Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия

2020-08-20 122
Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Хелен Келлер)

Современное российское общество постоянно находится в стадии изменения и развития. На первый план выходят проблемы формирования нравственности. В этой связи такое социальное зло, как социальное равнодушие, является актуальной и злободневной проблемой.

Отстраненность, безучастие создают условия для возникновения конфликтной ситуации между подростками и способствуют нарушению целостности общественной системы. Восприятие равнодушия как личного качества человека переносится на уровень восприятия общества, его мобильности, единства, способности реагировать на внешние вызовы. Увеличение доли моральной индифферентности выражает ощущение социального кризиса и кризиса семьи. Безразличие формирует чувство разобщенности между согражданами и государством, потерю связывающего начала между всеми членами современного российского общества.

 К сожалению, люди стали редко задумываться о своих поступках, словах, стараются не вмешиваться в жизнь других людей. Действительно, часто слышатся слова: «это твои проблемы», «разбирайся сам», «сам выпутывайся», «без меня уже давно решили», «я посмотрю со стороны», «без меня обойдутся»… Всё это говорит о проявлении равнодушия, безучастности, отсутствии желания помочь товарищу. Очень легко оставаться созерцателем. Более того, люди стали агрессивно реагировать на действия других людей. Таким образом, нравственные качества начинают отходить на второй план.

Бескорыстие воспринимается как нечто опасное, чуждое. Равнодушие стало привычнее и понятнее, чем сочувствие. Соответственно, равнодушие – это современная социальная проблема.

Современные словари так толкуют понятие «Равнодушие»:

1) Равнодушие – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям [1].

2) Равнодушие – отсутствие интереса, влечения к кому-либо, к чему-либо [2].

3) Равнодушие – состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. [3].

Таким образом, равнодушие проявляется как безразличие, апатия, безучастие, отрешённость. Действительно, слово «равнодушие» многозначно, но зачастую мы используем только одно, негативное значение, которое трактуется как безучастность и безразличие. Равнодушный человек осуждается за его холодность и безучастность.

Безразличие не принесёт ничего хорошего, если примет массовый характер.

Человек имеет свободу выбора. Ему дано право следовать моральным нормам или нет. Сделав свой выбор, человек несет за него ответственность перед собой и другими людьми.

Тем не менее, люди остаются равнодушными. Почему? Ответим на этот вопрос так: моральное безразличие принимает форму ложной субъектности, уединённости, которая связана с отсутствием желания совершенствовать окружающий мир; иногда равнодушие содержит внутри себя страх, попытку дистанцироваться от реальности; на развитие равнодушия влияет семья, близкие люди (многие родители советуют своим детям «обходить» попавших в беду людей, не наживать себе лишние проблемы); на равнодушие влияет алекситимия (термин предложен гарвардским психиатром Питером Синеносом и означает «без слов для чувств»). Оно выражается в том, что у человека существует ограниченная способность к восприятию эмоций и их словесному выражению, поэтому люди не способны адекватно передать свои переживания. Такое состояние может быть и приобретённым.

Человеку легче выражать алекситимию, чем переживать стресс; еще одной причиной распространения равнодушия является эгоизм. Противоположностью равнодушия является отзывчивость.

Отзывчивость – это умение откликаться на просьбы и оказывать помощь и моральную поддержку людям в нужный момент, сопереживать им. Это нравственное духовное качество индивида, которое способствует проявлению им терпимости, великодушия, альтруизма, эмпатии, эмоциональности. Быть отзывчивым означает приходить на помощь окружающим вне зависимости от собственного отношения к ситуации.

Само свойство «отзывчивость» включает в себя калейдоскоп позитивных качеств, таких, как деликатность, душевность, сердечность, внимательность, уважение в обращении к собеседнику. Отзывчивость – свойство системное и многогранное.

До сих пор не ясно, является ли человеческая отзывчивость приобретённым качеством или данным человеку от природы. Ряд учёных провели испытания (методы наблюдения и эксперимента) для того, чтобы выявить особенности проявления или предрасположенности к данному качеству. Испытуемые в ходе исследования отвечали на тщательно подобранные вопросы. В период исследования за их поведением тщательно наблюдали. Помимо этого, абсолютно каждый из участников давал разрешение на взятие анализов крови и изучение своего ДНК. Сопоставив полученные данные, учёными было установлено, что люди, которые проявляли отзывчивость выше других, имели некоторые заметные изменения в ДНК. Выработка вазопрессина и окситоцина у них была повышена по сравнению с другими.

Ещё один эксперимент проводился учёными из Мичиганского университета, которые 2 года наблюдали за 400 семейными парами старше 50 лет. Исследования показали, что партнёр, который постоянно отзывчив к своему супругу/супруге, болеет гораздо реже. Живущий в гармонии человек и творящий добрые дела получает удовлетворение от жизни. Его организм регулярно вырабатывает эндорфин, который, в свою очередь, обладает успокаивающим и обезболивающим свойством. Поэтому отзывчивые люди реже болеют, в том числе, и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В настоящее время равнодушие, как социальное явление, приобрело массовый характер. Этот факт представляет очень большую опасность для нравственного здоровья общества. Чем опасно равнодушие?

Все понимают, что равнодушие и отзывчивость по своему значению – противоположные понятия. Если отзывчивость способна позитивно повлиять на человека, вдохновить на решение проблем, придать сил, то человеческое равнодушие толкает людей к отчаянию и бессилию перед стеной возникших неприятностей. Равнодушие – это явление, разрушающее общество. Ребенок, который замечает равнодушие во взаимоотношениях родителей, перенимает их модель поведения и в похожих ситуациях поведет себя так же. Взрослый, почувствовав равнодушие окружающих и испытав обиду, столкнувшись с невниманием близких и общества в целом, возможно, однажды не окажет помощи другому человеку.

Как часто социум безучастно смотрит на такие глобальные социальные проблемы, как маленькие дети, оставленные родителями, физическое насилие в семьях, слабость и беззащитность пожилых людей, жестокость матерей в отношении собственных детей и многие другие негативные явления.

В момент появления равнодушия люди утрачивают способность к сопереживанию, теряют нравственные ориентиры, которые, в принципе, и определяют нас как личность. Такие люди наполнены негативом, завистью, они не способны разделять не только страдания других, но и проявлять радость к чужим успехам.

Равнодушие может привести к разрушению личности в целом. Оно мешает людям проявлять свою любовь, хотя внутри они могут переживать это непонятное им чувство, но внешне могут оттолкнуть или обидеть любимого человека. Такие реакции заводят человека в замкнутый круг. Человек, не умеющий проявлять любовь, скорее всего, не вызовет чувство любви у других. Это, в свою очередь, может привести человека к одиночеству, потому что с такой личностью тяжело поддерживать обычное общение, не говоря о том, чтобы создать крепкую семью.

Нарушение личностных связей, равнодушие к окружающим становятся причиной потери интереса к социальной системе, частью которой человек является. В этом контексте моральная проблема переходит из разряда личностных в разряд социальных негативных факторов, препятствующих позитивному реформированию государственных и общественных структур.

Возникают два русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Как противостоять равнодушию и безучастности в обществе? Что нужно изменить, чтобы в мире было больше сопричастности, взаимопомощи, поддержки?

Решение этих вопросов требует системного подхода, и, конечно, нужны усилия всего общества в целом.

Приходится признать, что в современном постиндустриальном обществе постепенно умирают чувства. Причин распространения социального равнодушия много. Одна из них заключается в том, что людей в последние годы все больше захватывает виртуальная реальность интернета. Вместо участия, слов сочувствия, которые нужно было бы проявлять в реальности, в сети можно поставить смайлик с определенным выражением лица. Реальная жизнь сложнее, в ней нужны другие решения, другие социальные навыки, в том числе и проявление эмоционального интеллекта, а у многих людей он не развит.

Однако, не все так пессимистично: в современном мире еще есть добрые и не безразличные к чужой беде люди. Приятно радовали известия в ленте новостей, когда сообщали о том, что огромное количество людей оказывало поддержку и помощь жителям затопленных регионов в Сибири летом этого года, неравнодушные люди собрали нужные средства на лечение больному ребенку. Хочется, чтобы таких людей становилось как можно больше.

Рецепты возрождения в людях и в обществе чувства сострадания и взаимопомощи, думается, все-таки есть. Позитивные эмоции делают жизнь яркой и наполненной, поэтому нужно стараться замечать вокруг больше хорошего, проявлять больше сочувствия и помощи, отвечать людям добром.

Открытость власти, заинтересованность во всеобщем процветании, реализация прав гражданина могут способствовать изменению вектора индивидуальной активности.

Каждое новое поколение должно развиваться с помощью накопления социального опыта. Взаимодействие личности с социальной средой – это процесс требований и ожиданий с обеих сторон. Человек руководствуется умениями и навыками, полученными при непосредственных взаимоотношениях в социальных группах. Поэтому, освободив себя от груза обид и накопленных претензий к окружающим, мы освободимся от таких качеств, как равнодушие, безразличие и черствость. Когда общество это поймёт, то в мире будет больше доброты, честности, бескорыстия, открытости, взаимопонимания, взаимопомощи, и не будет места для равнодушия.

 

Литература:

1. Основы духовной культуры (Энциклопедический словарь педагога) / под ред. В.С. Безруковой. – Екатеринбург, 2000. [Электронный ресурс] http://cult-lib.ru/doc/dictionary/spiritual-culture/index.htm (дата обращения: 20.10.2019)

2. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграф ресурсы, 1999; [Электронный ресурс]:Фундаментальная электронная библиотека (дата обращения: 20.10.2019)

3. Толковый словарь русского языка /под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); [Электронный ресурс]:Фундаментальная электронная библиотека (дата обращения: 20.10.2019)

4. Сенека Л.А. О благодеяниях / пер. с лат. П. Краснова // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. с. 14–167.(Б-ка этической мысли).

5. Марк Аврелий. Афоризмы, цитаты, высказывания. Сайт: https://worldofaphorism.ru/avtory/mark-avrelij. [Электронный ресурс] (дата обращения 18.10.2019).

6. Эмоционально озадаченный: что такое алекситимия. Сайт: https://snob.ru/selected/entry/113867/. [Электронный ресурс] (дата обращения 18.10.2019).

7. Балашов А.Ю. Проблема равнодушия в современном мире// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студенческая научно-практическая конференция № 6(13). https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf. [Электронный ресурс] (дата обращения: 18.10.2019)

 

 

Седова Т.Ю., воспитатель

Серова И.В., воспитатель

Дмитриева М.Г., воспитатель

МБДОУ №15 г. Кольчугино

КЛУБ ОТЦОВ «АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПАП» ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ РОЛИ ОТЦА В СЕМЬЕ

 

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к организации Академии для пап, функционирующей в рамках дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: академия, дискуссия, совместный труд.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ребенок с детства впитывает все действия, мысли и поступки взрослых людей, прежде всего, своих родителей, чтобы потом, основываясь на ее началах, создать свою семью.

После рождения ребенка мать большую часть своего времени проводит с ним. Отцы все чаще самоустраняются от воспитания, в том числе и духовного, объясняя это занятностью на работе, говоря, что основной вклад его в семью – это заработанные деньги.

Российская семья сегодня разительно отличается от классического понимания, где отец – это глава и опора семьи, старшие заботятся о младших, есть бабушки и дедушки. Ей присуще нарушение семейных связей – гражданские браки стали нормой. Социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом. Многие семьи живут на грани развода. Стирается привычный уклад семьи, теряются сформировавшиеся годами семейные принципы.

Поэтому, сотрудничество с родителями, в особенности с отцами – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в нашем ДОО. В настоящее время, как в отечественной, так и в зарубежной практике можно встретить различные программы, направленные на взаимодействие с отцами воспитанников.

Творческой группой коллектива, в которую вошел актив пап, была разработана на основе собственных наблюдений и адаптирована к условиям образовательного процесса программа «Академия для пап», реализующаяся в форме клуба.

Программа представляет собой цикл из шести заседаний, посвященных вопросам отцовства, развития и воспитания детей, общения с ребенком. Данная форма взаимодействия способствует повышению компетентности и мотивации отцов к участию в жизни детей, укреплению семейных ценностей, популяризации культуры ответственного отцовства, а также вносит вклад в профилактику родительского стресса и конфликтов в семье.

Цель программы клуба популяризация и активизация роли отца в семье как составляющий компонент осознанного родительства.

Задачи:

· повышение родительской компетентности отцов (в том числе через повышение знаний отцов об основных этапах развития и потребностях детей разного возраста, повышение знаний о родительских правах и обязанностях, развитие навыков коммуникации с детьми и навыков бесконфликтной дисциплины, расширение репертуара игр и занятий, которыми папа может заниматься вместе с ребенком);

· повышение мотивации отцов к участию в заботе о детях и их воспитании (в том числе через анализ роли отца в жизни ребенка);

· популяризация культуры ответственного и вовлеченного отцовства (в том числе через взаимный обмен опытом и взаимную поддержку участников, формирование чувства принадлежности к сообществу ответственных отцов);

· профилактика родительского стресса и конфликтов в семье (в том числе через популяризацию семейных ценностей, поддержку равного участия всех взрослых в семейных делах и воспитании детей, формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов).

Программа клуба МБДОУ «Детский сад №15 «Пчёлка» «Академия для пап» разработана на основе собственных наблюдений и адаптирована к условиям образовательного процесса. Наблюдения ДОО:

· низкая активность пап в различных мероприятиях ДОО;

· низкая компетентность в вопросах воспитания и развития детей;

· запрос со стороны мам воспитанников.

Клуб «Академия для пап» сформирован на добровольной основе, его участники – папы воспитанников ДОО. Встреча организуется с периодичностью один раз в месяц, продолжительность заседания составляет 1 час 30 мин. Программа клуба рассчитана на один учебный год.

Заседания клуба проходят в интерактивной форме, включающей в себя:

· групповые дискуссии – совместные обсуждения конкретных проблемных ситуаций, управляемые ведущим. В процессе обсуждения каждый участник имеет право высказать свою точку зрения по проблеме, поделиться своим опытом, задать вопрос;

· Практические задания – выполнение упражнений с последующим анализом и обсуждением;

· Информационное сообщение (или мини-лекция) – способ предоставления теоретической информации, короткое сообщение по конкретной теме, обычно не более 10-15 минут;

· Ролевая игра – разыгрывание заданной ведущим клуба ситуации, при этом участникам назначаются конкретные роли.

Каждая из шести тем заседаний раскрывает конкретную роль отца:

Ø отец – мужчина;

Ø папа – лидер;

Ø папа – педагог;

Ø папа – защитник;

Ø папа – баланс работа-дом;

Ø отец – близкий человек.

После каждого заседания всем участникам клуба раздается домашнее задание (практико-ориентированное на совместную деятельность с другими членами семьи). Оно не требует большого количества времени для подготовки и не трудоемкое. Например, узнать у ребенка о его мечтах, интересах, приготовить вместе завтрак в выходной день, погулять, заняться вместе любимым делом, наконец, создать или усилить семейную традицию. Результат приложенных усилий демонстрировался в закрытых социальных сетях или устно на заседании.

На первом заседании клуба для пап был подготовлен видеоролик, где дети рассказывали о своем папе. Эти высказывания выступали в роли индикатора близких или далеких отношений отца со своим ребенком. Если у ребенка открытые и доброжелательные отношения с родителем, он рассказывал о том, как они проводят вместе время, ребенок мог сказать о каких-то качествах, присущих отцу, как он его любит и доверяет ему. Но были дети, которые затруднялись рассказать о своем папе не в силу своих возрастных особенностей или иных причин, было видно, что папа не играет никакой роли в воспитании и развитии своего ребенка или эта роль сведена к минимуму.

Участие клуба предполагает и практическое участие отцов в ходе режимных моментов, так скажем, «прохождение практики в стенах детского сада». Предложили папам провести с детьми следующие формы работы: утреннюю гимнастику, вечернее чтение любимых сказок, подвижные игры на воздухе, провести познавательное занятия, рассказать о своей коллекции. Мы стали задумываться над требованиями к помещению для пап.

Помещение для проведения заседаний должно быть изолированным от других помещений. Важно учитывать размер помещения (оно должно позволять посадить 14-16 человек в круг), его оснащение (стулья для всех участников, офисная доска, мультимедийный проектор, компьютер, отсутствие парт), комфортность (освещение, отопление, возможность проветривания, отсутствие посторонних шумов и пр.). Для проведения различных упражнений понадобятся дополнительные материалы. Все это было учтено, и такое помещение нам удалось найти. Однако для организации Академии пап необходимо было разработать определенные правила.

К базовым правилам групповой работы в клубе отцов относятся:

• активность;

• доброжелательность, взаимное уважение и отсутствие оценок;

• конфиденциальность;

• правило «я-высказываний»;

• правило «одного микрофона»;

• пунктуальность.

Правила озвучиваются ведущими на первой встрече, обсуждаются и принимаются всеми участниками клуба.

Таким образом, в ходе участия в клубе «Академия для пап» формируется культура ответственного и заинтересованного отца, повышается его компетентность в вопросах основных этапов развития и потребностях детей разного возраста, повышаются знания о родительских правах и обязанностях, развивается навык коммуникативных способностей с детьми и навык бесконфликтной дисциплины, расширяется репертуар игр и занятий, которыми папа может заниматься вместе с ребенком.

Повышается мотивационный компонент осознанного родительства, возрастает его уровень, популяризируются семейные ценности. Формируется установка на внутреннюю ответственность «Я – родитель».

Несмотря на то, что такая форма взаимодействия с отцами ДОО не новая, само содержание и отношение к делу имеет большое значение в повышении роли отца в воспитании и развитии своего ребенка.

 

Литература:

1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12.

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. – 2002. – № 4.

3. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. – М.: «Академия развития», 2009.

4. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. – М.: «Белгор. гос. ун-т», 2009.

5. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. – М..: «Просвещение», 2011.

Щеголева О.В., методист

МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Коврова

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ

РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЭТО ЗДОРОВО!»

Аннотация

В статье рассматриваютсяспособы организации социального проектирования, направленного на формирование взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников.

Ключевые слова: проектирование, здоровье, партнерство, семья.

 

Термин «здоровье» неоднозначен. Его толкование как отсутствие болезни архаично. Мнение многих ученых сводится к тому, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Сегодня мы вкладываем в это слово гораздо более широкий смысл и считаем, что это понятие должно включать такие формы поведения, которые позволяют улучшить нашу жизнь и сделать ее более яркой. Необходимое гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного элементов важно само по себе и оказывает влияние на остальные составляющие благополучия.

Большую роль в процессе формирования культуры здорового образа жизни играет организация совместной деятельности семьи и учреждения дополнительного образования детей. Д. Леббок говорил: «Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства». Именно семья и образовательная организация являются решающими силами, влияющими на формирование привычки заботиться о своём здоровье у детей и подростков.

В Доме детского творчества города Коврова Владимирской области (далее – ДДТ) есть традиция организации и проведения социальных проектов, в которых принимают участие все субъекты образовательного процесса – педагоги, дети и их родители (законные представители).

В этом учебном году в ДДТ реализован социальный проект «Быть здоровым – это здорово!», проводимый в рамках региональной инновационной площадки по теме: «Проектирование мотивирующих образовательных сред в системе дополнительного образования как необходимое условие создания социальной ситуации развития подрастающего поколения». Для организации проекта за две недели до предполагаемой даты его проведения была создана рабочая группа, в состав которой вошли: администрация ДДТ, педагоги дополнительного образования и родители. Рабочая группа координировала работу педагогов дополнительного образования по подготовке воспитательных событий, обеспечивала качественное проведение проекта и организовала подведение итогов.

Цель проекта – формирование культуры здорового образа жизни у учащихся ДДТ через участие в воспитательных событиях, позволяющих ребятам сформировать основы физического, психического и духовного здоровья. Воспитательные события в рамках проекта включали соответствующие тематические модули.

В рамках модуля «Физическое здоровье» были проведены воспитательные события: спортивно-игровая программа «Будьте здоровы!», конкурс альтернативной рекламы «Вредным привычкам скажем: «НЕТ!», флешмоб «Движенье – это жизнь!».

Большой интерес у участников проекта вызвало воспитательное событие в модуле «Психическое здоровье» – квест «Золотые правила здоровья». Ребятам предлагалось пройти нелегкие испытания: первый этап «Золотой знак ГТО» включал в себя веселые соревнования на ловкость и сноровку. На втором этапе «Коктейль эмоций» ребята с помощью цветных карандашей обозначали такие эмоции, как радость и грусть, обида и гнев, страх и удивление. Затем эти «картинки» отношения к окружающему миру анализировались профессиональным психологом. На этапе «Овощи и фрукты – полезные продукты» зачитывались загадки и легенды, сказания о полезных овощах и фруктах. Если ответ был правильный – нужный продукт появлялся на интерактивной доске. Девизом последнего этапа стала поговорка «Здоровье не купишь – его разум дарит». За два дня в этом квесте приняло участие более 200 школьников. В игровой форме ребятам преподносились простые и доступные истины сохранения здоровья.

Порадовала воспитанников и их родителей фотовыставка «Настроение «ОКей!». Индивидуальные и семейные фотографии отражали положительные эмоции, активный отдых, занятие любимым делом.

Ярким событием модуля «Духовное здоровье» стал мастер-класс «Подарок для души» для родителей. Мамы и бабушки с огромным старанием изготавливали обложки на паспорт в технике скрапбукинг. Приятно было наблюдать, как при помощи ленточек, стразов и нехитрых картинок простые, шаблонные листы картона превращаются в индивидуальную вещь, изготовленную своими руками.

Четкий и сбалансированный график проведения воспитательного события и участие в нем всех объединений ДДТ позволил сплотить педагогический, детский и родительский коллектив, сделать еще один шаг к созданию мотивирующей образовательной среды организации.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.