Карта 19. География конфликта между Гейтиром и Хельги Кошки в Оружейниковом фьорде — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Карта 19. География конфликта между Гейтиром и Хельги Кошки в Оружейниковом фьорде

2020-11-03 131
Карта 19. География конфликта между Гейтиром и Хельги Кошки в Оружейниковом фьорде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Точное местоположение хуторов Кетиля Толстого, Эльвира Мудрого и Офейга неизвестно. Место, где проводился весенний тинг Южной долины, вероятно, находилось поблизости от хуторов Междуречье и Капище.

Хельги Кошки сын Торгильса (годи) — Капище

Кетиль Толстый — где-то в долине Озерной реки

Эгиль сын Стейнбьёрна — Дворы Эгиля

Гейтир сын Лютинга (годи) — (1) Крестовый залив (что в Оружейниковом фьорде); (2) Красивая долина

Гудмунд Могучий (годи) — Подмаренничные поля (южные)

Офейг сын Ярнгерд — Перевалы

Торд — Междуречье

Торлейв Крещеный — Крестовый залив (что в Полосатиковом фьорде)

Тормод сын Стейнбьёрна — где-то в Южной долине

Эльвир Мудрый — Мошкарное озеро


 

Но между друзьями уже пробежала кошка. Оба знают какую-то тайну, связанную с убийством норвежца, и оба недовольны тем, что пропали его сокровища. Хельги Кошки намекает, что Гейтир прикарманил сундучок, а Гейтир, в свою очередь, — что Хельги Кошки прибрал к рукам обручье. Одновременно в деле намечается неожиданный поворот. Гейтир и Хельги забыли о партнере Хравна, Торлейве Крещеном, который решает, что товары должны получить норвежские наследники его товарища. Торлейв показан в саге как необычайно честный и смелый человек, и делаются туманные намеки, что дело тут в его вере.[380] События саги происходят до принятия в Исландии христианства, но дошедший до нас текст записан много веков спустя; возможно, рассказчик известной нам версии саги решил таким образом выразить свое неодобрительное отношение к нехристианским ценностям.

Торлейв дожидается, пока оба годи не уедут на весенний тинг в Южной долине, а там отправляется к Гейтиру на хутор, взламывает клеть, забирает товары Хравна, грузит их к себе на корабль и отходит от берега, ожидая попутного ветра, чтобы отправиться в Норвегию. Вернувшись с тинга, годи обнаруживают пропажу. В их распоряжении есть лишь небольшие лодки, но, несмотря на это, Хельги Кошки предлагает немедленно напасть на Торлейвов корабль. Гейтир, однако, считает такую атаку опасной и предлагает подождать — вдруг поднимется противный ветер и корабль прибьет к берегу? Они так и делают, но ветер поднимается попутный, и Торлейв уходит от них в открытое море. Хельги Кошки приходит в ярость и обвиняет в неудаче предприятия Гейтира. Уровень доверия между друзьями падает, и отношения охлаждаются. Тем временем, оказавшись в Норвегии, Торлейв возвращает товары наследникам Хравна, тем самым лишая Гейтира и Хельги возможности обвинить его в краже имущества.

 Хельги Кошки мстит Торлейву
 

Когда Торлейв возвращается в Исландию, Хельги Кошки решает ему отомстить. Мотив у него один — ненависть и злоба, чистые и беспримесные, так как никакой материальной выгоды он из этого извлечь не может. Однако оснований для тяжбы против Торлейва у него нет, и Хельги терпеливо ждет удобного случая. Перспективы мести в любом случае туманные, так как хутор Торлейва, Крестовый залив, находится не в Оружейниковом фьорде, где живут Хельги Кошки и Гейтир, а в далеком Полосатиковом фьорде.[381] Кроме того, Торлейв человек миролюбивый, и особых врагов у него нет. Если Хельги Кошки хочет чего-нибудь добиться, ему нужно предпринимать целую экспедицию. Ему удается все же запустить дело благодаря знанию исландской правовой системы и правил распри.

Торлейв находится в несравненно более безопасном положении, чем незадачливый чужеземец Хравн. Он — свободный землевладелец-бонд, а стало быть, обладает всеми сопутствующими правами. Хельги Кошки, конечно, может его запросто убить, но в таком случае против него сразу же возникнет союз, ведь у него не было никакого повода убивать Торлейва, и кто знает, во что ему станет защита на местном тинге и на альтинге и сумеет ли он выпутаться из такой ситуации. Если дело будут вести знатоки права, он как минимум понесет значительный ущерб, а может, и вообще окажется объявлен вне закона, как его сосед по четверти Хравнкель годи Фрейра из одноименной саги.

Несмотря на свой непримиримый характер, высокомерие и наглость, Хельги Кошки облекает личное желание мести в социально приемлемые формы. Вознамерившись оставаться в рамках закона, Хельги ждет возможности поймать Торлейва в капкан. Такая возможность вскоре предоставляется. У Хельги Кошки есть родственница по имени Стейнвёр, которой полагается собирать налоги на местное капище, — сага называет ее «капищной священницей» (дисл. hofgyðja). Она жалуется своему родичу Хельги на Торлейва — тот, христианин этакий, не желает платить налог на языческое капище. Хельги Кошки видит шанс вчинить Торлейву тяжбу о неуплате налога — если он выиграет дело, Торлейву будет причинен ущерб — и предпринимает серию хитроумных политико-правовых шагов. Сага сообщает в этой связи массу подробностей, позволяя нам рассмотреть юридическую тактику исландской тяжбы в деталях.

Для полного понимания происходящих в саге на этой стадии событий нам не хватает одного обстоятельства. Сага умалчивает о том, чьим тинговым был Торлейв. Исландский историк Йон Йоханнессон, издатель и комментатор «Саги о людях из Оружейникова фьорда» в серии Íslenzk fornrit[382], предполагает, что Торлейв был как раз тинговым Стейнвёр. Как мы уже говорили, в те времена женщина могла унаследовать годорд, хотя и не имела права исполнять обязанности годи и должна была назначить мужчину, который бы делал это от ее имени; второй элемент в титуле Стейнвёр, — gyðja, можно рассматривать как женский род от goði, то есть можно предположить, что рассказчик назвал ее «женщиной-годи». Информация о том, чьим тинговым был Торлейв, опущена — видимо, рассказчик полагал, что аудитория и без него все знает о Торлейве, который известен из ряда других источников, в частности из «Пряди о христианстве» (дисл. Kristni þáttr), входящей в состав «Величайшей саги об Олаве сыне Трюггви» (дисл. Óláfs saga Tryggvasonar en mesta[383]).

Итак, Хельги Кошки первым делом принимает у Стейнвёр тяжбу против Торлейва, а затем решает, что ему необходимо заключить союз с каким-нибудь бондом, который живет поблизости от Торлейва. Поэтому он отправляется в долину Озерной реки (дисл. (*Lagar-) Fljótsdalr) в гости к Кетилю Толстому (дисл. Digr-Ketill), который был «отличный муж, на вид боевитый» (глава 7/5). Кетиль не ждал Хельги, но встреча политически выгодна обоим. Кровным родством либо свойством они не связаны и даже почти не знакомы, но вскоре договариваются о «дружбе». Заключив договор, Хельги Кошки немедленно переходит к делу и требует, чтобы Кетиль в качестве его партнера вызвал Торлейва на суд по делу о неуплате налога на капище. Хельги Кошки замышляет вот что: он думает, Торлейв, получив вызов на суд от Кетиля, не догадается, кто за ним стоит, и решит, что имеет дело с таким же бондом, как он сам. А когда дело дойдет до суда, против него выступит сам Хельги — и застанет Торлейва врасплох, ведь тот не будет готов к сражению в суде с воинственным годи и его многочисленными тинговыми.

Но первым, кого Хельги Кошки застал врасплох, оказался сам Кетиль, и тот совсем этому не обрадовался. Кетиль не скрывает своего недовольства, но соглашается на первый раз выполнить уговор: «Не стал бы я называть тебя своим другом, коли бы знал, о чем ты намерен меня просить, потому что Торлейв человек хороший и все его любят [дисл. maðr vinsæll]; но для начала я не отвечу тебе отказом» (глава 7/5). Кетиль затем собирает людей и едет в Полосатиковый фьорд. Участвовать в заговоре Хельги Кошки он не хочет, поэтому сначала пытается уговорить Торлейва заплатить налог на капище по доброй воле. Торлейв наотрез отказывается, и Кетиль вызывает его в суд, вероятно — на весенний тинг жителей округи долины Озерной реки.

Вызвав Торлейва в суд, Кетиль пытается уехать, но поднимается буря, и ему приходится повернуть обратно и заночевать у Торлейва. Несколько дней он и его люди проводят у Торлейва в гостях. Погода улучшается, и, покидая Торлейва, Кетиль обещает ему свою «дружбу» и говорит, что тяжба против него провалится на тинге. Торлейв отвечает: «Я очень ценю твою дружбу, но что до тяжбы, так я не тревожусь о том, провалится она или нет; я взываю к тому, кто ни за что не допустит, чтобы я платил по этому делу».

Хельги Кошки прибывает на тинг с большим числом людей, но Кетиль выполнил данное Торлейву обещание, и дело против него проваливается. Узнав, что его планы расстроились, Хельги Кошки обвиняет Кетиля в обмане и говорит, что их «дружбе конец» Рассказчику остается лишь добавить: «Оказалось, что к Торлейву теперь не подобраться, и о нем больше не будет речи в этой саге».

Повстречавшись вскоре после тинга с Гейтиром, Хельги Кошки обвиняет его в своем поражении. Ниоткуда не следует, что Гейтир был как-либо связан с провалом дела против Торлейва, но ненависть застит Хельги Кошки глаза. К этому моменту ссора между бывшими друзьями переросла в настоящий конфликт, а вскоре станет и распрей.

 Борьба за возврат приданого
 

В истории с Торлейвом Хельги Кошки воздержался от немедленного перехода к насилию, воздержался он от этого и теперь, обратившись против Гейтира. Он действует осторожно, и из саги видно, что двигала Хельги Кошки не только ненависть к Гейтиру, но и желание извлечь политическую выгоду. С этой целью Хельги Кошки пользуется возможностями правовой системы на каждом шагу. Он хватается за любой иск, каким бы ничтожным он ни был, и использует его, чтобы подавить врага превосходящими силами. Решив, однако, уничтожить Гейтира, Хельги Кошки, подобно годи Арнкелю из «Саги о людях с Песчаного берега», бросает тем самым вызов системе и традиции консенсусного управления. Если Гейтир будет устранен и утратит власть, то Хельги Кошки станет править в округе единолично, а там, глядишь, и попробует изменить нетерриториальную природу годордов и исландского лидерства в целом. Эта ситуация ставит под угрозу права свободных землевладельцев в округе Хельги, но косвенно она угрожает и годи других округ и четвертей.

Новый повод для ссоры между Хельги Кошки и Гейтиром возникает в связи с приданым Халлы. Права на него есть у обоих — Халла замужем за Хельги, а Гейтиру приходится сестрой. Халла уже давно болела, и ее здоровье сильно пошатнулось; она великодушно разрешает мужу взять себе другую женщину в хозяйки дома, тот же, не думая долго, немедленно обручается с известной в округе молодой вдовой, чем унижает жену. Халлу в округе очень любят, и поступок Хельги Кошки единогласно осуждается.

Сначала Хельги Кошки убедил Халлу остаться в Капище, пока туда не переедет его новая жена, но об этом узнают Гейтир с братом и посылают за Халлой людей забрать ее в Крестовый залив. В связи с этим разводом возникает ряд вопросов. Халла имеет право забрать у Хельги свою долю имущества — не только приданое, но и причитающиеся ей доходы, накопленные за годы брака. Хельги Кошки, однако, делиться не намерен. Он действительно очень хитер, потому что его план — попросту игнорировать факт развода с Халлой до ее смерти и притворяться, будто никакого развода и не было (а значит, нет и повода к разделу имущества). Когда Халла собирала свои личные вещи, «Хельги стоял снаружи у дверей и вел себя так, будто и не знал, что Халла уезжает прочь» (глава 8/6).

Гейтир совершает ряд попыток получить денежное возмещение за имущество сестры, но они оканчиваются неудачей. Сначала, в момент отъезда Халлы, Хельги Кошки отказывается выдать Гейтиру ее имущество на том основании, что якобы надеется, что она еще вернется в Капище. Гейтир уезжает, недовольный беседой, и через полгода снова требует от Хельги уплаты суммы, равной стоимости имущества Халлы, оставшегося на хуторе, но тот ему снова отказывает. Гейтир рассматривает это уже как тяжкое оскорбление; договариваться тут не о чем, и Гейтир вызывает Хельги в суд.

Хельги Кошки и тут показывает, что может с Гейтиром не считаться. Его подход прост: если дело дойдет до суда, он рискует потерять земли, находящиеся у него в собственности, ведь у Гейтира на руках очень серьезный иск. Стало быть, Хельги Кошки нужно не дать Гейтиру выступить в суде. Весной оба годи отправляются на тинг, и на стороне Гейтира самые умные и лучшие люди, зато сторонники Хельги Кошки превосходят их численностью. Хельги Кошки не дает Гейтиру пройти к месту, где происходит суд, и дело проваливается, поскольку не было рассмотрено.[384] Гейтир тогда подает иск на альтинг в суд восточной четверти, но там на помощь Хельги Кошки приходит Гудмунд Могучий, и дело Гейтира снова не доходит до рассмотрения, так как Хельги Кошки вчиняет ему встречный иск. Так две попытки решить дело в суде не увенчались успехом, и, легко догадаться, отношения между противниками не улучшились.

Спор из-за имущества Халлы куда серьезнее, чем все предыдущие споры двух годи. Приданое представляло собой и фамильные ценности, и сельскохозяйственные орудия, и скот, и землю, и собственно деньги. В социальном контексте приданое, выделяемое родом женщине, имело ценность куда как превосходящую его денежную стоимость — его возврат или невозврат влиял на возможности рода самостоятельно решать свою судьбу, быть независимым. Хельги Кошки хорошо понимает это обстоятельство и именно поэтому выбирает вопрос о приданом Халлы как пробный шар — удастся ему унизить и поставить на колени своего противника, не дав ему рассмотреть это дело в суде, или нет. Ему это удается, и в глазах общества отказ Хельги Кошки решить вопрос согласно традиции, то есть назначив представителей и заключив мировую, безошибочно воспринимается как знак: Хельги вознамерился лишить Гейтира звания годи и власти в округе, дабы подчинить весь регион себе одному.

 Раздоры из-за леса
 

Победив Гейтира в деле о приданом его сестры, Хельги Кошки решает теперь уничтожить авторитет Гейтира и пошатнуть его положение как лидера местных бондов. Возможность сделать это появляется у него в связи со спором двух соседей-бондов, Торда с Междуречья из Южной долины и Тормода сына Стейнбьёрна, тингового Гейтира, об одном лесе, которым они владеют совместно. Хельги Кошки сначала выкупает у Торда его долю, а затем превращает жизнь Тормода в ад, и когда тот с группой других тинговых Гейтира приезжает в Капище вызвать Торда в суд за незаконную порубку, попросту убивает его вместе с несколькими провожатыми.[385] На этом Хельги Кошки не останавливается и, когда Гейтир отправляется к нему забрать тела своих тинговых и похоронить их каждого на своей земле, публично унижает его, отказавшись выдать погибших. Гейтир не может избежать здесь потери лица, и в итоге ему приходится прибегнуть к хитрости, дабы забрать тела. Хельги Кошки и этого мало — он отказывается выплатить виру за убитых.

Совершенные Хельги убийства и последовавшие за ними оскорбления, как и отказ платить виру, превратили небольшое разногласие между друзьями в смертельную схватку за власть в регионе. С точки зрения исландского общества той эпохи, ссора переросла в распрю с кровной местью, в которой замешаны не только двое годи как частные лица, но и их тинговые.

 Борьба за верность тинговых
 

В следующем эпизоде саги в Исландию возвращается Торарин сын Эгиля, приплывший в Оружейников фьорд на своем корабле. Здесь читателю саги следует припомнить данную в ее начале генеалогическую информацию. Важно не только то, что Торарин один из самых многообещающих людей в округе, из молодого поколения и из тинговых Гейтира, но и то, что его отец, Эгиль из Дворов Эгиля, приходится братом Тормоду из Южной долины, — тому самому Тормоду, которого Хельги Кошки убил в ходе борьбы за лес на хуторе Междуречье и за чье убийство не заплатил виры. Наконец, на Халльфрид, сестре Торарина, женат Торкель, сын Гейтира.

Хельги Кошки узнает о прибытии Торарина и обращает взор в его сторону. Если Хельги удастся заключить с купцом Торарином «дружбу», то он со временем сумеет переманить на свою сторону и его родичей, тинговых Гейтира. Такое предательство будет, скорее всего, означать конец Гейтира, ибо Торарин и его семья — из лучших людей, что у него есть. Рассказчик, излагая события, сопутствовавшие борьбе за верность Торарина (глава 13/11), показывает, как сказалась война между двумя годи на настроениях местного общества:

Хельги Кошки приехал к кораблю и пригласил Торарина и его людей к себе, да и других людей с того же корабля, каких он захочет взять с собой. Торарин ответил, что, скорее всего, согласится. Хельги Кошки уехал к себе домой и сказал, что ожидает к себе в гости Торарина корабельщика. К кораблю приехал и Гейтир, нашел Торарина и спрашивает его, уж не собрался ли тот ехать в Капище. Тот ответил, мол, об этом были разговоры, но он еще не решил. Гейтир сказал, что ему разумнее поехать в Крестовый залив, «потому что, думаю я, немногим моим людям будет хорошо житься у Хельги». Сошлись в конце концов на том, что Торарин поехал в Крестовый залив. Об этом узнает Хельги Кошки, и едет тут же к кораблю с оседланными лошадьми, и думает все же залучить Торарина к себе. Торарин говорит, что решил поступить иначе.

— Я тебе докажу, — сказал Хельги Кошки, — что пригласил тебя без обмана, потому что я хочу, чтобы между нами был полный мир, хотя бы ты и поехал туда [т. е. к Гейтиру].

Через день Хельги снова приехал к кораблю и подарил Торарину в знак дружбы пять племенных жеребцов, и все они были светло-желтой масти. Тут за Торарином заезжает Гейтир и спрашивает, уж не от Хельги ли Кошки он получил жеребцов. Тот ответил, что так оно и есть.

— Я тебе посоветую, — говорит Гейтир, — вернуть их хозяину.

Тот так и сделал, и Хельги Кошки взял жеребцов обратно. Торарин жил ту зиму у Гейтира, а на следующее лето уплыл из страны.

Действия Хельги Кошки все еще находятся в рамках закона, но видно, на какие чрезвычайные траты он готов пойти, только бы заполучить «дружбу» Торарина. Побеждает, однако, Гейтир, демонстрируя тем самым силу мудрости и умеренности. Торарин в итоге едет зимовать к нему.

 Хельги Кошки нарушает уговор и обманывает «друга»
 

Начав с рассказа о смерти чужеземца, сага скрупулезно отслеживает развитие конфликта между двумя годи, разрастающегося сначала до столкновений между землевладельцами, а затем уже угрожающего хрупкому равновесию в регионе и даже в стране, поскольку он затрагивает самые основы отношений годи и бондов. На этой стадии конфликт начинает беспокоить исландское общество в целом, так что и местные землевладельцы, и влиятельные люди из других регионов задумываются, на чью сторону встать.

По тону саги мы можем заключить, что проблема Хельги Кошки заключается не столько в его алчности как таковой, сколько в способах, какими он привык ее удовлетворять. По ходу распри он постепенно забывает, что в отношениях «дружбы» очень важна взаимность. Нарушения этого неписаного правила свидетельствуют о его наглости и высокомерии, и в итоге Хельги Кошки собственными поступками превращает «друзей» во врагов. Доходит до того, что на альтинге (глава 12/10) Хельги отказывается выполнять свою часть уговора с «другом», Гудмундом Могучим:

Как-то раз летом вышло так, что у Хельги Кошки оказалось мало людей на альтинге и он попросил поддержки у Гудмунда Могучего. Тот ответил, что вовсе не обязан оказывать Хельги поддержку всякий раз, как тот ее просит, и портить отношения [дисл. ó-vinsæla sik] с другими важными людьми, так что пусть теперь Хельги ему заплатит. Договорились они о том, что Гудмунд пообещал Хельги поддержку, а Хельги должен был заплатить Гудмунду полсотни серебром; а когда дошло до суда, все тяжбы Хельги разрешились в его пользу. После этого Гудмунд с людьми идет к землянке Хельги и требует платы; а Хельги Кошки отвечает, что ему сейчас нечем заплатить и что он не видит, почему это он должен платить Гудмунду деньги, раз они друзья и во всем заодно. Гудмунд говорит:

— Плохи же твои дела, — говорит он, — тебе от других всегда нужна помощь, но сам ты никогда не платишь, даже когда поклялся; что же до дружбы с тобой, то я не вижу от нее особенного проку; не буду я требовать от тебя обещанных тобой денег, но с этих пор никогда не стану поддерживать тебя.

На том они и расстались, и дружбе их пришел конец. Об этом узнал Гейтир; отправляется он к Гудмунду Могучему и просит его принять от него деньги и заключить с ним дружбу. Гудмунд не захотел брать его деньги и сказал, что пока еще не настолько потерял к себе уважение, чтобы оказывать поддержку людям, которые во всякой тяжбе с Хельги довольствуются долей проигравшего.

Важно понимать, что хотя Гейтир и не склонен к высокомерию и насилию, как Хельги Кошки, он ничуть не стесняется, как и Хельги, использовать любые возможности для увеличения своего богатства и славы. Ниоткуда не следует, что Гейтир испытывал по поводу убийства норвежца угрызения совести, напротив, сага наглядно показывает нам его алчность, такую же, как и у Хельги. Разница между бывшими друзьями — в подходе к лидерству, и тут Гейтир избегает силового давления. Аналогичным образом он не готов рисковать жизнью по любому поводу, легальному или не очень, как это делает Хельги Кошки. Сила Гейтира — в его умении пользоваться защитными механизмами правовой системы. Каждый из годи на свой манер идет по краю, испытывая границы социально допустимого. Их борьба ярко показывает недостатки и риски, связанные с избранными ими стратегиями в распре.


 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.