаются отрицательные перекосы. Примечательно, что по отношению к ценностям "дружба" и "образование" у данных групп наблюдается аналогичная картина: большой положительный перекос у женатых/замужних дополняется большим отрицательным у лиц, не состоящих в браке. Так, состоящие в браке понижено тяготеют к данным ценностям, а не женатые/ не замужние, напротив, повышенно.

Год

Как и в 2003 году, значимо больший процент мужчин, чем процент мужчин в выборке в целом, выбрали ценности "работа", "свобода и независимость". Также был зафиксирован положительный перекос в отношении мужчин к ценностям "карьера" и "дружба". Женщины повышенно тяготеют к таким ценностям как "семья", "будущее детей" и "здоровье".

Рассматривая возрастные различия, видно, что значимо больше молодых людей (до 24 лет) выбрало ценности "дружба", "карьера", "свобода и независимость". Как и в 2003 году, отрицательный перекос обнаружен по отношению к ценности "будущее детей". В следующей возрастной группе (25-34 лет) был зафиксирован положительный перекос только к ценности "дружба". По отношению к этой же ценности у возрастной группы 35-44 лет был обнаружен значимый отрицательный перекос, что может быть обусловлено тем, что потребность в актуализации данной ценности в этой возрастной группе уже удовлетворена, и на первый план выходят иные ценности, в частности "будущее детей". Обнаружено, что с увеличением возраста респондентов падает ценность образования. Так, в возрастной группе 45-54 лет по отношению к соответствующей ценности был зафиксирован значимый отрицательный перекос. Положительный прекос в данной возрастной группе был обнаружен по отношению к ценности "ощущение своей нужности людям". Также с возрастом падает ценность дружбы, в следующей возрастной группе (55-64 лет) по отношению к ней был зафиксирован отрицательный перекос, чего не скажешь о ценности "будущее детей", ее выбрало значимо больше респондентов в данном возрасте.

При дифференциации массива по образованию респондентов значимые перекосы были обнаружены лишь в нескольких образовательных группах. В частности у лиц, получивших среднее специальное образование был обнаружен положительный перекос по отношению к ценности "хорошие отношения между людьми", начальное - к ценности "здоровье".

У работающей группы респондентов значимые положительные перекосы были выявлены по отношению к ценностям "семья" и "работа", отрицательные - к ценностям "образование" и "карьера". Не исключено, что это связано с тем, что карьерный рост требует больших затрат времени и усилий, не оставляя времени на семью, и те, для кого высока ценность семьи бывают вынуждены отказаться от карьеры. В неработающей группе респондентов по отношению к ценности "карьера", напротив, был зафиксирован положительной перекос.

Значимо больше женщин, находящихся в декретном отпуске отметили важность таких ценностей как "семья", "будущее детей" и "образование". Домохозяйки выше, по сравнению с другими группами, ценят хорошие отношения между людьми. Значимо больше студентов отметили ценность дружбы, образования и карьеры.

Выводы по построению таблиц сопряженности:

Анализ таблиц сопряженности выявил неустойчивость системы ценностных ориентаций жителей Академгородка. Так, в ценностных ориентациях большинства групп респондентов за шесть лет произошли определенные изменения. К примеру, среди молодых людей (до 24 лет) значительно снизилась ценность образования, а ей на замену пришла ценность свободы и независимости, женщины начали выше ценить семью, а пенсионеры стали ниже оценивать важность здоровья. К счастью, несмотря на это, у жителей Академгородка все же существует ряд устойчиво воспроизводящихся ценностей. Так, мужчины продолжают высоко ценить свободу, а женщины будущее детей, молодежь неизменно высоко оценивает важность карьеры и дружбы, а трудоустроенные жители Академгородка все так же ценят работу.

В целом основная гипотеза нашего исследования не опровергается, поскольку, как показал анализ таблиц сопряженности, наблюдается нестабильность системы ценностных ориентаций жителей Академгородка.

Для получение более отчетливой картины далее был проведен факторный анализ, позволивший объединить ценности в блоки. Результаты факторного анализа будут рассмотрены в следующем разделе.

Содержательные выводы

 

Итак, мы изучили ценностные ориентации жителей Академгородка, выявили их структуру, и рассмотрели их динамику.

Анализ таблиц сопряженности выявил неустойчивость системы ценностных ориентаций жителей Академгородка. К счастью, несмотря на это, у жителей Академгородка все же существует ряд устойчиво воспроизводящихся ценностей.

Факторный анализ также показал разницу между ценностными ориентациями в 2003 и 2009 годах. Так, одни и те же ценности объединяются в разные блоки, образуя различные по содержанию факторы. Исключения составляют лишь такие ценности, как "образование" и "карьера", "стабильность" и "хорошие друзья", оказавшиеся в одном факторе и в 2003 г. и в 2009 г. Объединение данных ценностей вполне логично, ведь, например, получение хорошего образования создает возможности для успешной карьеры и наоборот, карьерный рост предполагает наличие определенной базы в виде хорошего образования. Однако, если в 2003 г. к ценностям "образование" и "карьера" присоединилась ценность свободы и независимости, то в 2009г. эти же ценности были объединены с ценностью "власть". Это может говорить об изменении значения и целей образования и карьеры: если ранее получение образования и построение карьеры были средством для обретения свободы и независимости, то позже они же стали способом получения власти.

Как показал кластерный анализ, в период с 2003 по 2009 гг. структура ценностных ориентаций, характерных для различных групп индивидов, подверглась изменениям. Изменилась не только сама типология респондентов, но и качественный состав кластеров. Это говорит о том, что система ценностных ориентаций жителей Академгородка изменчива и нестабильна.

В целом, наша основная гипотеза не опровергается, поскольку нам удалось выявить нестабильность и изменчивость системы ценностных ориентаций жителей Академгородка. Однако по-прежнему остаются неизвестными причины данных изменений. Изучение основных факторов и причин изменчивости системы ценностных ориентаций индивидов представляется весьма интересной темой для дальнейшего исследования.


Заключение

 

В данной работе в качестве нецелевого источника информации были использованы результаты социологических опросов, проведенных ИЭОПП СО РАН совместно с кафедрой общей социологии НГУ в рамках комплексного исследования общественного мнения жителей Академгородка "Ваш Академгородок" в 2003 и 2009 годах.

Эмпирическая часть настоящей курсовой работы содержит результаты расчетов, проведенных с использованием математико-статистических методов анализа (кластерный и факторный анализ, построение таблиц сопряженности).

В ходе анализа были выявлены ценностные ориентации жителей Академгородка, которые впоследствии с помощью факторного анализа были объединены в блоки. На основании выявленных факторов, мы кластеризовали респондентов в соответствии с разделяемыми ценностными ориентациями и сравнили их по интересующим нас критериям. Мы сопоставили результаты, полученные на массивах 2003 и 2009 гг., что позволило изучить основные особенности динамики ценностных ориентаций жителей Академгородка.

Таким образом, по окончании данного исследования мы получили результаты социологического анализа динамики ценностных ориентаций, построенного на вторичном анализе данных с применением статистического пакета SPSS.


Список используемой литературы

 

1. Битуева А.В. особенности структурного строения ценностных ориентаций // CREDO, Теоретический журнал. 2000. №21. С.40-51.

2. Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл.П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.

.   Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. № 1. С.96 - 105.

.   Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // История буржуазной социологии XIX - начала XX вв. М.: Наука, 1979.

5. Горяченко Е.Е., Наумова М.В. Сетевой подход к исследованию локальной территориальной общности: постановка проблемы // III Всероссийский социологический конгресс "Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия".М. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа<http://www.isras.ru/abstract_bank/1210162760. pdf <http://www.isras.ru/abstract_bank/1210162760.pdf>>. [Обращение к документу: 26 января 2012].

.   Горяченко Е.Е. Территориальная общность в изменяющихся условиях // Социологические аспекты перехода к рыночной экономике: (Материалы к XIII социологическому конгрессу). Ч.1. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН. 1994. с.63-86. [Электронный ресурс]. Режим доступа <http://nesch. ieie. nsc.ru/GLGOR. htm <http://nesch.ieie.nsc.ru/GLGOR.htm>>. [Обращение к документу: 25 января 2012].

.   Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (по материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. 2008. № 8. С.118 - 122.

.   Дубов И.Г. Социально-демографические характеристики сторонников различных ценностей и противников "антиценностей" // Базовые ценности россиян. Под ред. Рябова А.В., Курбангалеевой Е.Ш.М., "Дом интеллектуальной книги", 2003.

.   Дубов И.Г. Ценности и поведение: анализ взаимосвязи // Базовые ценности россиян. Под ред. Рябова А.В., Курбангалеевой Е.Ш.М., "Дом интеллектуальной книги", 2003.

.   Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 1991. № 2. с.106-114. [Обращение к документу: 20 ноября 2011]. Режим доступа: <http://society. polbu.ru/dyrkgeim_sociology/ch16_i.html <http://society.polbu.ru/dyrkgeim_sociology/ch16_i.html>>.

.   Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. / М.: Политиздат, 1986.

.   Зиммель Г. Философия денег / [Электронный ресурс]. Режим доступа: <<http://www.srinest.com/book_897_chapter_13_Georg_Zimmel_FILOSOFIJA_DENEG.html>>. [Обращение к документу: 5 ноября 2011].

.   Зоткин Н.В., Сафиуллина Л.З. Проявление ценностных ориентаций личности на осознаваемом и неосознаваемом уровнях / [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.psycheya.ru/lib/cennostnie_orientiri. pdf <http://www.psycheya.ru/lib/cennostnie_orientiri.pdf>>. [Обращение к документу: 27 ноября 2011].

.   Лапин Н.И. Расхождения и возможные синтезы в динамике терминальных и инструментальных ценностей россиян // Общая социология. Хрестоматия / Сост.А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер.В.Г. Кузьминов; Под общ. ред.Н.И. Лапина. М.: Высш. гик. 2006.

.   Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3. C.14 - 24.

.   Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, 1998. № 1. С.13-25.

.   Лобанова А.С., Чутова Н.П. Ценностные ориентации: концептуализация понятия в контексте социальных изменений. // ГРАНІ: [науково-теоретичний громадсько-політичний альманах] / голов. ред. С.В. Шевцов; Дніпропетровський нац. ун-т імені Олеся Гончара. Дн-ськ: Вид-во ДНУ. 2009. №3 (65). С.89-93.

.   Магун В. Как меняются российские трудовые ценности // Отечественные записки. 2007. № 3 (37). С.1 - 13.

.   Мосиенко Н.Л. Локальные территориальные общности: социально-территориальная структура и реальные границы // Регион: экономика и социология <http://ecsocman.hse.ru/region/>. 2007. № 2. С.105-113.

.   Муртазин Р.А. Ценностные ориентации личности как функции регуляторов социального поведения индивидов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф.Т.I. Пермь: Меркурий. 2011. С.34-36.

.   Наука и инновации в регионах России. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://regions. extech.ru/naukgr/ng_details. php? id=39>. [Обращение к документу 29.04.2012].

.   Ионин Л.Г. Социология Георга Зиммеля // История социологии в Западной Европе и США. М.: Издательство НОРМА. 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Sociolog/Osipov/index. php <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Osipov/index.php>>. [Обращение к документу: 5 января 2012].

.   Петров А. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2. C.83-90.

.   Ростовцев П.С., Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS. Учеб. - метод. пособие. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001.

.   Семенов В. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007 № 4. С.37-43.

.   Смирнов Л.М. Базовые ценности и "антиценности" современных россиян // Базовые ценности россиян. Под ред. Рябова А.В., Курбангалеевой Е.Ш.М., "Дом интеллектуальной книги", 2003.

.   Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.

.   Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975.

.   Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1987.

Приложение

 

** - ρ ≤ 0,01

* - ρ ≤ 0,05

В процентах к количеству опрошенных по столбцу.

% - значимый положительный перекос

% - значимый отрицательный перекос

Таблица 1. Что Вы больше всего цените в жизни? Значимые перекосы в отношении различных групп респондентов к ценностям (2003 г.)

  По всей выборке Работа Семья Будущее детей Уважение окружающих Дружба Образование Здоровье Карьера Хорошие отношения между людьми Свобода, независимость Ощущение своей нужности людям Власть Стабильность

Пол

мужской 41,2 49,1* 42,2 32,4** 33,3 39,5 42,1 40,2 43,5 36,8 53,3** 36,0 100 39,8 женский 58,4 50,9* 57,8 67,6** 66,7 60,5 57,9 59,8 56,5 63,2 46,7** 64,0 0,0 60,2

Возраст

до 24 лет 12,2 11,2 15,6* 2,3** 8,3 24,4** 31,6** 10,7 52,5** 17,1 14,1 8,0 100* 8,3 25-34 лет 18,9 19,8 20,7 16,2 25,0 25,2* 21,1 18,2 21,7 17,1 23,9 12,0 0 19,5 35-44 лет 18,2 20,7 19,4 19,8 16,7 12,6 10,5 19,6 8,7 13,2 27,2* 26,0 0 20,4 45-54 лет 18,2 25,9* 17,7 24,3** 11,1 8,4** 10,5 19,6 13,0 14,5 9,8* 22,0 0 24,1* 55-64 лет 14,8 12,1 13,5 18,0 11,1 16,0 21,1 11,2* 4,3 11,8 10,9 18,0 0 16,5 65 и старше 17,2 10,3* 13,1 19,4 27,8 13,4 5,3* 20,6 0* 26,3* 14,1 14,0 0 11,3

Образование

Высшее 56,0 64,7* 58,2 58,6 58,3 54,6 63,2 55,6 47,8 57,9 69,6** 62,0 100 49,6 Среднее специальное 16,2 12,1 16,9 17,6 13,9 12,6 10,5 17,3 8,7 11,8 9,8 18,0 0 19,5 Общее среднее 16,3 16,4 16,5 10,8 13,9 21,8 21,1 15,0 39,1 15,8 15,2 10,0 0 18,8 СПТУ, ТУ, ПТУ 4,5 4,3 4,2 5,9 0 5,0 5,3 5,6 0 2,6 1,1 6,0 0 6,8 Неполное среднее 5,6 2,6 3,8 5,9 11,1 4,2 0 5,6 4,3 9,2 3,3 4,0 0 4,5 Начальное 1,1 0 0,4 1,4 2,8 1,7 0 0,9 0 2,6 1,1 0,0 0 0,8

Основное занятие

Работающий 54,3 73,3** 57,0 53,2 52,8 49,2 47,4 50,5 47,8 53,9 58,7 52,0 0 57,1 Неработающий 3,2 2,6 4,2 3,2 2,8 5,9 0 1,9 8,7 1,3 2,2 4,0 0 1,5 Декретный отпуск 0,9 0,9 1,3 1,4 2,8 0 2,6 1,4 0 0 1,1 0,0 0 0 Домохозяйка 3,9 2,6 4,6 5,9* 2,8 3,4 5,3 5,6 0 2,6 5,4 4,0 0 5,3 На пенсии 86 2,6** 13,9** 23,9** 22,2 14,4 2,6** 22,9* 0 22,4 10,9* 18,0 0 15,8 На пенсии, работаю 5,8 8,6 5,9 6,3 2,8 5,9 10,5 5,6 0 3,9 5,4 6,0 0 8,3 Учусь 7,7 5,2 8,9 1,8** 2,8 14,4** 15,8 5,6 34,8** 10,5 9,8 6,0 0 9,0 Безработный 1,9 2,6 1,3 1,8 0 3,4 7,9** 1,9 4,3 2,6 2,2 0,0 0 0,8 Учусь, работаю 1,7 1,7 1,7 0,9 8,3** 0 5,3 2,8 4,3 2,6 2,2 0,0 100* 0

Семейное положение

женат/замужем 54,9 60,0 68,6** 67,3** 45,7 37,0** 39,5* 58,9 43,5 41,3** 46,7 38,0** 100 61,7 вдовец/вдова 9,2 7,0 5,1** 9,5 20,0* 11,8 7,9 8,4 0 12,0 7,6 14,0 0 6,0 разведен (-а) 12,4 8,7 7,6** 15,0 8,6 13,5 10,5 12,6 8,7 12,0 13,0 18,0 0 12,8 не женат/не замужем 21,9 23,5 18,2* 7,3** 25,7 37,0** 42,1** 19,6 47,8** 33,3 31,5* 30,0 0 18,8 состою в гражданском браке 0,6 0,9 0,4 0,7 0 0,8 0 0,5 0 1,3 1,1 0,0 0 0,8

Пол

мужской 45,3 58,2** 36,2** 38,3* 56,8 60,8** 26,3 37,1** 66,7* 38,3 64,5** 37,5 50,0 44,7 женский 54,7 41,8** 63,8** 61,7* 43,2 39,2** 73,7 62,9** 33,3*? 61,7 35,5** 62,5 50,0 55,3

Возраст

до 24 лет 19,8 17,7 18,6 8,3** 18,9 48,2** 36,8 16,6 62,5** 19,1 22,9* 12,5 50,0 16,0 25-34 лет 18,1 22,8 20,5 15,0 13,5 35,5* 10,5 18,0 20,8 25,5 10,5 14,6 0,0 17,0 35-44 лет 16,9 16,5 18,6 22,2* 18,9 11,3* 21,1 15,6 4,2 10,6 15,5 8,3 0,0 23,4 45-54 лет 16,5 17,7 18,6 18,9 10,8 18,8 0,0* 20,0 8,3 10,6 7,2 27,1* 0,0 14,0 55-64 лет 13,1 16,5 12,9 19,4** 13,5 12,7* 15,8 13,2 4,2 12,8 16,4 18,8 50,0 10,6 65 и старше 15,5 8,9 11,0** 16,1 24,3 10,8** 15,8 16,6 0,0* 21,3 15,4 18,8 0,0 18,1

Образование

Высшее 61,1 67,1 63,8 62,2 48,6 57,8 63,2 64,4 58,3 55,3 61,3 68,8 50,0 67,0 Среднее специальное 16,5 13,9 14,8 20,0 18,9 13,7 10,5 17,1 4,2 27,7* 9,7 12,5 50,0 11,1 Общее среднее 15,5 12,7 15,7 11,7 18,9 19,6 26,3 10,7** 29,2 12,8 22,6 14,6 0,0 13,8 СПТУ, ТУ, ПТУ 1,0 2,5 1, 0 0,6 0,0 0,0 0,0 0,0* 0,0 2,1 1,6 2,1 0,0 1,1 Неполное среднее 4,8 3,8 3,8 3,3 13,5 7,8 0,0 5,4 4,2 2,1 4,8 2,1 0,0 6,4 Начальное 1,2 0,0 1,0 2,2 0,0 1,0 0,0 2,4* 4,2 0,0 1,4 0,0 0,0 0,0

Основное занятие

Работающий 48,2 60,8* 55,2** 51,1 40,5 45,1 26,3* 50,2 20,8** 40,4 41,9 47,9 0,0 52,1 Неработающий 6,7 8,9 7,1 5,6 13,5 6,9 0,0 5,4 20,8** 2,1 4,8 2,1 0,0 5,3 Декретный отпуск 2,6 1,3 4,3* 5,0** 0,0 0,0 10,5* 2,9 0,0 4,3 3,2 2,1 0,0 3,2 Домохозяйка 2,1 0,0 2,4 3,3 0,0 2,0 0,0 3,4 0,0 6,4* 0,0 0,0 0,0 1,1 На пенсии 16,5 6,3 15,2 21,7* 24,3 4,9** 5,3 19,0 0,0 21,3 12,9 10,4 0,0 18,1 На пенсии, работаю 7,2 8,9 4,8 6,7 8,1 5,9 26,3 5,9 4,2 8,5 11,3 18,8 50,0* 6,4 Учусь 9,8 6,3 7,6 2,8** 8,1 20,6** 31,6** 6,8* 33,3** 6,4 12,9 10,4 50,0 8,5 Безработный 3,6 3,8 1,0** 2,8 2,7 4,9 0,0 3,4 8,3 6,4 8,1* 6,3 0,0 3,2 Учусь, работаю 2,9 2,5 1,9 1,1 2,7 7,8** 0,0 2,4 12,5** 4,3 4,8 0,0 0,0 2,1

Аннотация

 

В данной работе представлены результаты исследования динамики ценностных ориентаций на основе анализа статистических данных опроса жителей Академгородка в 2003 и 2009 гг. Целью данной работы является выявление особенностей динамики ценностных ориентаций жителей Академгородка. В работе представлена программа исследования динамики ценностных ориентаций, описание методики статистической обработки и анализа данных и результаты анализа. Рассматриваемая в рамках данного исследования цель способна внести свой вклад в социологический дискурс, касающийся проблемы неустойчивости ценностных ориентаций.


Оглавление

Аннотация

Введение

Глава 1. Динамика ценностных ориентаций жителей Академгородка: теоретическое описание

1.1 Основные направления в исследованиях ценностных ориентаций

1.2 Ценностные ориентации и ценности: соотношение понятий

1.3 Ценностные ориентации жителей Академгородка: теоретическое описание объекта исследования

1.4 Постановка задач и рабочих гипотез исследования

Глава 2. Использование количественных методов для изучения динамики ценностных ориентаций жителей Академгородка

2.1 Жители Академгородка как эмпирический объект исследования

2.1 Система индикаторов-показателей

2.3 Описание информационной базы исследования

2.4 Обоснование методов анализа данных: проведение факторного и кластерного анализа, построение таблиц сопряженности

Глава 3. Ценностные ориентации жителей Академгородка: результаты анализа

3.1 Жители Академгородка: иерархия ценностей

3.2 Значимые перекосы в отношении различных групп респондентов к ценностям: описание результатов анализа таблиц сопряженности

3.3 Основные типы ценностей, разделяемых жителями Академгородка: описание результатов факторного анализа

3.4 Типы жителей Академгородка по ценностным ориентациям: описание результатов кластерного анализа

3.5 Содержательные выводы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

 

Тема ценностей является одной из центральных в социологии. К ценностной проблематике в своих работах обращалось огромное количество авторов, включая классиков социологии, таких как Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер и многие другие. В современном социологическом дискурсе изучение ценностных ориентаций и их динамики по-прежнему выступает в роли важного направления исследований, поскольку всегда остается актуальным вопрос об основных направлениях движения общества.

Отсюда следует обоснование актуальности темы ис


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.