Возраста к театральной деятельности. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Возраста к театральной деятельности.

2020-07-03 272
Возраста к театральной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с

дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду. При

этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и

С.И.Мерзлякова выделяют занятия: по количеству участников занятия

 (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), а также праздники,

развлечения, спектакли, театрализованные действия. Основной формой

является занятие.

Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделили следующие типы театральных

занятий:

Типовые, которые включают следующие виды деятельности:

театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую,

театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).

Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.

Тематические, на которых все названные виды деятельности

объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое

плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.

Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о

специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка,

живопись), о современных технических средствах (аудио-,

видеоматериалы). Объединяются все виды художественной

деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в

произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-

своему передающих образ.

Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности

выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.

Репетиционные, на которых осуществляется «прогон»

подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных

фрагментов.

Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные

без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность

дошкольников.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными

возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости

на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец,

Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать

персонажам и событиям. Театрализованная деятельность является

источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий

ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим

средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации

совместной деятельности детей. Синтетический характер театрального

искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий

способности воспринимать специфическое сценическое искусство и

осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные,

исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для

развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей.

Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это

проявляется в следующем:

• у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства.

Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть

детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров

в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми

необходимости ознакомления с этим видом искусства);

• наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в

детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности

восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний,

что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых

требует владения их специфическим языком;

• театрализованные игры детей характеризует примитивность и

«свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа

средств выразительности и др.;

• отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия

театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие между признанием искусствоведческой и

педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом

развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому

же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста

оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка:

снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества.

Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с

театром как с видом искусства и организации театрально-игровой

деятельности самих детей.

Условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое развитие

дошкольников (Е.А.Дубровская):

• овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень

сформированности операций по соотнесению этих эталонов с

воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец);

• опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение

различных способов реализации отношения человека к действительности

(музыка, живопись, художественная литература и др.);

• обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять

способность и потребность к импровизации — в изобразительном

(Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флѐрина и др.) и музы-

кальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве;

• достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании

и творческой переработке полученных представлений;

• полноценность и глубина восприятия ребенком литературного

произведения, предназначенного для драматизации;

• способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые

действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к

театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово,

эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам,

попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждаю-щим к диалогу;

- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать

ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в

диалог, разыгрывают сценки;

- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных

игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов,

стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры

воспитанников;

- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для

театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с

динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными

характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится

возможным при сформированности у них готовности к подобного рода

деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-

положительное отношение к нему и определенный опыт собственной

театрально-игровой деятельности.

Задачи театрально-игровой деятельности:

• формирование представлений о театре, эмоционально-положительного

отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходимо выделить

особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда,

социальным значением, самим зданием и интерьером;

• подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе

просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств об-разной

выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

• формирование представлений о театральных профессиях (основных и

вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора,

костюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству,

способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и

др.). Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального

действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке

(режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее

осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления

отражаются в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить

увиденное;

• ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры. Система

бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону

взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения

театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний,

укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю

работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром,

сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д.

Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие

существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и

почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»;

«Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными

обертками?»; «Для чего нужен антракт?». После бесед на эти темы

желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в

театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера».

Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном

зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят

помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду

и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы

оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти

место. Как бы ты поступил?». При знакомстве с разными видами

театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую

сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического,

музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с

устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр,

где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить

костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей

дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы

над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго

требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные

театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого

предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы,

кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей

положительные эмоции.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.