О качествах учителя начальной школы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

О качествах учителя начальной школы

2020-11-03 91
О качествах учителя начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Доселе мы говорили о задаче начальной народной школы, т.е. 

о том, что должен делать учитель в школе и в как ом духе и направлении. Теперь мы должны ответить на другой вопрос:

каков же должен быть учитель, чтобы исполнить эту задачу, 

об его качествах умственных и нравственных.

О необходимости подготовки к учительству путем практическим и

теоретическим. Конечно, он  прежде всего должен подготовиться к учительству, изучая учебно-воспитательное дело теоретически и практически. Многие учителя приступают к учительству без всяк ой теоретической подготовки, думая, что «опыт научит», как вести дело в школе, — опыт, понимаемый в смысле или собственной деятельности — в школе, или в смысле

наблюдения за тем, как ведется дело в школах, хорошо поставленных. Действительно, занимаясь в школе, учитель может замечать разные  недостатки и промахи, которые были им

допущены, вырабатывать те или иные приемы преподавания. 

Для подобного наблюдения некоторые учителя и учительницы ведут дневник. Дневник может быть весьма полезен, потому

что приучает к сосредоточенному размышлению и основа тельному обсуждению разных вопросов, касающихся воспитания и об учения. 

 

Впрочем, дневник приносит пользу только в том случае, если учитель действительно беспристрастно обсуждает причины успеха или неуспешности дела в своей школе.

Но как бы, казалось, ни опытен был учитель, он не должен полагаться на одну эту опытность. Его наблюдения, хотя бы даже и многолетние, все же не полны, выработанные им

приемы преподавания иногда могут быть неправильны. Поэтому необходимо изучать дело воспитания и об учения не только практически, но и теоретически - путем чтения педагогических сочинений или бесед с людьми опытными и знающими. Посредством чтения учитель может познакомиться с опытами, 

которые применяли в деле воспитания и об учения в течение многих веков, с мнениями знаменитых педагогов, основанными на всестороннем изучении человеческой природы. Благо даря практике у учителя часто устанавливаются определенные, слишком однообразные приемы преподавания, а это легко может сделать преподавание его безжизненным. Читая же книги разных лиц, трудившихся в учебно-воспитательном деле, учитель встречает новые для себя мысли, знакомится с новыми

приемами преподавания. Да и вообще чтение при однообразной учебной деятельности может освежающим образом

действовать на душу.

 

 

Что читать учителю

 

 

В частности, польза знакомства не только с отдельными приемами преподавания по тем или другим предметам, но и 

с общими вопросами, касающимися учебно-воспитательного дела,

открывается из следующего: посредством своего опыта и изучения приемов преподавания учитель, конечно, усваивает так называемые приемы преподавания, т.е. он знает, как учить; но

ведь нужно и отдавать себе отчет в том, по чему именно так следует учить, - например, знать, по чему учить следует наглядно, по чему учить по звуковому, а не букво-сочетательному 

 

 

методу, т.е. знать те законы души, по которым именно так нужно учить. Знать только приемы преподавания и не знать общих оснований для них, какие указываются в науке, то же, что знать отдельные дома на известных у лицах города или разные предметы в известной местности, по которым можно найти дорогу, и не иметь общего представления о городе или о всей местности, а в таком случае стоит несколько изменить приметы, и пути нельзя будет найти (так бывает с дикарями - 

по Спенсеру). Поэтому изучение законов душевной жизни и 

знакомство с общими вопросами, например о цели воспитания, 

о том, каков должен быть учитель, и др., весьма полезно: оно осветит, так сказать, учителю весь путь, ведущий к цели, тог да как знакомство с частными приемами преподавания освещает только небольшое пространство, находящееся пред его ногами.

Ближайшим образом учителю, конечно, следует читать сочинения и руководства по педагогике и дидактике с методикою, а также по истории педагогики, т.е. наукам, которые непосредственно касаются дела воспитания и об учения. Из русских педагогов замечательны К. Д. У шинский, С. А. Ра чинский, 

Н. И. Ильминский, известны своими сочинениями по психологии Миропольский, Каптерев, барон Корф, Преосвященный Феофан, высокопреосвященный Амвросий 

Харьковский и др.; заслуживают затем полного внимания

учителей школ: сборник  Анастасиева «Народная школа» и издания К. П. Победоносцева «Ученье и учитель», «История детской души», «Новая школа» и др. Толстой высказал немало

своеобразных взглядов на воспитание, но односторонних. 

Есть у нас особые педагогические журналы, например 

«Церковно-приходская школа», «Народное образование», 

«Вестник воспитания», «Женское образование», «Педагогический листок» и др. Что касается иностранных педагогов, то следует быть осторожным при выборе чтения из их сочинений,

потому что, читая их, нужно суметь разобраться во взглядах, нередко односторонних, неправильных или неприменимых 

к нашей русской школе. 

 

 

Из иностранных педагогов нельзя оставить без упоминания 

Яна Амоса Коменского, Песталоцци и др. Что касается

педагогических сочинений таких лиц, как Руссо, Спенсер, 

Бэн и т.п., то без ущерба для дела можно и не браться за них учителю нашей школы. Лежащие в основе их педагогических

взглядов философские воззрения сообщают им характер, совершенно не соответствующий здравым христианским 

взглядам на воспитание и обучение. Полезно познакомиться и с

разными сочинениями по психологии. Психология изучает законы душевной жизни, а воспитание и об учение основывается на этих именно законах. Даже воспитатели и учителя,

которые вообще незнакомы с психологией по книгам, 

в действительности постоянно прибегают к ней: они изучают детскую душу, наблюдают за тем, как развиваются способности детей, как вырастают в душе их разные склонности и т.д. Чтение книг по психологии, конечно, могло бы помочь в этих наблюдениях, а иногда исправить их или дополнить. 

В частности, для изучающего дело воспитания весьма полезно обратиться к так называемым аскетическим писаниям. Христианские подвижники, постоянно наблюдая за собою и всю жизнь занимаясь самовоспитанием, в своих сочинениях высказывают несравненно более глубокие взгляды на

внутреннюю жизнь души, особенно на борьбу со страстями, чем все научные сочинения по психологии, и в этом отношении их сочинения незаменимы. Важно и полезно для учителя

также приобрести сведения по гигиене, которая учит, как хранить тело в здоровье, и по медицине, потому что при недостатке 

врачей крестьянин всегда может обратиться к учителю 

с вопросом, как помочь в известной болезни; в иных местностях - по пчеловодству, сельскому хозяйству и т.д. 

Впрочем, не столько нужно заботиться о том, чтобы много 

прочитать, чтобы быть, как говорят, начитанным, или «образованным». Едва ли можно назвать образованным

того, кто только читал много книг, но никаких прочных и основательных знаний не приобрел.

 

Поэтому более заботы следует прилагать к тому, чтобы из про читанного вынести пользу. А польза от чтения будет в том случае, если думать над прочитанным, если чтение возбудит

собственные мысли и наведет на самостоятельное размышление. Полезно во многих случаях делать выписки из про читанного, чтобы сознательнее усвоить прочитанное, дать в нем отчет, 

а также и затем, чтобы после делать справки при

представившемся случае, - но опять таки с осторожностью, чтобы не потратить времени на выписывание того, 

что потом окажется ненужным.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.