Во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 6 июля 1912 года — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 6 июля 1912 года

2020-11-03 80
Во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 6 июля 1912 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предмет урока - история Рождества Христова в младшем и среднем отделениях, а за тем объяснение 3-го члена Символа веры в старшем и среднем отделениях, при некотором участии

младшего. Старшему отделению дается на первую половину урока самостоятельная работа - прочитать о Благовещении Пресвятой Девы и Рождестве Христовом (Л к. 1:26—56, 2:1—20) с отношением и к предстоящей им самим работе, и к работе младшего отделения.

Учитель начинает с вопроса, какой сего дня 

(т.е. 6 июля 1912 г.) день недели. Дети отвечают, что пятница (хотя и этого ответа от младшего отделения можно было добиться не сразу). - «А какую  сего дня нужно есть пищу: постную или скоромную, т.е. мясо, молок о, яйца и т.д.?» Ответ: «Нужно есть постную». - «Почему?» - «Потому что в пятницу Господь Иисус Христос был распят». Младшему отделению показывается при  этом картина с изображением

распятия, и дети объясняют, что изображено на ней.

«Для чего же Господь Иисус Христос потерпел распятие?» - Дети среднего отделения отвечают, что для избавления нас от греха, проклятия и смерти. Чтобы  этот книжный ответ был

нагляднее для детей, особенно младшего отделения, учитель предлагает детям среднего отделения вспомнить, что первые люди уже после согрешили, а прежде не имели грехов и жили

в раю. Мы же теперь, вспоминают дети, каемся в грехах на исповеди, и грехи прощаются, но не было бы и исповеди, прощения грехов, если бы Господь Иисус Христос не умер за грехи наши.

 

 

Потом дети вспоминают, что после греха на земле и на людях было проклятие Божие («проклята земля за тебя»), а Христос снимает проклятие: на Страшном Суде Господь скажет

некоторым людям, которые не покаялись: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»  (злым духам), людям же праведным: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие (Божие) от создания мира».

Что Иисус Христос избавил нас от смерти, это видно из читаемого детьми тропаря Пасхи: мертвые люди не вечно будут в земле лежать, но оживут во Второе Пришествие. - «Христос,

значит, умер за нас. Что же? Он простой человек, как мы, обыкновенные люди, или нет?» Дети отвечают, что Он Бог. - «А вместе как сказа ть то, что Он и Бог и человек?» Ответ (детей среднего отделения): «Богочеловек».

Этот ответ повторяется и детьми младшего отделения. - «Мы не будем, дети, говорить о распятии Иисуса Христа, а о том скажем, как Он родился на земле. Не слышали вы, дети, как

родился Иисус Христос?» Оказывается, познания детей ничтожны. Чтобы вызвать более воспоминаний в умах детей, учитель показывает детям младшего отделения картину,

изображающую Рождество Христово, и они кое-что объясняют, и дети среднего отделения дополняют сведения младших.

Это делается для того, чтобы, узнав известное детям, учитель мог

постепенно переходить к неизвестному. Учитель старается при этом предварительном выспрашивании остановить внимание детей на всех главных трудностях, которые мешали бы

ясности и последовательности рассказа, желая потом приковать 

к рассказу все внимание. Учитель спрашивает детей, когда бывает праздник Рождества Христова, К то изображен на

картине: младенец Иисус Христос, Матерь Божия, Пресвятая Дева, по имени Мария, за тем Иосиф, пастухи. Об Иосифе дети вспоминают, что он был родственник Пресвятой Девы Марии,

ему поручено было охранять Пресвятую Деву, что он называется Обручником, потому что Пресвятая Дева была ему обручена (назначена в жены), но не была Его женою и всегда

оставалась Девою. 

 

Далее дети вспоминают, что Господь Иисус Христос родился в городе иудейском Вифлееме, откуда был родом и Царь Давид; из Его потомства происходил Господь Иисус Христос, - что, собственно, Иосиф и Мария жили в Галилее, в городе Назарете, а в Вифлеем пошли для того, чтобы записаться, потому что нужно было записаться в том городе, откуда кто был родом (слово «перепись» детям младшего отделения объясняется наглядно чрез сравнение с тем, как учитель переписывает имена учеников). Указывают дети на картине пещеру (пустое место 

в горе, скале - в эти пещеры загоняли скот с поля во время непогоды) и ясли (объясняют, смотря на картину, что это 

такое); при этом разные названия, например император Август, ясли, Иосиф Обручник и т.д., повторяются детьми младшего отделения в отдельности и хором.

Подготовив таким образом детей к рассказу, учитель говорит: «Слушайте теперь, дети, как рассказывается про все это 

в Евангелии». Рассказ ведется близко к подлиннику по 2-й г лаве

Евангелия от Луки; выпускается только 2-й стих; изменения делаются незначительные; например, вместо «была беременна» говорится: нужно было Пресвятой Деве родить; или в 7-м стихе присоединяется объяснение: сходилось для переписи много народа отовсюду, и все гостиницы поэтому были заняты (объясняют дети и самое слово «гостиница»); в 11-м стихе

«город Давидов» называется Вифлеемом, в 12-м стихе к словам «вот вам знак» добавляется объяснение: знак того, что это истинно; в 13-м стихе вместо «воинство небесное» говорится

прямо «ангелы»; славословие ангелов читается попутно детьми среднего отделения и повторяется не раз; объяснение пока не делается, чтобы не прерывалась нить рассказа (не объясняется песнь и во вступительной беседе, потому что смысл ее яснее 

в связи с самым рассказом); 19-й стих опускается.

За рассказом следует повторение его детьми среднего отделения в связном виде, и только кое-где даются для напоминания вопросы в общем виде (например, о пастухах что говорится?

что сделали пастухи после явления ангелов? еще что? и т.п.).

 

 

Младшие повторяют то же самое по вопросам учителя подробным, например: где родился Господь Иисус Христос? 

зачем туда пошли Иосиф и Мария? где там остановились? 

что там случилось? кто был в поле тог да? Кто явился пастухам? один ли ангел явился? что пели ангелы? что сделали пастухи после того, как ангелы отошли? что сделали они, когда поклонились Христу и возвестили слова ангела? и т.п.

При воспроизведении рассказа дети вспоминают слова ангельской песни. Вопрос: «Когда ее мы слышим - в средине всенощной или в конце?» Присоединяется и объяснение песни. 

«Слава в вышних Богу», т.е. на небесах, где живут ангелы. 

«И на земли мир», - сна чала учитель наглядно объясняет детям слово «мир», напоминая о товарищах, которые, например, сердились, гневались друг на друга, побранились, поссорились, подрались, а потом что сделали? помирились (слово говорится самими детьми). За грехи людей Бог на людей гневался, а теперь, когда Господь Иисус Христос родился спасти людей от грехов, уже не стал гневаться, наступил мир у людей с Богом. Господь перестал гневаться, и настало вместо гнева что? как сказано далее? — благоволение к людям, милость Божия к ним. Да и между собою-то люди стали жить в мире, любви, добавляет учитель, чтобы докончить объяснение слов: «в человецех

благоволение».

Работа детей младшего и среднего отделений незаметно связывается здесь и с работой детей старшего отделения, которые также читали о Рождестве Христовом, кое-где даже и

принимали участие в ответах. Теперь детям старшего и среднего отделений предлагается вспомнить, г де в Символе веры говорится о Рождестве Христовом. Дети вспомнили было 

2-й член, но сообразили, что там говорится о рождении Христа не на земле от Пресвятой Девы Марии, а от Бога Отца. После этого они догадываются, что нужно прочитать 3-й член Символа

веры. - По прочтении третий член объясняется. В первых словах: «нас ради человек и нашего ради спасения», объясняют дети, говорится, зачем Господь Иисус Христос родился на земле;

вспоминают дети,  что спас нас Господь от греха, проклятия и смерти (сопоставляется это объяснение со вступительной беседой); так как дети младшего отделения слушали

вступительную беседу, то теперь и они принимают некоторое участие в общей работе. «Сшедшаго с небес». - Иисус Христос был Бог, а потом родился на земле и стал человеком,

Богочеловеком (сравн. вступит. беседу). «Воплотившагося» - «плоть», объясняют дети, означает «тело»; Господь Иисус Христос не был призрак ом, за который принимали Его по

воскресении или при хождении по волнам моря (дети младшего отделения отвечают при этом на вопрос, мог ли бы простой человек ходить по морю); объясняют и то, что если бы призрак ом было тело Иисуса Христа, то и страдания Его были бы не настоящими - призрак не может страдать, спасти людей Он не мог бы. «От Духа Свята» - эти слова дети объясняют на

основании про читанной ими истории Благовещения, по дробно воспоминая слова ангела («Дух Святый найдет на Тя... раждаемое свято наречется»). «Марии Девы» - Она осталась Девою и после рождения Христа Спасителя и называется за это как еще? Ответ: «Присно девою» («присно», говорят дети, значит «всегда, постоянно»). «Вочеловечшася» - принял Господь не

одно тело, но и душу человеческую, радовался, скорбел, как все люди. Когда особенно сильно, «смертельно» скорбел?» Ответ: «При распятии и еще  ранее в саду Гефсиманском». Дети опять

объясняют, что если бы не было у Господа души, которою Он радовался и страдал, то пострадать и спасти людей Он не мог бы. Дети младшего отделения и здесь привлекаются к участию:  они отвечают, что у человека не о дно тело, но есть и душа, отвечают и на вопрос, каким бывает обыкновенно пот у человека, бывает ли, как капли крови, как у Господа Иисуса

Христа, когда Он сильно скорбел и страдал в саду Гефсиманском?

Так как урок катехизиса в старшем отделении совместно со средним отделением соединяется с урок ом младшего отделения, которому не мог ло быть дано самостоятельной работы, то последнее необходимо было как-либо привлечь к работе других отделений.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.