И среднем отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 17 августа 1911 года — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

И среднем отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 17 августа 1911 года

2020-11-03 86
И среднем отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 17 августа 1911 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предмет урока — объяснение первой части литургии верных. Учитель занимается с детьми старшего отделения, привлекая

к деятельному участию и детей среднего.

Сначала учитель предлагает детям вспомнить, какая служба 

главная и по чему литургия считается главной службой. 

Дети отвечают, что на ней совершается величайшее таинство

причащения, потому она важнее вечерни, утрени и других служб. 

 

 

Подробно учитель на этом (и на названии «литургия») 

не останавливается, потому что имел уже случай говорить 

с детьми о том же на о дном из предшествующих уроков. 

Он прямо переходит к разделению литургии на части и значению каждой из них. Дети говорят, что литургия делится на три части и называют   каждую. Названия «проскомидия», «литургия оглашенных» и др. («агнец», «ектения») повторяются детьми среднего отделения, к оторым эти названия еще незнакомы, и пишутся на доске. Назвав каждую часть, дети говорят, где начинается каждая и каково значение каждой.

Так, они говорят, что проскомидия совершается во время чтения часов и на ней приготовляется «агнец», т.е. вынимается из просфоры часть в воспоминание Г оспо да Иисуса Христа, Который принес Себя Самого в жертв у, как в Ветхом Завете приносили агнцев, т.е. ягнят, баранов. О литургии «оглашенных» дети говорят, что она начинается после часов, что на ней мог ли

присутствовать только оглашенные, т.е. наставляемые в вере и приготовляемые к о Святому Крещению; вспоминают также дети по требованию учителя, что главное в этой части есть чтение апостола и Евангелия. Наконец, о литургии «верных», вникая 

в самое название, дети говорят, что это самая главная часть литургии, на которой могут присутствовать только верные,

т.е. правильно верующие («православные», а не еретики или раскольники), на этой части литургии уже совершается самое таинство причащения.

«С чего начинается эта часть литургии, какими словами напоминается, что оглашенные не могут присутствовать за этой частью литургии (кто произносит эти слова, спрашивает учитель

для более наглядного представления о на чале 3-й части)?» - Дети легко вспоминают слова «елицы оглашеннии, изыдите... елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся»,

объясняя по требованию учителя слово «елицы» («те, которые»). Затем, вспоминают дети, как начинается пение «Иже херувимы», или «Херувимская песнь». На объяснении этой важной,

торжественной и назидательной песни учитель останавливает особенное внимание детей.

 

 

Спросив, не знает ли кто из детей наизусть Херувимской песни, прочитав за тем сам песнь дважды (для того, чтобы дети вслушались в правильное, толковое и благоговейное

произношение песни и вдумались в смысл ее), учитель приступает к объяснению (читается сначала половина песни). - «Вслушайтесь, дети, к чему мы призываемся в этой песни», —

говорит учитель, повторяя еще раз слова ее. Дети, вслушавшись, говорят, что мы должны «отложить» (заменяют словом «оставить») всякое житейское попечение («попечение» заменяется словом «забота», а «житейское» - «земное»). Выделив, таким образом, главную мысль песни, дети легче уясняют себе смысл остальных слов песни. - «По чему же мы должны оставить всякие житейские заботы? Вдумайтесь в начало песни». Дети переводят начальные слова «Иже херувимы тайно образующе»: «мы, которые тайно (таинственно, непонятно) изображаем, уподобляемся херувимам». Объясняют при этом дети, что херувимы - один из чинов ангельских (ангелы, архангелы, херувимы, серафимы и т.д.). - «Чем мы уподобляемся

херувимам? Вспомните слова, которые следуют в песни далее. Чем постоянно занимаются ангелы?» Дети переводят дальнейшие слова: «и Животворящей (подающей жизнь всему) Троице Трисвятую песнь припевающе» (припевая, поя, по связи: «мы, которые поем»). За тем они вспоминают, что «Трисвятую» песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь (полны) Небо

и земля славы Твоея» постоянно воспевают серафимы (как открыто было пророку Исаии в видении), что ангелы и вообще заняты непрестанным прославлением Бога. После этого детям

становится понятным, что мы уподобляемся херувимам, если непрестанно прославляем Господа. - «А еще чем? Вспомните слова, которые далее следуют». - «Еще тем, что не заботимся ни о чем земном, как ангелы, у которых нет и тела».

Предлагается детям вспомнить 2ю часть Херувимской песни, начиная со слов: «яко да Царя всех подымем». «К то называется Царем всех?» - «Бог, Иисус Христос», отвечают дети, соображаясь 

с общим смыслом песни и литургии. - «Как сказать по-русски «Царя всех""? - «Царя всего, всей вселенной». 

 

- «Что значит: «подымем Царя»? Вспомните, что совершается

в середине Херувимской песни». - Дети вспоминают, что в это время Святые Дары переносятся с жертвенника на престол и диакон несет их поднятыми на голове. Имея в виду мало

осведомленное среднее отделение, учитель заставляет детей подробнее описать Великий вход: где престол? где жертвенник? кто несет Святые Дары? что говорят священнослужители? 

Как вход называется? кроме Великого, как ой есть еще вход? что выносится на Малом входе? Что  несется вперед Евангелия? что поется тог да («приидите, поклонимся»)? что Великий вход

обозначает? На последний вопрос дети отвечают, что Великий 

вход обозначает шествие Господа Иисуса Христа в Иерусалим на страдания после торжественного входа в Иерусалим. —

Из этого уяснения себе священно действия Велик ого входа дети видят, что слово «подымем» означает: «чтобы нам принять Христа», шествие Которого на страдания изображают поднятые

на голов у и несомые диаконом Святые Дары. - «Ангельскими невидимо дориносима чинми» - в этих словах детям непонятно выражение «дориносима». Учитель объясняет, что как в древнее время Царя земного воины торжественно (в боевом порядке) сопровождали с копьями («дори» - значит «копье»), так Царя небесного, Христа, окружают и сопровождают ангелы. —

«Для что нужно прежде примириться с бра том, а потом 

приходить и при чего же, значит, должны мы уподобиться херувимам  и оставить все житейские мысли и заботы?» 

- «Для того, чтобы («яко да») достойно принять Христа,

Которого в то время с нами славят и Которому невидимо служат ангелы». — Слово «аллилуиа» («хвалите Бога») оказывается детям известным.

 

«Вспомните, дети, что бывает после Херувимской песни». - «Ектения просительная». - Приходится напомнить детям, что такое ектения, кто ее читает, что поется во время ее произнесения («Господи, помилуй!» «подай, Господи!»). Припомнив это (что поются во время ее молитвенные возгласы «Господи, помилуй!» «по дай, Господи!»), дети говорят, 

 

что ектения - молитва, моление протяжное. За тем учитель предлагает детям вслушаться в слова ектении просительной и читает ектению, делая попутно и некоторые объяснения; например, «исполним молитву» - «дополним, будем еще молиться»); спрашивает также, какая кончина называется

доброю христианскою кончиною, что непременно нужно постараться христианину сделать пред смертью (покаяться в грехах и причаститься Святых Таин, чтобы предстать на Страшный Суд

Христов). Прочитав слова ектении, учитель спрашивает, о каких благах - для тела или для души - мы молимся в просительной ектении («прощения и оставления грехов», «добрых и

полезных душам нашим», «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати», «христианския кончины»). Дети соображают, что мы молимся о благах духовных.

Предлагается вспомнить дальнейший ход литургии. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». - «Что значит «единомыслием» и «исповемы»?» - «"С одними мыслями», «будем прославлять"". - «Да, дети, вспомните, как называется эта часть литургии   (литургия верных) и можно ли быть на ней человеку с другими, неправильными мыслями, еретику, например, раскольнику». - «Нельзя».— «А для чего, не знаете ли, дети, говорится: «возлюбим друг друга», как, с какими чувствами мы должны приступать к литургии, как Господь велел приносить дар к жертвеннику?» Дети вспоминают слова Господа о том, прежде примириться с братом, а потом приходить и приносить дар свой (Мф. 5:23—24). Учитель предлагает вспомнить и то, что ради этой любви друг к другу делали древние христиане, когда совершали таинство Святого Причащения («вечери любви», на которых богатые делились 

с бедными по любви христианской; по дробно обо всем этом не говорится, потому что учитель имел уже случай беседовать

с детьми на о дном из предшествующих уроков о данном предмете).

 

 

- «К ого же должны мы прославлять «с одними мыслями»? что поют далее певцы?» - «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» (смысл этих слов после

объяснения 2-го члена Символа веры детям понятен, тем более что учитель при объяснении 2-го члена напоминал уже указанные слова песни церковной). Учитель предполагал (за недостатком

времени не успел) при этом обратить внимание на то, что отвечать (как и делали древние христиане) слова: «Троицу Единосущную», «аминь», «и духови твоему» должны были бы все люди, стоящие в церкви, а не только певчие, чтобы все молились со священником одним сердцем и одною душою.

Далее возглас: «Двери, двери, премудростию вонмем!» Учитель объясняет, что в древнее время у дверей храма стояли привратники, которые во время литургии не впускали в церковь

оглашенных, еретик ов, язычник ов; и этим-то привратникам говорилось: «двери, двери!», т.е. чтобы они внимательно смотрели за дверями. - «А у нас хорошо ли делают, если в это и в любое время многие направляются к дверям и выходят из храма? Не должны ли мы за тем и еще наблюдать за какими-либо дверями, кроме дверей храма? Какие у нас еще двери могут быть?»

- Дети и на этот общий вопрос (без наводящего) отвечают, что есть двери у души, у сердца, в которые входят худые мысли, желания. - «Да, вот за ними-то и нужно наблюдать, чтобы во

время литургии не входило в душу ничто худое. Поэтому к чему призываются стоящие в церкви? Как далее говорится?» -

«Премудростию вонмем». - «Что значит «вонмем»?» -

«Будем внимательны» (дети соображают это по корню слова). - «А «премудростию»? Значит, далее нужно быть к чему внимательным?» - «К премудрости Божией». - «К какой? 

что будет совершаться далее так ое, что для разума человеческого совсем непонятно, непостижимо?» —

«Таинство Святого Причащения: хлеб и вино сделаются чудесно истинным Телом и Кровию Христовыми».

- «Что поют далее певцы?» - «Символ веры».

- «Не догадаетесь ли, по чему это? Какая часть литургии идет?» - «Литургия верных». -

 

 

«Значит, чтобы присутствовать на литургии верных, что нужно 

в себе иметь?» - «Правильную веру». - «А она где изложена?» -

 «В Символе веры». Потом слышим возглас диакона: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити». Учитель предполагал здесь заставить детей прежде всего перевести возглас: «Добре» - «хорошо». «Со страхом» - «благоговейно». «Возношение» - «приношение», жертва наша, совершение таинства Святого Причащения на хлебе и вине,

которые приносятся нами для таинства. По чему нужно «в мире» приносить жертву, уже объяснено ранее. - Певчие поют, какую же жертву мы будем приносить: «милость мира, Жертву хваления». - «Значит, какую жертв у мы будем приносить?» - «Жертв у хваления» (хвалы, прославления). - «Почему жертва Иисуса Христа, Который Себя отдал на смерть за грехи мира, называется жертвой хвалы? Вспомните, что сделал Сам Иисус Христос, когда хотел эту жертв у принести, когда шел Он на страдания и на Тайной вечери говорил: «Сие есть тело

Мое, которое за вас предается» (Лк. 22:19)». - «Он прежде воздал хвалу Отцу Своему и благо дарил Его». - «За что же? 

за то, что помог Ему Отец что совершить»? - «Помог  

пострадать за грехи мира, для спасения его». 

- «А не скажете ли, Его страданиями, Его жертвою, которую принял Он, чтобы мир спасти, кто прославился»?

- «И Сам Он, и Бог Отец». - «По чему же жертва Христова называется «Жертвою хваления»?» - «Потому, что этою

жертвою, которая принесена для спасения людей, прославился Бог». - Чтобы подготовить детей к пониманию первой части возглашения «милость мира», учитель спрашивает: «Для чего

принес Господь жертву, для чего все жертвы и прежде совершались?» - «Чтобы Господь  простил грехи и умилостивился над людьми, виновными пред Ним». - «Вот и слово «милость»

означает здесь «умилостивительная жертва», а слова «милость мира» означают «умилостивительная жертва за наш мир (ради нашего мира)». С Кем же мир дал Господь нам? С Кем мира 

у людей не было? Кого они прогневали грехами»? - «Бога». - «Да, прежде люди навлекали на себя худыми делами гнев Божий, и на душе у них не было мира, а теперь, когда

Господь принес Себя в жертв у за грехи людей, привлекают что»? - «Любовь Божию».

- «А на душе у них что, когда грехи Бог простит?» - «Мир, спокойствие». - «Значит, что же означает слово «милость мира»?» - «Будем приносить умилостивительную жертв у, чтобы получить мир

с Богом». «А можем ли мы сами достойно приносить такую жертв у, что нам для того нужно? Вслушайтесь, какие слова произносит и о чем просит далее священник? Он говорит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа (т.е. общение с нами Святого Духа, снисшествие Его на нас) буди со всеми вами!».

Певчие (или все люди) отвечают: «И со дух ом твоим», т.е.

да пошлет Господь и твоей душе благодать, любовь Божию, дары Святого Духа. Священник произносит: «Горе имеим сердца», —

что это значит, куда нужно обратить сердца? Что значит «горе»? например, «возвел очи горе» - куда это? или «горница» - 

какая часть дома, нижняя или верхняя?» Дети  легко могут

сообразить, что «горе имеим сердца» означает:  

«обратим их к небу, забудем о всем земном».

Далее «благодарим Господа» - самая важная часть литургии верных, доселе же верующие только подготовлялись к этой части.

Таким образом предполагалось довести детей до самой главной части литургии верных, хотя это за недостатком времени не совсем осуществлено, потому что учителю пришлось часть

урока употребить на проверку самостоятельной работы детей старшего отделения, заданной вчера, и на рассказ 

о Нерукотворенном Образе. При полном незнакомстве детей 

с порядком службы приходится вопросо-ответную форму изложения  довольно часто менять на излагательную, - впрочем, тольк о там, г де дети обнаруживают по чти полную неосведомленность или где путь наводящих вопросов отнял бы очень много времени.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.