О необходимости для учителя наблюдательности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

О необходимости для учителя наблюдательности

2020-11-03 110
О необходимости для учителя наблюдательности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И уменья применяться к личным особенностям воспитанников

 

Учитель имеет дело не с мертвыми машинами, которые, будучи однажды заведены, однообразно и правильно совершают свою деятельность, и не с явлениями природы, которые без труда 

подводятся под общие неизменные законы, но с духовной 

природой детей, с самой человеческой душой, жизнь которой не может быть подчинена строго неизменным законам, —

вследствие присущей ей свободы в ней постоянно происходит нечто новое и она способна к постоянному усовершенствованию. Поэтому усвоенные учителем приемы преподавания

нередко должны быть видоизменяемы применительно к данному состоянию ученика, а знакомство с душевною жизнью детей, приобретенное из книг, должно быть дополняемо изучением ее в  живой непосредственной действительности. Другими словами, учитель должен обладать наблюдательностью и умением применяться к личным особенностям ученика.

Наблюдательность учителя должна проистекать не из пустого любопытства или бесцельного желания знать, что где говорится и делается, - она предполагает в учителе способность

снизойти до детских мыслей и чувств, 

поставить себя на место детей. 

 

Она помогает учителю говорить понятным для детей языком и давать вопросы, всегда соответствующие степени их понимания. Такой способности не создает одна научная любознательность и научное знакомство с психологией, педагогикой и дидактикой. Истинное знание детской души дает только  любовь к детям, потому что только она способна ко всему снизойти и все претерпеть. О подобном именно знании, происходящем из любви, сказал Спаситель: «Я... знаю Моих, и Мои

знают Меня» (Ин. 10:14).

 

 

О темпераментах

 

 

Изучить детскую природу дело весьма нелегкое. Поэтому небесполезно учителю знать хотя бы главнейшие особенности, по которым одни дети отличаются от других. Еще в древности

указывали на четыре темперамента, или четыре главных 

природных расположения, которые значительно различаются между собою и которые, однако, с теми или другими

видоизменениями свойственны всем людям. Эти темпераменты называются: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Главные особенности каждого из них

можно представить в следующем виде. Сангвиник отличается от других людей тем, что он легко и быстро воспринимает, особенно все доступное внешним чувствам или наглядному наблюдению. Он все замечает и быстро  соображает, если ему объяснено что-либо наглядно. Он отличается любознательностью и предприимчивостью. В отношении к товарищам

обнаруживает искренность и доверчивость, склонность к дружбе. Но за то он как скоро увлекается, так  же скоро и охладевает. Он воспринимает скоро, но нередко и охладевает, он

легкомыслен и непостоянен. Любознательность его скоро прекращается, и он начинает чувствовать скуку, если нет все новых и новых впечатлений; в классе он прежде других

принимается за шалости, если урок ему не кажется интересным.

 

Поэтому сангвиника следует не только заинтересовать, но и постоянно давать ему какое-либо дело, его интересующее. Чтобы

он не нарушал дисциплины в классе, хорошо по чаще его спрашивать. А главное, учителю следует позаботиться о том, чтобы на учить его терпению и расположить к тому, чтобы он

продолжал интересоваться предметом не в настоящую только минуту, когда предмет для  него занимателен, но и тогда, когда первое увлечение пройдет. Насколько сангвиник жив и отдается весь внешним впечатлениям, настолько меланхолик

медленно восприимчив и углублен в самого себя. Его как будто почти не занимает то,  что происходит вокруг него. Он часто остается о дин и как будто удаляется от товарищей. В нем

нередко развивается недоверие, подозрительность к людям и даже ненависть. Но за то что он воспринимает, то воспринимает глубоко. Он охотно занимается размышлением над тем, 

что слышал или прочитал, и потому может заниматься серьезнее других детей. Что затронуло его, то за тронуло самые внутренние движения его души, и потому добрые впечатления, если они подействовали на него, могут в нем сделаться самыми 

прочными. В обращении с так ого ро да

детьми учитель должен быть весьма осторожен. Он не должен 

скоро произносить своих суждений об их неразвитости, если они не отвечают на его вопросы. Нередко не отвечают они

потому только, что очень застенчивы, или не умеют, как следует, выразить свою мысль, или, наконец, потому что развитие их вообще совершается медленнее. Учитель должен с такими

детьми обращаться особенно мягко и приветливым обращением внушать им большее доверие и любовь ко всем вообще.

А чтобы постоянное углубление в себя или уединение не вело 

к мечтательности и другим дурным качествам, учитель должен чаще обращать их внимание на действительность, заставлять, например, выразить свою мысль яснее, как следует, представить

пример из действительности, почаще быть и говорить

с товарищами и т.п. Холерик, как и сангвиник, легко все воспринимает, но не отдается всем впечатлениям, 

а только тем, которые главным образом и постоянно его интересуют.

 

Притом воспринимает он не поверхностно, а основательно, обдуманно. Он отличается настойчивостью и деловым

характером. Но в то же время он особенно легко впадает 

в преувеличенное мнение о своих силах и упрямство. Поэтому его хорошо смирить, действуя твердо и авторитетно, но в то же

время и осторожно, не осуждая прямо его действий, чтобы еще более не раздражать его самолюбия, но действуя на него незаметно для него самого. Ему хорошо, например, показать,

что он еще не все понимает так, как он будет понимать 

со временем; что можно знать что-либо еще лучше, чем он знает; что он поступил в известном случае на вид хорошо, но, может быть, внутри у него таились в то же время какие-нибудь мелкие, даже предосудительные мысли и чувства.

Наконец, флегматик отличается медленною и слабою 

восприимчивостью. Он кажется вялым, ленивым, равно душным к о всему, даже эгоистом, потому что заботится как будто более

всего о собственном спокойствии, а до всего остального ему совсем нет дела. Но при всех этих видимых недостатках и флегматический темперамент имеет важное преимущество. Это его уравновешенность. Флегма тик медленно воспринимает, но за то то, что воспринял, хранит долго и постоянно. Он не поддается 

скоро добрым влияниям и чувствам, но если они запали в его

душу, то сохраняет их неизменно и в так ом случае на него 

всегда можно положиться. Учителю следует возбуждать в нем больший интерес и живость, а вместе с тем бороться и с его

наклонностью к лени, равнодушию и эгоистическому спокойствию. Живое и подвижное общество прочих его товарищей легко может помочь в данном случае учителю. Вообще же ни о дин темперамент нельзя назвать лучшим или худшим другого - каждый имеет достоинства и недостатки. Темперамент есть только природное расположение души и тела; развитие свободы и самостоятельного характера в детях постепенно может сгладить или по крайней мере ослабить дурные стороны темперамента. 

И дело учителя воспользоваться хорошими сторонами темперамента, не давая дурным развиться и окрепнуть.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.