Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания»

2020-08-20 113
Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Н.И. Жинкин)

Аннотация

В статье представлено содержание и основные направления деятельности детско-родительской творческой мастерской. Рассматривается богатый потенциал русского языка в формировании личностной культуры обучающегося.

Ключевые слова: творчество, мастерская, культура, личность, родители.

 

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить свои таланты и знания во благо. Образование должно передать обучающимся необходимые жизненные навыки. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют требования к результатам школьного образования. Кроме требований к предметным результатам, они включают и требования к личностным достижениям как результатам воспитания школьника, которые формируются в процессе освоения содержания образования, выражают степень его успешности и личностного роста.

Важную роль в формировании высоких личностных достижений у обучающихся продолжает играть Учитель – не тот, что оказывает образовательные услуги, а тот, кто в процессе своей деятельности гармонично сочетает духовно-нравственные, эстетические подходы к воспитанию, а также применяет принцип единства доброты, познания в освоении жизни. Эта проблема актуальна всегда. Отметим, задача учителя русского языка и литературы – сохранять и распространять культуру и бережное отношение к языку через формирование духовно-нравственной позиции гражданина своей страны, дать учащимся сильное, полноценное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, развивать в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность.

Задача достижения учащимися личностных результатов не может быть решена с помощью одной урочной системы. Большим педагогическим потенциалом в данном направлении обладает внеурочная работа. Системная работа на уроке и организованная социально, личностно значимая деятельность во внеурочное время вместе призваны обеспечить достижение личностных результатов.

Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности может стать творческая мастерская, создающая пространство для развития речевых способностей учащихся, условия для социализации личности. Это инновационная форма обучения и воспитания, которая способствует полноценному развитию ребенка в интеллектуальной, нравственной и других сферах. Творческая мастерская позволяет учащимся использовать предметные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Мастерская – это педагогическая технология, которая по своей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые в ФГОС нового поколения отмечаются как важнейшие. Мастерская – одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.

А.К. Колеченко поясняет суть мастерской как технологии: «Мастерская получила свое название потому, что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои психические состояния и учатся ими управлять» [1].

В МБОУ Ковардицкая СОШ эта технология используется во внеурочной деятельности. Особая роль в деятельности творческой мастерской отводится родителям учащихся, так как на современном этапе для получения эффективных результатов воспитания обучающихся, повышения культурного и воспитательного потенциала их семей необходимо активно вовлекать родителей в образовательный процесс, развивать у них интерес к школе, потребность в совместной деятельности в триаде педагог – ребенок – родитель.

Цель творческой мастерской заключается в развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, обладающей коммуникативной и лингвистической компетенциями.

Творческая мастерская позволяет решить различные задачи:

· личностного саморазвития;

· образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

· функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

· культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

· социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знания.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка, отсюда определены предполагаемые личностные результаты:

· формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

· воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

· развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

· формирование духовных и эстетических потребностей;

· воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

· отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

В ходе занятий в мастерской используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, исследования учеников и родителей. Так, например, к занятию «Роль общения в нашей жизни» родители совместно с учениками выполняли исследовательское задание «Как обращаются люди друг к другу в магазине, в транспорте…», на занятии обсуждали результаты, а после чтения учителем статьи «Лишние люди» из газеты дискуссировали по поводу поставленного автором статьи Андреем вопроса о положении человека в нашем государстве и пришли к выводу, что обращение становится социально значимой категорией. На занятии «Пословицы и поговорки русского народа» дети в сотрудничестве с родителями готовили пословицы, рассуждали о мудрости и поучительности народного изречения, о содержательности речи, которая зависит от интеллекта говорящих. Традиционной на каждом занятии стала конкурсная рубрика «Говорим правильно», где победителем становится одна из семей обучающихся.

Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Творческая мастерская стала такой формой организации досуга учащихся и их родителей, где формируется потребность в культурных формах организации отдыха, снимаются личностные напряжения, удовлетворяются эмоциональные и информационно-познавательные потребности.

Использование такой формы внеурочной деятельности, как творческая мастерская, позволяет активизировать познавательную активность, приближает учеников к освоению духовной культуры. Чтобы знания стали неотъемлемой частью духовной культуры, необходим опыт сопереживания: знание, наполненное личностным смыслом, ставшее личностным опытом, опытом субъективных переживаний, и есть по-настоящему усвоенное знание.

Совместно с учащимися и их родителями мы создали электронный сборник «Наше творчество». Периодически принимали участие в передаче «Давайте говорить правильно», которая выходила на Муромском ТВ, принимаем участие в различных творческих конкурсах на районном, областном и всероссийском уровне.

Таким образом, в условиях деятельности детско-родительской творческой мастерской предметами общения выступают знания, процессы и продукты творческой деятельности, коллективные занятия, отдых и развлечения. Общение со сверстниками и родителями разворачивается в процессе подготовки к играм и совместной игры, подготовке коллективного творческого проекта, в обсуждении результатов творческих и исследовательских семейных проектов. Дети учатся культуре речи, языку общения, взаимопониманию.

Занятия помогают школьникам лучше узнать себя, найти новые пути группового взаимодействия, развить способности, которые учат лидирующей роли и роли рядового участника в ситуациях группового решения. Значит, общение становится формирующим фактором: его участники осознают свою значимость в общем деле, лично заинтересованы в достижении поставленных целей и имеют возможность для самоутверждения и реализации своих творческих способностей, коммуникативных потребностей.

 

Литература:

1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.

2. Катравцева О.Д. Духовное развитие личности на основе самореализации сущностных сил в творчестве / Монография. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.

3. Сейдниязова Н. В., Серикова Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения // ИСОМ, 2012. №6. С.123-126

4. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября»,2006.

5. Творческая мастерская как акметехнология формирования образовательной мотивации и личностного саморазвития на уроках литературы.http://www.pandia.ru/text/78/053/31710.php

 

 

Адамова Н.В., заведующий,

Шадикова Т.Ю., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №14 «Цветик-семицветик» г. Кольчугино

 

МИР НЕ ПОГИБНЕТ ПОКА СУЩЕСТВУЕТ СЕМЬЯ

(К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДОУ:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ)

«Воспитание ребенка только тогда будет эффективным и полным, когда будет основываться на возвышении духовного и нравственного. Уделяй внимание духовному,  воспитывая ребенка»

(Ш.А. Амонашвили)

Аннотация

В статье рассматриваются разнообразные проектные формы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации. Представлены диагностические материалы.

Ключевые слова: проект, молодые родители, колыбельные песни.

 

В настоящее время материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены понятия о доброте, милосердии, великодушии, благородстве, верности, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поколение Z характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Одной из приоритетных задач образования является задача духовно-высоконравственного развития детей (Национальный проект «Образование»). Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой составляющей многогранного воспитания ребенка. Одним из способов духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в непосредственную образовательную деятельность.

Детство – период формирования основных качеств человека, особенно личностных, усвоение нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка гарантирует адекватное развитие его личности.

Вместе с тем, воспитание духовно-нравственной культуры ребенка дошкольника возможно только совместными усилиями семьи и дошкольной образовательной организации.

Педагоги похожи на художников, которые ваяют душу ребенка. «Сажаем» в душу ребенка маленькое семя духовно-нравственной чистоты. Скорее всего, в детском саду мы не сможем полностью увидеть всходы этого семени. Это проявится позже. Возможно в школе, может быть в институте, а у кого-то из детей только во взрослой жизни.

Коллектив нашего детского сада стремится сформировать все условия для работы в данном направлении, повысить уровень педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, вызвать у родителей интерес к жизни детей в дошкольном учреждении.

Для реализации этого направления в детском саду поставлена цель: формирование условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными, социальными организациями.

Достижению цели способствуют задачи:

· повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников;

· расширять представления о культуре, традициях своего народа через участие в праздниках, включенных в этнокалендарь;

· вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

В нашем детском саду 89,3 % – это молодые семьи (возраст от 21 года до 45 лет), соответственно необходимо внедрить нетрадиционные формы работы с родителями:

· онлайн-консультации педагога-психолога;

· проектная деятельность с привлечением родителей (например, «Колыбельные песни для малышей детского сада», «Солнце семейных традиций», «Счастливые дети живут в счастливых семьях», «Маленькие волонтеры детского сада», «Памятные места моего детства: вернисаж родительских работ»);

· передвижная библиотека для родителей детского сада «Книга-мост в мир ребенка».

Поколение современных родителей европейские ученые называют поколением сдавшихся. Дело в том, что большинство современных мам и пап готовы купить своему ребенку игрушку по первому требованию. Родители сегодня – это люди, проводящие много времени у экранов телевизоров или компьютеров. Дети что видят, то и перенимают, стремятся подражать взрослым во всем. Родители мало разговаривают с ними, а о детских переживаниях совсем редко. Дети живут на эмоциональной волне, все прекрасно чувствуют – все тревоги, радости. Дети самые счастливые существа на свете и самые несчастные. Потому что эмоции давят сильно, психика истощается. Почему так важно поддержать психику ребенка? На этот вопрос мы ответим, выполнив упражнение для родителей «Губка».

Предложим ребятам рассмотреть обычную губку и ответить на вопросы:

- Какое свойство имеет губка?

- Она хорошо впитывает жидкость.

- Представим, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

- Губка станет синего цвета.

- Если мы вольем в губку красную жидкость?

- Губка станет красной.

- Если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

- Губка станет непонятного, неопределенного цвета.

- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? (Высказывают собственные предположения.)

Термин «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что совершать плохие поступки вредно, наказывать его. Но это бессмысленно, если он видит, что его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди, не задумываясь совершают такие поступки. Ребенок, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

Задача педагога – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные, духовные обычаи и ценности, созданные предками. Именно родители ответственны за воспитание детей. Для установления прямой и обратной связи с родителями, мы стали практиковать онлайн-консультации психолога. Любой родитель может написать на наш сайт и задать психологу вопрос. Затем получить ответ, который будет полезен не только ему, но возможно и другим, на сайте нашего детского сада, прослушав онлайн-консультацию. Вопросы задают разные: серьезные, смешные, заковыристые, с подвохом.

Благодаря работе на сайте, мы проанализировали часто задаваемые родителями вопросы и сделали вывод, что многих родителей, особенно родителей малышей раннего возраста, беспокоит процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Первое посещение ребенком детского сада – тяжелое испытание как для маленьких детей, так и для их родителей. Как быть? На помощь пришел проект, который получил название «Мама – главное слово в каждой судьбе». В группах раннего возраста создали «Мамин уголок» – это своеобразный уголок уединения, где поместили фотографии мам воспитанников группы. В тот момент, когда у малыша возникала потребность в материнском тепле, ласке, он мог подойти, посмотреть, прижаться, поцеловать фотографию мамы. Это снимало эмоциональное напряжение, психологический дискомфорт у ребенка.

Также мы задумались над вопросом, что поможет ребенку почувствовать эмоциональную связь с мамой. И вспомнили о колыбельных песнях. В любой колыбельной много мягких и нежных звуков, особые «детские словечки». Маленькие дети реагируют на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и, по большому счету, детям все равно, кто поет для них – мама, папа, бабушка или дедушка. Главное, чтобы от души.

Осознавая важность этой темы, мы обратились к ней в нашем детском саду. Реализация проекта началась со сбора информации. Выяснилось, что дети не знают колыбельных песен, только девять детей сказали, что им поют колыбельные песни. После этого решено было провести опрос среди родителей. Результаты опроса таковы:

· часто поют колыбельные песни – 10,5%;

· иногда – 18,5%,

· не поют – 61,0 %.

Так появился проект «Колыбельные для малышей детского сада».

Мы предложили мамам наших детей не только вспомнить колыбельные песни, но и расспросить своих родителей, бабушек, а у некоторых живы и прабабушки, какие колыбельные песни помнят они. Родителям были предложены темы для обсуждения: «Роль колыбельных песен в жизни и духовном развитии ребёнка», «Помогают ли колыбельные песни заснуть ребёнку». Затем мы предложили мамам, бабушкам самим исполнить колыбельные песни. Результатом нашей работы стало создание диска с колыбельными песнями, которые исполняют мамы, бабушки наших малышей.

Воспитатели групп раннего и младшего возраста используют этот диск в своей работе. Мы включаем его детям, когда укладываем их спать. Дети узнают голоса мам, которые исполняют колыбельные песни. Родители рассказывают нам, что дома они стали включать колыбельные песни детям, а кто-то поет сам.

Интерес у родителей вызвал проект «Счастливые дети живут в счастливых семьях». Этот проект мы решили реализовать с помощью газеты как формы взаимодействия с семьей. Ее популярность обусловлена тем, что речь в ней всегда идет о наших детях. Родители каждой группы делятся тем, как они вместе с детьми, всей семьей провели не только всю неделю, но и выходные дни. В газету помещаются фотографии, где папы, мамы, бабушки и дедушки вместе с детьми были на катке, в кино, в музее, ходили на лыжах в лес, посещали спортивные соревнования, тренажерный зал, бассейн. Под каждым таким событием родители размещают информацию и рекомендации для других семей: почему им стоит посетить данное мероприятие или заведение.

Воспитателями групп было замечено, что после выпуска очередного номера газеты дети с восторгом рассказывают о совместном досуге.

На протяжении года мы собирали информацию об эффективности газеты для родителей с целью прогнозирования возможных условий, средств и методов ее улучшения. В качестве методов изучения мнения родителей по поводу газеты, использовались анкеты (анонимные, чтобы обеспечить достоверность информации).

Обработанные данные показали:

· 7% родителей отметили, что газета помогла (в какой-то степени) сократить «проблемное поле» семьи, изменить характер семейных отношений;

· 14% родителей считают, что газета вызвала интерес к самовоспитанию и самообразованию в педагогической области; они стали читать специальную литературу для родителей, слушать теле- и радиопередачи по вопросам воспитания;

· 21% родителей указали, что в газете познакомились с интересным опытом воспитания детей и применили его в собственной практике. Это значит, что газета сделала доступной информацию, которая раздвинула рамки традиционных контактов, показала, как члены семьи могут разнообразить жизнь детей за пределами дошкольного учреждения, как находки одной семьи в воспитании становятся достоянием многих.

Результатом проекта «Счастливые дети живут в счастливых семьях» стало то, что родители и дети постепенно стали ближе друг к другу, мамы и папы постепенно научились слушать и слышать своего ребенка. Это шанс родителя на понимание того, чем живет его ребенок, какой жизнью.

Востребованной формой работы с родителями стал вернисаж работ на тему «Памятные места моего детства». Мамы и папы представили на бумаге свои воспоминания: город глазами ребенка, тайные места для прогулок в детстве. Дети увидели мир родителей, но глазами ребенка-родителя. Они прошли вместе по тем памятным местам и смогли сравнить прошлое и настоящее. Каждая картина сопровождалась рассказом родителей о своем детстве, им представилась удивительная возможность привести в свой детский мир ребенка.

Проводя анализ работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьями воспитанников в области духовно-нравственного воспитания, провели анкетирование родителей. Первоначальное анкетирование показало, что вначале организации работы по духовно-нравственному воспитанию родители не придавали большого значения развитию духовности детей. Повторное анкетирование, после реализации первых проектов, продемонстрировало изменения в лучшую сторону. На вопрос о том, какие направления деятельности по духовно-нравственному развитию детей должны быть реализованы в детском саду, родители ответили следующее: знакомство с национальными обрядовыми праздниками – 59%, знание народных обычаев и примет – 85%, приобретение практического духовного опыта – 72%, формирование нравственных чувств – 94%.

В процессе работы по духовно-нравственному воспитанию прослеживается тенденция активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

В заключение отметим, что взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию должно быть постоянным. Соответственно, мы не останавливаемся на достигнутом, планируем реализацию новых проектов, связанных с постановкой и решением новых актуальных задач.

 

Литература:

1. Национальный проект «Образование» Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» – [электронный ресурс] – www. garant.ru

2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.

3. Карпова С.В. Родительская семья как фактор, формирующий образ жизни / С.В. Карпова // Материалы международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: КГПУ, 2016.

4. Павлова Е.В. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути духовно-нравственного развития детей / Е.В. Павлова. – Оренбург, 2011.

 

Власова А.В.,

Почётный работник общего образования,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦДО “Исток”», г. Суздаль

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Аннотация

В статье рассматриваются механизмы сотрудничества с семьёй в рамках детских объединений, действующие в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Малая Родина».

Ключевые слова: семья, взаимодействие, малая Родина, Суздальский календарь.

 

Вовлечение семьи в жизнь детских объединений организаций дополнительного образования всегда было проблемой. Одним из путей решения этой проблемы может стать разработка программы детского объединения, в которой чётко прописаны задачи и средства взаимодействия с родителями и другими членами семьи. Педагог дополнительного образования несёт ответственность за выполнение программы в полном объёме, поэтому все запланированные мероприятия, нацеленные на взаимодействие с семьёй, должны быть проведены.

В центре дополнительного образования «Исток» города Суздаля реализуется программа «Малая Родина», включающая мероприятия, в которых участвуют родители обучающихся. Программа «Малая Родина», предназначена для детей 5-10 лет. Как правило, родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста охотнее откликаются на просьбы педагога участвовать в том или ином коллективном деле. Программа содержит четыре раздела.

Раздел «Жизнь Суздальцев от древности до наших дней» рассчитан на детей дошкольного возраста и построен на развитии элементарных представлений о жителях Суздальской земли в истории и культуре.

Остальные три раздела осваиваются детьми младшего школьного возраста. Раздел «Суздальский календарь: быт, история, культура в именах и датах» построен на освоении годового цикла жизни наших предков, тесно связанного с природой родного края. Практическая часть раздела отводится воссозданию местных традиций и обрядов.

Раздел «Юные исследователи Суздаля» полностью посвящён исследовательской деятельности, практический результат которой предполагает конкретную помощь конкретному культурно-историческому объекту.

Раздел «История Суздаля как часть истории России» позволяет детям ощутить свою принадлежность к великому русскому народу через познание истории и культуры малой Родины.

Работе по взаимодействию с семьёй уделяется внимание на всех этапах разработки программы. На этапе целеполагания, определяется интерес родителей к цели и содержанию программы, определяется родительский запрос. При этом объясняется значимость проблемы ознакомления детей с родным городом и краем (родительские собрания, анкеты, листовки-приглашения), выявляется готовность семьи активно участвовать в освоении программы.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.