В г. Житомире 7 июля 1912 года — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В г. Житомире 7 июля 1912 года

2020-11-03 86
В г. Житомире 7 июля 1912 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предмет урока - изъяснение молитвы «Царю Небесный» детям младшего и среднего отделений и объяснение 8го члена Символа веры детям старшего и среднего отделений.

Дав детям старшего отделения в виде самостоятельной работы почитать о Святом Духе из прощальной беседы Господа

(Ин. 15; Ин. 16:1—13), учитель переходит к занятиям с младшим и средним отделениями. Давая работу старшему отделению, учитель несколько подготовляет к ней детей, предлагая им сообразить, что было бы с веткой, если бы ее отсечь от дерева, почему она может жить только будучи на дереве, объясняя за тем, что общение со Христом, подобное общению ветки 

с деревом, совершается чрез любовь к о Христу, исполнение Его заповедей, что людей, любящих Христа, весь мир ненавидит; 

но Господь послал в помощь им Духа Утешителя. Вся эта беседа ведется в вопросо-ответной форме, и дети младшего отделения сидят не безучастно, потому что наглядные образы (ветки, например, сухой и зеленой) и им понятны.

Приступая к работе с детьми младшего и среднего отделений, учитель сначала ведет с ними беседу о Пресвятой Троице. Чрез это урок настоящий связывается и с предыдущим. Предложив детям вспомнить, что им вчера было рассказано о Рождестве Иисуса Христа и что Он есть Бог, Богочеловек, а не простой человек, учитель спрашивает детей младшего отделения, не слышали

ли они, К то есть Дух Святый? человек ли? ангел ли? или кто другой? Добившись ответа, что Он есть Бог, учитель старается ввести некоторую наглядность в смутные представления детей

младшего отделения о Святом Духе. - «Мы говорили, что 

Господь Иисус Христос сошел с неба, родился на земле, а Дух Святой сходил ли, сходит ли к нам на землю?» Дети среднего

отделения вспоминают о сошествии Святого Духа на апостолов, в самых общих чертах рассказывают, дети же младшего отделения объясняют при этом со держание соответствующей

картины. 

 

То же самое и с картиной Крещения Господа. Дети припоминают еще, что на нас, когда мы крестились, сходил невидимо 

Дух Святый (не просто тог да в воду нас опускали), что

без этого мы не были бы православными христианами, не отличались бы от евреев, татар и т.д.

После наглядного сообщения детям сведений о Святом Духе учитель имеет в виду предотвратить путаницу в их понятиях вообще о Боге Триедином. - «Мы говорили, что

Христос — Бог, Дух Святый — Бог, а еще есть К то? Вспомните молитву: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»? Что же это три особых Бога или Бог о дин?» - Ответ: «Бог о дин». «Как же

назвать Бога Отца, Сына и Святого Духа? Это особые Боги или как иначе назвать?» Дети среднего отделения отвечают, что это три Лица Святой Т роицы. Дети младшего отделения

повторяют, называя имена Лиц Пресвятой Троицы то хором, то поодиночке. Учитель же объясняет при этом, что Лица в Боге -  это не наши лица, видимые, человеческие (у Бога тела нет, Он невидим). Это значит только, что Бог о дин, но есть Бог Отец, есть Бог Сын и Бог Дух Святый (формула «Бог един по существу и троичен в Лицах» пока не сообщается). «Дети, мы сказали, что Дух Святый приходит к нам, когда, например, крестимся. 

А нет ли молитвы Святому Дух у о том, чтобы 

Он пришел к нам?» Дети вспоминают молитв у «Царю

Небесный». Сна чала учитель осведомляется, кто из  детей младшего отделения знает молитву «Царю Небесный». Оказывается, знали ее только двое из детей. Молитва читается однажды детьми среднего отделения, за тем самим учителем, который читает ее, отделяя каждое слово (для отчетливости и предотвращения ошибок в произношении), кроме того, делая большие остановки на знаках препинания и по смыслу («Царю Небесный... Утешителю... Душе истины… Иже везде сый... и вся исполняяй... прииди и вселися в ны... и о чисти ны... от всякия скверны... и спаси, Блаже... души наша»), выделяя голосом логическ ое у дарение (например, «везде»,

«прииди», «спаси»). Читает учитель о дин, читает, заставляя повторять за собою детей хором и отдельных учеников по группам или поодиночке.

 

 

Когда дети вслушались в слова молитвы, учитель начинает ее объяснять. Приводя эти объяснения в связь со вступительною беседою, учитель спрашивает детей, о чем же мы молимся

Святому Дух у в молитве «Царю Небесный». Дети, вспоминая беседу и слова молитвы: «прииди и вселися в ны» и т.д, 

которые и читают, - говорят, что молимся мы Святому Духу, чтобы Он пришел к нам и вселился в нас, о чистил от скверны, спас души наши. Таким образом, сразу освещается для детей общий смысл молитвы и чрез то предотвращается разрозненность

дальнейших объяснений. Последние ведутся так.

Учитель читает или заставляет детей среднего, а  отчасти и младшего отделений читать молитв у по малым частям, за тем каждое слово и мысль объясняет. Ведется объяснение 

в вопросо-ответной форме. - «Царю Небесный», - кто называется «Царем Небесным? Кроме Небесного, есть какой еще Царь?» Дети, смотря на портреты Царей, висящие на стене, говорят,

что есть и Цари земные, например Царь русский над землею Русской, Царь же Небесный есть Бог, Который пребывает на небе вместе с ангелами и святыми. Желая при этом предотвратить ложное понятие о пребывании Бога только на небе, учитель спрашивает, обитает ли Бог и на земле, владеет ли ею. Дети отвечают, что на земле Бог тоже везде находится, владеет небом и землею, а учитель добавляет, что на небе Бог особенно находится с ангелами и святыми. —

«Утешителю» - кто называется Утешителем? какие далее слова?» Вспоминая слова «Душе истины», дети соображают, что и Утешителем, и Царем Небесным назван в молитве Дух Святый. Желая наглядно выяснить понятие о Духе как Утешителе, учитель спрашивает не только то, по чему называется Дух Святый Утешителем (утешает в печалях, объясняют дети), но

и то, к ого, например, утешал Дух Святый. Вспоминая картину сошествия Святого Духа на апостолов, дети приводят на память, как Дух Святый утешал апостолов, к ог да Господь вознесся

на небо и оставил их одних («сиротами») в мире (дети младшего отделения указывают на картине, изображающей Вознесение, то, о чем рассказывается), когда их заключали 

в темницы, гнали, мучили, отдавали на смерть. 

 

 

Говорят дети и про мученик ов, перечисляя виды их

мучений, что их утешал  также Дух Святый, так что они не только не печалились и не роптали на Бога, как другие люди во время мучений, но еще радовались и пели псалмы (последнее

добавляет учитель)

«А нас утешает ли Дух Святый, когда тоже на душе печаль, скорбь; что нужно сделать, чтобы печаль прошла?» - Ответ: «Нужно помолиться Богу, и на душе б у дет мирно, спок ойно,

радостно». - «Как дальше называем мы Духа Святого 

в молитве?» Ответ: «Духом истины». - «Почему?» - Ответ: «Потому, что Он научает нас истине». - Желая выяснить это наглядно, учитель спрашивает, какая книга у него в руке (Евангелие), истинно ли все, что в ней написано? Как это узнать, что все истинно? Дети говорят, что Священное Писание написано апостолами, а

на них сошел Дух Святый и научал их истине; они не сами придумывали то, что писали, но Дух Святый наставлял их. 

Продолжая выяснение, учитель рассказывает (с целью оживить и

внимание) причту о неразумном богаче, у которого был урожай и который построил новые житницы, чтобы собрать все добро свое, но Бог в ту же ночь душу (жизнь) взял у него. - «Знал

ли богач, что хорошо и что худо, в чем истина? Ведь когда он ел, пил и веселился,  то думал, что это хорошо? И нас Дух Святый также не вразумляет ли иног да? Например, когда кто из вас кого

обидел и обиженный начинает платить злом обидевшему, 

хорошо ли он делает? Как Христос заповедал?» - «Христос Сам прощал врагам Своим и молился за них, поэтому и обижать

нехорошо, грех». - «Да, а ведь самому человеку кажется, что он поступает хорошо, когда платит злом за зло, думает, что так и нужно. Кто же нас научает истине и правде?» Ответ: «Дух

Святый». Слова «Иже везде сый» сна чала переводятся детьми среднего отделения («Который везде находишься») и уясняются примером: когда человек взял чужое и ник ого из людей не было при этом, значит ли это, что никто не увидит вора? Дети отвечают, что видит вора Бог, Который везде находится. Слова «и вся исполняяй» - тоже сна чала переводятся:  

 

 

«все исполняешь», потом объясняются наглядным сравнением: вода наполняет во время сильного дождя всю яму до края, воздух наполняет не только все место кругом, но есть он в самом теле нашем, в во де; так Дух Святый находится везде - на небе, 

на земле и в нас самих. Благо даря наглядности объяснение делается (как и всегда) не учителем только, но в значительной мере детьми. - «Сокровище благих» - для объяснения этих слов учитель предлагает прежде всего сказать, что называют сокровищем (например, золотые, серебряные вещи, деньги, драгоценные камни и т.д.), где их хранят (запирают, прячут 

куда-либо, скрывают в потаенном месте, даже в земле, —

отсюда и название «сокровище», или «сокровищница», место, 

где сокровища хранятся). - «Но сокровищем как ого добра («благих» - всего доброго, всяк ого блага) называется в молитве Дух Святый? Такого ли, например, какое собрал богач, о котором мы сказали? для тела или для души особенно по дает блага 

Дух Святый? А если для души, то какие именно? Припомните, какие блага по давал Дух Святый, например, апостолам?» Дети отвечают, что Он их научал истине, утешал в страданиях и т.д. Учитель напоминает им для наглядности, что они и сами учатся

добру в школе и Духа Святого просят пред началом урока, чтобы помог учиться. «Жизни Подателю» - к объяснению этих слов учитель привлекает и детей старшего отделения, которым нужно было предложить объяснение 8го члена Символа веры, 

в частности слова «Животворящаго». - «Какую же жизнь по дает Дух Святый? Вспомните, дети, о сотворении мира». Дети вспоминают величественную картину творения  мира, когда над

«землею невидимою и неустроенною», или «во дою», носился Дух Божий, оживляя все созданное, как птица сидит на яйцах и из них выходят живые цыплята (так ой смысл еврейского

слова, соответствующего славянскому слову «носился»). 

Наглядное сравнение действует и на воображение детей младшего отделения, продолжающего принимать участие в работе. - «Но телу ли только нашему дает жизнь Дух Святый? Посмотрите, дети, на эту картину». Дети   старшего и среднего отделений объясняют со держание картины (изображающей притчу о блудном сыне), а младшее отделение указывает, 

 

 

где отец, где сын, как отец встречает сына, в какой он одежде, отчего. - «Вспомните, дети,  что сказал отец, когда встретил сына». - Дети вспоминают слова: «Сын мой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». - «Но как же он назван мертвым, 

когда он живой?» Дети отвечают, что не телом он мертвый, 

а душой.  - «Но душа может разве умереть? Она ведь бессмертна?» Дети соображают, что мертвою душа названа за грехи, пороки, в которых проводил жизнь свою блудный сын. Чтобы еще нагляднее было для детей понятие о духовной смерти, учитель спрашивает детей (младшего отделения),

как узнать, умер ли человек или нет. Дети говорят, что мертвый не дышит, не движет ни рукой, ни ногой, не открывает глаз и т.д., ничего не может делать. - «Ну а мертвый душою чего же не

может делать?» Ответ: «Ничего доброго». - Этот ответ еще более уясняется посредством примеров: например, пьяница хотел бы не пить, но может ли остановиться? скупой видит, что

ближнему нужно помочь, но делает ли это? - «Значит, Дух Святый как оживляет и душу?» - Ответ: «Он помогает нам делать добро». «Как же называется Дух Святый во всей молитве?» Дети говорят первую половину молитвы и перечисляют названия в ней Духа Святого. - «А о чем мы Духу Святому молимся в этой

молитве?» Дети читают молитву до конца. Таким образом, содержание молитвы обобщается и между частями ее устанавливается связь. - «Прииди и вселися в ны», - слова эти перево дятся детьми среднего отделения. - «Как Дух Святый поселяется в нас? видим ли мы это?» Дети вспоминают сказанное ранее о том, что Дух Святый приходит и к нам, после молитвы особенно, поселяется в нашей душе невидимо, потому что у Него нет тела. - «Очисти ны от всякия скверны»  - эти слова дети объясняют, вспоминая про тело или одежду грязную, запятнанную, которую нужно о чистить, вымыть. - «От чего нужно очистить душу, что делает ее скверной, мерзкой, 

как мерзко и прикоснуться к одежде измаранной, грязной?» Дети говорят, что душу нужно очистить от грехов (когда именно? Ответ: «На исповеди»), что скверны души - это ее грехи.

 

Остальные слова: «и спаси, Блаже, души наша» - требуют не столько объяснения, сколько одного перевода, который и делается детьми среднего отделения.

Объяснения, делаемые при живом участии детей среднего отделения, повторяются и детьми младшего; повторение делается и после отдельных объяснений, и по объяснении всей

молитвы, особенно на следующем уроке, на котором, собственно, оно и было окончено; на первом уроке объяснение было доведено до слов: «Иже везде сый», хотя уже дети отчасти были введены и в общий смысл молитвы, как сказано выше.

Окончив работу с младшим и средним отделениями, учитель переходит к старшему, причем привлекает к работе и среднее, отчасти младшее. Дети среднего отделения на вопрос

учителя, где мы кратко выражаем свою веру в Духа Святого, отвечают, что в 8-м члене Символа веры, и читают 8-й член. Далее идет объяснение. Дети без тру да объясняют, по чему мы

называем Духа Святого Господом (потому что Он Бог; на этот ответ обращается внимание и детей младшего отделения). — Слово «Животворящаго» уже объяснено. Только учитель еще раз

напоминает про читанное детьми о лозе истинной (И н. 15), чтобы объяснить, как сила Духа Святого переходит в нашу душу подобно соку из ствола в ветви, когда мы от Бога не отходим, а

с Ним пребываем. Доводит детей до сознания и того, что жизнь, по даваемая нашей душе Дух ом Святым, это жизнь святая, 

по чему Он и особенно называется «Святым». - Слова «Иже от Отца исходящаго» дети объясняют, сопоставляя их со словами Самого Господа в прощальной беседе, которые они читали 

(Ин. 15:26). Добавить приходится только замечания, что о Сыне Божием говорим мы, что Он родился от Бога Отца, а о Духе Святом как нужно говорить? Он «исходит» от Отца. Остальные слова 8-го члена («Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима») дети объясняют без тру да, говоря, что Дух у Святому нужно так же поклоняться и так же Его славить, как  Бога Отца и Сына, потому что Он такой же истинный Бог; «глаголавшим же пророки» (через пророков) Дух Святый называется потому, что пророки и апостолы не сами от себя говорили и писали, а научал их всякой истине и будущее открывал Дух Святый.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.