История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-08-20 | 93 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Боликова В.Г. Детско-родительская творческая мастерская во внеурочной деятельности как средство формирования личностных компетенций, учащихся при изучении русского язык............................................................................................. 36
Адамова Н.В., Шадикова Т.Ю. Мир не погибнет, пока существует семья (к вопросу о взаимодействии семьи и ДОУ: духовно-нравственный аспект).................... 39
Власова А.В. Взаимодействие семьи и детских объединений посредством реализации дополнительной общеразвивающей программы......................... 44
Кожемякина О.А. Мы вместе........................................................................... 49
Горбунова Л. А., Сырбу А.А. Педагогические условия преодоления социальной индифферентности................................................................................................. 51
III. Содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций
Рябова М.В. Региональная модель психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей.................................................................................................. 56
Циглова О.О. Воспитательный потенциал этнографического клуба в работе с современной семьей.............................................................................................. 59
Кистенене Г.Ю., Скорищенко О.А. Равнодушие как явление: социальный аспект............................................................................................................................ 63
Седова Т.Ю., Серова И.В., Дмитриева М.Г. Клуб отцов «АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПАП» эффективная форма популяризации и активизации роли отца в семье.......... 67
Щеголева О.В. Формирование культуры здорового образа жизни в учреждении дополнительного образования через реализацию социального проекта «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЭТО ЗДОРОВО!».................................................................... 71
IV. Популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семья х
Лесина О. М., Ромашкина Н.Н. Сквозные проекты преемственности в детском саду и в школе «Образовательные маршруты – маршрут выходного дня – культурный дневник школьника»......................................................................................... 73
Черашева Е.В. Семейный клуб как эффективное условие повышения психолого-педагогической компетенции современного родителя.................................... 77
Мухина М.В. Информационный стенд как средство вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс дошкольной организации.................. 80
Булыгина Е. Е., Виссарионова Н. В. Родительский клуб, как основа счастливого настоящего наших детей.................................................................................. 84
Пыркова А.И. Содействие повышению знаний родителей о родном крае с помощью путеводителя............................................................................................. 89
Карпова О. Н., Петрова О.В., Иудина Д.М. Совет Отцов как форма взаимодействия семьи и школы с целью профилактики преступности среди несовершеннолетних................................................................................................................. 92
Сведения об авторах........................................................................................ 96
От составителей
Современное российское образование, как единый процесс обучения и воспитания, направлено на совершенствование интеллектуальных и нравственных качеств личности обучающихся. Педагогическое сообщество призвано уделять пристальное внимание организации работы с семьей. В этой связи особое значение приобретает внедрение мягких форм взаимодействия педагогов и родителей, направленных на определение эффективных способов совместного воспитания.
Причинами, обусловливающими необходимость организации партнерских взаимоотношений специалистов в области воспитания, педагогов-практиков и родителей по формированию семейной идентичности у современного подрастающего поколения, являются:
- ситуация неопределенности в выборе жизненных целей;
- культурный маргинализм подрастающего поколения;
- продолжающиеся социальные перемены;
- тинейджерская революция.
Статьи, представленные в данном сборнике, раскрывают механизмы организации партнерских взаимоотношений семьи и образовательной организации, поделены на четыре раздела по направлениям:
· Создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных организаций.
· Сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей россиян.
· Содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций.
· Популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях.
I. Создание условий для расширения участия семьи
в воспитательной деятельности образовательных организаций
Морозова Е.А., канд. пед. наук,
и.о. зав. кафедрой ТиМВ ВИРО имени Л.И. Новиковой
СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье представлены уровни самоидентификации, компоненты семейной идентичности и методы ее формирования.
Ключевые слова: структура, формы, компоненты, семейная идентичность.
«Надо чувствовать за собой прошлое, культуру, род, Родину. У кого нет рода, у того нет Родины, народа. Без генеалогии нет патриотизма»
(П. Флоренский)
Формирование позитивного семейного самосознания происходит в виде двухстороннего процесса самоидентификации «Я сам» и коллективного «Мы» и является важной задачей процесса воспитания, духовно-нравственного развития личности.
Семейная идентичность включает в себя совместные представления, планы, обязанности, намерения, воспоминания, характеризующие семейную общность. Составляющими семейной идентичности являются материальные и духовные свидетельства семейной жизни: альбомы с фотографиями, детские рисунки, игрушки, семейные реликвии, передающиеся по наследству из поколения в поколение.
Первоначальное формирование личности человека, его самосознания происходит в процессе его реального становления как члена семейной структуры на основе идентичности с семьей.
Семейная идентичность сопряжена с самоидентификацией – парадоксальным процессом, имеющим два основных уровня:
Ø Индивидуальный уровень – осознание уникальных, своеобразных качеств, обеспечивающих единство личности и выделяющих ее из социальной структуры.
Процесс формирования самоидентичности происходит поэтапно:
– в 6–7 лет ребенок приобретает первые знания о своей семье, непосредственном социальном окружении;
– в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своим родом, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык;
– в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) начинает замечать уникальность истории своего рода, семьи и страны.
Ø Социокультурный уровень – отождествление себя с макросоциальными общностями: обществом в целом, государством, нацией; идентификация с символами и ценностями культуры, системой социальных норм (коллективное «Мы»).
Социокультурная направленность обуславливает рассмотрение процесса идентификации личности как интериоризацию ею социокультурных воздействий в ходе выстраивания коммуникативных отношений, т.е. взаимодействия личностных и социокультурных начал.
Социокультурная идентичность рассматривается в аспектах:
· осознание принадлежности к определенной социокультурной группе, например к семье, солидарность с ее принципами, формирование мотивов отношений к различным ситуациям; выработка мнения-самооценки о себе как члене этой группы;
· чувственная оценка адекватности собственного «Я»;
· реализация способов поведения внутри и вне группы.
· Семейная и гражданская идентичность также имеют общие факторы:
· Общность исторического прошлого семьи и страны;
· Граждане страны – россияне;
· Общая культура (духовная, экономическая, политическая…);
· Общие эмоциональные переживания.
Формирование российской гражданской идентичности возможно при условии изучения семейно-родовой истории.
Концепты восприятия своей семьи как части истории Отечества:
· единое происхождение;
· персоналии поколений (внешнее сходство, имя, профессия, судьбоносные события);
· семейные реликвии (дневники, письма…);
· семейные традиции (называть детей в честь предка, продолжать династию, хранить и передавать по наследству ценности...).
Все концепты, безусловно, имеют и духовные, и нравственные корни. Духовные обусловлены формированием внутреннего мира личности, нравственные корни, как способность поступать по совести, центрированы на принятии правил и норм, соблюдаемых здесь и сейчас. Духовность и нравственность в своем развитии детерминированы взаимообратной связью. Духовность создает смысловые ориентиры и мотивы, а нравственность проявляется в действии, т.е. если нравственные качества присутствуют в человеке, то они обязательно проявятся через поступок.
Как правило, в процессе воспитания родители передают своим детям смысловые ориентиры и мотивы к нравственному поступку.
Подрастающее поколение является главным агентом социальных перемен, которые могут выступать проводниками социальных инноваций, необходимых для социального благополучия в нашей стране. Соответственно, формирование позитивной социокультурной, семейной идентичности, направленной на духовно-нравственное совершенствование, получает все большую актуальность.
Методами, направленными на формирование семейной идентичности, служат:
· общедидактические (дискуссионные, игровые, поисковые, проектные и др.);
· методы народной педагогики (воспитание словом, искусством, игрой, мнением отца, матери, деда и др.);
· методы семейного воспитания (моделирование, реконструкция, кейс, супервизия, тандем-метод и т.д.).
Процесс формирования семейной идентичности опирается на базовые национальные ценности: семья, приоритет духовного над материальным, патриотизм, гражданственность, солидарность, труд и творчество и др. Традиционно, с формированием этих ценностей связывается образовательная деятельность, имеющая духовную и нравственную, краеведческую, семейную, военно-патриотическую, здоровьесберегающую, гражданско-патриотическую, социокультурную направленность. (Таблица 1.)
Таблица 1
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!