Во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 16 августа 1911 года — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 16 августа 1911 года

2020-11-03 84
Во всех отделениях, данного на педагогических курсах в г. Житомире 16 августа 1911 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В младшем отделении учитель имеет в виду повторить с детьми историю сотворения человека, дополнить ее, равно историю грех опадения, которая не окончена была на предшествующих курсах, остановиться особенно на обетовании о Спасителе. Среднее

отделение участвует в работе младшего, а потом в работе старшего, которому сна чала дается самостоятельная работа (про читать по русскому Евангелию чтение праздника 16 августа 

из Евангелия от Луки, 9я и 10я г лавы), а потом объясняется 

2-й член Символа веры. Младшее отделение привлекается отчасти и к последней работе.

Учитель  начинает с вопроса, обращенного к младшему отделению, во сколько дней сотворил Бог мир, в какой день сотворил Он человека, ранее или после света, солнца, рыб и

птиц, животных. Дети говорят, что человек сотворен после всех  в 6-й день и после него Бог уже ничего не творил. - Затем учитель предлагает вспомнить, как Бог сотворил человека. Дети

среднего отделения рассказывают (кое-что вспоминают и младшие - например, что тело создано из земли, а душу вдунул Бог). Далее учитель спрашивает, так ли Бог сотворил человека,

как, например, свет, животных? Дети младшего отделения говорят, что свет сотворил Бог одним словом: «да будет свет!», а человека не так; как именно сотворен человек, вспоминают отчасти

дети среднего отделения, но так как ими забыты по длинные слова Божии, то учитель говорит их сам отчетливо и раздельно: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею!» Эти слова повторяют сна чала некоторые из детей среднего отделения, за тем младшего, а для большей прочности учитель заставляет, кроме того, произнести те же слова хором, под такт.

 

После того начинается объяснение данных слов. Учитель спрашивает детей, кто говорит эти слова (ответ: «Бог»), почему не говорит: «сотворю... по образу Моему». Дети соображают,

что это потому, что Бог Един, но в Нем три Лица, о чем напоминалось детям в прошлый раз при объяснении молитвы 

«Пресвятая Троице». - Потом объясняются слова «по образу и по

подобию». Сна чала учитель останавливается на более легком слове: «по подобию», - что значит «по подобию Божию», что значит, что «подобен» человек Богу? Дети сна чала отвечают,

что «подобен» значит «похож», но уяснить себе, в чем состоит образ и подобие Божие, дети не могут без наводящих вопросов.

- «Скажите, дети, животные - они не созданы по образу Божию, могут ли на учиться они читать, могут построить дом?» -

«Нет, не могут». - «Почему же?» - «Потому что они не

разумны, нет у них разума». - «Вот, дети, разумом-то и подобен человек Богу, и говорить могут животные без разума»?

- «Нет». - «Как же их за то называют?» - «Бессловесными». - «А потом скажите еще вот что: ведь животное - зверь дикий особенно, - когда голодно, что делает?» - «Оно ловит других животных,  терзает их и ест». - «Да, оно, что захочется ему, то и делает, будет ли это хорошо или худо. Например, у бедного всего одна лошадь или корова, овца, а зверь, когда голоден, и их растерзает. Поступит ли так человек, например бедный, будет ли убивать другого, чтобы отнять у него деньги или хлеб, хотя бы был очень голоден?» - «Нет». - «Верно. Он может поступать по своей воле, - как же назвать волю человека за то, что он не делает всегда тотчас же то, что ему захочется, а различает, что добро и что зло, добро делает, а от худого удерживается и нельзя заставить его сделать худое против воли?» Дети отвечают, что у человека есть «своя» воля, «собственная», «свободная». Учитель говорит, что, значит, и этой свободной

волей человек отличается от животных и подобен Богу. 

Ввиду трудности предмета учитель заставляет детей разных отделений повторить сказанное о том, что своим разумом и свободою человек подобен Богу. 

 

Далее учитель останавливается на бессмертии души, которым человек уподобляется Богу. - «Душа человека умрет ли, перестанет ли жить, когда умрет тело?» - «Нет». - «А душа животных тоже?» - «Нет, и душа их перестанет жить, когда тело умрет». - «Будет ли она что думать, чего желать, когда тело умрет?» - «Нет». - «А у человека так же?»

- «У человека душа не умрет». - «Откуда же это видим? Вспомните о святых людях: не делают ли они чего и после смерти?» - Дети вспоминают, что святые являлись людям и по

смерти, беседовали с ними, молятся за них и т.д. «Значит, 

у людей какая душа?» - «Бессмертная». - «Да, у людей и душа бессмертна, и тела воскреснут, а у животных так ли?»

- «Нет, они не воскреснут». - «Значит, чем еще подобен человек Богу?» - «Тем, что у него душа бессмертна». - «Что значит теперь, что человек создан по «образу Божию»?»

Дети  перечисляют указанные черты образа Божия.

Чтобы дети видели некоторое различие между «образом Божиим» и «подобием» (хотя в Библии не делается строгого различия), учитель впоследствии предполагал (что не осуществлено

за недостатком времени) спросить, с одной стороны, имеют ли люди образ Божий с самого рождения или после его получают (нет, они уже созданы по образу Божию), а с другой стороны, может ли сам, по своей воле человек сделаться подобным Богу, чтобы получить «подобие» Божие. Желая выяснить детям точнее понятие о «подобии Божием», учитель спрашивает, одинаково ли подобны Богу люди грешные и святые, как называются последние за то, что по святости своей уподобились Богу. 

Дети отвечают, что святые называются «преподобными». - 

«Что же нужно, чтобы сделаться подобным Богу?» - 

«Нужно быть святым». Так дети доводятся до сознания, что образ Божий человек имеет от рождения (от природы  имеет образ Божий, потому что уже создан Богом по образу Божию), а подобие приобретает сам, когда старается быть святым. Последнее объясняется еще примерами: Бог всеблаг, милует, посылает, например, солнце и дождь на всех - праведных и неправедных; и святые любят всех людей, даже врагов своих 

 

(кормят, когда они голодны, молятся за них); еще,

например, Бог свят, и нет в Нем греха, и святые на небе

не имеют и т.д.

После того учитель начинает повторять с детьми среднего отделения и младшего историю блаженства первых людей в раю и грехопадения. Раcсказывают главным образом дети среднего

отделения, но учитель обращается попутно и к младшему отделению с разными вопросами.

Забытые по дробности напоминаются вопросами. При этом учитель останавливается на названиях «древо познания добра и зла» и «древо жизни», заставляя повторять первое название

несколько раз детей младшего отделения, даже хором, а также выяснить смысл обоих названий. Спрашивает учитель также, зачем диавол вошел в змия, что говорил Еве и т.д.

Далее учитель останавливается на наказании, назначенном 

за грех диаволу (и первым людям), и обетовании Спасителя: «Семя жены сотрет г лав у змия». Выясняется сначала

ближайший, буквальный смысл этих слов. - «Какая здесь жена разумеется?» - Ответ: «Ева». - «А что такое «семя»?» - 

Ответ: «Потомство, люди, которые произойдут от Адама и Евы».

Учитель спрашивает при этом, все ли люди произошли от Адама и Евы. - «Что значит «сотрет главу»?» - «Сокрушит, раздавит голов у змея». - «Что значит это»? - «То, что диавол будет

побежден». - «Кем же? Кто произойдет потом из потомства Адама и Евы и победит диавола?»

Ответ: «Иисус Христос родится от Пресвятой Девы (и не Ева только, но и Она называется «Женою») и победит диавола,

спасет людей».

После того учитель переходит к объяснению 2-го члена 

Символа веры, причем имеет в виду главным образом старшее отделение. - «Сейчас мы говорили о том, что первым людям, после того как они согрешили, повелел Господь веровать 

в Спасителя и ожидать Его. Где же  кратко мы выражаем веру

в Спасителя?» - Дети говорят, что в Символе веры, начиная

со 2-го члена. -

 

2-й член после этого громко, отчетливо читается учениками и однажды учителем, незнающие вслушиваются, затем повторяют. - Далее начинается объяснение. Опять детям предлагается

сказать, веру в К ого мы выражаем во 2-м члене, а затем 

предлагается пословное объяснение, в котором принимают большое участие дети, где-то можно.

«Во единаго Господа», - разве были  люди, которые говорили, что Иисус Христос был не о дин?» - «Да, Сам Господь сказал (отвечает на вопрос сам учитель ввиду новости для детей

предмета), что явятся, особенно пред 2-м Его пришествием на землю, многие лжехристы, ложные христы и лжепророки, 

которые будут говорить: «вот Христос здесь» или «вот там Он»,

но им не нужно веровать. И теперь есть такие ложные христы. Потом были люди, которые говорили, что Иисус Христос, 

Который родился на земле, был один, а Сын Божий, 2-е Лице

Святой Троицы, - другой. А когда мы называем Иисуса Христа Господом, то какую веру высказываем?» - «Веруем, что Он - Бог» (ответ младшего отделения). - «Что значит имя Иисус («Спаситель»), по чему Он назван так (потому что спас людей от греха, проклятия и смерти), кто назвал Его так (архангел Гавриил при благовещении Пресвятой Деве?)» Все это дети отвечают сами при некоторых лишь наводящих вопросах учителя. - «Что значит название «Христос» («Помазанник») и по чему 

Господь так назван? к ого помазывали ранее, в Ветх ом

Завете?» Дети вспоминают, что помазывали царей (Саула, Давида), первосвященников (Аарона), пророков (Елисея). - 

«Зачем помазывали?» - «Чтобы помазываемые получили дары

Святого Духа». - «А Иисус Христос как был помазан, тоже миром, елеем?» - «Нет, Он получил Святого Духа при крещении, Сам Дух Святой Его помазал» (этот ответ дается при

помощи сопоставления понятия «помазание» и получения даров Святого Духа, «помазание» и есть получение даров Святого Духа). Чтобы оживить внимание детей младшего отделения,

учитель спрашивает, не знают ли они, как Дух Святый сошел на Иисуса Христа (как и ранее, они отвечают на некоторые вопросы, например: как иначе называется Иисус Христос? Которое Он Лице Пресвятой Троицы? кого мы называем Господом?).

 

Спрашивает их же потом, кто это «Сын Божий». Детям же старшего и среднего отделений предлагается сказать, не называются ли и люди «сынами Божиими» и такие ли они «сыны Божии», как и Господь Иисус Христос. Дети отвечают, 

конечно, отрицательно, но в чем различие, не могут определить без наводящих вопросов. Учитель напоминает, что у людей

родятся дети, одинаковые с родителями, с одинаковой природой человеческой; у всех людей «природа человеческая» (повторяет учитель, чтобы дети вслушались в эти слова, для них в связи

понятные, но еще не вошедшие в их детский лексик он). 

«А у Иисуса Христа только человеческая природа?» 

- «Нет, у Него и божественная природа, потому что Он не простой человек, но и Бог». - «Значит, Он Сын Божий по Своей Божеской природе или по существ у (добавляет учитель, чтобы стало ясным для детей и следующее выражение «единосущна Отцу»), одной природы, одного Божеского существа с Богом Отцом. А у нас природа - Божественная?

- Ответ: «Нет». - Если нет, по чему мы называемся «сынами Божиими»? Вспомните, по чему мы называем Бога Своим Отцом («Отче наш»), а себя детьми Его». - «Потому что Он любит

нас, как детей». - «Поэтому мы  называемся «сынами Божиими» только по любви Божией, «по благодати», а не потому, что у нас природа божественная, как у Иисуса Христа, Сына Божия».

Слово «Единороднаго» выясняется детьми без труда (один Он только Сын Божий у Бога Отца; и у Пресвятой Девы не было еще детей). - «Иже от Отца рожденнаго» - эти слова

треб уют только перевода на русский язык, смысл же их понятен детям. - «"Прежде всех век» - что это значит?» - «То, что Иисус Христос, Сын Божий, всегда был, Он вечен, потому что Бог вечен. Он был прежде, чем что-либо было сотворено». - «Да и 

Кем сотворено все? почему ниже сказано «Имже вся быша» (эти слова сначала переводятся)? Бог сотворил мир словом, чрез Кого, значит?» - «Чрез Сына Божия».

Далее объясняются (с отступлением от порядка слов Символа, но по внутренней связи мыслей) слова: «рожденна, несотворенна»; в объяснение говорится тольк о, что были лжеучители, еретики, к оторые не считали Иисуса Христа истинным Сыном Божиим,

единосущным Богу Отцу, а считали Его сотворенным Богом, таким

 

же творением Божиим, как и все прочие твари. Таков был Арий (пока о Вселенских Соборах за недостатком времени не

упоминается). - «Только, дети, как же мы говорим, что Иисус Христос всегда был, прежде неба и земли и всяк ой твари, что Он их сотворил, а мы ведь теперь считаем как ой год? Откуда мы

начинаем счет годов?» На это отвечают и дети младшего отделения. Дети же старшего и среднего отделений объясняют, что Иисус Христос не простой человек, но и Бог; от телесного

Его рождения на земле идет 191 1-й го д, но Он Бог, Сын

Божий, и родился от Бога Отца прежде всего, от вечности.

Остаются еще не выясненными слова: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна». «Какой свет исходит от света — от солнца? одинаковый с светом солнца или другой какой?» —

«Одинаковый». - «Значит, по чему называется Иисус Христос «Светом от света», вдумайтесь, что говорится далее» («Бога истинна от Бога истинна»). Дети после этого соображают, что

Иисус Христос «Свет от света» потому, что Он так ой же истинный Бог, как и Бог Отец. Учитель это объяснение дополняет, спрашивая, «отделяется ли луч света от самого солнца, когда исходит от него». - «Нет, не отделяется, он идет, начиная от самого солнца» (если загородить солнце, луч не дойдет до нас). - «Так  и Сын Божий от Отца неотделим: все три Лица — «Троица единосущная и нераздельная"" (добавляет учитель, напоминая о слове «нераздельный» в более или менее знакомом детям песнопении литургии). Некоторые, более трудные объяснения повторяются попутно детьми разных отделений.

 

Затем начинается проверка самостоятельной работы старшего отделения, сопровождаемая добавлениями со стороны учителя. Детям дано было прочитать то, что положено читать 

в праздник Нерукотворенного Образа, - с тем чтобы поставить эту работу в связь и с объяснением 2-го члена Символа веры. - Учитель спрашивает, как ой сего дня праздник. Дети

некоторые отвечают, что 16-го августа - праздник «Нерукотворенного Образа». Так как дети совсем не знают истории праздника, то учитель рассказывает ее сам всем трем отделениям.

 

Попутно он заставляет детей объяснить самостоятельно смысл названия «Нерукотворенный Образ», и дети на основании рассказа объясняют. Подчеркивает также учитель то место

рассказа, где говорится, что художник Анания не мог снять изображения с Иисуса Христа потому, что лице Его сияло Божественной славой.

Затем учитель спрашивает, что дети про читали в 9-й и 10-й г лавах Евангелия от Луки. Дети вспоминают про то, как Господа Иисуса Христа не приняли в самарянском селении, про то, как

Он ответил человеку, желавшему следовать за Ним: «лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда,  а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Л к. 9:58). Спрашивает также

учитель, что сказал Господь об апостолах, которые сами своими очами видели Господа (Лк. 10:23—24). - «В как ом же виде Господь явился на землю - в таком же, в как ом придет Он во

второй раз судить живых и мертвых или нет (если Его даже не приняли в Самарии, если не было у Него, где голову приклонить)?» - Дети отвечают, что Он явится во славе, а в первый раз явился в «уничижении» (слово это повторяется детьми). - «По чему Он явился в уничижении? Вспомните опять, что сказано в Евангелии в том месте, где вы читали». - Дети отвечают, что Господь пришел не губить души человеческие, а спасать и потому не проявлял Своей Божественной славы чрез низведение огня с неба на самарян. - «А если бы явился Он во славе, что могло бы быть? Вспомните про ветхозаветных людей, что было с ними, когда им явился Господь». - Дети говорят, что они боялись умереть от явления им Бога. - «Вспомните еще,

что сделалось и с учениками, когда Господь показал им на Фаворе Свою Божественную славу».

- «Они очень испугались и пали ниц на землю». - «Значит, за чем Господь явился в образе человека, в уничижении, а не во славе?» - «Для того, чтобы люди Его не боялись, чтобы лучше

на учить и спасти людей». - «Значит, Господь Иисус Христос имел Божественную славу и только  скрывал ее. Вспомните, 

почему художник Анания не мог снять изображения с Господа

Иисуса Христа?» - «Потому что лице Его сияло Божественной славой». - «Да, нельзя изобразить человеку всей славы Божества.

 

 

Не скажете ли, дети, одинакова ли эта Божественная слава 

у Бога Отца и у Господа Иисуса Христа?» - «Одинакова». 

- «А как Иисус Христос называется за то, что слава Его одна и та же, что и у Бога Отца, что в нем сияет та же Божественная слава?» Напоминается конец кондака Преображения (который разбирался кратко на предшествующих курсах): «мирови же проповедят, як о Ты еси воистину Отчее сияние»,

говорится также, что Иисус Христос называется «Образом Отца». - «Почему Иисус Христос называется «Образом Отца» Своего, «Отчим Сиянием»? Вспомните, как говорится о Нем во 2-м

члене Символа веры». - Дети соображают, что Иисус Христос потому называется «Образом Отца» и «Отчим сиянием», что 

в Нем та же слава Божественная, какая и в Боге Отце: «Он Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»; и Он о дин открыл славу Бога Отца, когда явился в мир.

Так самостоятельная работа из Евангелия и история праздника «Нерукотворенного Образа» связываются между собою

и с объяснением 2го члена Символа веры, а чрез то достигается более

глубок ое уяснение и восполнение объяснений 2го члена Символа веры и самого события праздника.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.