Речевые игры (из игр О.С. Ушаковой) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Речевые игры (из игр О.С. Ушаковой)

2020-11-03 122
Речевые игры (из игр О.С. Ушаковой) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Полетушки» (русская народная игра).

Цель: учить детей быть внимательными, быстро определять, кто летает (не летает). Соотносить действие и глагол. Ход игры. Все дети садятся вокруг стола и кладут на стол по одному пальцу. Ведущий начинает игру - называет какую-нибудь птицу или летучее на­секомое. Назвав, поднимает палец вверх и быстро опускает его на стол. Дети должны делать то же. Если кто-то опоздал лететь, то есть поднять и опустить палец, или полетел, когда ведущий обманул игроков, назвав нелетающее животное или вещь, он платит фант. Фанты в конце игры разыгры­ваются.

Например, ведущий поднимает палец и говорит: «Сова летит, сама летит!» - Дети поднимают и опускают пальцы. «Козел летит!» - говорит ведущий, поднимая и опуская палец. Тот из детей, кто полетел с козлом, платит фант.


Часть 2. Примерное тематическое планирование в группах детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Как уже говорилось, в этой части книги мы приводим примерное планирование занятий на неделю по 34 темам (с учетом осенней, зимней и весенней недели игры). Из-за большо­го объема, а также для удобства наших читателей мы разбили материал этой части на две брошюры. В первой брошюре предлагаем 16 тематических недель для первой половины учебного года, во второй брошюре - остальные темы. Ориентировочное название тем мы взяли из «Программы воспитания и обучения в детском саду»2. (Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаро­вой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.)

 В планировании на каждую неделю предусмотрены: утренние беседы с детьми; планирование занятий; названия про­изведений художественной литературы, которые можно прочитать детям по данной теме; описание различных игр; рекомендации для родителей.

Важное значение в организации воспитательно-образовательного процесса имеет ут­реннее время. Хотелось бы обратить особое внимание, уважаемые коллеги, на организа­цию работы в книжном уголке и организацию утренних бесед с детьми.

I. Книжный уголок.

Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной.

• В книжном уголке проводится прежде всего индивидуальная работа с детьми по всем направлениям развития речи. Она планируется во второй половине дня.

• Кроме того, материалы книжного уголка отражают всю работу на занятиях по раз­витию речи, ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окру­жающим миром. Сюда помещаются иллюстрации и книги, используемые на заня­тиях.

Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.

1. Место для книжного уголка:

оно должно быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным освещением;

• книжный уголок должен располагаться не в зоне сюжетно-ролевых игр;

• книжный уголок должен находиться не в зоне занятий, не у доски, чтобы книги и фо­тоиллюстрации уголка не отвлекали внимания детей во время занятий.

2. Наглядное оформление:

в книжном уголке обязательно должна быть горизонтальная плоскость для выста­вочных материалов - в идеале, две-три открытые книжные полки, расположенные на уровне зрения детей;

• желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;

• может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.

3. Содержание книжного уголка.

  Детская художественная литература:

• во-первых, та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с ил­люстрациями, а не хрестоматии. Книги должны быть представлены не по одному эк­земпляру, желательно разных издательств, оформленные разными художниками-оформителями;

• во-вторых, та художественная литература, которую воспитатель читает для расши­рения сюжета детских игр (эти книги подбираются на месяц);

• в-третьих, любимые книги детей, которые читаются по желанию детей, с продолжением;

• в младших и средних группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в стар­шем возрасте - одна и то же произведение, но проиллюстрированное разными ху­дожниками, в разном оформлении;

• если на занятиях мы беседуем с детьми о творчестве писателя или поэта, его порт­рет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке (приблизительно на месяц).

 

В методическом кабинете хорошо бы иметь несколько разных портретов од­ного писателя.

Иллюстрированный материал:

по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;

• по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой - книжная графи­ка, иллюстрации к прочитанным книгам;

• иллюстрации по темам занятий обновляются еженедельно. В понедельник утром воспитатель вместе с детьми выставляет в книжный уголок те иллюстрации, кото­рые отражают тематику занятий по ознакомлению с окружающим миром. Эти иллю­страции останутся в книжном уголке в течение месяца. Одновременно с помещени­ем новых иллюстраций из уголка убираются старые - те, которые были выставлены в него 4 недели назад. Таким образом, здесь содержится иллюстративный материал за текущую неделю и три предыдущих;

• по темам занятий в книжный уголок помещаются предметные и сюжетные картинки и фотоиллюстрации - по 2-3 по каждой теме;

• картины по временам года. В иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;

• размер картинок и фотоиллюстраций - от половины альбомного листа, до альбом­ного листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле.

Тематические выставки. Они оформляются по двум направлениям:

• памятные даты страны;

• юбилеи или дни рождения писателей.

В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам;

в средней группе 3-4 выставки в год; в старшем возрасте - 4-5 выставок в год, может быть и более.

Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок - презентация деть­ми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей - родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.

Материал для выставки собирается за месяц, а выставляется накануне, вместе с детьми: «Посмотрите, дети, вот у нас картины, книги, посвященные... давайте подумаем, как их лучше расставить, разместить, чтобы было удобнее их рассматривать...»

Выставки могут устраиваться в разных группах по различным темам. Потом дети при­глашают друг друга в гости - одна группа идет в гости к другой, совместные полдники, чаепития. Воспитатель ненавязчиво проводит подготовку к приему гостей - напоминает детям правила хорошего тона, этикета при походе в гости и встрече гостей, правила сер­вировки стола.

Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе - опять подключается эти­кет, эмоциональный подтекст.

Выставка планируется в годовом плане, перспективном планировании.

Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.

 

Детские журналы.

II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми.

При использовании в воспитательно-образовательной работе тематического планиро­вания большое значение имеет организация утренних бесед с детьми. Они являются важ­ной составной частью всего педагогического процесса, так как способствуют достижению большей эффективности работы педагогов по развитию мышления и речи детей.

Беседа — это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовлен­ный диалог на заранее выбранную тему.

Беседа является одновременно методом ознакомления ребенка с окружающим миром и методом развития связной речи. Во время беседы взрослый учит ребенка логически мыс­лить и связно формулировать свои мысли. В беседе ребенок должен припоминать, ана­лизировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Беседа требует от ребенка обдумывания своего высказывания. Вместе с мышлением развивается и речь: формируются диалогические и монологические формы связной речи, умение слу­шать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Проведение утренних бесед с детьми имеет свои цели:

• введение детей в тему недели;

• активизацию их личного опыта, систематизацию и уточнение представлений, по­лученных детьми в процессе их повседневной жизни, а также специально организо­ванных занятий;

• закрепление и обогащение знаний, помощь детям в более глубоком и полном вос­приятии действительности.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с ок­ружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятель­ностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание утренних бесед с детьми напрямую связано с темой недели.

Хотя для утренних бесед с детьми мы предлагаем определенный набор вопросов, но их содержание в течение недели меняется. В понедельник проводится вводная беседа или беседа, предваряющая получение детьми новых знаний. Она является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и знаниями, которые они приобретут. Ее цель — вы­явить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. В утренние часы вторника, среды и четверга целесообразно проводить беседы, сопровождающие приоб­ретение нового опыта. Их цель — стимулировать и направлять внимание детей на бо­лее богатое и целесообразное накопление опыта; помочь детям получить ясные, отчетли­вые представления, дополнить их знания. В пятницу проводится беседа заключительная или обобщающая. Цель обобщающей беседы -- систематизировать, уточнить и расши­рить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Имен­но этот тип беседы, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, более всего способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме об­щения3. 3 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольни­ков. - М.: «Академия», 2000.

 

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, чтобы мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и пробудить интерес к предстоящим занятиям, вызывать же­лание участвовать в беседе. Поэтому начать беседу можно с воспоминания педагога, с рассматривания игрушки, предмета, картины; можно использовать загадки, прочитать стихотворение, имеющие прямое отношение к теме беседы.

В основной части беседы перед детьми последовательно ставят вопросы, с целью активизировать их мышление и речевую деятельность. Воспитатель дает объяснения, под­тверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки.

Окончание беседы должно характеризоваться определенной завершенностью, содер­жать обобщающие выводы по всей беседе. В окончании вводной беседы целесообразно оставить ряд вопросов без ответа, а в заключение предложить детям ответить на них в процессе занятий («Сегодня на занятии мы узнаем... увидим... проверим...»). В окончании заключительной беседы дети или воспитатель делают обобщение (заключи­тельный рассказ).

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слу­шанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Проводятся утренние беседы с небольшими подгруппами детей. Если тема занятия требует активизации знаний и опыта детей всей группы, то воспитатель может собрать их в кружок возле себя в промежуток времени между утренней гимнастикой и завтраком.

Успех беседы и достижение ее целей зависит от эмоциональности ее проведения, ис­пользования наглядного материала, стихов, загадок, а также от умения педагога пробудить активность детей, привлечь их к участию в беседе.

При этом важно помнить, что беседа предполагает равноправное участие в ней всех собеседников. Поэтому воспитатель, хотя инициатива в беседе и принадлежит ему, не должен превращать беседу в свой монолог. Эффективность утренней беседы для речевого развития детей будет достаточно высокой лишь тогда, когда дети смогут активно высказы­ваться и будут уверены в том, что собеседники их внимательно выслушают. Следователь­но, большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей. При этом воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдер­живать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав, пока за­кончит речь другой участник беседы.

Важное значение для эффективности утренних бесед имеет то, как сформулированы вопросы воспитателя к детям. Вопросы должны быть четкими, достаточно краткими и по­нятными детям. Поэтому воспитатель продумывает их накануне, возможно, делает для се­бя памятку, записывает перечень вопросов.

Взаимодействие с родителями

Не менее важно для эффективного развития детей установление тесного контакта с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а роди­тели - самые важные, главные, значимые для него люди. Традиционными формами со­трудничества с семьей в дошкольном учреждении считаются родительские собрания и ин­дивидуальные беседы.

Но, как правило, родители наших детей - люди очень занятые, и нередко им совершен­но некогда побеседовать с воспитателем, обсудить проблемы развития и воспитания сво­его ребенка.

Выручает нас в этом случае наглядная информация. Это могут быть материалы, кото­рые мы вывешиваем на стенды или помещаем в папки-передвижки. Современная форма -информационные листки, которые представляют собой листы формата А4 с краткой и наи­более ценной для родителей информацией. Такие листки выдаются каждому родителю, что подчеркивает внимание дошкольного учреждения к семье, желание педагогов сотрудничать с родителями воспитанников.

 

Информация, которая помещается на стендах, папках-передвижках, информационных листках, должна удовлетворять нескольким требованиям:

• Во-первых, конкретность этой информации. Если это советы психолога, то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития детей дошкольного возраста. Если тематика связана со здоровым образом жизни, то не стоит начинать с анатомии и возрастной физиологии ребенка.

Поэтому, если материал помещается в папку-передвижку, то это должна быть не одна толстая большая папка, где собрано ассорти из информации по всем вопросам дошкольного образования. Лучше, если папок будет несколько, и у каждой есть хо­рошо видное, напечатанное большими буквами название, например: «Здоровье де­тей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Умственное развитие ребенка-дошкольника», «Правильно ли говорит ваш ребенок» и т.д.

Конечно же, следует обратить особое внимание на оформление папок. В уголке для родителей не должно быть канцелярских бумажных папок с ботиночными тесемка­ми, придерживайтесь современного стиля - пусть это будут пластиковые папки с файлами, где информация если и не отпечатана на компьютере или пишущей ма­шинке, то хотя бы аккуратно написана от руки. Кстати, оформление информации на компьютере в наши дни, я думаю, не является проблемой: если компьютера с прин­тером нет в детском саду, то наверняка кто-то из родителей имеет к ним доступ и не откажется вам помочь. В этом случае у вас есть гарантия того, что хотя бы один из родителей ваш материал прочтет.

• Во-вторых, доступность материала. При отборе информации следует учитывать, что родители наших детей - люди очень разные и по образованию, и по професси­ям, и по социальному статусу. Поэтому материал не должен изобиловать специаль­ной терминологией, оформлен простыми и короткими предложениями.

• В-третьих, краткость материала. Как уже было отмечено, у родителей зачастую не хватает времени для чтения больших статей, перелистывания толстых папок с под­борками различных материалов. И потом, посудите сами, что легче запомнить -длиннющую статью на 10 страницах или оформленное на одном листе резюме в ви­де кратких тезисов?

В информационных листках мы помещаем рекомендации для домашних занятий с детьми и задания, которые родители могут выполнить вместе с ребенком. Это бывают задания на закрепление материала, пройденного в группе, или задания, предваряющие объяснение нового материала. Эти задания нужны для того, чтобы занятие по ознакомле­нию с окружающим миром не превратилось в монолог воспитателя. Родители, которые с готовностью откликаются на наши просьбы и занимаются с детьми дома, отмечают, что эти домашние задания очень помогают им в установлении контакта с детьми и организации за­нятий с ними, а также воспитывают у детей чувство ответственности - ребенок сам напо­минает родителю о необходимости выполнить домашнее задание, прочитать книгу.

В брошюре мы приводим примеры таких информационных листков для родителей.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.